Разработка урока по истории

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад учителя истории, обществознания, ОРКСЭ, Горячевой В.Е.

Использование интерактивных форм в организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКСЭ.

Условия возникновения, становления опыта

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения встала необходимость обратить внимание на приоритеты в духовно-нравственном воспитании, которые лежат в основе стандарта.

Среди различных задач начальной ступени образования в стандарте и программе духовно - нравственного развития и воспитания школьников выделяют следующие:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Решению этих задач должен способствовать комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который был введен с первого сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с Поручением Президента РФ. Он включает 6 модулей: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики». С согласия ученика и по выбору его родителей (законных представителей) изучается один из указанных модулей в объеме 34 часов учебного времени.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» нацелен на формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

По результатам анкетирования обучающимися 4 класса и их родителями был выбран модуль «Светская этика».

Обоснование актуальности и перспективности опыта

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии.

Люди перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.

Для того чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков.

Реализация этих духовных потребностей возможна с использованием активных и интерактивных форм в организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКиСЭ.

Процесс освоения программы курса построен на сочетании занятий в классе, основанных различных формах освоения учебного содержания, а также на использовании примеров и ситуаций из собственного опыта обучающихся и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного опыта деятельности в реальную практику.

Новизна

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является новым предметом введенным в учебный процесс общеобразовательных школ, содержание которого обеспечивает знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также изучение основ светской этики.

Использование интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКСЭ обучения позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов, и выходить далеко за их рамки. Учитель выступает в роли модератора личностного развития учащихся, а также служит гарантом того, что каждый учащийся вовлечен в учебный процесс и достигает необходимых результатов.

Ведущая педагогическая идея

Вера, духовность и патриотизм всегда были и остаются надежными ориентирами в жизни людей. Они, как неиссякаемые источники, не только питают память народа, но продолжают незримо созидать его душу, его характер, его будущее, при этом важно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, а через нее воздействовать на нравственные устои подрастающей личности.

Технология опыта

Интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог выступает в роли организатора процесса обучения, фасилитатора (посредника организатора деятельности группы), создателя условий для инициативы учащихся.

Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращено к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. В каждом уроке предусмотрена насыщенная и объемная интерактивная работа, опирающаяся на предыдущие темы для отработки понятий до уровня навыка и новые, для сохранения интереса.

В своей практике я применяю различные формы и методы работы:

1. Организация диалога с детьми, дискуссии позволили совершенствовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем. Одна часть вопросов бесед непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволяли определить, как усвоен пройденный материал. Другие вопросы имели нравственно-развивающий, творческий характер.

2. Для развития образного мышления, познавательного интереса использовались мультимедийные пособия (аудио- и видеоматериалы, презентации, слайды, электронные энциклопедии и т.д.) авторские: «Добро и зло», «Моя Родина - Россия»; материалы педагогов - новаторов в сети Интернета.

3. Воспитанию художественного вкуса и формированию культурной эрудиции способствовала организация творческой работы учащихся (рисунки, подготовка сообщений, создание презентаций и т.д.).

4. Работа с дополнительными письменными источниками информации (отрывки из литературных произведений и др.) давала возможность совершенствовать навыки работы с источниками информации.

5. Работа с текстами учебника способствовала пониманию сути изучаемых явлений и фактов. Учитывая возрастные особенности и уровень подготовки учащихся 4 классов, оптимальным можно считать использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения и др.).

Использование различных заданий к отдельным темам модуля «Светская этика» направлено на формирование общеучебных коммуникативных умений и навыков:

- задания на составление вопросов к тексту;

- задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде предложения, словосочетания или слова);

- задания с выбором ответа (тестового характера);

- составление плана текста;

- задания логического характера (подбор синонимов, продолжи цепочку слов);

- работа с деформированным текстом (вставить слово; восстановить последовательность предложений и др.);

- задания на перекодирование текста в другой формат (составление схемы, таблицы, иллюстрирование и пр.);

- задания к тексту (ответы на вопросы, озаглавливаем, самостоятельное составление вопросов).

Учитывая возрастные особенности и уровень подготовки учащихся 4-5 классов, оптимальным можно считать использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения и др.).

Особая подготовка требуется при использовании притч в содержании урока. Притча обладает наибольшим воспитательным потенциалом и развивает аналитические навыки, логическое и критическое мышление.

Притчи можно разделить на 2 категории:

1) религиозного характера, требующие толкования и использования культурного и исторического контекста;

2) светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.

Основные способы использования притч в курсе:

• определение смысла и идеи притчи;

• подготовка ответов на вопросы по содержанию и его осмыслению;

• определение ключевых понятий в тексте;

• сравнение нескольких притч;

• иллюстрирование;

• сочинение своей притчи по аналогии;

• инсценирование.

7. Работа над проектами.

Она предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными («Россия - родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…», «Добро и зло в русских народных сказках», Настоящий друг» и другие.).В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося.

8. Рассказ по теме урока дает возможность для совершенствования навыков устной и письменной речи.

9. Использование различных игр, викторин, кроссвордов направлено на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Использование на уроках игр, упражнений в применении приемлемых способов поведения, овладение навыками эффективного общения помогают наладить хорошие межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Цель: Способствовать возникновению и установлению контактов между детьми.

Ведущий предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг.

Упражнение «Расшифруй слово»

Ведущий. Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например:

О - объединение, открытость;

Б - близость, безопасность;

Щ - щедрость;

Е - единение, единомыслие;

Н - необходимость;

И - искренность, истина.

Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: осмыслить понятия «друг», «дружба».

Участникам предлагается закончить предложение, текст которого написан на доске:

- «Настоящий друг - это тот...»

- «Друзья всегда...»

- «Я могу дружить с такими людьми, которые...»

- «Со мной можно дружить потому, что...»

По желанию дети зачитывают ответы. Затем ведущий подводит итог: друзья это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.

Игра «Спасибо, что ты рядом!»

Цель: создание позитивного настроения, укрепление чувства принадлежности к группе.

Все участники стоят в кругу. Один из них встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо, что ты рядом!» Они держатся за руки, а каждый следующий участник подходит и со словами «Спасибо, что ты рядом!» берет за руку одного из уже стоящих в центре.

Когда все играющие окажутся в центре круга, ведущий присоединяется к детям со словами: «Спасибо, что все вы рядом!».

Игра «Свитки желаний».

Каждому участнику игры нужно записать свои пожелания и добрые дела, которые бы он хотел пожелать и сделать кому - нибудь из близких людей. Эти записи сохраняются, а в дальнейшем выясняется, какие желания исполнились.

После выполненной работы учитель зачитывает самые интересные записи детей.

За время работы по модулю «Основы светская этика» у меня сложилась следующая структура урока, получившая название - (Модель Колба - теория специалиста по психологии Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий).

Схема Колба на уроке:

1.Мотивация и объявление новой темы.

2.Целеполагание, закрепление и повторение пройденного материала.

3. Изучение нового материала. Предоставление информации в виде проблемной мини - лекции на тему или другие технологии.

4. Оценивание. Интерактивное упражнение. Ролевая игра «Презентация проектов».

5.Рефлексия. Подведение итогов урока.

Важное место в реализации курса занимает работа в группах, которая позволяет стимулировать самостоятельную работу, мышление учащихся, умение работать в коллективе, повышает эффективность усвоения учебного материала, формирует в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний, методов, понятий, применяемых в данном предмете, воспитывает патриота и любовь к своей родине.

Обучение по данному курсу ведется безотметочно. В конце завершения курса каждого класса учащиеся выполняют проектные задания, которые позволяют оценить работу детей.

Результативность.

Использованием активных и интерактивных методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся. Они формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, создает условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия

Систематическое использование интерактивных методов и приемов работы на уроке привело к следующим результатам:

1. Возросла социальная и познавательная активность детей.

2. Появилась открытость мышления, способность к коллективной деятельности.

Каждый ученик идет путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делаем одно дело: учимся и учим друг друга. Таким образом, использование интерактивных средств и приемов обучения открывает возможности формирования жизненного опыта ребенка; стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведет учащихся по ступенькам роста личности; вызывает интерес к предмету; учит общаться, развиваться интеллектуально.

Адресная направленность.

Опыт может быть использован каждым учителем начальных классов в процессе преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», организации внеклассной работы.

Затруднения в реализации.

Отсутствие рабочих тетрадей по предмету, видеосюжетов по изучаемым темам, видеоэкскурсий, наглядных пособий, книг для дополнительного чтения по курсу, электронных пособий для детей и преподавателей, методической литературы.

Учебно-методический материал не рассчитан на возраст младшего подростка, наличие большого количества новых терминов и изучаемого материала вносит затруднения в изучение предмета.

Приложение: внеклассное мероприятие «Лучшее слово о дружбе»

«Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Дай сделать - и я пойму».

Значение интерактивных форм и методов обучения.

Интерактивный режим работы подразумевает взаимодействие учителя и учащегося, при котором учитель на каждое свое действие получает адекватный ответ со стороны учащихся.

Основное значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

· Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.

· Повышение уровня активности и самостоятельности учащихся.

· Развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

· Саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Современные классификации дидактических методов.

Метод обучения - это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.

Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические. В основе этой классификации лежит способ предъявления информации обучаемым. Если в основу классификации положить степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Существует также и классификация: объяснительно-иллюстративный, программированный, проблемный, модельный. Такие методы и принято сегодня называть интерактивными.

Для осуществления обучения с применением интерактивных методов педагог должен обладать педагогическим мастерством. Это основная ступень профессионального развития, под которым понимается доведенная до высокой степени обучающая и воспитательная умелость, отражающая особую отшлифованность методов и приемов, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность УВП. Чтобы применять интерактивные методы, учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения. Освоение проблемно-поисковых методов - основа организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а, следовательно, и основа интерактивного обучения. При интерактивном обучении важно научить ученика работать во всем цикле:

- поиск и вычленение ведущих проблем

-выстраивание проблем по степени значимости,

-анализ проблем,

-определение целей, задач направлений деятельности,

-наработка возможных вариантов решений,

-выбор наилучших решений,

-определение механизма решения проблем,

-составление программы и плана работы.

Учитель должен стремиться выстроить весь комплекс идей и действий, которые необходимо заложить в процесс интерактивного обучения.

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Какие же можно назвать методы активизации познавательной деятельности учащихся.

1. Применение нетрадиционных форм урока.

Существует несколько десятков типов нестандартных уроков, их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике их проведения. Наиболее распространенные: уроки-погружения, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки поиска истины и т.д. Практиковать такие уроки следует всем педагогам, но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, водить их в систему нецелесообразно из-за отсутствия серьезного познавательного труда.

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий

ü Интегрированные, объединенные единой темой или проблемой.

ü Комбинированные, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.

ü Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного и творческого труда.

Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя)

3. Применение игровых форм, методов и приемов обучения.

Игровые формы:

· Ролевые

· Дидактические

· Имитационные

· Организационно-деятельностные

4. Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

Виды ситуаций:

· Ситуация выбора, когда нужно из имеющихся уже решений выбрать правильное.

· Ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных.

· Ситуация-конфликт которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей.

· Ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей необычностью.

· Ситуация-предложение, когда преподаватель вовлекает учащихся в активный поиск новых закономерностей.

· Ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какого-либо решения.

5. Использование всех форм учебной работы учащихся.

Формы учебной работы:

· Коллективные

· Групповые

· Индивидуальные

· Фронтальные

· Бригадные

· Парные

6. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения. Какие же методы являются интерактивными? В основу интерактивных методов положены степень самостоятельности учащихся в приобретении знаний и уровень исследовательской деятельности учащихся, они напрямую связаны между собой и помогают оценить степень активности учащихся.

7. Использование всех методов мотивации и стимулирования учащихся.

Под мотивацией понимают совокупность движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих этой деятельности определенный смысл. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития обусловлена желанием стать более успешным. Выделяют 4 группы методов мотивации:

Ø Эмоциональные: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

Ø Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих задании. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование умения осуществлять рефлексию, прогнозирование будущей деятельности.

Ø Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, и системно на каждом уроке использовать оптимальные методы мотивации в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода.

В настоящее время много говорится об информатизации образования. Под этим понимается оптимальное использование современных информационно-коммуникационных технологий для решения педагогических и психологических целей образования.

Так как обучение является прежде всего информационным процессом, использование информационных технологий компьютера особенно важно.

Информационные технологии в образовании часто отождествляются с технологиями изучения и применения компьютерной техники в решении образовательных задач.

Можно выделить три направления информатизации образования:

1. Как объект обучения

2. Как средство организации учебного процесса

3. Как средство обучения.

Решение проблем первого направления является предметом курса «Информатика, информационно-коммуникационные технологии»

Со вторым направлением связан процесс обработки документации по учебному процессу: обработка сведений об учащихся, учителях, о результатах учебного процесса.

С третьим направлением связана возможность компьютера выступать как эффективное средство повышения результативности обучения, если применять его как новое средство обучения. ИКТ могут использоваться как информационная система, как источник информации для выполнения творческих заданий, для существенного расширения наглядности обучения, а также для оперативного контроля усвоения учащимися знаний и умений. Применение ИКТ как средства обучения повышает мотивацию обучения за счет интереса учащихся к деятельности, связанной с компьютером.



© 2010-2022