- Преподавателю
- История
- 11 класс история россии
11 класс история россии
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нефёдова Е.В. |
Дата | 01.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25»
г. Подольска Московской области
-
«Утверждаю»
Директор «МОУ СОШ №25»
от «____»________2016г.
__________И.А.Конаныхина
Рабочая программа
на ________базовом______уровне
Нефёдовой Елены Валентиновны
(Ф.И.О. преподователя)
История России
Предмет
11 «А», «Б» / 2 часа
Класс / количество в неделю
68 часов
Количество часов в год
г.Подольск
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа
по курсу «Истории России II половина XIX,XX - начала XXIвв.»
11 класс.
Учебная программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории для 10-11 классов, утвержденным приказом №1089 от 05.03.2004г.
Место предмета в учебном плане школы
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ для обязательного изучения Истории России со второй половины ХIХв.-н.ХХIв. 11 классе предусмотрено 68ч. из расчета 2 часа в неделю, с учетом 10ч. резервного времени, что и предусмотрено учебным планом школы.
Цели
Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества;
• овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
• формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Настоящая программа предоставляет возможность всем учащимся получить необходимый российскому гражданину минимум исторических знаний к концу 11 класса. Изучение истории как часть процесса формирования социального опыта личности российского гражданина XXI в. подразумевает единство моральных критериев, стоящих над идеологическим, политическим и культурным разнообразием современного мира. Общая цель исторического образования -приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям и развитие ценностно-ориентированной личности учащегося, воспитания патриотизма, формирования гражданского самосознания россиянина. Делается акцент на проблемном подходе к изучению тем, используются знания, полученные в среднем звене школы. Первостепенное значение придается человеку и его духовному развитию в историческом процессе. Предложенное сочетание курсов отечественной и всеобщей истории может подвергнуться перестановке. В центр внимания учащихся ставится состояние человека и общества, их материальные и культурные потребности, интересы личности и сословий, социальных групп и государства.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение - 1 ч.
Периодизация истории в н.XIX в. Карта второй пол.XIX в.: от мира империй к сообществу независимых государств. Россия, СССР на карте мира.
2. Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. 20 ч
Отмена крепостного права. Реформы 1860-х - 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.
3.Революция 1917 г. и Гражданская война в России 12 ч
Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» - сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.
Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.
4.Советское общество в 1922-1941 гг. 6 ч
Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.
Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х - 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.
5.Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 8 ч
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.
Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.
СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.
6.СССР в первые послевоенные десятилетия 4 ч
Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.
Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х - начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.
Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х - начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.
Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.
7.СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. 2 ч
Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х - начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.
Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.
8.Советское общество в 1985-1991 гг. 4 ч
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.
«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.
9.Российская Федерация (1991-2003 гг.) 1 ч
Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.
Резерв - 10 ч.
Тематическое планирование
Практчасть
Контроль
I пол.
II пол.
Год
Iч.
IIч.
IIIч.
IXч.
1
Введение
1
2
Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв
20
3теста
1ср
тест
3
Революция 1917 г. и Гражданская война в России
12
ср
4
Советское общество в 1922-1941 гг.
6
ср
5
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны
8
тест
6
СССР в первые послевоенные десятилетия
4
7
СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг
2
ср
8
Советское общество в 1985-1991 гг
4
9
Российская Федерация (1991-2003 гг.)
1
ср
Резерв
10
Итого
68
ТРЕБОВНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
При освоении обязательного минимума содержания курсов истории школьники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
Хронологические знания и умения: называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов; составлять хронологические и синхронистические таблицы; характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий.
Знание фактов: называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
Работа с источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника; характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.
Анализ, объяснение: соотносить единичные исторические факты и общие явления; показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений; называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений; классифицировать исторические события и явления а) по указанному признаку, б) определяя основание самостоятельно; объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
Версии, оценки: излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; высказывать суждение о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Календарно-тематическое планирование.
п.п.Тема
Д/з
Конт-роль
Плановые
сроки
прохожд.
Скоррект.
сроки
прохожд.
I четверть
1
I.Введение
II. Россия во второй половине XIX в. и н. ХХв 20ч.
2
Накануне отмены крепостного права.
§ 67
§ 68
§ 69
1н
Отмена крепостного права в России.
Основные положения реформы 19 февраля 1861 г.
3
Либеральные реформы 60-70-х гг.
§ 70
§ 71
§ 72
2н
Промышленность и транспорт в пореформенной России.
Сельское хозяйство после отмены крепостного права .
4
Общественное движение в 60-70-х гг. XIX в.
§ 73
2н
5
Внешняя политика России в 60-70-х гг..
§ 74
3н
6
Русско-турецкая война 1877-1878 гг
§ 75
§ 76
3н
Внутреннее положение России после русско-турецкой войны 1877-1878 гг
7
Россия в конце XIX в.
§ 77
§ 78
тест
4н
Промышленный подъем 90-х гг. Достижения и просчеты
8
Россия в первые годы правления Николая II .
§ 79
4н
9
Образование и наука второй половины XIX в.
§ 80
§ 81
5н
Архитектура, скульптура и живопись
10
Театр, музыка, печать и книгоиздательское дело .
§ 82
§ 83
5н
Русская православная церковь во второй половине XIX в
Россия в н. XX в.
Социально-экономическое развитие России в конце XIX ~ начале XX в
11
Основные тенденции в развитии экономики
§ 1
§ 2
§ 3
6н
Особенности социально-экономических отношений в России
Общий ход экономического развития в начале XX в.
Внутренняя и внешняя политика самодержавия в конце XIX - начале XX в
12
Внутренняя политика
§ 4
§ 5
§ 6
6н
«Зубатовщина»
Внешняя политика
Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции
13
Народные движения
§ 7
§ 8
§ 9
7н
Революционное подполье
Либеральная оппозиция
1905год
14
Накануне
§ 10
§ 11
§ 12
7н
Революция на подъеме
Апогей революции
Революция на изломе (1906 - начало 1901 г.)
15
Революция отступает
§ 13
§ 14
§ 15
ср
8н
8н
Российский парламент
16
Конец революции
II четверть
Третьеиюньская монархия
17
Третьеиюньская политическая система
§ 16
§ 17
§ 18
9н
Наведение порядка
Реформы
Россия в Первой мировой войне
18
В преддверии войны
§ 19
9н
19
Россия в 1914-1915 гг.
§ 20
§ 21
10н
10н
20
Революция надвигается
Русская культура конца XIX - начала XX в.
21
Просвещение. Печать. Наука
§ 22
§ 23
11н
Литература и искусство
III. Революция 1917г. и Гражданская война в России 12ч.
Россия в революционном вихре 1917 г._
По пути демократии
22
Начало революции
§ 24
11н
23
Политические партии о настоящем и будущем России
§ 25
12н
24
Первые действия Временного правительства
§ 26
12н
25
Углубление раскола общества
§ 27
13н
26
Июльский перелом
§ 28
13н
27
Выступление генерала Корнилова
§ 29
Большевики берут власть
§ 30
ср
14н
Становление новой России (октябрь 1917-1920г.)
Первые месяцы большевистского правления
28
Утверждение советской власти в центре и на местах
§ 31
§ 32
§ 33
14н
Формирование советской государственно-политической системы
Социально-экономическая политика большевиков
29
Начало «культурной революции»
§ 34
§ 35
15н
Внешняя политика Советской России. Брестский мир
Гражданская война и интервенция
30
Огненные версты Гражданской
§ 36
15н
III четверть
31
Красные: «Социалистическое отечество в опасности!»
§ 37
16н
32
Белые: «За единую и неделимую Россию!»
§ 38
16н
33
Почему победили красные?
§ 39
17н
IV. Советское общество в 1922-1941 гг. 6ч.
В годы нэпа
34
Кризис 1921 г. и его уроки
§ 40
Подъем экономики
§ 41
17н
Политика и культура
§ 42
35
Образование СССР
§ 43
Коммунистическая партия в 20-е гг.
§ 44
18н
Советская внешняя политика
§ 45
«Наступление социализма_ по всему Фронту»
36
Кризис конца 20-х гг.
§ 46
18н
Индустриализация в годы первых пятилеток
§ 47
37
Коллективизация крестьянства
§ 48
ср
Общественно-политическая жизнь. Культура
§ 49
19н
38
«Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система
§ 50
§ 51
19н
На главном внешнеполитическом направлении:СССР и Германия в 30-е гг.
Накануне грозных испытаний
39
Внешняя политика СССР в предвоенные годы
§ 52
§ 53
20н
«Если завтра война...»: была ли страна готова к отражению агрессии?
V. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 8ч.
Великая Отечественная война
40,41
Боевые действия на фронтах
§ 54
20н21н
42,43
Борьба за линией фронта
§ 55
21н22н
44,45
Тыл в годы войны
§ 56
22н23н
46,47
СССР и союзники
§ 57
23н24н
VI. CCCР в первые послевоенные десятилетия 4ч.
48
Внешняя политика СССР
§ 58
§ 59
24н
Восстановление и развитие народного хозяйства
49
Общественно-политическая и культурная жизнь
§ 60
§ 61
25н
СССР к концу сталинской эпохи: итоги и перспективы
50
Номенклатура и реформы
§ 62
§ 63
25н
Изменения в политике и культуре
51
Преобразования в экономике
§ 64
§ 65
26н
Внешняя политика
VII. СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. 2ч.
52
Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965-198 5 гг.
§ 66
§ 67
ср
26н
«Перестройка» и ее итоги
IV четверть
53
Внешняя политика СССР
§ 68
27н
VIII. Cоветское общество в 1985-1991гг. 4ч.
54
Шоковая терапия» в экономике
§ 69
27н
55
Становление президентской республики
§ 70
§ 71
28н
Российское общество в первые годы реформ
56
Социально-экономическая и политическая ситуация в конце XX в.
§ 72
28н
57
Россия сегодня
§ 73
29н
IX. Российская Федерация (1991-2003гг………...) 1ч.
58
Новая концепция внешней политики
§ 74
§ 75
§ 76
ср
29н
Отношения с традиционными внешнеполитическими партнерами
Россия и страны ближнего зарубежья
59-68
Резерв 10ч.
30,30, 31,31,32 ,32,33, 33,34, 34 н
ИТОГО
68 часов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Левандовский А. А., Щетинов Ю. А. Россия в XX веке: Учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. -8-е изд. - М.: Просвещение, 2003.
Алексеева Л. История инакомыслия в СССР.- М., 1992.
Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки. В 4 кн.- М., 1995.
Власть и реформы. От самодержавия к советской России.- СПб., 1996.
Гражданская война в России: перекресток мнений.- М., 1994.
Данилов Ю. Н. На пути к крушению: Очерки последнего периода российской монархии.- М., 2000.
Другая война: 1939-1945.- М., 1996.
Жуков В. И. Реформы в России: 1985-1995 гг.- М., 1997.
Загладин Н. В. История успехов и неудач советской дипломатии.- М., 1990.
Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве.- М., 1997.
Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1946-1964.- М., 1993.
Иванова Г. М. ГУЛАГ в системе тоталитарного государства.- М., 1997.
Ивницкий Н. А. Коллективизация и раскулачивание.- М., 1994.
Игрицкий Ю. И. Общественная трансформация в СССР и России: взгляды, концепции.- М., 1998.
История России: XX век: Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы.- М., 1999.
История русской культуры IX-XX вв./В. С. Шульгин, Л. В. Кош-ман, Е. К. Сысоева и др.- М., 2002.
Национальная политика России: история и современность.- М., 1997.
Погружение в трясину: анатомия застоя.- М., 1991.
Политические партии России: история и современность.- М., 2000.
Россия в XX веке: Историки мира спорят.- М., 1994.
Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945- 1985): Новое прочтение.- М., 1995.
Согрин В. Б. Политическая история современной России. 1985- 2001: от Горбачева до Путина.- М., 2001.
Станкевич 3. А. История крушения СССР.- М., 2001.
Тимошина Т. М. Экономическая история России.- М., 2002.
Хрестоматия по отечественной истории: 1914-1945 гг.- М., 1996.
Хрестоматия по отечественной истории: 1946-1994 гг.- М., 1996.
Шкаровский М. В. Русская православная церковь и Советское государство: 1943-1964.- СПб., 1995.
Согласование.
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от «____» ______________ 2016г.№____ Председатель_________________
(________________)
СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по УВР
«____» ___________ 2016г. (_____________)