• Преподавателю
  • История
  • План-конспект урока по истории России на тему Отечественная война 1812 г. : причины, планы сторон, ход военных действий. 8 класс

План-конспект урока по истории России на тему Отечественная война 1812 г. : причины, планы сторон, ход военных действий. 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

истории России, 8 класс

Тема: «Отечественная война 1812г: причины, планы сторон, ход военных действий».

Цели: формирование представлений о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер; знакомство с основными историческими фактами, в Отечественной войне 1812 года; воспитание чувства гордости за свое Отечество; продолжить развитие навыков работы с картой и учебником.

Оборудование: учебник «История России XIX в.», А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; рабочая тетрадь; компьютер; проектор; экран; карта; видеофильм, фрагмент из киноэпопеи «Война и мир»; карточки; сообщения учащихся о боях начала войны с использованием репродукций картин русских художников:

«Дело казаков Платова 28 июня» (Красовского)

«Сражение при Клястицах 18 июля» (П.Гесс)

«Сражение под Красным 2 августа» (П.Гесс)

«Сражение под Смоленском 5 августа» (П.Гесс)


«Гроза двенадцатого года настала-

Кто тут нам помог?

Остервенение народа, Барклай,

Зима иль русский Бог?»

(А.С. Пушкин)

Ход урока:

1.Организационный момент: Сегодня мы продолжим изучение внешней политики Александра I, и узнаем о событиях и ходе главной войны начала 19 века - Отечественной войне 1812 г.»

План:

1. Причины и характер войны. Соотношение сил.

2. Начальный период войны.

3. Бородинское сражение.

4. Оставление Москвы. Тарутинский маневр.

5. Партизанская война.

6. Изгнание Наполеона из пределов России.

7. Заграничный поход русской армии.

8. Итоги и значение Отечественной войны 1812 года.

II. Проверка домашнего задания:

1.Назовите основные направления внешней политики Александра I.
-Ближневосточное и европейское направления.

2.Какова была расстановка сил в Европе в начале XIX в.?

-С конца XVIII в. В Европе шли непрерывные войны, в которых коалиция европейских держав во главе с Англией противостояла республиканской Франции. С приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта начинаются войны за мировое господство, связанные с агрессивной, захватнической политикой Франции.

3.Почему Россия оказалась вовлечена в пожар европейских войн в начале XIX в.?

-Надежды Александра I избежать участия в международных конфликтах не оправдались, т.к. Франция перестала считаться с интересами России и пыталась ослабить ее влияние как на Западе, так и на Востоке)

4.Каковы были цели антинаполеоновких коалиций? Кто были союзниками России в войне против Наполеона в 1805 г.?

-Установить в Европе порядок, который не позволил бы Франции вести захватническую политику и угрожать независимости соседних государств. Союзники - Англия, Австрия.

5.В чем причины военных неудач России в кампании 1805-1807 гг.?
-Главная причина - несогласованность действий союзников. Образовавшаяся коалиция была непрочной, каждый из ее участников имел собственные интересы.

6.Каково было основное условия Тильзитского мира? Насколько оно было выгодно для России?

-Присоединение к континентальной блокаде против Англии. Чрезвычайно невыгодно - означало ухудшение ее экономического положения, подрыв экономических интересов русского дворянства и купечества.

7.Как отразилось участие в континентальной блокаде на внешней политике России?

-Поставило во враждебные отношения с Англией; заставило вступить в войну со Швецией, которая отказалась присоединиться к континентальной блокаде.

8.Чем закончилась война со Швецией?

-Присоединением к России Финляндии по Фридрихсгамскому договору, подписанному в августе 1809 г.

9.Что такое «восточный вопрос»? Какое значение он имел для внешней политики России?

-Это международная проблема, возникшая в середине XVIII в. и связанная с ослаблением османской империи и борьбой между европейским державами за раздел ее владений в своих интересах. Для России «восточный вопрос» заключался в обеспечении выгодных судоходных режимов через проливы Босфор и Дарданелл, от чего зависела безопасность черноморского побережья России и экономическое развитие южных окраин страны. Кроме того, Россию связывали дружественные отношения с народами Балканского полуострова, помощь этим народам в их борьбе за освобождение от ига Османской империи.


Карточка 1.

Какими функциями, согласно проекту М.М. Сперанского, должны были обладать:

Сенат _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Государственная Дума _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Государственный Совет ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Министерства ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сенат - ему принадлежала судебная власть. В 1811 г. был подготовлен проект Уложения Сената - он делился на Правительствующий (местное самоуправление), и Судебный. Но этот проект не был принят.

Государственная Дума - новое выборное учреждение, которому принадлежала законодательная власть.

Государственный Совет - был создан в 1810г., должен быть стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу, рассматривать отчеты министерств. Сперанский был назначен госсекретерем Гос. Думы.

Министерства - военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. (В 1811г.вводится единый регламент деятельности министерств)

Карточка 2.

Дайте определение:

Сейм________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Амнистия___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Манёвр______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Манифест___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сейм - название законодательного органа власти в ряде стран. В начале 19 в. депутаты в сеймы избирались от сословий, а права их были ограниченными.

Амнистия - частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью.

Манёвр - передвижение войск на театре военных действий.

Манифест - торжественное письменное обращение верховной власти к населению.



Карточка 3.

Дайте определение понятий:

Идеолог______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Инстанция__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ Консерватизм________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Либерализм__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Идеолог - защитник идеологии - совокупности взглядов, идей, в которых отражается отношение людей к существующей действительности.

Инстанция - ступень в строении подчинённых друг другу органов.

Консерватизм - течение, сторонники которого отстаивают идеи сохранения традиций, преемственности в политической и культурной жизни.

Либерализм - течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений) и свободы предпринимательства.

2. Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя.

2.Работа с картой, презентацией.

3.Работа с таблицей «Отечественная война 1812 года».

1.12 июня (24 июня) 1812 г. без объявления войны французская армия переправилась через реку Неман. С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми пристали и высадились на русский берег несколько саперов в челноке. К их удивлению. Война была на их стороне, а там, в России - мир. Все спокойно в этой чужой стране, которая была им представлена такой угрожающей. (учитель показывает расположение русских армий, их численность, обращает внимание на то, что каждая армия подчинялась своему командующему).Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора

Запись па доске и в тетради:

12(24) июля 1812 г. - французская армия вторглась в Россию.

Соотношение сил сторон: 440 тыс. французов перешли Неман, им противостояли 220 тыс русских . 1-я русская армия под командованием М.Б. Барклая де Толли, 2-я русская армия под командованием П.И. Багратиона, 3-я русская армия под командованием Тормасова.

Русским, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона, необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать. Первоначально местом соединения русских армий был назначен г.Витебск, но объединиться в нем не удалось (учитель показывает на карте). 22 мая армии Барклая де Толли и Багратиона соединились у Смоленска. Это был крупный успех русской армии и серьезная неудача Наполеона, стремившегося к разгрому 1-ой и 2-ой армии по одиночке и к проведению генерального сражения еще у границы. В момент соединения обе русские армии насчитывали около 120 тыс. человек. Наполеоновские войска все еще превосходили русскую армию по численности (около 200 тыс. человек). Поэтому, несмотря на то, что русские войска дали бой у стен Смоленска и отбили ожесточенные атаки противника, Барклай де Толли принял решение о продолжении отступления вглубь страны. Со сдачей Смоленска дорога на Москву была открыта. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины

Запись па доске и в тетради:

22 июля 1812 г. - Первая крупная битва у Смоленска

Неудачи первых недель войны, отступление русских армий породили в русском обществе разговоры об измене, главной фигурой критики стал шотландец по происхождению Барклай де Толли. Все чаще раздавались призывы к назначению главнокомандующим русской армии чрезвычайно популярного в народе, недавнего победителя Турции генерала от инфантерии светлейшего князя М.И. Голенищева-Кутузова (на экране портрет М.И.Кутузова). Несмотря на то, что Александр I не любил Кутузова, он уступил мнению общества. Вступив в командование в августе, Кутузов решил дать генеральное сражение в 110 километрах от столицы, неподалеку от села Бородино.

2. Бородинское сражение

Видеофильм, фрагмент из коноэпопеи «Война и мир».

Выступление учащихся (Посмашная В., Благов А.) от имени российского и французского воинов:

Посмашная В.: «На левом фланге происходила жесточайшая битва; русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг вперед платили несметною потерей людей. Нельзя не удивляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удерживая стремление превосходящих сил неприятеля. Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными».

Благов А.: «В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки - все в сей день стремилось к истреблению и сокрушению человечества. Чугун и железо, сии металлы, самое время переживающие, оказывались недостаточными дальнейшему мщению людей. Раскаленные пушки не могли уже выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопаясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов. Смерть летала по всем рядам.

Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный жар отнимал последние силы. Казалось, что сия полоса России превращена волшебным каким-то действием в адскую обитель. Пальба, звуки, радостные восклицания победителей, часто повторяемые «ура», вопли умирающих, ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках произносимые, - все сие смешивалось, придавало ужасной сей картине действие, которое никакое перо изобразить не в силах. Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, составил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, ускорив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец».

Посмашная В.: «Таким образом кончилось главное бородинское побоище, в котором русские приобрели бессмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных выстрелов было выпущено французами 70 000... Во всей России отслужили благодарственные молебствия...

«Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!... Земля тряслась - как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий, Слились в протяжный вой.»

Запись на доске и в тетради:

Август 1812 г. - назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

Армии: русские - 150 тыс. воинов, 640 орудий; французы - 135 тыс. человек, 587 орудий.

26 августа (7 сентября) 1812 г. - Бородинское сражение.

Потери: русские - 45 тыс. человек; французы - 58 тыс. человек. Сражение длилось 15 часов.

Историческое значение Бородинского сражения:

1) Наполеону не удалось осуществить свои планы - разгромить русскую армию и тем самым принудить Россию к капитуляции.

Французские войска получили удар, от которого они уже не смогли оправиться.

Не желая рисковать, русская армия отошла за Москву (таково было решение М.И. Кутузова после военного совета в деревне Фили под Москвой - 1 сентября 1812г.).

2 сентября русская армия вышла из Москвы. Когда удалось оторваться от неприятеля, Кутузов совершил свой знаменитый фланговый марш-маневр. (Тарутинский маневр).

После того как французы вошли в разорённую и сожжённую Москву («Скажика-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана»), их войска были деморализованы. Активизировалось партизанское движение (Д.Давыдов, А. Фигнер, В. Кожина). (Партизан - член народного вооруженного
отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.) Партизаны изматывали противника. В Москве Наполеон осознал бесперспективность войны. Не получив ответа на мирное предложение, он в октябре покинул Москву

Пребывание русской армии в Тарутино позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Ополченцев - 100 тыс. человек. Всего 220 тыс. человек; 600 орудий. У Наполеона - около 350. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможное продвижение французов к тульским оружейным заводам и к незатронутым войной губерниям. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 г. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город, сгоревший до тла, восемь раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его только после того, как заняли удобную позицию, надежно преграждавшую неприятелю путь на Калугу. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск. Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву; дорога была разорена, сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима.Началось отступление французской армии, инициатива в войне окончательно перешла в руки русских войск. Покидая Москву, французский император имел в строю 100 тыс. воинов. Выходя 14 ноября из Смоленска - около 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. Русская армия двигалась параллельно, все время угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французской армией. Так, крупное сражение произошло под с. Красным, в котором погиб почти весь арьергард наполеоновской армии, а маршал Даву едва избежал плена. В Районе р. Березина в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников Наполеон сумел переправить большую часть оставшейся у него армии на тот берег в районе г. Борисова, понеся, правда, огромные потери (около 30 тыс. человек и большую часть артиллерии). Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6(18) декабря 1812 г. он был в Париже.

6 января 1813г. Александр I издает манифест об окончании войны. Россия праздновала победу над сильнейшим тогда противником.

Хронологическая таблица «Основные события Отечественной войны 1812 года»

Дата

Основные события

12 (24) июня 1812 г.

Вторжение «великой» армии Наполеона в пределы России

3 августа 1812

Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под Смоленском

4-6 августа 1812 г.

Сражение за Смоленск. Отступление русской армии

8 августа 1812 г.

Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии

26 августа 1812 г.

Бородинское сражение

12 октября 1812 г.

Сражение под Малоярославцем. Начало отступления французской армии по «старой смоленской дороге».

25 декабря 1812 г.

Манифест Александра I о победе России



Закрепление изученного материала.

Инфантерия - пехота.

Ополчение - войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.

Фураж - корм для лошадей.

Флеши - земляные укрепления.

Партизан - член народного вооружённого отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.

Редут - сомкнутое прямоугольное, полевое укрепление, подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа.

Бюджет - роспись количества доходов и расходов государства, организации или отдельного человека.

Задание 2. Проблемный вопрос.

-Как вы понимаете фразу "Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России".

Домашнее задание: §4 и вопросы 2-6 в конце параграфа;

Письменно ответьте на вопрос: «Каково было значение Отечественной войны?»

Доклады: 1. М.И. Кутузов - готовит Глоба А.; 2. Д.В. Давыдов - Щербак Д.

Приложение:



Карточка 1.

Какими функциями, согласно проекту М.М. Сперанского, должны были обладать:

Сенат ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Государственная Дума _____________________________________________

__________________________________________________________________

Государственный Совет ____________________________________________

__________________________________________________________________

Министерства_______________________________________________________________________________________________________________________


Карточка 2.

Дайте определение:

Сейм______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Амнистия_________________________________________________________

__________________________________________________________________

Манёвр____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Манифест_________________________________________________________

__________________________________________________________________



© 2010-2022