Разработка урока истории Личность Пера Великого

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект учебного занятия

Класс-10

Авторы и название учебной программы- СахаровА.И., БугановВ.И., Зырянов П.Н. История России (конц17-19век)

Учебная тема, название учебного занятия- Россия в конце 17-18вв.; Ускорение процессов модернизации в начале 18 века( личность Петра 1)

Педагогическая идея урока-

Hе иди по течению, не иди против течения,
иди поперек него, если хочешь достичь берега. (Раздумья Ванталы)

«В делах преобразователя обрела Россия безмерное богатство силы и славы».

Феофан Прокопович

«Пора усвоить и другое: одно насилие никогда не ускоряло движение к далёким вершинам идеального. Вместо ускорения, оно лишь замедляло его. Примером в нашей истории может служить эпоха Петра, не давшая ничего, кроме пышного фасада, закрепостившая сильнее народ и погрузившая его на полтора столетия в бездну невежества и бесправия» П. Сорокин

Цель и задачи учебного занятия:

Цель урока: закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы; дать нравственную оценку Петра I.; расширить кругозор учащихся за счёт сведений, выходящих за рамки школьного учебника.

Задачи урока:

  • актуализация и обогащение субъектного (закрепляемого) опыта учащихся: более глубокое осмысление новой и ранее усвоенной информации, развитие навыков работы с различными источниками информации, формирование способности оперативно, умело и доказательно применять свои знания и убеждения в процессе дискуссии;

  • стимулировать проявление учащимися инициативы и самостоятельности;

  • создание для учащихся ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнения;

  • развитие творческих способностей учащихся.

Планируемые результаты: определить сложность и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. Ответить на вопрос, поставленный в теме урока. Научиться критически осмысливать имеющийся материал, делать выводы. Защита проектов.

Тип учебного занятия- занятие по обобщению и систематизации усвоенного учебного материала. Защита ученических проектов.

Средства обучения : 1.Литература

  1. Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. М.: Политиздат. 1991.
    2. Богданов А. П. Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М.: Современник. 1990.
    3. Буганов В. И. Петр Великий и его время. М.: Наука. 1989.
    4. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М.: Культура. 1990.
    5. Криворотов В. Вехи. Взлеты и падения особого пути России // Знание - сила. № 8, 9. 1990г.
    6. Ключевский В. О. Сочинения в 9 т. Т.4. Ч.4. М.: Мысль. 1989.
    7. Мавродин В. В. Рождение новой России. С.-П.: ЛГУ. 1988.
    8. Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Великого. М.: Международные отношения. 1990.
    10. Почему все реформы в России заканчивались провалом // Московская правда. № 228. 25.11.93 11. Рыбакова Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Высшая школа. 1983.

  2. Оборудование- мультимедийные презинтации

Этапы учебного занятия:

1.Организационный этап:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть сегодня на уроке.

Приветствуют учителя

2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Сегодня мы проводим завершающий урок по теме «Эпоха славных дел Петра». Вспомните, какую проблемную задачу мы ставили перед собой приступив к изучению этой темы

Обратите внимание на эпиграф (читается вслух)

На нашем уроке мы попытаемся не только решить проблемную задачу, но также выявить положительный и отрицательный эффект преобразований Петра I.

Стадия вызова

- Кто творит историю? Люди? Народы? Политические деятели или боговдохновленные проповедники? А может, историю творит случай?

Кто является личностью? Как определить, что Петр I - это личность?

Подумайте, как эпиграфы связаны с личностью Петра Великого? (На этот вопрос вы ответите в конце урока.)


  • Доказать, что в результате петровских преобразований Россия из провинциальной Московской Руси превратилась в сильную европейскую державу

Читают эпиграфы к уроку- объясняют смысл высказываний



Личность - это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко - в социальной жизни

3.Этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия Осмысления

Работая над проектом, вы должны были ответить на вопросы:

  • Действительно, полно ли Петр открыл окно в Европу?

  • Стала ли Русь «немецкой, чинной » или осталась восточной- традиционной?

На стадии осмысления мною предлагается система маркировки услышанных фактов, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

˅ (галочка) - этим знаком помечается информация, которая уже известна ученикам;

- (минус) - помечается то, что противоречит их представлению;

+ (плюс) - помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? (вопросительный знак) ставиться, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Стадия Закрепления

- Итог подведем выполнением теста по данной теме

На стадии Осмысления организуется работа в группах( работа проводилась двумя группами в течении 2 недель)

Слушая выступающих, учащиеся помечают соответствующим значком информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: ˅ - + ?





Выполняют тест


4.Этап проверки понимания учащимися нового материала:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вновь обратимся к эпиграфу, как он связан с личностью Петра I? Можно ли сказать, что Петр Первый «достиг берега»?



Выполнение теста по теме

учащиеся могут используя ПОПС - формулу (Позиция, Обоснование, Пример, Следствие) доказать, что Петр Первый - величайшая личность в истории. (Гений он или злодей?, Чудо или чудовище?, чудовищное чудо?)

Учащиеся могут с помощью «открытого микрофона» высказать свое мнение об уроке и оценить свою работу.

Выполняют тест

5.Подведение итогов урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагаю учащимся написать «синквейн» Петр Первый - стихотворение из 5 строк, которое строится по следующим правилам:

1) в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
2) во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных);
3) в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы четырьмя словами;
4) в четвертой строке - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
5) в пятой строке - повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.

Составляют синквейн



© 2010-2022