Урок истории в 6 классе на тему Возвышение Москвы

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 6 классе.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Тема урока: «Возвышение Москвы»

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов.

Вознесли любовно внуки

Среди прочих городов!

В.Я. Брюсов


Проснулись силы молодые

С тобою вновь, прошла беда, -

И возвеличилась тогда

Тобой скрепленная Россия!..

К.С. Аксаков


Цели урока - знакомство с процессом возникновения Московского княжества и зарождением московской княжеской династией, причинами, способствующими превращению Москвы в центр объединения русских земель;

Задачи урока:

  1. Охарактеризовать политику московских и тверских князей в отношении Орды, показать преимущество московской линии.

  2. Проследить основные направления политики князя Ивана Калиты.

  3. Раскрыть причины возвышения Москвы.

  4. Определить роль Православной Церкви в процессе возвышения Москвы.

  5. Продолжить формирование основных умений: строить предположения и гипотезы, участвовать в дискуссии, анализировать текст учебника, выступать перед аудиторией.

Тип урока - комбинированный урок.

Оборудование: мультимедийный экран; презентация документы; учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» Е.В. Пчелов

Основные даты:

1325-1340 гг. - княжение Ивана Даниловича Калиты.

1327 год - восстание в Твери

План урока

  1. Владимиро-Суздальская Русь после монгольского разгрома.

  2. Борьба Твери и Москвы.

  3. Правление князя Ивана Даниловича Калиты:

  1. Московское княжество и Орда;

  2. «собирание русских земель» вокруг москвы;

  3. Разгром Твери;

  4. «великая тишина» ;

  5. Иван Калита и Митрополит Петр.

  1. Причины возвышения Москвы

Основные термины и понятия:

Московская княжеская династия, калита, «Собиратель земли русской».

Межпредметные и внутрикурсовые связи

История России: первое летописное упоминание о Москве; «лестничный» порядок наследования великокняжеского престола.

История Средних веков: образование централизованных государств в Западной Европе

ХОД УРОКА

I ОРГМОМЕНТ

II ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  1. Фронтальный опрос проводится во вопросам к параграфу 21

  2. Индивидуальный опрос:

  • Работа по карте: показать наиболее крупные политические центры на территории Руси в конце XШ - начале XVI века;, показать русские земли отошедшие к литовскому княжеству XШ - начале XVI века

  • Письменный блиц-опрос (работа по вариантам) :

Какие изменения произошли в конце XШ - начале XVI века

  1. В золотой Орде;

  2. В Литовском княжестве;

  3. В галицко-волынских землях;

  4. В северо-Восточной Руси?

III АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Сегодня мы с вами продолжим изучение истории России. Но, прежде чем познакомиться с темой нашего урока, давайте обратимся к отрывку из древнерусской летописи.

Новгородский летописец с горечью записал:

«И раздрася вся земля Русская»

Вопросы для беседы с обучающимися:

  1. О каком периоде российской истории повествуют летописцы?

  2. Что такое феодальная раздробленность?

  3. К какому веку относятся слова летописцев?

III ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Изучая историю средних веков, Вы знакомились с этапами формирования европейских государств: раннефеодальным государством, например, империя Карла Великого, в истории России - это государство Киевская Русь. Период феодальной раздробленности, о чём мы с Вами говорили? Период образования централизованного государства.

Как Вы понимаете, какое государство называют централизованным?

История Российского государства является составной частью мирового исторического процесса, следовательно, мы будем говорить о новом этапе в развитии Российского государства, о начале формирования централизованного государства. А мне бы хотелось вернуться к русской летописи XIV века, в которой содержится тема нашего урока

«И почему было Москве царством бытии?

И хто то знал, что Москве государством слыти?»

Какова будет тема нашего урока?

«Возвышение Москвы» (слайд)

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему нашего урока.

Сегодня на уроке, я хочу…выяснить…

  • Каковы предпосылки и причины возвышения Москвы и превращения Москвы в центр объединения русских земель. (слайд)

Постановка проблемного вопроса; «Почему Москва стала центром объединения Русских земель?»

Организация «Мозгового штурма». (Все идеи выписываются на отдельный лист. Систематизация гипотез обучающихся)

1. Предпосылки объединения государства

Для того чтобы выяснить предпосылки объединения русских земель мы должны ответить на вопрос…

Какие слои населения были заинтересованы в объединении русских земель?

Работа в парах.

Соотнесите различные слои населения с наиболее значимыми для них факторами (слайд)


ФАКТОРЫ


  • Князья

  • Бояре

  • Посадские (ремесленники)

  • Крестьяне

  • Купцы

  • Представители церкви


  • защита своих территорий от монголо-татар

  • стремление увеличить земельные владения

  • освобождение от налогового бремени монголо-татар

  • развитие торговли

  • потребность в сильной власти, способной защитить своих подданных от произвола захватчиков

Таким образом, к XIV веку сложились предпосылки к объединению русских земель и все слои населения так или иначе были заинтересованы в этом процессе.

Работа с картой

Какие древнерусские княжества, на Ваш взгляд могли быть центром объединения русских земель?

2. Возможные центры объединения

Беседа + дополнение учителя («метод оживление карты»)

Первоначально казалось, что наибольшие шансы стать центром объединения русских земель имела Галицко-Волынская Русь, так как это княжество доминировало в политической жизни домонгольской Руси наряду с Владимиро-Суздальским. Оно мало пострадало от монголо-татарского нашествия и долгое время находилось в относительной независимости от Орды. Однако ряд неблагоприятных факторов подрывал могущество княжества: сильная оппозиция княжеской власти, борьба за власть между князьями, давление со стороны западных соседей.

Другим центром объединения могло стать Великое княжество литовское, возникшее в XIII веке при князе Миндовге. Оно объединило значительную часть русских земель. Русское население находило защиту от монгольского разорения под сильной властью литовских князей. Однако после заключения уний с Польшей и принятия католичества, Литва все больше попадала в зависимость от Польши, а в ее русских землях усилились национальные и религиозные противоречия.

Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.

IV ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд)

И раздрася, земля русская,

На погибель свою и на слезушки,

И поднятии вверх рученьки,

Да у Бога прося помощи.

Люди русские так трудилися,

Что порою суставы кручила.

Да приди в нашу землю спасение,

И избави нас от страдания.

Наряду с этими возможными центрами с начала XIII века появляются и другие центры, готовые и способные возглавить объединение. И одним из таких центров было Московское княжество.

«…Что же дало возможность Москве получить великое княжение и увеличиться, и каким путем шло это возвышение?

Что же способствовало возвышению Москвы?

Самостоятельная работа с историческим документом

Перед вами тексты из произведений великих русских историков, ознакомьтесь с их мнениям относительно причин возвышения Москвы.

Карамзин Николай Михайлович считал, что «…таланты московских князей, и содействие бояр и духовенства, и влияние татарского завоевания» способны были привести Москву к возвышению над всеми другими княжествами.

Владимир Сергеевич Соловьёв …в своей «Истории России» не раз, говоря вообще о важном влиянии географических условий, отмечает выгодное положение Москвы - на дороге переселенцев с юга, на середине между Киевской землей - с одной стороны и Владимирской и Суздальской - с другой. По бассейну Москвы-реки переселенцы, идя с юга, оседали густыми массами и делали Московское княжество одним из самых населенных. Кроме переселенцев с юга, в Москву шли переселенцы из других областей Руси северной, вследствие отсутствия в Московском княжестве междоусобиц и бедствий от татар. Население приносило князю доход; давало ему большие средства... Срединное положение Москвы-реки между Новгородом и востоком (Рязанью) имело также весьма важное значение. Если мы всмотримся в географическую карту, то увидим, что Москва-река сокращала водный путь между Новгородом и Окой, следовательно, Москва лежала на торговом пути Новгорода и Рязани. Срединное положение Москвы было важно и для церковного управления. Митрополиты переселились из Владимира в Москву, потому что считали необходимым находиться в центральном пункте между областями севера и юга Руси. Таким образом, главное условие возвышения Москвы, по мнению Соловьева, - это срединность ее положения, дававшая политические, торговые и церковные преимущества.

Николай Иванович Костомаров полагал, что, усилению Москвы помогало духовенство, которому, при владении большим количеством земли, было выгодно отсутствие междоусобий в Московском княжестве, и сверх того полнота власти московского князя соответствовала их высоким представлениям об единодержавной власти государя, вынесенным из Византии. Далее деятельность бояр была направлена также на помощь московским государям.

Дмитрий Иванович Иловайский главной причиной роста Москвы, как политического центра, считает пробуждение народного инстинкта: народ, который чувствовал опасность от татар, должен был сплотиться…

Так в чем же причины возвышения именно Москвы, по мнению этих историков?

ПРИЧИНЫ ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ (слайд)

Работа со схемой на доске (дети называют возможные причины, а учитель записывает их на доску виде схемы. Обучающиеся так же конспектируют их втетрадь)

Результаты работы записываются в тетрадь.

  1. Выгодное географическое положение;

  2. Удобное расположение на торговых путях (Волго-Окское междуречье);

  3. Наличие плодородных земель;

  4. Поддержка духовенства;

  5. Сплочение народа перед общей опасностью;

  6. Политика московских князей;

Но Москва была не единственным центром во Владимирско-Суздальском княжестве, обладающий похожими преимуществами, не единственным центром, способным в этот период возглавить объединение Руси. Еще одним таким центром в этом княжестве был город Тверь. В 1305 году ордынские ханы передали ярлык на великое княжение владимирское тверским князьям. К тому же, Тверское княжество, избежавшие дробления набирало силу.

Работа с картой.

Положение и Москвы, и Твери было выгодным. В первой четверти XIV века между ними начинается борьба за великокняжеский престол. И тут как нигде проявилась политика московских князей.

Борьба Твери и Москвы

Рассказ учителя. (Задание для активного восприятия рассказа учителя:

  1. Составить хронологию событий по теме «Борьба Твери и Москвы».

  2. Сравнить политику московских князей и тверских в отношениях с Ордой.

  3. Высказать свое мнение , почему в борьбе за великокняжеский престол победила Москва.)

Правление Ивана Калиты

Самым крупным и сильным княжеством Северо-Восточной Руси Москва стала при Иване Калите (Даты княжений записываются в тетрадь)

Просмотр отрывка видеофильма - «О политике Ивана Калиты»

Самостоятельная работа с текстом учебника.

Задания:

  1. Прочитать пункт параграфа «Иван Калита»

  2. Заполнить таблицу (слайд)

Князь Иван Калита

Подведение итога самостоятельной работы.

Почему время правления Ивана Калитылетописец назвал «великой тишиной»?

Как великая тишина повлияла на процесс возвышения Москвы?

Итак, каковы же были успехи московских князей?

Успехи политики московских князей. Записать в тетрадь.

  1. Им удалось взять верх в борьбе за великое княжение;

  2. Проордынская политика способствовала собиранию сил и земель Руси;

  3. Сумели привлечь на свою сторону церковь;

Возвращение к проблемному вопросу и эпиграфу к уроку:

Почему Москва стала центром объединения русских земель?

Таким образом, превратившись в центр объединения государства русского, перед Москвой стояла другая задача. Завоевав доверие Орды - окончательно избавиться от нее, стать центром борьбы с ордынским владычеством, чтобы еще прочнее утвердить себя как лидера среди русских земель. И с этим материалом вы будете знакомиться на следующем уроке.

V РЕФЛЕКСИЯ

Сегодня на уроке, я узнал, что…

VI ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 22, стр. 149-157, ответить на вопросы к параграфу.


© 2010-2022