Рабочая программа история в лицах

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 им. А.В. Мокроусова

с углубленным изучением английского языка» Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




________________6________________

(классы)


2015- 2016 учебный год

(сроки реализации)












Рабочую программу разработала:

Хавченко Е.В.


Ф.И.О.

должность:

учитель истории. Директор школы



Подпись разработчика:

_________________________



___________2015____________

(год разработки)







Симферополь





Оглавление


1. Пояснительная записка........................................................................с. 3 -7

2. Содержание программы курса............................................................с. 8 -9

3. Учебно - тематический план...............................................................с.10

4. Литература и средства обучения.........................................................с. 11











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса «История в лицах. Реформы и реформаторы Российского государства» предназначена для изучения учащимися 6 класса. Курс рассчитан на 34 часа.

Еще совсем не так давно в обществе не возникал вопрос, нужно ли формировать гражданскую позицию у школьников. Идеалы и мировоззрения, сформированныев государстве активно агитировались, но с изменением политического положения в России, возникли и новые проблемы. Остановимся на некоторых из них. Проблемапервая: в современной России непросто сформулировать идею, которая смогла бы объединить весь народ, который живет в стране. Были попытки созданияобщенациональных идей, но они так и остались на стадии формирования. Вторая проблема непосредственно связана с возрастом учащихся. В школьном возрасте,дети еще не могут участвовать в выборах, не имеет возможности выразить свою гражданскую позицию. Изза этого, дети не чувствуют себя частью общества, и незнают, что такое гражданский долг, идея и мировоззрение. В результате, многие выпускники образовательных учреждений являются социально пассивными илинедостаточно активными членами общества и государства. Так же серьезной проблемой в формировании гражданской позиции является то, что некоторыепреподаватели придерживаются авторитарной позиции обучения. Они диктуют свои правила и следовательно, не дают развиваться личности ученика [2].

Социологические исследования показывают, что в современном обществе значительно изменилось отношение к таким ценностям, как Отечество, долг, честь,верность героическим традициям своего народа, знание истории страны. В связи с этим крайне актуальным становится формирование гражданской позиции уучащихся старших классов.

Социологи М.С. Кузьмин и С.Н. Тимашев рассматривают термин «позиция» как тождественный термину «статус». Статус определяет место индивида в обществе,его взаимоположение с другими людьми [3]. В педагогике, В.И. Лутовинова, рассматривает «позицию» так: «Система устойчивых отношений человека копределенным сторонам действительности, которое проявляется в соответствующем поведении и поступках» [5]

Что же такое гражданская позиция? Активная гражданская позиция - это осознанное участие человека в жизни общества, которое отражается в его сознательных реальных действиях и поступках в отношении к окружающему миру. Данные действия и поступки направлены на реализацию общественных ценностей, но только при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Исходя из определения, выявим основные компоненты гражданской позиции:

1) социальная активность;

2) гражданское самосознание;

3) гражданские качества.

Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности, т.е. на осознание и оценку человеком своего знания, самого себя. Гражданские качества формируются не только под влиянием социальной среды, но и под влиянием собственных усилий личности в различных жизненных ситуациях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, а так же самостоятельность - все это является неотъемлемой частью в процессе формирования гражданской позиции.

Формирование гражданской позиции начинается с самого рождения ребенка и самую главную роль в ее становление оказывает семья, именно в ней ребенокосваивает первые уроки отношения к своей стране. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых инравственных норм, действующие в обществе, формирование гражданского мировоззрения. Все это выражается в формирующемся гражданском поведениичеловека [6].

Исходя из этого, гражданская позиция это свойство личности, которое проявляется в разнообразных видах деятельности, которые содействуют успешнойсоциализации. Воспитание гражданской позиции несовершеннолетних определяется как целенаправленный и непрерывный процесс личностно значимойгражданской деятельности старшеклассников, предполагающий освоение гражданского опыта с целью самореализации и выполнения гражданского долга.

Таким образом, проблема гражданского воспитания в современной школе на сегодняшний день является актуальной. Гражданское воспитание - это системавоспитания и обучения личности, которая предусматривает создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности иобретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Гражданское воспитание невозможно реализовать черезотдельную учебную дисциплину, так как это является целостной системой и охватывает все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные.Система предполагает использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

Выделим три основных подхода к воспитанию гражданской позиции старшеклассников:

1. Личностно-ориентированный подход, с учетом возрастных особенностей старшеклассников и качественных характеристик психологических процессов воспитания.

2. Ценностный подход, важным компонентами которого являются совокупность, содержание, определение технологии и методики реализации ценностей. Все это происходит в процессе воспитания гражданской позиции, в единстве содержания программы по воспитанию гражданской позиции старшеклассников и внешней среды.

3. Деятельностный подход, позволяющий рассматривать воспитание гражданской позиции старшеклассников в динамике, так как социокультурная среда обеспечивает совместную деятельность субъектов и, что немало важно, содействует коррекции ценностных ориентаций.

Возникает вопрос о том, как же все-таки улучшить сложившуюся ситуацию и как формировать гражданскую позицию у школьников. Необходимо выявить системусредств, которые помогли бы изменить сложившуюся ситуацию. Следует отметить, что данные средства должны иметь системность, так как недостаточностьиспользования средств не позволяют получить нужного результата. В школе имеются программы, в ходе реализации которых воспитывается активная позицияшкольника к жизни и к государству.

Рассмотри модель воспитательной системы, которая ориентирована на формирование гражданской позиции. Она создается в процессе моделирования - специфическом способе познания, при котором одна система воспроизводится в другой. В процессе моделирования мы условно выделили 3 этапа:

1 этап - формирование представлений учащихся о содержании и функциях гражданской позиции как качества личности;

2 этап - воплощение этих представлений в одну из форм модели воспитательной системы;

3 этап - внесение корректив, уточняющих или изменяющих представления о гражданственности и модели воспитательной системы.

Результатом является сформированная гражданская позиция личности ученика.

Рассмотрим организацию деятельности по формированию гражданской позиции, например, на уроках обществознания. Именно на уроках обществознанияоткрываются широкие возможности формирования у учащихся единой правовой, политической и нравственной культуры. На основе этого ученики приобретают опытосвоения основных социальных ролей, учатся вести диалог, быть толерантными, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях.Одновременно они приобщаются к идеалам и ценностям демократического общества, к которым относится и признание прав человека. Но главное не простопровозгласить об имеющихся правах, но и научить школьников применять их в повседневной жизни, не отделяя при этом права от имеющихся обязанностей.

Возможно провести ролевую игру на уроке и организовать работу службы «Правовой консультант». В повседневной жизни человек сталкивается с необходимостьюполучения юридической помощи, но не всегда есть реальная возможность получить ее от квалифицированного специалиста. Поэтому он вынужден самостоятельнообращаться к нормативно-правовым документам, изучать их, и учиться применять ее на практике, а так же критически оценивать ее. Учащиеся делятся на 2 группы:одна - консультанты по какой- либо конкретной проблеме, а вторая - желающие получить консультацию. Обе группы предварительно готовятся - ищут вопросы иответы. Такая работа дает возможность учиться ориентироваться в нормативно-правовых документах, извлекать нужную информацию и передавать информацию спомощью устной и письменной речи, так как это способствует усвоению знаний [4].

Так же можно провести урок-экскурсию с применением презентации «По улицам родного города». Ребятам раздаются задания разработать маршрутныеэкскурсионные листы по разным улицам нашего города, отметив их особенности и показав достопримечательности. Учащиеся не только расширили свои знания спозиций краеведения, но и показали свою гражданско-патриотическую позицию - т. е. гордость за достижения, уважение к историческому прошлому и сопереживаниенеудачам.

Целесообразно в старших классах использовать метод проектной деятельности учащихся, предлагая им такие темы: «Выборы: «за» и «против», «Мояпредвыборная программа». При подготовке и планировании проектов учащиеся используют материалы СМИ, интернета, наглядную агитацию в виде плакатов,листовок, выполненных самостоятельно. Всё это влияет на социализацию учащихся, формирование их активной жизненной позиции и готовит их к социальнозначимой роли избирателя.

Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельностипосредством социальной активности личности и проявлений её гражданских качеств. Формирование гражданской позиции, чувств и поведения как основная задачагражданского воспитания приобретает большую важность. Однако для рассмотрения воспитания гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознаниянеобходимо усовершенствование практической работы.

Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России.

Цель предметного курса «История в лицах» - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.

Задачи курса:

1) способствовать развитию гражданственности у учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;

2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;

3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;

4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;

5) сформировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.

Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.

В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:

• анализ и сопоставление фактов;

• работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;

• анализ документов;

• оформление сообщений и рефератов.

Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки:

• определять достоверность исторических фактов;

• устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;

• сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия;

• высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.

Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:

• лекции с последующим опросом;

• лекции с обсуждением документов;

• беседы;

• семинары;

• практические работы;

• «мозговой штурм»;

• тесты;

• «круглый стол»;

• «суд над историческим деятелем»;

• викторины.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:

• умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;

• умение выдвинуть гипотезу;

• умение делать обобщения;

• умение систематизировать материал;

• умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);

• умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);

• умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);

• умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.

Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний - тесты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.

По окончании изучения предметного курса учащиеся должны:

• соотносить единичные факты и общие явления и процессы;

• называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;

• сравнивать исторические события и исторических деятелей;

• излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;

• объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;

• сравнивать предлагаемые исторические версий и оценки, выявлять сходства и отличия;

• определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.

Условия для реализации:

Занятия по изучение предметного курса будут проходить в кабинете истории с использованием следующего оборудования: комплекты настенных карт, портретов. атласов по истории России, иллюстративный, справочный материал, научную и методическую литературу, дидактический и раздаточный материал, аудио- и видеоаппаратуру. (Атласы: «Россия с древнейших времен до XIX в.», «Россия в XIX в.», «Россия в XX в.»; карты: «Россия в XVII в.», «Российская империя во второй половине XIX в.» и др.)

Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Так, измерителем обученности учащихся может быть:

• исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести исторический факт с указанными на доске названиями, историческую личность с ее деятельностью;

• деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова, даты;

• текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки;

• обобщающие вопросы и задания;

• тесты.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

Введение. Знакомство со структурой курса (1 час).

Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства.

Тема 1. Российское реформаторство (2 часа).

Лекция «Российское реформаторство».

Семинар «Реформы и реформаторы».

Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы «сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства.

Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования (1 час).

Первые русские реформаторы: Вещий Олег и княгиня Ольга. Их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги.

Тема 3. Владимир Великий (Святой) (1 час). Крещение Руси - коренное преобразование русской истории.

Тема 4. Ярослав I Мудрый (1 час). Особенности установления норм права на Руси. Первый письменный свод законов

Тема 5. Владимир Мономах (1 час). Завершение первого письменного свода законов на Руси

Тема 6. Иван I Калита (1 час). Преобразовательная деятельность в сфере налогообложения населения

Тема 7. Дмитрий Донской (1 час). Превращение Москвы в политический центр Российского государства

Тема 8. Иван III (1 час). Преобразовательная деятельность в формировании российской государственности

Тема 9. Иван Грозный (2 часа).

Лекция «Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный»

Семинар «Иван Грозный: человек и правитель».

Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникновения и результаты.

Тема 10. Первые Романовы (2 часа). Новая династия правителей. Первые преобразования: успехи и неудачи

Тема 11. Петр I (2 часа).

Практическое занятие «Петр I: тиран или...».

Судебный процесс

Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Петр I: человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра I.

Тема 12. Екатерина II (2 часа). Основные аспекты преобразовательной деятельности. Просвещенный абсолютизм

Тема 13. Александр I (1 час). Практическое занятие «Александр I:

либерал или радикал...?»

Тема 14. «Александр II: великие реформы» (2 часа).

Практическое занятие «Великие реформы». Личность Александра II. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра II.

Тема 15. Александр III Миротворец (1 час). Контрреформы. Миролюбивая внешняя политика России

Тема 16. Николай II (1 час). Долгожданная ГД в России

Тема 17. Последний реформатор Российской империи (1 час).

Лекция «П. А. Столыпин - последний реформатор Российской империи».

Личность П. А. Столыпина - последнего реформатора Российской империи. Деятельность П. А. Столыпина. Аграрная реформа: содержание и осуществление. Итоги реформаторской деятельности П. А. Столыпина.

Актуализация знаний учащихся по изученным вопросам. Групповая работа - развитие коммуникативных навыков

Тема 18. Реформаторская деятельность первых советских лидеров. (2 часа).

Лекция. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Конституция 1918 года. Политика «военного коммунизма». Переход к новой экономической политике.

Личность В.И. Ленина, Троцкого, Бухарина. Результаты первых реформ Советской власти.

Тема 19 . И. В. Сталин. (2 часа).

Семинарское занятие. Индустриализация её истоки и результаты. Коллективизация, её социальные и экономические последствия. Противоречие социалистической модернизации. Конституция 1936 года.

Культ личности Сталина.

Тема 20. Реформаторы середины XX века. (1 час).

Практическое занятие. Экономические и политические реформы Н.С.Хрущёва.

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, ' развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г.

Тема 21. М. С. Горбачёв: перестройка, гласность. «Новое политическое мышление».(2 часа).

Лекция. Попытки модернизации советской экономики и политической-системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципом самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Основные аспекты «Нового политического мышления».

Тема 22. Б.Н.Ельцин (1 час). Особенности развития России после развала Советского Союза.

Тема 23. В.В. Путин (1 час). Путь построения правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

Итоговое повторение : История в лицах (1 час). Защита рефератов.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНп/п

Наименование тем

1

Введение

2,3

Российское реформаторство

4

Первые отечественные реформаторы и их преобразования (Вещий Олег. Княгиня Ольга)

5

Владимир Великий (Святой)

6

Ярослав I Мудрый

7

Владимир Мономах

8

Иван I Калита

9

Дмитрий Донской

10

Иван III

11-12

Иван Грозный

13 - 14

Первые Романовы

15-16

Петр I

17-18

Екатерина II

19

Александр I

20-21

АлександрII: Великие реформы

22

Александр III Миротворец

23

Николай II

24

Последний реформатор Российской империи: П. А. Столыпин

25-26

Реформаторская деятельность первых советских лидеров.

27-28

И.В. Сталин (1924 - 1953 гг.)

29

Реформаторы середины XX века.

30-31

М.С.Горбачёв: перестройка, гласность. «Новое политическое мышление».

32

Б.Н. Ельцин

33

В.В.Путин

34

Итоговое повторение

Итого 34 часа




Литература и средства обучения

  1. Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы / Г.Ф. Гаврилычева // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал. - 2010. - №3. - С. 3-11.

  2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития: Рекомендации второй Всероссийской научно-практической конференции // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С. 8-10.

  3. Инструктивное письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (15.01.04)» // Российская газета. - 25.01.2014.

  4. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов // Педагогика. - №6. - 2006. - С. 57-59.

  5. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 (ред. от 07.10.2013) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» // Российская газета. - 2004. - №795.

  6. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1988. - 270 с.

  7. Абдулаев Э.Н. ЕГЭ. Практикум по истории: подготовка к выполнению части 2 (В). - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 95 с

  8. Аверх, А. Я Столыпин и судьбы реформ в России. - М, 1991.

  9. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: с древнейших времен до наших дней.- М.: изд.центр «Академия», 1999. - 400 с.

  10. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.- М.: Политиздат, 1988. - 271 с.

  11. Журнал «Преподавание истории в школе».

  12. История. Справочник абитуриента / С.В. Новиков- М.: Филол.общество «Слово, АСТ, Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова , 1998 - 736с.

  13. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.

  14. Кушнир А.Г. Хрестоматия по истории России в документах, материалах и комментариях. Учебное пособие. Т. 1,2 - М.: «Рипол классик», 1999.

  15. Павленко, Н. И. Петр Великий. - М, 1990.

  16. Примерные билеты и ответы по истории для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений/ Авт.- сост. Ю.И. Максимов.- М.: Дрофа, 2002. - 224 с.

  17. Самыгин П.С., Чапек В.Н. История России. Серия «Высший балл». Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 352 с.

  18. Юрьев А.И. Новейшая история России.- М.: ООО «Изд- во АСТ», 2003. -

256 с.

  1. Электронные ресурсы.

Технические средства обучения

1. Нетбук.

2. Колонки.

3. Проектор.

4. Проекционная доска.

11

© 2010-2022