Казахское ханство открытый урок

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока в 7 Б классе

Тема: Образование Казахского ханства.

Цель урока: Продолжить изучение условий и причин образования Казахского ханства, раскрыть значение этого события для решения исторической судьбы казахского народа.


Задачи:

1.На основе работы с текстом выделить этапы образования Казахского ханства. В ходе анализа доказать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, а благодаря добровольному объединению разрозненных казахских племён.
2.Развивать навыки самостоятельной работы, аналитической деятельности, систематизации и обобщения изучаемого материала

3.Воспитывать интерес к изучению истории казахского народа, любовь к Родине, гордость за героическое прошлое.

Приемы и методы: стратегии ТКМЧП ( ассоциация, понятийное колесо, фишбоун-рыбная кость, лови ошибку, тонкие и толстые вопросы)
Оборудование: Презентация к уроку, карта, портреты ханов, постеры.

Ход урока:
1. Организация класса.

2.Стадия вызова. Учитель произносит слова: Астана, 9 место по площади, 14 областей, Президент, суверенный. С чем ассоциируются эти слова? (Республика Казахстан)

Действительно, вы правы. Истоки образования нашего государства уходят в средние века. Сегодня на уроке мы узнаем , как происходил процесс становления государственности казахского народа.

3.Осмысление.

Презентация «Образование Казахского ханства»


3.1. Понятийное колесо . Ключевое слово -казахские племена

Индивидуально-записать племена, которые стали основой казахского народа.

В парах- обменяться мнениями.

В группах- ключевое слово «казахские племена», составить «понятийное колесо»,записать названия племен по алфавиту

(аргыны,жалаиры,канлы,карлуки,кереи,кипчаки, конраты,мангыты,найманы,уйсуни)


3.2. «Лови ошибку»

Учащиеся находят ошибки в следующих утверждениях:

---Жители Могулистана назывались узбеками,

---Население Ногайской орды-мангыты.+

----Население ханства Абулхаира-моголы

---- Монгольское нашествие способствовало формированию казахской народности

-----Племена находились на разных ханствах и поэтому у них были различными обычаи , традиции и язык .

----Главную роль в этническом формировании казахского народа сыграли кипчаки. +

---Население Казахского ханства называлось казахами.+

3.3.Предпосылки образования Казахского ханства

(фронтальный опрос) (слайд)

- Кризисные явления (Ослабление

ханства Абулхаира- сокрушительное поражение от ойратов (калмыков ) в 1456-1457гг , от Уз-Темира).

- Вторым фактором, явилось стремление Абулхаир-хана подавить своих внутренних оппонентов. В конце 1450-х гг., мстя за смерть своего старшего сына Шах-Будаг-султана, Абулхаир-хан перебил ряд принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях.

- Беспрерырывные кровопролитные войны и феодальные междоусобицы за власть.

Влиятельные вожди стремились к политической независимости.

-Ухудшение положения народных масс т.к.

нарушаются традиционные маршруты кочевок.

-Усиление феодального гнета.

В народе зреет желание избавиться от господства Абулхаира .


3.3.Причины откочевки Керея и Жанибека

Т.о. ,мы выяснили,что племена ханства Абулхаира мечтали избавиться от гнета, господства Абулхаира, искали путь к вольной и мирной жизни. В этот историчечский момент на арену политической борьбы выходят потомки хана Белой орды Урус-хана.Они возглавили борьбу против Абулхаира,использовав старый способ протеста -откочевка.

Районом откочевки племен во главе с Кереем и Жанибеком было определено Западное Жетысу. Хан Моголистана Есен-буга разрешил поселиться в поймах рек Чу и Талас (Слайд).

Задание 1 группа читает стр.145 .Задание: причины откочевки Керея и Жанибека

2 группа-стр.146. Задание: причины принятия казахских племен Есен-бугой .

Стратегия «Фишбоун» (рыбная кость)

Индивидуально- определить причины по своей теме,записать

В парах-обменяться мнениями

В группе- составить «Фишбоун»

Проблема-причины откочевки /причины принятия

Факты (верхнюю половину заполняет первая группа, нижнюю-2 группа)

Вывод - объединение племен, необходимо государство

1 группа (ответы)

Причины откочевки

ослабление ханства Абулхаира (распри,войны,поражение от ойратов)

острая борьба за власть

жестокое подавление противников

тяжелые налоги и повинности, усиление эксплуатации

стихийные выступления

массовый протест

2 группа. Причины принятия каз.племен Есен- бугой (Ответы)

Союз для борьбы за власть с братом Юнусом

Против Абулхаира

против тимуридов

Против ойратов

Выступление спикеров.

3. 4. Итак, Керей и Жанибек вместе с племенами расселились в Западном Жетысу. Это произошло примерно в 1460 году. Но еще как такового государства не было. В 1462 году умирает Есен-буга. В Моголистане разразилась борьба за трон. Ойраты воспользовались ослаблением Моголистана , захватили власть. Казахские племена Старшего жуза стали откочевывть в Западное Жетысу. Керей и Жанибек тоже использовали эту ситуацию в свою пользу: они основали Казахское ханство. Первоначально оно расположилось между реками Чу и Талас. Позже оно расширится . Вот как описывает это событие Мухаммед Хайдар Дулати (слайд )

3.5. Историческое значение образования Казахского ханства.

Учащиеся делают следующие выводы:

  1. Керей и Жаныбек стали первыми казахскими ханами, основателями казахской государственности. Именно они стали политическими наследниками Урус-хана и продолжателями традиций Ак-Орды.

  2. Благодаря деятельности Керея и Жаныбека, во второй половине XV века в Дешти-Кыпчаке появляется этноним КАЗАХ.

  3. Казахское ханство образовалось не в процессе войн, а в результате добровольного объединения родственных племен.

  4. Современный Казахстан имеет территорию, которая была в свое время завоевана казахскими ханами.

4.Закрепление. Просмотр видео

5. Учитель рассказывает, что основателям Казахского ханства в Астане установлен памятник, их именами названа улица столицы. (демонстрация слайда)

6. Рефлексия. -Что дал тебе урок?

7. Домашнее задание. №35, прочитать доп.литер. об основателях Казахского ханства, подготовить сообщения, по желанию эссе «Что я узнал (а) об образовании Казахского ханства?»



© 2010-2022