- Преподавателю
- История
- Разработка урока истории Личность Пера Великого
Разработка урока истории Личность Пера Великого
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сохрина А.А. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект учебного занятия
Класс-10
Авторы и название учебной программы- СахаровА.И., БугановВ.И., Зырянов П.Н. История России (конц17-19век)
Учебная тема, название учебного занятия- Россия в конце 17-18вв.; Ускорение процессов модернизации в начале 18 века( личность Петра 1)
Педагогическая идея урока-
Hе иди по течению, не иди против течения,
иди поперек него, если хочешь достичь берега. (Раздумья Ванталы)
«В делах преобразователя обрела Россия безмерное богатство силы и славы».
Феофан Прокопович
«Пора усвоить и другое: одно насилие никогда не ускоряло движение к далёким вершинам идеального. Вместо ускорения, оно лишь замедляло его. Примером в нашей истории может служить эпоха Петра, не давшая ничего, кроме пышного фасада, закрепостившая сильнее народ и погрузившая его на полтора столетия в бездну невежества и бесправия» П. Сорокин
Цель и задачи учебного занятия:
Цель урока: закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы; дать нравственную оценку Петра I.; расширить кругозор учащихся за счёт сведений, выходящих за рамки школьного учебника.
Задачи урока:
-
актуализация и обогащение субъектного (закрепляемого) опыта учащихся: более глубокое осмысление новой и ранее усвоенной информации, развитие навыков работы с различными источниками информации, формирование способности оперативно, умело и доказательно применять свои знания и убеждения в процессе дискуссии;
-
стимулировать проявление учащимися инициативы и самостоятельности;
-
создание для учащихся ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнения;
-
развитие творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты: определить сложность и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. Ответить на вопрос, поставленный в теме урока. Научиться критически осмысливать имеющийся материал, делать выводы. Защита проектов.
Тип учебного занятия- занятие по обобщению и систематизации усвоенного учебного материала. Защита ученических проектов.
Средства обучения : 1.Литература
-
Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. М.: Политиздат. 1991.
2. Богданов А. П. Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М.: Современник. 1990.
3. Буганов В. И. Петр Великий и его время. М.: Наука. 1989.
4. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М.: Культура. 1990.
5. Криворотов В. Вехи. Взлеты и падения особого пути России // Знание - сила. № 8, 9. 1990г.
6. Ключевский В. О. Сочинения в 9 т. Т.4. Ч.4. М.: Мысль. 1989.
7. Мавродин В. В. Рождение новой России. С.-П.: ЛГУ. 1988.
8. Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Великого. М.: Международные отношения. 1990.
10. Почему все реформы в России заканчивались провалом // Московская правда. № 228. 25.11.93 11. Рыбакова Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Высшая школа. 1983. -
Оборудование- мультимедийные презинтации
Этапы учебного занятия:
1.Организационный этап:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть сегодня на уроке.
Приветствуют учителя
2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
-
Сегодня мы проводим завершающий урок по теме «Эпоха славных дел Петра». Вспомните, какую проблемную задачу мы ставили перед собой приступив к изучению этой темы
Обратите внимание на эпиграф (читается вслух)
На нашем уроке мы попытаемся не только решить проблемную задачу, но также выявить положительный и отрицательный эффект преобразований Петра I.
Стадия вызова
- Кто творит историю? Люди? Народы? Политические деятели или боговдохновленные проповедники? А может, историю творит случай?
Кто является личностью? Как определить, что Петр I - это личность?
Подумайте, как эпиграфы связаны с личностью Петра Великого? (На этот вопрос вы ответите в конце урока.)
-
Доказать, что в результате петровских преобразований Россия из провинциальной Московской Руси превратилась в сильную европейскую державу
Читают эпиграфы к уроку- объясняют смысл высказываний
Личность - это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко - в социальной жизни
3.Этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Стадия Осмысления
Работая над проектом, вы должны были ответить на вопросы:
-
Действительно, полно ли Петр открыл окно в Европу?
-
Стала ли Русь «немецкой, чинной » или осталась восточной- традиционной?
На стадии осмысления мною предлагается система маркировки услышанных фактов, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
˅ (галочка) - этим знаком помечается информация, которая уже известна ученикам;
- (минус) - помечается то, что противоречит их представлению;
+ (плюс) - помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? (вопросительный знак) ставиться, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Стадия Закрепления
- Итог подведем выполнением теста по данной теме
На стадии Осмысления организуется работа в группах( работа проводилась двумя группами в течении 2 недель)
Слушая выступающих, учащиеся помечают соответствующим значком информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: ˅ - + ?
Выполняют тест
4.Этап проверки понимания учащимися нового материала:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вновь обратимся к эпиграфу, как он связан с личностью Петра I? Можно ли сказать, что Петр Первый «достиг берега»?
Выполнение теста по теме
учащиеся могут используя ПОПС - формулу (Позиция, Обоснование, Пример, Следствие) доказать, что Петр Первый - величайшая личность в истории. (Гений он или злодей?, Чудо или чудовище?, чудовищное чудо?)
Учащиеся могут с помощью «открытого микрофона» высказать свое мнение об уроке и оценить свою работу.
Выполняют тест
5.Подведение итогов урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предлагаю учащимся написать «синквейн» Петр Первый - стихотворение из 5 строк, которое строится по следующим правилам:
1) в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
2) во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных);
3) в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы четырьмя словами;
4) в четвертой строке - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
5) в пятой строке - повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.
Составляют синквейн