• Преподавателю
  • История
  • Интеграция содержания курсов истории, обществознания и географии в 6 классе при переходе на ФГОС ООО

Интеграция содержания курсов истории, обществознания и географии в 6 классе при переходе на ФГОС ООО

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Секция «Метапредметное содержание образования -

обязательный компонент ФГОС ООО»


Устюжанина Ирина Васильевна,

учитель истории и обществознания ЛГ МБОУ «СОШ №2»,

высшая квалификационная категория


«Интеграция содержания курсов истории, обществознания и географии в 6 классе

при переходе на ФГОС ООО»


  1. Содержание понятия «интеграция» в образовательном процессе.

  2. Этапы интеграции и их особенности.

  3. Деятельность учителя предметника при планировании изучения курсов истории, обществознания и географии.

  4. Отбор возможных форм интеграции содержания курсов истории, обществознания и географии в образовательном процессе.

  5. Формирование банка заданий для отработки интегрированного содержания курсов истории, обществознания и географии в образовательном процессе.

  6. Мониторинг результатов обучения учащихся.


  1. Одно из самых распространенных понятий в педагогическом лексиконе современного учителя - «система» (образовательная организация как система, системно - деятельностный подход в обучении, система учебного занятия, система взаимоотношений педагога и детей).

С понятием «система» напрямую связано понятие «интеграция». Именно в процессе интеграции система приобретает такое качество, как целостность, предполагающее наличие таких интегративных качеств, которые не свойственны отдельным ее элементам. Таким образом, интеграция - это процесс и результат взаимодействия различных элементов, которое приводит к возникновению чего-то нового, целостного.

Интеграцию можно рассматривать как процесс и как результат, а так же как показатель эффективности системы.

Интеграция означает:

  • комплексный характер целей образовательной деятельности и целостность достижения планируемых результатов;

  • взаимопроникновение педагогических средств, используемых в образовательном процессе;

  • органичную взаимосвязь различных видов урочной и внеурочной деятельности;

  • гибкий характер образовательного процесса, неформальный характер взаимодействия участников образовательного процесса;

  • введение интегративных учебных курсов;

  • создание методических объединений педагогов, реализующих интегрированное содержание учебных предметов.

Интеграцию в образовательном учреждении можно представить как внутреннюю (процесс в самом образовательном учреждении) и внешнюю (взаимодействие образовательного учреждения с социумом, другими структурами).

Я остановлюсь только на внутренней интеграции, которую рассматриваю на следующих уровнях:

  • внутрипредметные связи (так называемые «сквозные линии, вопросы предмета»);

  • межпрежметные связи (в данном случае истории, обществознания и географии).

В статье рассматриваются межпрежметные связи.


  1. Поскольку интеграция - это процесс, то его можно представить технологично.

Под технологией понимается совокупность упорядоченных методов, средств, приемов, форм совместной педагогической деятельности, в которой в результате взаимодействия ее субъектов рождается новое содержание и способы деятельности, имеющие характеристики. Не свойственные отдельным сферам образования и приводящие к ценности системы, обеспечивающей условия для благоприятного развития ее субъектов.

Логика использования технологии интеграции та же, что и логика использования любой педагогической технологии:

1 этап - изучение образовательных запросов субъектов интеграции, возможностей педагогов; определение уровней обученности, развитости учащихся; возможностей ОУ.

2 этап - формулирование целей и задач организации интеграционных процессов, соориентирование между ними.

3 этап - планирование совместной деятельности, ресурсное обеспечение взаимодействия.

4 этап - реализация интеграции, проведение мониторинга, подведение и анализ результатов деятельности.


  1. Деятельность учителя - предметника при планировании содержания учебных курсов можно рассматривать можно рассматривать в двух вариантах:

  • если учитель ведет один все предметы;

  • если все предметы ведутся разными учителями.

Во втором случае совместная деятельность учителей организуется по линии предметного методического объединения.

В первом случае учитель реализует следующие шаги:

  1. Сопряжение целей и задач изучения истории, обществознания и географии (в части интеграции содержания):

История

Обществознание

География

Цель и задачи:

образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Цель и задачи:

развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю, повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

Цель и задачи:

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидетификации в окружающем мире;

формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений.

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области

будущей практической деятельности;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста, освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей и гражданина;

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах

России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

развитие у школьников способности применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтичном и многоконфессиональном обществе

овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.


  1. Сопряжение требований к результатам обучения и освоения содержания курсов истории, обществознания и географии (в части интеграции содержания):

История

Обществознание

География

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1. использование элементов причинно-следственного анализа;

2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6. объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

История

Обществознание

География

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах его географического освоения, особенностях природы, жизни, культуре и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах.

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акватория, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


  1. Внесение информации в Рабочую программу учителя - предметника (в пояснительную записку к Рабочей программе).


  1. Отбор возможных

форм интеграции содержания курсов истории, обществознания и географии в образовательном процессе предполагает реализацию следующих направлений:

  • содержательное (реализация межпредметных, интегрированных курсов);

  • организационно-технологическое (интегрированные уроки, зачеты, сем нары, технологии интеграции);

  • личностно-деятельностное (обучение в сотрудничестве, работа пар ПС и СС).

средств интеграции

  • отработка вопросов межпредметного содержания;

  • самостоятельные и контрольные работы на комплексной основе, межпредметные тесты, кроссворды;

  • домашние задания на комплексной основе.

видов межпредметных связей

  • фактических (по отбору информации из содержания предметов истории, обществознания и географии);

  • понятийных (по формированию банка понятий и терминов, используемых в курсах истории, обществознания и географии);

  • теоретических (по отбору теоретической информации, изучаемой в в курсах истории, обществознания и географии);

  • философских (по использованию временных и логических связей в содержании в курсах истории, обществознания и географии).


  1. Банк заданий для отработки интегрированного содержания курсов истории, обществознания и географии в образовательном процессе включает:

  1. Номенклатуру понятий, изучаемых в курсах истории, обществознания и географии, по которым проводятся понятийные диктанты.

  2. Межпредметные тесты, кроссворды.

  3. Тексты документов и вопросы к ним интегрированного содержания.

  4. Задания к контурным картам по истории и географии.

Практикум по контурной карте «Древнерусское государство».


  1. Мониторинг результатов обучения учащихся:

  1. Определение

    1. Круга УУД, формируемых средствами предметов истории, обществознания и географии.

    2. Определение группы технологий интеграции (дебаты, проектная, критическое мышление, КСО и др.).

    3. Разработка единых (для всех трех предметов) критериев оценивания УУД.

  2. Организация работы учащихся с интегрированным содержанием и отслеживание сформированности УУД.

  3. Анализ полученных результатов и отслеживание их в динамике (согласно запланированным срокам контрольных срезов).


© 2010-2022