Разработка урока на тему Культура древнего Китая (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Культура Древнего Китая Цель: -проверить знания и умения по теме «Древний Китай», познакомиться с культурными и религиозными достижениями древнего Китая на примере изучения темы «Культура древнего Китая»; - способствовать развитию логического мышления, речи, памяти, умений сравнивать, анализировать изученный материал; - продолжать воспитывать интерес к познанию, уважение к культурным и религиозным воззрениям разных народов, как к пласту мировой культуры; толерантность. Знать: культурные достижения древнего Китая, историю возникновения и развития конфуцианства; основные идеи и значение конфуцианства. Уметь: работать с различными информационными источниками, сравнивать, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Тип урока: комбинированный Вид урока: урок-путешествие Оборудование: листы-задания (раздаточный материал), компьютер и учебный фильм «Религии Китая» Ход урока I. Организационный момент. (3 мин) Проверка готовности класса к уроку, эмоциональный настрой учеников, целеполагание. Для того, чтобы выполнить нашу задачу, я приглашаю Вас в путешествие, в ходе которого мы найдем ответ на вопрос: Почему культурные достижения древнего Китая сохранили свою актуальность в настоящее время? Рассказ учителя. Караван знаний - ни с чем не сравнимое богатство, ибо знание - это сила, способная к созиданию и разрушению. Каждый поступает со своими знаниями так, как считает нужным. Тот, кто, готов познавать этот огромный мир, сея в нем зерна добра, получит богатый урожай. И перед тем как нам отправится в путешествия пополняя наш багаж знания, давайте вспомним что мы знаем о Китае. «Тот, кто повторяя старое, узнает новое, может быть наставником» Конфуций. Учащимся объясняется порядок работы с маршрутными листами-заданиями. Учащиеся выполняют задание 1 в маршрутном листе. - Тест 1.Главной отраслью хозяйства Китая было: A) Скотоводство. B) Земледелие. C) Строительство храмов. Строительство дамб и каналов. Е) Виноделие. 2.В Китае с древнейших времен было развито производство: A) Пороха. B) Бумаги. C) Шелка. D) Фарфора. E) Хлопка. 3.Основой китайского общества была: A) Частная собственность на скот. B) Частная собственность на землю. C) Кастовая система. D) Семья. E) Преданность императору. 4.В конце II в. н.э. в Китае началось: A) Восстание «красных повязок». B) Строительство Великой китайской стены. C) Возведение дворца для императора Ван Мана. D) Восстание «краснобровых».Е) Восстание «желтых платков». 5. Первый император Китая: A) Ван МанB)Фан Чун C) Сыма- Цянь D) Конфуций. Е) Цинь Шихуанди 6.«Исторические записки» в древнем Китае написал: А) Лао-цзы. В)Сыма-Цянь. D) Конфуций. Е)Чжан. 7. Какая династия сменила династию Цинь: A) Хань B) Чжоу C) Тан. . D) Мин Е) Цин 8.Возникновение китайской цивилизации произошло в басейне каких рек: А) Хуанхе и Янцзы В)Ганг и Инд С)Тигр и Евфрат D) Нил и Тигр Е) Ганг и Тигр 9. Какой путь брал свое начало в Китае: A) меридиальный B) шелковый C) шерстяной D) караванный Е) морской 10. Какое оборонительное сооружение было построено в Китае: A) ров. B) окоп. C) Великая китайская стена D) забор Е) сетка

Вы готовы продолжить наш путь? Тогда вперед! II. Изучение нового материала. . План 1.Письменность и литература 2.Религия. Конфуцианство 3.Достижение научного знания и искусства «Добродетель никогда не бывает одинокой» - эти слова принадлежать гениальному Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Итак, первый запас знаний пополнил наш караван и мы продолжаем путь. Сейчас я предлагаю Вам посмотреть фильм и по ходу просмотра, заполнить в маршрутном листе таблицу в задании 2. «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет - я обрёл прочную основу.
В 40 лет - я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет - я познал волю Неба.
В 60 лет - я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет - я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала». Мы продолжаем наш путь, и я предлагаю Вам изучить вопрос о конфуцианстве. Древние археологические и письменные источники, касающиеся религии Китая относятся ко второму тысячелетию до н.э. Это была пора зарождения патриархально-рабовладельческого государства. О религии Иньского периода сохранилось небольшое количество сведений (гадальные кости, тотемы, гробницы-захоронения с явно классовыми различиями).

Гораздо больше сведений сохранилось о религии Чжоусского периода (1122-255 гг. до н.э.). Среди памятников культуры можно выделить философские и религиозно-этические системы. Они послужили основанием для развития религиозных учений, ставших в дальнейшем государственными религиями Китая: конфуцианство и даосизм

Задание3 «Не печалься, что люди не знают тебя. Печалься, что ещё не проявил свои способности» Конфуций Прочитать текст и ответить на вопросы

Учение отражало взгляды и интересы служилого чиновничества. Родоначальником религии Китая был Кун-цзы, Конфуций.

Классические конфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» (У-цзин) и «Четверокнижие» (Сы-шу). Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Основное содержание учения Конфуция - это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государсвенной службы и о правильном порядке в семейном быту.

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем - «сыном неба». Благородный муж - это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей - воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.

Конфуцианский культ представляет собой простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности, семейно-родовых обрядов. Важнейшим из культов конфуцианства был культ предков. Он стал главной составной частью китайских религиозных верований и обрядов. Каждая семья имела свой семейный храм или молельню. Каждый род - ши - имел свой родовой храм предков, посвященный родоначальникам. Каждая родовая группа - син(фамилия) - имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старшинами родов.

По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека - это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков.

Вопросы: 1.Интересы какой социальной группы отражало конфуцианство. 2.Основные идеи конфуцианства 3.Каким, по мнению Конфуция, должен быть идеальный правитель? 4.Что включало в себя понятие человеколюбие? 5.Важнейший куль конфуцианства. 6.Главнейшая обязанность человека по Конфуцию. В Китае в древности появилась письменность - иероглифы. Пишутся они столбцом сверху вниз. В основе учения Конфуция лежат 20 терминов, выраженных отдельным иероглифом.. Задание 4 Продолжить изречение Конфуция 1. Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо_____________________________________________________________________________________ 2. Встретив достойного человека, стремись с ним сравняться; встретив недостойного, _____________________________________________________________________________________ 3. Для того, чтобы познавать новое, необходимо изучать ____________________________________

4. Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения _____________________________________________________________________________________ В Китае в первые в мире были изобретены вещи без которых мы не можем обойтись в настоящее время: впервые была точно вычислена продолжительность года, создана звездная карта, слово «чай» китайского происхождения, компас, прибор для записи колебаний земной коры - сейсмограф, бумага, порох, фарфор Задание 5 Сформулируйте мудрый совет Конфуция из предложенных слов ПОДОБНО УХОДЯЩЕЕ ПОТОКУ ВРЕМЯ ЭТОМУ НИ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ДНЕМ НОЧЬЮ НИ III. Закрепление: Китайская шкатулка В шкатулке лежат изобретения китайцев, которыми пользуется весь мир.

  1. Путеводитель, который применяют в туризме, геологии, путешествиях, морских походах, в самолетах и т.д. (компас).

  2. Это любят все, используют каждый день, называется "Тцай-е" (Чай).

  3. натуральный, гладкий, тонкий, легкий, приятный, применяется в быту, в медицине, аэрофлоте, одежде и т.д. (шелк).

  4. "Их изготовляют сотни тысяч предметов каждого образца. Изделия в определенный срок доставляют в столицу, бочонков с круглыми полированными изделиями более 600. Ежегодная норма 16-17 тысяч" (из сочинения Чжу Яня "Тао шо", "О фарфоре"). Из этого делают посуду. Без этого уже не представляем свою жизнь (фарфор).

  5. Это изобретение любят все люди и готовят почти в каждой национальной кухне (лапша).

  6. Изобретение необходимое для письма ученикам, студентам, политикам всем образованным людям для передачи и хранения знаний (бумага).

  7. По определению Суворова - пуля это "дура", а в ней изобретение китайцев? (порох).

  8. Эта игра изобретена в Китае и считается интеллектуальной игрой, в нее играли даже императоры (шашки).

Время нашего путешествия подходит к концу. Нам остается ответить на главный вопрос, в поисках ответа на который, мы совершили наш путь. Задание6 Ответить на вопросы

Почему культурные достижения древнего Китая сохранили свою актуальность в настоящее время?

Сформулируйте значение вклада китайской культуры в мировую.

  1. Домашнее задание. Параграф 22

4

© 2010-2022