Рабочая программа по обществознанию 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа поселка Дружба




Утверждено ________________

Директор МБОУ СШ п. Дружба

Н.М. Поршнев


Рабочая программа

по обществознанию в 5 классе

на 2015-2016 учебный год

Учитель истории и обществознания Отт Е.В.





Учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Просвещение», М.,2015

Авторы программы: Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение», М.,2015






Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназначена для учителей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы. Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  2. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  3. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

  4. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно - бытовых отношений

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Задача данной программы - закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 35ч.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Формы и средства контроля

Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов

Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.













Критерии оценивания.


Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1.Организаця ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

Критерии оценки устного ответа:

-глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

-твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

-неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается - тремя баллами;

наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

-активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

-активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;

-неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности - тремя баллами;

-полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

-75-100% - отлично «5»;

-60-74% - хорошо «4»

-50-59% - удовлетворительно «3»;

-менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

-глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

-привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

-выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы - тремя баллами;

-полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала;

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

3.Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:

- использование элементов причинно - следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;

11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

14. Понимание языка массовой социально - политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;

16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни). Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет - ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.

  1. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом). Основная функция - формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.

  2. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия).

Основная функция - деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские проекты, компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.



Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

Формулировки личностных результатов

во ФГОС

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

+) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

+) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

УУД

Формулировки метапредметных результатов

во ФГОС

Р

Е

Г

У

Л

Я

Т

И

В

Н

Ы

Е


1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

ПОЗ

НАВА

ТЕЛЬ

НЫЕ

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

КОМ

МУНИКАТИВНЫЕ

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:

  • Добывать и критически оценивать информацию.

  • Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.

  • Обобщать.

  • Группировать.

  • Сравнивать факты, явления и понятия.

  • Устанавливать причинно-следственные связи.

2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:

  • Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.

  • Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.

  • Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:

  • Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.

Используемая литература по курсу обществознания в 5 классе:

УМК

  1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2012.

  2. Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно - ориентированные задания. Ростов - на - Дону: Легион, 2011.

  3. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2012.

  4. Поздеев А.В. Контрольно - измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2011.

  5. Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. "Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 .

  2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.: Русское слово, 2009.

Электронные ресурсы

  1. edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html

  2. socio.rin.ru/

  3. teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.

  4. fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  5. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Содержание курса

5 класс (34 часа)

Тема 1. «Человек» (6 ч)

Введение.

Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность - биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.

Отрочество - особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество - пора мечтаний. Самостоятельность - показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

Учимся общаться.

Практикум.

Тема 2. «Семья» (7ч)

Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.

Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.

Учимся помогать вести семейное хозяйство.

Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Практикум

Тема 3. «Школа» (7 ч)

Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.

Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование - путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.

Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.

Учимся дружить жить в классе.

Практикум.


Тема 4. «Труд» (5 ч)

Труд - основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.

Учимся трудиться и уважать труд.

Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.

Учимся творчеству.

Практикум.

Тема 5. «Родина» (9 ч)

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. За что мы любим свою страну.

Государственные символы России. Герб России. Флаг. Гимн.

Гражданин России.. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?

Учимся быть достойными гражданами.

Мы - многонациональный народ. Что говорит закон. Мы - дети разных народов, мы - один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

Учимся уважать людей любой национальности.

Практикум.

















Тематическое планирование

Наименование

темы и форма

проведения

Предметное содержание

Требования к уровню

подготовки

Дидактический

материал

УУД

Виды контроля

Д/З

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Введение.

Урок «открытия» нового знания.

Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника.

Сформиро-вать представле-ние о новом курсе, отрабаты-вать умения работать с текстом учебника, решать проблемные задания.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедий-ный проектор, экран проекционный


Составлять план своих действий

Извлекать информацию из текста


Составлять целое из частей, работая в группах


Устный опрос


С. 3-8

2. Человек родился. Урок «открытия» нового знания.

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек - биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных.

Знать, что человек, родившись, должен еще научиться быть человеком, показать отличие человека от животного.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедий-ный проектор, экран проекционный

Презентация "Человек родился". Режим доступа: proshkolu.ru/user/rizingelena/file/586150

Составлять свой план текста

Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.

Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?»


Устный опрос

Работа с текстом учебника по вопросам

П. 1, зад. 4 рабочая тетрадь

3. Что такое наследствен

ность. Урок «открытия» нового знания.

Наследствен-

ность

Знать сущность понятия «наследственность».

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.


Мультимедий-ный компьютер, мультимедий-ный проектор, экран проекционный

Составлять план и выделять основные смысловые части текста.

Определять незнакомые слова и находить их значение.


Готовить проект по теме: «Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета.

Устный опрос

Творческое задание


П. 1, зад. 2 рабочая тетрадь

4. Отрочество - особая пора жизни. Урок «открытия» нового знания.

Отрочество - особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем.

Знать сущность понятия «отрочест-во».

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедий-ный проектор, экран проекционный

Оценивать результатов работы.

Описывать отрочество как особую пору жизни.

Самостоятельно составлять схему правил общения.

Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых. Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни.

Придумывать сценки из жизни: «Общение взрослого и подростка», разделившись на группы.

Опрос

П. 2, зад. 3 рабочая тетрадь

5. Самостоятель

ность - показатель взрослости.

Урок «открытия» нового знания.

Самостоятель

ность - показатель взрослости.

Знать о сущности понятия «самостоятельность».

Уметь самостоя-тельно строить рассказ, правильно употреблять термины.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедий-ный проектор, экран проекционный

Прогнозиро-

вать свой результат

Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли.

Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятель-ности как показателя взрослости

Составлять в парах памятку - советы: «Как всегда чувствовать себя хорошо».

Опрос

П. 2, зад. 4

Рабочая тетрадь

6. Практикум по теме «Человек».

Легко ли быть подростком? Отрочество - пора мечтаний. Самостоятель-ность - показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Составлять план текста

Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее.

Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет.

Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах

Тестовые задания

Повт. Гл. 1, зад. 6-8

Рабочая тетрадь

7. Семья - ячейка общества

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс.

Знать причины создания семьи, ее сущность и виды.

Уметь выделять главное в тексте. Работать в парах.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Презентация: "Семья". Режим дос-тупа: rusedu.ru/detail1761.html;

Вносить коррективы в план

Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах.

Составить родословное дерево;

текущий

П. 3, зад. 1, 2

рабочая тетрадь

8. Семейные заботы.

Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Знать основы ведения домашнего хозяйства.

Уметь различать и сравнивать хозяйствен-ные понятия, приводить примеры из жизни, работать с текстом

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Составлять по плану рассказ о ценностях и традициях своей семьи.

Извлекать и преобразовывать текущую информацию. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов.

Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, заполняя таблицу, работая в парах.

Составить таблицу, разгадать кроссворд;

промежуточный

П.3, зад. 3 -6 рабочая тетрадь

9. Семейное хозяйство

Распределение обязанностей. Обязанности подростка.

Знать основы искусства ведения домашнего хозяйства.

Уметь работать с таблицей, с текстом учебника, документом, анализировать, работать в группе.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Оценивать результаты работы.

Готовить рассказ о роли техники в быту.

Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства.

Характеризовать совместный труд членов семьи.

Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах.

Моделирование ситуации, их анализ;

промежуточный

П. 4, зад. 1- 4

рабочая тетрадь

10. Дому нужен хозяин.

Рациональное ведение хозяйства.

Знать основы искусства ведения домашнего хозяйства.

Уметь работать с таблицей, с текстом учебника, документом, анализировать, работать в группе.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Контролиро-вать что хотели бы получить и что получили.

Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли.

Устанавливать соответствие между понятиями и определениями.

Выполнять проект «Экономия семейных ресурсов».

Составить семейный бюджет;

Творческое задание.

П. 4, зад. 1- 4

рабочая тетрадь

11. Свободное время. Урок «открытия» нового знания.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер.

Знать, что такое свободное время и как его проводить с пользой.

Уметь проводить исследова-ние, работать с текстом учебника, иллюстра-циями.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Презентация "Делу время, потехе час". Режим дос-тупа:nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/informatsiya-dlya-uchitelei-obshchestvoznaniya

Составлять план своего рабочего дня и выполнять его.

Вносить коррективы в план.

Определять основную мысль текста.

Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах.

Создать проект: «Свободное время школьника;

Творческое задание

П. 5, зад. 1- 3

рабочая тетрадь



12. Что такое хобби?

Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни.

Знать, что такое хобби.

Уметь работать с текстом учебника, иллюстрациями.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Уметь самостоятель-

но формулиро-вать цель деятельности.

Составлять на основе текста таблицу.

Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

Характеризовать значимость здорового образа жизни.

Уметь самостоятельно формулировать цель деятельности

Составить таблицу: «Хобби- причины возникновения и виды»;

текущий

П. 5, зад. 4- 5

рабочая тетрадь

13. Практикум по теме «Семья»

Урок обобщения и систематиза-

ции знаний.

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье.

Знать причины создания семьи, ее сущность и виды.

Уметь выделять главное в тексте. Работать в парах.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул.

Проверять и оценивать результаты работы.

Составлять вопросы к тексту, документу.

Составлять коллективный портрет рачительного хозяина.

Подготавливать рассказ по группам.

Тестовые задания

Повт. Гл.2;

зад. 6- 8

рабочая тетрадь

14. Образование в жизни человека.

Урок«открытия» нового знания.

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Знать сущность и основные этапы образования.

Уметь применять полученные знания на практике, анализиро-вать текст, работать в группах.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Опрос;

Составить синквейн «Школа».

П. 6, зад.2 рабочая тетрадь

15. Профессия - ученик.

Урок«открытия» нового знания

Профессия - ученик. Чему учит школа. Учись - учиться.

Знать сущность и основные этапы школьного образования.

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Презентация: "Профессия - ученик". Режим до-ступа: festival.1september.ru/articles/576984/

Составлять личный алгоритм - «Учись учиться».

Прогнозиро-вать какой будет школа в будущем, написав сочинение.

Объяснять смысл пословиц о школе.

Заполнять схему «Чему можно научиться».

Извлекать информацию из текста.

Выполнять проект «Наш класс».

Опрос

П. 6, зад. 5 рабочая тетрадь

16. Образование и самообразование

Урок «открытия» нового знания

Образование и самообразование. Учеба - основной труд школьника.

Знать сущность понятия «самообразование».

Уметь применять полученные знания на практике, анализиро-вать текст, работать в группах.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Осознавать качество и уровень подготовки.

Характеризовать учебу как основной труд школьника.

Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений

Уметь слушать и вступать в диалог.

Опрос

Письменные задания

П. 7, зад. 7 рабочая тетрадь

17. Самообразо-вание - путь к успеху.

Урок «открытия» нового знания

Учение вне стен школы. Умение учиться.

Знать сущность понятия «самообразование».

Уметь применять полученные знания на практике, анализиро-вать текст, работать в группах.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Оценивать результаты работы.

Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе.

Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры.

Составлять таблицу: «Что общего и различного в образовании и самообразовании»

Размышлять на тему: «Хорошо учиться - это значит…», аргументируя фактами из своей жизни.

Участвовать в коллективно обсуждении проблем

Опрос;

Творческое задание

П. 7, зад. 6 рабочая тетрадь

18.Одноклассники, сверстники, друзья.

Урок развивающего контроля.

Отношение младшего подростка с одноклассника-ми, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Знать основы правил поведения с одноклассниками и друзьями.

Уметь выработать нормированные позиции взаимоотно-шений членов коллектива.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Оценивать собственные умения общаться с одноклассни-ками и друзьями.

Проверять и оценивать результаты работы

Использовать элементы причинно - следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе.

Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе.

Опрос;

Творческое задание.

П.8. зад.1 рабочая тетрадь

19. Слово не воробей.

Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения.

Знать свойства «доброго» слова.

Уметь описывать социальные объекты, работать в парах, исследовать предложен-ный материал.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Придумывать ситуации, раскрывающие особенности межличност-ных отношений.

Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

Продумывать собственную модель поведения в конфликте и описывать ее.

Извлекать информацию из текста.

Выбирать качества, которые ты считаешь наиболее важными для друзей.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Опрос;

Письменные задания

П. 8. зад.5 рабочая тетрадь

20. Практикум по теме «Школа»

Урок рефлексия.

Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь.

Уметь самостоя-тельно строить рассказ, правильно употреблять термины.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Оценивать результаты работы.

Готовить рассказ на тему: «Как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных.

Готовить презентацию: «О нас и нашем классе», распределяя задания в группах.

Тестовые задания;

Письменные задания

Повт.

Гл 3,

зад. 4-7 рабочая тетрадь

21. Труд - основа жизни.

Урок «открытия» новых знаний

Труд - основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда.

Знать содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Значение труда

Уметь анализиро-вать социальные факты, формулиро-вать несложные выводы, аргументировать собственную позицию.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Презентация: "Труд - основа жизни". Режим дос-тупа: prezentacii.com/obschestvoznanie/1916-trud-osnova-zhizni. html

Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу.

Составлять свои правила труда.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов».

Составлять синонимы со словом «Труд».

Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека.

Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий.

Составить кластер «Труд»

Опрос;

письменные задания

П. 9,

Зад.2,3 рабочая тетрадь

22. Как оценивается труд.

Труд - условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Знать сущность трудовой деятельности человека.

Уметь самостоя-тельно строить рассказ, правильно употреблять термины.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Проверять и оценивать результаты работы.

Различать материальную и моральную оценку труда.

Заполнять схему: «Источники богатства».

Приводить примеры благотворитель-ности и меценатства.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы.

Опрос;

письменные задания

П. 9, зад. 4-6, рабочая тетрадь

23. Труд и творчество.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства.

Знать что такое труд, что такое творчество и его особенности

Уметь работать в группе, анализиро-вать текст, применять полученные знания на практике.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Презентация: «Труд и творчество". Режим доступа: nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/prezentatsiya-k-uroku-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-trud-i-tvorches

Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки.

Проверять и оценивать результаты работы.

Заполнять сравнительную таблицу: «Труд животных и труд человека».

Объяснять смысл пословиц о труде.

Оформлять выставку на тему: «Труд и красота».

Опрос;

письменные задания

П.10,

зад 2

рабочая тетрадь

24. Что такое творчество.

Творческий труд. Творчество в искусстве.

Знать, что такое творчество и его особеннос-ти.

Уметь работать в группе, анализиро-вать текст, применять полученные знания на практике.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Проверять и оценивать результаты работы.

Составлять синквейн со словом «Творчество».

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Готовить сообщение на тему «Творчество в науке» и «Творчество в искусстве» на примере известной личности, разделив класс на 2 группы..

Составить словарик темы;

Творческое задание

П. 10, зад.3,4 рабочая тетрадь

25. Практикум по теме «Труд».

Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.

Знать сущность трудовой деятельнос-ти человека.

Уметь самостоя-тельно строить рассказ, правильно употреблять термины.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

Проверять и оценивать результаты работы.

Извлекать информацию из текста.

Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд.

Готовить проект «Творчество в науке и искусстве».

Тестовые задания

Творческие задания

Повт. Гл. 4, зад.7-9 рабочая тетрадь

26. Наша Родина- Россия

Наша Родина - Россия, Российская Федерация.

Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык - государственный.

Знать сущность понятия «Родина». Уметь формиро-вать и высказывать собственные суждения по теме.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Осознавать качество и уровень усвоения.

Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации.

Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.

Характеризовать особенности России как многонациональ-ного государства.

Объяснять значение русского языка как государственного.

Отбирать информацию из источника.

Подбирать синонимы к слову «Родина».

Распределять задания по группам.

Составить синквейн со словом «Родина»;

Опрос

П. 11, зад.1 -4 рабочая тетрадь

27. Что значит быть патриотом.

Урок «открытия» новых знаний.

Любовь к Родине. Что значит быть патриотом

Знать и понимать истинный смысл понятия «Патрио-тизм». Уметь составлять план текста, анализиро-вать прочитан-

ное, делать несложные выводы.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Презентация: "Что значит быть патриотом". Режим доступа: nsportal.

ru/shkola/obshchestvoznanie/library/urok-chto-znachit-byt-patriotom-0

Оценивать результаты работы.

Извлекать информацию из текста.

Объяснять смысл пословиц.

Приводить примеры проявления патриотизма.

Излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой родине.

Составить кластер: «Патриот»;

Творческое задание

П. 11, зад. 5-7 рабочая тетрадь

28.Государственные символы России.

Урок «открытия» новых знаний.

Государственные символы России.

Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва - столица России.

Знать символику своей страны.

Уметь описывать и характери-зовать символы своей страны, работать с текстом, выделять главное, анализиро-вать и обобщать.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Проверять и оценивать результаты работы.

Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России.

Составлять собственные информационные материалы о Москве - столице России.

Извлекать информацию из текста

Уметь слушать и вступать в диалог.

Опрос;

творческое задание

П. 12.зад.1,2 рабочая тетрадь

29.Государственные символы России.

Государственные символы России.

Флаг, гимн.

История государствен-ных символов.

Знать символику своей страны.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Презентация: "Государственная сим-волика". Режим дос-тупа: rusedu.ru/detail_2490.html

Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений.

Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна

Предлагать варианты герба, флага и гимна вашего класса, разделившись на группы.

Опрос

Письменные задания

П. 12, зад.3, 4 рабочая тетрадь

30. Гражданин России.

Урок «открытия» новых знаний.



Гражданин - Отечества достойный сын.




Знать сущность понятия: «Гражда-нин». Уметь приводить примеры достойного служения Отечеству гражданами страны. Работать в группе, аргументировать свою позицию

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Презентация: "Гражданин - Отечества достойный сын". Режим доступа: arbuzschool.ucoz.ru/index/0-19

Оценивать результаты работы.




Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия: «Гражданин».

Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного списка.

Уметь слушать и вступать в диалог.




Опрос;

творческое задание




П. 13. зад.3

Рабочая тетрадь




31. Права и обязанности граждан России.

Урок «открытия» новых знаний.

Права граждан. Обязанности граждан. Гражданствен-ность. Юные граждане России. Какие права человек получает от рождения?

Знать сущность понятий «Права» и «Обязаннос-ти». Уметь формиро-вать и высказывать собственные суждения по теме.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Оценивать результаты работы.

Отбирать информацию из источника.

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.

Называть основные обязанности граждан РФ.

Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданствен-ностии, представленным в СМИ.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Составить схему: «Права и обязанности граждан».

Письменные задания

П. 13, зад. 1,2,4 рабочая тетрадь

32. Мы - многонациональный народ.

Урок «открытия» новых знаний.

Россия - многонацио-нальное государство. Народы России - одна семья

Знать и понимать сущность понятия «Многона-циональный народ».

Уметь составлять план текста, на основе прочитанного, работать в группах, работать с терминами.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Презентация: "Мы-много-национальный народ". Режим доступа: nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/prezentatsiya%22mnogonatsionalnaya-rossiya%22.

Карта субъектов РФ

Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений.

Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду.

Анализировать карту, о чем она тебе расскажет.

Извлекать информацию из текста.

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

Выполнять проект: «Русский язык - язык межнационального общения», используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию.

Опрос;

Работа с картой по заданиям

П. 14. зад. 1, 3-5 рабочая тетрадь

33.Многонацио-

нальная культура России.

Урок «открытия» новых знаний.

Националь-

ность человека. Многонацио-

нальная культура России. Межнацио-

нальные отношения.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Прогнозиро-вать какой будет результат.

Заполнять таблицу, выписывая цитату из текста и свои мысли.

Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявление толерантного отношения к людям разных национальностей.

Подбирать материал и готовить компьютерную презентацию на тему: «Обычаи народов России», разделившись на группы.

Составить словарик темы;

Письменные задания

П. 14, зад. 6,7 рабочая тетрадь

34. Практикум по теме «Родина»

Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям.

Знать сущность понятия «Родина». Уметь формиро-вать и высказывать собственные суждения по теме.

Мультимедий-ный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

Работать с учебником и дополнительной литературой.

Готовить плакаты на темы: «С чего начинается Родина».

«Участие гражданина в делах государства».

«Главные обязанности гражданина».

Тестовые задания;

самостоятельная работа

Повт. Гл. 5, зад. 8-11 рабочая тетрадь






Согласовано

Зам. директора по УВР

_______Л.Н. Суслина



© 2010-2022