- Преподавателю
- История
- Казахское ханство открытый урок
Казахское ханство открытый урок
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Толекбаева А.Б. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка открытого урока в 7 Б классе
Тема: Образование Казахского ханства.
Цель урока: Продолжить изучение условий и причин образования Казахского ханства, раскрыть значение этого события для решения исторической судьбы казахского народа.
Задачи:
1.На основе работы с текстом выделить этапы образования Казахского ханства. В ходе анализа доказать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, а благодаря добровольному объединению разрозненных казахских племён.
2.Развивать навыки самостоятельной работы, аналитической деятельности, систематизации и обобщения изучаемого материала
3.Воспитывать интерес к изучению истории казахского народа, любовь к Родине, гордость за героическое прошлое.
Приемы и методы: стратегии ТКМЧП ( ассоциация, понятийное колесо, фишбоун-рыбная кость, лови ошибку, тонкие и толстые вопросы)
Оборудование: Презентация к уроку, карта, портреты ханов, постеры.
Ход урока:
1. Организация класса.
2.Стадия вызова. Учитель произносит слова: Астана, 9 место по площади, 14 областей, Президент, суверенный. С чем ассоциируются эти слова? (Республика Казахстан)
Действительно, вы правы. Истоки образования нашего государства уходят в средние века. Сегодня на уроке мы узнаем , как происходил процесс становления государственности казахского народа.
3.Осмысление.
Презентация «Образование Казахского ханства»
3.1. Понятийное колесо . Ключевое слово -казахские племена
Индивидуально-записать племена, которые стали основой казахского народа.
В парах- обменяться мнениями.
В группах- ключевое слово «казахские племена», составить «понятийное колесо»,записать названия племен по алфавиту
(аргыны,жалаиры,канлы,карлуки,кереи,кипчаки, конраты,мангыты,найманы,уйсуни)
3.2. «Лови ошибку»
Учащиеся находят ошибки в следующих утверждениях:
---Жители Могулистана назывались узбеками,
---Население Ногайской орды-мангыты.+
----Население ханства Абулхаира-моголы
---- Монгольское нашествие способствовало формированию казахской народности
-----Племена находились на разных ханствах и поэтому у них были различными обычаи , традиции и язык .
----Главную роль в этническом формировании казахского народа сыграли кипчаки. +
---Население Казахского ханства называлось казахами.+
3.3.Предпосылки образования Казахского ханства
(фронтальный опрос) (слайд)
- Кризисные явления (Ослабление
ханства Абулхаира- сокрушительное поражение от ойратов (калмыков ) в 1456-1457гг , от Уз-Темира).
- Вторым фактором, явилось стремление Абулхаир-хана подавить своих внутренних оппонентов. В конце 1450-х гг., мстя за смерть своего старшего сына Шах-Будаг-султана, Абулхаир-хан перебил ряд принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях.
- Беспрерырывные кровопролитные войны и феодальные междоусобицы за власть.
Влиятельные вожди стремились к политической независимости.
-Ухудшение положения народных масс т.к.
нарушаются традиционные маршруты кочевок.
-Усиление феодального гнета.
В народе зреет желание избавиться от господства Абулхаира .
3.3.Причины откочевки Керея и Жанибека
Т.о. ,мы выяснили,что племена ханства Абулхаира мечтали избавиться от гнета, господства Абулхаира, искали путь к вольной и мирной жизни. В этот историчечский момент на арену политической борьбы выходят потомки хана Белой орды Урус-хана.Они возглавили борьбу против Абулхаира,использовав старый способ протеста -откочевка.
Районом откочевки племен во главе с Кереем и Жанибеком было определено Западное Жетысу. Хан Моголистана Есен-буга разрешил поселиться в поймах рек Чу и Талас (Слайд).
Задание 1 группа читает стр.145 .Задание: причины откочевки Керея и Жанибека
2 группа-стр.146. Задание: причины принятия казахских племен Есен-бугой .
Стратегия «Фишбоун» (рыбная кость)
Индивидуально- определить причины по своей теме,записать
В парах-обменяться мнениями
В группе- составить «Фишбоун»
Проблема-причины откочевки /причины принятия
Факты (верхнюю половину заполняет первая группа, нижнюю-2 группа)
Вывод - объединение племен, необходимо государство
1 группа (ответы)
Причины откочевки
ослабление ханства Абулхаира (распри,войны,поражение от ойратов)
острая борьба за власть
жестокое подавление противников
тяжелые налоги и повинности, усиление эксплуатации
стихийные выступления
массовый протест
2 группа. Причины принятия каз.племен Есен- бугой (Ответы)
Союз для борьбы за власть с братом Юнусом
Против Абулхаира
против тимуридов
Против ойратов
Выступление спикеров.
3. 4. Итак, Керей и Жанибек вместе с племенами расселились в Западном Жетысу. Это произошло примерно в 1460 году. Но еще как такового государства не было. В 1462 году умирает Есен-буга. В Моголистане разразилась борьба за трон. Ойраты воспользовались ослаблением Моголистана , захватили власть. Казахские племена Старшего жуза стали откочевывть в Западное Жетысу. Керей и Жанибек тоже использовали эту ситуацию в свою пользу: они основали Казахское ханство. Первоначально оно расположилось между реками Чу и Талас. Позже оно расширится . Вот как описывает это событие Мухаммед Хайдар Дулати (слайд )
3.5. Историческое значение образования Казахского ханства.
Учащиеся делают следующие выводы:
-
Керей и Жаныбек стали первыми казахскими ханами, основателями казахской государственности. Именно они стали политическими наследниками Урус-хана и продолжателями традиций Ак-Орды.
-
Благодаря деятельности Керея и Жаныбека, во второй половине XV века в Дешти-Кыпчаке появляется этноним КАЗАХ.
-
Казахское ханство образовалось не в процессе войн, а в результате добровольного объединения родственных племен.
-
Современный Казахстан имеет территорию, которая была в свое время завоевана казахскими ханами.
4.Закрепление. Просмотр видео
5. Учитель рассказывает, что основателям Казахского ханства в Астане установлен памятник, их именами названа улица столицы. (демонстрация слайда)
6. Рефлексия. -Что дал тебе урок?
7. Домашнее задание. №35, прочитать доп.литер. об основателях Казахского ханства, подготовить сообщения, по желанию эссе «Что я узнал (а) об образовании Казахского ханства?»