Открытый урок 5 класс Миф об Икаре

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Древнегреческий миф «Дедал и Икар».

Прочитай текст и выполни задания 1-9

Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими; им были изобретены топор и бурав. Дедал показал строителям зданий, как проверять - камнем на нитке, - правильно ли они кладут стены. У этого великого художника был племянник Талос, он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нем глиняную посуду - горшки, кувшины и круглые чаши. Можно было предвидеть, что Талос далеко превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с Талосом на высоком афинском Акрополе у самого края скалы. Никого не было кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Юноша разбился. Дедал поднял тело Талоса и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти. Спасаясь от смерти, Дедал сбежал на Крит к могущественному царю Миносу, который охотно принял под свою защиту великого художника Греции. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него знаменитый Лабиринт с такими запутанными ходами, что, раз войдя в него, невозможно было найти выход. Там Минос заключил сына жены своей Пасифаи, кровожадного царевича Минотавра. Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпускать его царь с Крита, только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и наконец нашел способ освободиться от критской неволи. Набрал Дедал птичьих перьев, скрепил их воском и сделал себе и сыну крылья, чтобы улететь из ненавистного им плена. Ранним утром перед отлетом Дедал сказал Икару: "Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не поднимайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня". Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Те, кто видел их полет высоко над землей, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше. Икар забыл наставления отца, он не летел уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко в небо, к лучезарному солнцу. Палящие лучи растворили воск, скреплявшей перья, выпали они и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах. А Дедал добрался до Сицилии и прожил там в печали и скорби до самой старости. Последние же годы жизни провел он на родине, в Афинах; там стал он родоначальником Дедалидов, славного рода афинских художников. Но люди запомнили первый полет Дедала и Икара, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.

ЗАДАНИЯ.

5.Дедал и Икар (Римский рельеф 2 века) Рим, Музей виллы Альбани

Открытый урок 5 класс Миф об Икаре

На уроке ученикам предложили придумать собственную подпись к рельефу (автор) Какая из предложенных подписей наиболее точно отражает содержание рельефа? Обведи номер ответа.

1)

2)

3)

4)

Дедал и Икар (Римский рельеф 2 века) Рим,

Музей виллы Альбани

Открытый урок 5 класс Миф об Икаре

Национальный музей
di Capodimonte, Неаполь

6. Прочитай стихотворение и выполни задание

Как отец учил сына быть осторожным во время полёта

Валерий Брюсов «Дедал и Икар».

Дедал
Мой сын! мой сын! будь осторожен,
Спокойней крылья напрягай,
Под ветром путь наш ненадежен,
Сырых туманов избегай.
Икар
Отец! ты дал душе свободу,
Ты узы тела разрешил.
Что ж медлим? выше! к небосводу!
До вечной области светил!
Дедал
Мой сын! мы вырвались из плена,
Но пристань наша далека:
Под нами - гривистая пена,
Над нами реют облака...
Икар
Отец! что облака! что море!
Удел наш - воля мощных птиц:
Взлетать на радостном просторе,
Метаться в далях без грани

Дедал
Мой сын! Лети за мною следом,
И верь в мой зрелый, зоркий ум.
Мне одному над морем ведом
Воздушный путь до белых Кум.
Икар
Отец! К чему теперь дороги!
Спеши насытить счастьем грудь!
Вторично не позволят боги
До сфер небесных досягнуть!
Дедал
Мой сын! Не я ль убор пернатый
Сам прикрепил к плечам твоим!
Взлетим мы дважды, и трикраты,
И сколько раз ни захотим!
Икар
Отец! Сдержать порыв нет силы!
Я опьянел! я глух! я слеп!
Взлетаю ввысь, как в глубь могилы,
Бросаюсь к солнцу, как в Эреб!

Дедал

Мой сын! мой сын! Лети срединой,
Меж первым небом и землей...
Но он - над стаей журавлиной,
Но он - в пучине золотой!
О юноша! презрев земное,
К орбите солнца взнесся ты,
Но крылья растопились в зное,
И в море, вечно голубое,
Безумец рухнул с высоты.

Ученики 5-го класса прочитали стихотворение В. Брюсова и поспорили. Мария утверждала, что ничего нового по сравнению с текстом о Дедале и Икаре она не прочитала в этом стихотворении. А Павел сказал, что в стихотворении есть важная новая информация. С кем из учеников ты согласишься? Отметь знаком свой ответ и приведи обоснование.

-Соглашусь с Марией.

-Соглашусь с Павлом.

Обоснование:

На выполнение работы отводится 45 минут.

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать один ответ из четырех предложенных. Обведи цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.

В некоторых заданиях потребуется выбрать несколько верных ответов. Внимательно читай текст заданий.

В работе будут задания, ответ на которые необходимо записать в указанном месте.

Одни задания покажутся тебе легкими, другие - трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который ты считаешь верным.

Желаем успеха!


Структура современного урока. Урок изучения нового знания



Этапы урока

Характеристика этапа

Комментарии

Мотивационно-ориентировочная часть (мотивационная)


1

Проверка домашнего задания.

Использовать как составную часть этапа мотивации («могу») или этапа актуализации («надо»)

2

Мотивация к учебной деятельности

- Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу», «умею»).

- Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

3

Актуализация знаний

- Создание ориентировочной основы нового способа действия - содержательная (знания, умения) и мыслительная (логические операции) подготовка к деятельности.

- Осознание потребности в построении нового способа.

На данном этапе повторяются и фиксируются в речи и знаково (в виде опорных конспектов, эталонов) только те понятия и способы действия, которые необходимы и достаточны для освоения нового знания. При отборе учебного материала на данный этап отдаем предпочтение заданиям развивающего (продуктивного) характера - на сравнение и классификацию математических объектов, на обобщение, поиск лишнего, продолжение закономерностей.

4

Создание проблемной ситуации, затруднения (выполнение пробного действия)

- Создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся через задание:

а) невыполнимое вообще или на актуальном уровне знаний (не знаю способа или известный способ не подходит);

б) иллюстрирующее неэкономичность во времени применения известного способа действия (способ есть, он работает, но его использование затратно по времени). Отметим, что задание на затруднение выполняется каждым учеником самостоятельно, с обязательной фиксацией результата выполнения, т. е письменно, например, на планшетке, листе бумаги.

5

Формулировка проблемы, постановка учебной задачи (цели урока)

- Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).

- Организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- Формулировка проблемы, а затем цели или темы урока

6

Планирование решения учебной задачи

Учащиеся должны ответить на вопрос: как можно достичь поставленную цель? (как узнать/получить новый способ действий, новое правило? Где найти информацию об объекте? и т.п.)

Операционно-познавательная часть (содержательная)


7

Открытие новых знаний и способов действий

- Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному введению нового знания.

- Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.

- Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

- Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

- Соотнесение нового знания с правилом в учебнике («Эталонах», справочнике, словаре и т.д.)

- Организовать фиксацию преодоления затруднения.

8

Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях

- Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

9

Самостоятельное выполнение заданий под контролем учителя

- Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

- Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

Рефлексивно-оценочная часть (диагностическая)


10

Контроль знаний и умений (проверка по пройденному материалу)

Организовать самостоятельное выполнение учащимися разноуровневых заданий на новый способ действия.

Организовать самопроверку.

11

Рефлексия учеником своих действий и самооценка (своих действий, интереса к изучаемому, отношения к виду учебной деятельности).

- Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

- Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

- Организовать вербальную фиксацию шагов по достижению цели.

- По результатам анализа работы на уроке организовать фиксацию направлений будущей деятельности.

12

Постановка домашнего задания.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.





© 2010-2022