Внеклассное мероприятие по музееведению

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

В настоящее время важно и актуально помочь ученикам понять, что для истории очень важна человеческая память о прошлом, почувствовать гордость за историю Родины, увидеть, что в патриотизме молодежи - возрождение и будущее Отечества.

Особым местом собирания, хранения и представления предметов и документов, имеющих историческую, научную и художественную ценность является музей. Своеобразное музейное учреждение - школьный музей, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательскую работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.

Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни, когда общество разрушило старые идеалы и не создало новых ориентиров и молодым людям трудно определиться в жизни.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение, активность деятельности.

Школа при формировании личности школьника должно обратить внимание на традиционные для социума, но не достаточно востребованные формы и средства воспитания, включенные в арсенал музейной практики. Тема методической разработки занятия, выбранная мною не случайна, так как в основе нее лежит как история малой Родины, так и конкретный человек.

Цели:

  • Сформировать познaвaтельную потребность в освоении исторического материaла;

  • Расширить и углубить знaния учащихся о родном крае;

  • Воспитывать пaтриотизм.

Задачи:

  • Ознaкомление с историей мaлой родины

  • Формирование чувства гордости за родной поселок, родную историю.

Эти цели и задачи соответствуют целям воспитательного плана нашей школы: «Воспитание духовно- нравственной, свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, развитым интеллектом, ведущей здоровый образ жизни и творческой личности школьника».

Они помогут построить деятельность и общение в школьном сообществе на принципах выбора и самовыражения, творчества и успеха, доверия и поддержки.



Область применения данной методической разработки рассчитана на образовательный процесс в рамках кружковой деятельности.

По учебному плану на 2015-2016 учебный год в МБОУ Целинской СОШ № 8 действует кружок « Мой край в истории страны» (7-8кл.), а так же кружок «Музееведение» (5-6 кл.) руководитель Цымбалова Н.Б.

Форма проведения занятия - «урок - экскурсия».







Основная часть

Слово учителя:

«Великая Отечественная Война, тянувшаяся долгие четыре года, стала настоящей трагедией для всего мира, а особенно для нашей страны и нашего народа. Прошло уже 70 лет, с тех пор, как закончилась война, но память о ней всё ещё живет в сердцах миллионов людей. Обращаю внимание на экспонат нашего музея - вот эту фотографию. (см. Приложение)

-Ребята, вы не задумывались, как много может нам рассказать одна лишь фотография? Не подлежит сомнению, что фотография, является ценным источником информации. Это фотография моего деда Алексеева Ивана Алексеевича- участника, инвалида Великой Отечественной войны.

Сегодняшний рассказ будет о нем и о сражениях, в которых он принимал участия.

Совсем еще мальчишкой его призвали в ряды Красной армии, в 1942 году из Целинского военкомата. После небольшой подготовке молодой, неопытный красноармеец попадает в гуще событий Великой Отечественной войны.

Во время Великой Отечественной войны немецкими войсками на реке Миус был создан сильно укреплённый оборонительный рубеж, т. н. «Миус-Фронт», который они удерживали с декабря 1941 по июль 1942 и с февраля по август 1943. В августе 1943 г. советские войска Южного фронта в ходе Донбасской наступательной операции прорвали этот рубеж в районе села Куйбышево.

Основная линия обороны Миус-Фронта начиналась у побережья Азовского моря к востоку от Таганрога, затем проходила по реке Миус, что и дало название всей линии. Глубина укреплений линии местами доходила до 11 километров. Вдоль реки Миус линия проходила по правому, то есть высокому берегу реки. Также были использованы частые обрывы, высоты, овраги и скалы, характерные для данного участка Донецкого кряжа. Всего для обороны была задействовано порядка 800 населённых пунктов в полосе шириной 45-50 километров. Для сооружения укреплений использовались рельсы, лес со складов на шахтах, разбирались дома местных жителей. Были сооружены цепи дотов и дзотов, пулеметные и артиллерийские гнезда. Были заминированы поля, прорыты траншеи, противотанковые рвы и выставлены проволочные заграждения. Ширина минных полей была не менее 200 метров. Плотность дотов и дзотов доходила до 20-30 на квадратный километр.

Подготовка к прорыву Миус-фронта была начата в мае 1943 года. В наступлении участвовали соединения 5-й ударной армии Южного фронта. Особенно упорные бои происходили с 17 июля по 2 августа 1943 за плацдарм в районе села Степановка, где советские войска прорвали фронт на 2-6 километров и заняли рубеж Степановка - Мариновка. Однако, после контратаки немецких войск со стороны Снежного при поддержке более100 танков советские войска отступили на левый берег Миуса. ( см. Приложение)

18 августа 1943 года после 70-минутной артиллерийской подготовки, в которой участвовали 1500 артиллерийских орудий и миномётов, началось наступление войск Южного фронта. Вначале шли саперы, которые обеспечивали проходы в минных полях, затем - танки, за танками - пехота. С воздуха атаку поддерживали штурмовики. Миус-фронт был прорван на глубину 8-9 километров. На следующий день 4-ый механизированный корпус у села Куйбышево, отбив контратаки немцев, развил наступление.

Важным этапом в боях на Миус-фронте был штурм советскими войсками Саур-Могилы, доминирующей и хорошо укрепленной высоты в системе немецкой обороны. В течение 3-х дней высота несколько раз переходила из рук в руки и была окончательно взята нашими бойцами утром 31 августа. После этого советские войска продолжили преследование немецких войск, отступавших на запад.

Миус-фронт надолго задержал продвижение немецкой армии на южном направлении.

Вот здесь и оказался мой дед красноармеец Алексеев Иван. В июле 1942 года он был тяжело ранен в ходе ожесточенных боев на Миус фронте. Собирая раненых после боя, санитары приняли его за погибшего, но услышав стоны, забрали в санчасть. Почти год он находился в госпитали г. Астрахань. В это время стояла жара, забинтованное тело деда начало гнить. Большую роль в его выздоровлении сыграли обыкновенные мухи, которые под бинтами отложили личинки. В 1943году в связи с ранениями разной тяжести он был комиссован. Вернувшись домой молодой парень помогал фронту из тыла, работая в колхозе « Заветы Ильича». Лишившись глаза, Иван Алексеевич получил инвалидность, был удостоен различных наград за участие в военных действиях Великой Отечественной войны. Дедушка воспитал троих детей, дождался восьмерых внуков. В моей семье чтут героев.

- Ребята, я надеюсь, что в ваших семьях тоже есть герои, о которых вы можете рассказать?

В России и Украине имеются памятники участникам сражений на рубежах Миус-Фронта. На высоком холме рядом с трассой Ростов-на-Дону -Таганрог у развилки на Матвеев Курган установлен мемориал участникам сражений на реке Миус. (см. Приложение)

Памятник воздвигнут на самой высокой точке возле осыпающихся от времени окопов, разрушенных пулемётных гнёзд, блиндажей на окраине села. На большом камне у входа в мемориальный комплекс высечена надпись: На большом камне у входа в мемориальный комплекс высечена надпись:

«Остановись, товарищ! Поклонись земле, обагренной кровью богатырей твоего народа, отстоявших мир, в котором ты живешь. Пусть на этом кургане твое сердце воспламенится великим огнём их беззаветной любви к Родине, а память твоя сквозь годы пронесет славу их бессмертного подвига для передачи потомкам в веках. Никто не забыт, ничто не забыто»».



Заключение

Нам, педагогам, сегодня не следует забывать, что патриотическое воспитание - это не столько деятельность по формированию гражданина, знающего свои гражданские права и обязанности, сколько - личности, способной сопереживать, знать и любить Родину, ощущая себя частицей ее истории, ее настоящего и будущего.

Воспитание патриотизма - это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы и стал наш школьный музей, который является незаменимым помощником школы в патриотическом воспитании детей, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Будучи планомерной и систематической, эта работа развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя.















Список литературы

  1. Баженова Н.Н. (сост). Педагогический поиск: Сб., 1989.

  2. Венгер П.А. Педагогика способностей. - М., 1979.

  3. Косова И.М. (сост.) Культурно - образовательная деятельность музеев. - М., 1997.

  4. Миус - фронт: издание Южного научного центра Российской академии наук. Ростов-на-Дону, 2010 г. Геннадий Матишов, Владимир Афанасенко, Евгений Кринко.

  5. Музееведение. На пути к музею XXI века: региональные проблемы развития музейного дела: Сб. научных трудов. - М.1990.

  6. Музееведение: Музеи исторического профиля: пособие. - М., 1988.

  7. Музееведение: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. научных трудов. - М., 1989.

  8. Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. - М., 1994.

  9. Музей и культура: Программа. Опыт внедрения: Экспериментально - методическое пособие/ Под ред. Е.Г. Вансловой - М., 1995.

  10. Педметный мир культуры: Музейно - экскурсионная программа для начальной школы. - М., 1994

  11. Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. - Ярославль, 1996.

  12. Страднинг А.М. Методы учебно - воспитательного процесса - Обнинск, 1996.

  13. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей. - Ярославль, 1996.




Приложение





Внеклассное мероприятие по музееведению

Алексеев Иван Алексеевич



Внеклассное мероприятие по музееведению

Карта прорыва миус фронта в августе 1943 года

Внеклассное мероприятие по музееведению

Мемориал бойцам Миус-Фронта на трассе Ростов - Таганрог



10


© 2010-2022