- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории (10 класс)
Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории (10 класс)
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ибрагимова Л.С. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поселковая средняя общеобразовательная школа Азовского района
Рассмотрено
на заседании Методического совета
Протокол № 1
от 30.08.2012 года
Утверждаю
Директор МБОУ Поселковая СОШ:
____________ С.Г.Шкурко
Приказ №113 от 30.08.2012 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
для 10 класса
на 2012 - 2013 учебный год
Учитель: Ибрагимова Лейли Султановна
Программа составлена на основе Авторской программы методических рекомендаций к учебнику Павленко Н. И., Андреева И. Л. История России с древнейших времен до конца XVII в. Ч. I. Ч II. XVIII-XIX вв. 2011 г.; Загладин Н.В. «Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX в.». 10 класс. - М.: Русское слово, 2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 10 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г.; примерной программы среднего (полного) общего образования» по истории (базовый уровень); авторской программы по истории России для 10 класса (базовый уровень) И.Л.Андреева, разработанной к учебно-методическому комплексу издательства «Дрофа» для средней (полной) школы, входящих в линию учебно-методических комплексов «История России» для 6-11 классов А. Ф. Киселева, В. П. Попова.
В качестве основных используются учебные пособия:
-
Всеобщая история: Загладин Н.В. «Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX в.». 10 класс. - М.: Русское слово, 2008
-
История России: Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко. История России с древнейших времён до конца XIX в.». 10 класс. Базовый уровень / под редакцией А.Ф Киселева, Н.И.Павленко. - М.: Дрофа, 2011
Выбор учебных пособий объясняется тем, что они входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Пособия отвечают современным требованиям: содержание соответствует минимуму содержания исторического образования, методический аппарат учебника позволяет решать задачи исторического образования во втором концентре обучения.
Цели изучения курса
-
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
-
развитие у школьников способностей к самостоятельному анализу событий, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории, при анализе и оценке современного состояния общества;
-
освоение систематизированных знаний о событиях отечественной и всемирной истории с древнейших времён до конца XIX в., фактах, биографиях исторических деятелей прошлого и настоящего, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
-
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-
формирование у старшеклассников системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма и уважения к традициям и культуре народов мира и России.
Структура курса
Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) отводит на изучение истории в 10 классе 70 часов из расчета 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, 1/3 отведенного времени приходится на изучение всеобщей истории, 2/3 - на изучение истории России, в том числе включает региональный компонент. Распределение часов на изучение тем в рабочей программе составляет: 24 учебных часа по всеобщей истории и 46 часов по истории России.
В Примерной программе по истории рекомендовано изучение истории России в 10 классе завершить серединой XIX в., однако в рабочей программе хронологические рамки расширены и включают материал до конца XIX в., как изложено в учебнике. Такое распределение объясняется тем, чтобы несколько сократить значительный по объёму период отечественной истории, изучаемый в 11 классе, и ограничить его хронологическими рамками: ХХ - начало ХХI вв., поскольку данный период представляет большую значимость для обучающихся, готовящихся к сдаче ЕГЭ по истории, кроме того, необходимо выделить дополнительное время на предэкзаменационное повторение.
Планирование предполагает изучение содержания по всеобщей и отечественной истории интегрированным курсом, что позволяет сформировать целостное представление обучающихся о мировом историческом развитии и его влиянии на историю Российского государства, не нарушая последовательности изложения материала. Кроме того, такой подход оправдан в связи с необходимостью подготовки обучающихся к ЕГЭ по отечественной истории. Содержание региональной истории вводится в основное содержание курса диффузно. Планирование предполагает изучение содержания крупными модулями. В конце изучения каждого модуля предусмотрено проведение повторительно-обобщающих уроков и уроков контроля знаний.
№ п/п
Модуль
Количество часов
Всеобщая история
История России
Итого по теме
Введение. История как наука.
2
2
Раздел 1. Цивилизации древности
Тема 1. Древнейшая история человечества.
3
3
Тема 2. Цивилизации Древнего мира.
5
5
Раздел 2. Цивилизации Средневековья
Тема 3. Период раннего средневековья (V-X вв.)
2
2
Тема 5. Древнерусское государство в IХ-ХII вв.
5
5
Тема 6. Европа и Азия в XI - XV вв.
3
3
Тема 7. Русь в период феодальной раздробленности XII - XIII вв.
2
2
Тема 8. Образование единого Русского государства в XIV-XV вв.
5
5
Раздел 3. Россия и мир в период Нового времени (XVI - XIX вв.)
Тема 9. Мир в эпоху раннего Нового времени
3
3
Тема 10. Россия XVI-XVII вв.
7
7
Тема 11. Новое время: эпоха модернизации
4
4
Тема 12. Россия в XVIII в.
10
10
Тема 13. Россия в XIX в.
14
14
Итоговое обобщение и контроль
2
1
3
Резервные часы
2
Итого
24
44
68+2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
История как наука
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.
Древнейшая стадия истории человечества
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации древности. Мифологическая картина мира.
Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.
Новое время: эпоха модернизации
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.
Технический прогресс в XVIII - середине XIX в. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV- середине XIXв.
История России
История России - часть всемирной истории.
Народы и древнейшие государства на территории России
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Русь в IX - начале XII в.
Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII - середине XV в.
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской православной церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Российское государство во второй половине XV-XVII в.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва - третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
Россия в XVIII - середине XIX в.
Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX в.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:
-
Основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории с древнейших времён до конца XIX в.
-
Периодизацию всемирной и отечественной истории.
-
Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории указанного периода.
Уметь:
-
Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа.
-
Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания).
-
Анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).
-
Различать в исторической информации факты, и мнения, исторические описания, исторические объяснения.
-
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
-
Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
-
Представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
Для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.
-
Критического восприятия получаемой извне социальной информации.
-
Соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.
-
Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, граждан России.
Система контроля достижений планируемых результатов
Виды контроля
I
полугодие
II
полугодие
Итого за год
Контрольных работ
(в том числе тестовых)
4
3
7
Проверочных работ
1
1
Самостоятельных работ
3
3
6
Практических работ
2
3
5
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическая литература
-
Сборник нормативных документов. История. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007
Всеобщая история
-
Загладин Н.В. «Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX в.». 10 класс. - М.: Русское слово, 2008
-
Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Методические рекомендации по использованию учебников по всеобщей истории. - М.: Русское слово, 2011
История России
УМК для 10 класса (входит в линию учебно-методических комплексов «История России» для 6-11 классов А. Ф. Киселева, В. П. Попова):
-
История России с древнейших времён до начала XXI века. Программы для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Базовый уровень / И.Л.Андреев, В.А.Клоков. - М.: Дрофа, 2009
-
Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко. История России с древнейших времён до конца XIX в.». 10 класс. Базовый уровень / под редакцией А.Ф Киселева, Н.И.Павленко. - М.: Дрофа, 2011
-
В. А. Клоков, А. В. Игнатов. «История России с древнейших времен до конца XIX века». Базовый уровень. 10 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2011
-
А. В. Игнатов, В. А. Клоков. «История России с древнейших времен до конца XIX века». Базовый уровень. 10 класс. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2011
-
В. А. Бердинских. «История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. Практикум. - М.: Дрофа, 2011
Дополнительная литература
-
Агафонов С.В. История России с таблицах: 6 - 11 классы: справочные материалы. - М.: АСТ: Астрель, 2010
-
Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. Для школьников. - М.: «Лист», 1999
-
Владимирова О.В. История: полный справочник. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010
-
Ивашко М.И. История без шпаргалки. Учебное пособие по истории России. - М.: Материк-Альфа, 2007
-
История России. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие / под редакцией О.Г.Веряскиной, Ю.В.Шамрай. - Ростов-н/Д: Легион, 2010
-
Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и схемах. Для школьников. - М.: «Лист», 1999
-
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Тестовые задания по истории России: в 2-х ч. 10 класс. - М.: Русское слово - РС», 2010
-
Корсаков Г.Г. Репетитор по истории для подготовки к ЕГЭ. - Ростов-н/Д: Феникс, 2010
-
Пазин Р.В. История России.10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С4-С7): учебно-методическое пособие. - Ростов-н/Д: Легион, 2010
-
Соловьев К.А. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по истории России. - М.: ВАКО, 2008
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска
Цифровые образовательные ресурсы
-
Всеобщая история. Учебное электронное издание. История Нового времени. 7 класс. 8 класс. - М.: ООО «Кордис & медиа», 2006
-
История России IX - XVI века. Мультимедийное приложение к учебнику Т.В.Черниковой для 6 класса. - М.: Дрофа, 2005
-
История России XVII - XVIII века. Мультимедийное приложение к учебнику Т.В.Черниковой для 7 класса. - М.: Дрофа, 2005
-
История России XIХ века. Мультимедийное приложение к учебнику Т.В.Черниковой для 8 класса. - М.: Дрофа, 2005
-
Энциклопедия истории России 862-1917 г. М.: «Коминфо», 2006
-
Авторские презентации, разработанные в программе power point к урокам истории для 10 класса
-
Адреса интернет-сайтов:
lesson-history.narod.ru
fcior.edu.ru
rusedu.ru
pedsovet.su
Наглядные средства обучения
-
История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс. Интерактивное наглядное пособие. - М.: Дрофа, 2006
-
История России XVII - XVIII века. 7 класс. Интерактивное наглядное пособие. - М.: Дрофа, 2006
-
История России XIХ века. 8 класс. Интерактивное наглядное пособие. - М.: Дрофа, 2006
-
Настенные исторические карты, схемы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «История» 10 класс (базовый уровень)
УМК: Всеобщая история: Загладин Н.В. «Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX в.». 10 класс. - М.: Русское слово, 2008
История России: Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко. История России с древнейших времён до конца XIX в.». 10 класс. Базовый уровень / под редакцией А.Ф Киселева, Н.И.Павленко. - М.: Дрофа, 2011
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Виды деятельности, контроль
Домашнее задание
Дата
ВИ (Загладин Н.В.)
ИР (Павленко Н.И.)
план
факт
Введение. История как наука (2 ч.)
1
Этапы развития исторического знания
1
Урок изучения нового материала
Фронтальная работа, работа в группах, работа с документами
Введение с. 3-5 §1-2, с.22, зад.5-6
2
Проблемы периодизации всемирной истории
1
Урок изучения нового материала
Сообщения, работа с документами
§3, с.31, зад.3 (таблица)
РАЗДЕЛ 1. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНОСТИ
Тема 1. Древнейшая история человечества (3 ч.)
3
У истоков рода человеческого
1
Урок изучения нового материала
Работа с документами
§4, с.40, зад.4-5
4
Неолитическая революция
1
Комбинир.
Индивидуальные задания
§5, с.47, зад.5-8
5
Первобытное общество
1
Урок применения знаний и умений
Самостоятельная работа.
Сообщения учащихся, решение проблемных задач
Повторить главы 1-2
Тема 2. Цивилизации Древнего мира (5 ч.)
6
Деспотии Востока
1
Урок изучения нового материала
Составление таблицы, работа с документами, сообщения.
Проверочная работа: «Деспотии Востока»
§6-7, с.64, зад.3
индивидуально: сообщения уч-ся «Др.Индия», «Др. Китай»
7
Города государства Греции и Италии
1
Урок изучения нового материала
Практическая работа: заполнение сравнительной таблицы.
§8, с.71, зад.3 (сравнительная таблица)
8
Возвышение Рима
1
Комбинированный
Работа с документами, индивидуальные задания
§10, с.88, зад.3
9
Закат Римской империи
1
Урок применения знаний
Работа с документами, таблица
§12, с.103, зад.4-6
10
Первые государства Древнего мира
1
Контрольно-обобщающий
Контрольная работа
Повторить главы 3-5; опереж. задание по теме «Духовная жизнь Европы в средние века»
РАЗДЕЛ 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Тема 3. Период раннего средневековья (V-X вв.) (2 ч.)
11
Экспансия ислама
1
Комбинированный
Сообщения учащихся, диалог
§14, карта, с.119, зад.3,5
12
Византия и Восточная Европа
1
Комбинированный
Составление таблицы, работа в группах, работа с документами
§15-17, с.128, зад.3,4
Тема 4. Древнерусское государство в IХ-ХII вв. (5 ч.)
13-14
Восточные славяне в VI-IX вв.
Формирование Древнерусского государства
Р/к Дон в эпоху раннего средневековья
2
Комбинированные уроки с элементами беседы
Анализ документа. Умение соотнести сведения летописца и исторической карты
§1, с.12, зад.1,3
§2 (с.12-19), с.22, зад.1-4
15-16
Русь в IX - первой половине XII в. Крещение Руси
Расцвет и упадок Древней
Руси
2
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Составление таблиц «Основные направления внешней политики Древней Руси», «Социальная структура Древней Руси», решение исторических задач
§2 (с.19-23), с.23, зад.5-6
§3, с.32, зад.1,5
17
Древняя Русь
1
Уроки обобщения и контроля знаний
Контрольное тестирование
Повторить §1-3, тренировочный тест
Тема 5. Русь, Европа и Азия в XI - XV вв. (3 ч.)
18
Западная Европа в XI-XIII вв.
1
Комбинированный
Вопросы и задания к документам
§19, карта, с.151, зад.3,5,6
19
Международные отношения и войны средневековья.
1
Урок изучения нового материала
Сообщения учащихся, тестирование
§20-23, с.160, зад.3
20
Цивилизации Средневековья.
1
Контрольно-обобщающий
Контрольная работа
Повторить главу 7, с.169, зад.1-3
Тема 6. Русь в период феодальной раздробленности XII - XIII вв. (2 ч.)
21
Русские земли в XII - начале XIII вв.
1
Проблемно-
практические занятия
Практическая работа: заполнение таблицы «Основные центры феодальной раздробленности»
§4, с.47, зад.1-4,
сообщения об истор. личностях эпохи
С.47, зад.5-8
22
Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды
Р/к Монголо-татары на Дону
1
Комбинированные уроки
Составить хронологическую таблицу «Завоевание монголо-татар в 1206-1255 гг.», терминологический словарь темы, анализ документа (с.306-307 «Летописная повесть о Батыевом
нашествии»)
§5, с.54, зад.1-3, карта
Подготовить материалы для написания характеристики А.Невского
Тема 7. Образование единого Русского государства в XIV-XV вв. (5 ч.)
23 - 24
Усиление Московского княжества в XIV - первой половине XV вв.
Политика московских князей. Русь и Литва
2
Комбинированные уроки
Работа с картой, составление тезисов. Написать эссе на одну из тем «Возвышение Москвы - сочетание закономерности и случайности», «Иван Калита - князь добрый или "подлый сердцем"?»
§6-7, карта, с.67-68, зад.3
С.67-68, зад.6,7, закончить написание эссе
25
Завершающий этап объединения русского государства (вторая половина XV-начало XVI вв.) Р/к Дон под властью Османской империи
1
Проблемная лекция
Обсуждение вопросов и заданий
§8, с.75, зад.1-2
26
Иван III - государственный деятель
1
Проблемно-практическое занятие
Дискуссия, выполнение проблемно-познавательных заданий. Самостоятельная работа: написание характеристики исторического деятеля. Анализ исторического документа (с.307-308 «Иностранцы о России Ивана III и Василия III»)
§9, с.86, зад.1-4, закончить написание характеристики
27
Русь Московская в XIV - XV вв.
1
Уроки обобщения и контроля знаний
Контрольное тестирование
Повторить §6-9, хронологию, терминологию
РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ И МИР В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI - XIX ВВ.)
Тема 8. Мир в эпоху раннего Нового времени (3 ч.)
28
Новое время: эпоха перемен. Великие географические открытия.
1
Урок изучения нового материала
Индивидуальные задания, работа с картой
§24, с.187, зад.1-2,6
29
Становление абсолютизма в Европе.
1
Урок изучения нового материала
§26,27, с.205, зад.1,2
30
Государства Азии
1
Комбинированный
Тест «Мир в эпоху раннего Нового времени»
§28, с.220, зад.1,5
Тема 9. Россия XVI-XVII вв. (7 ч.)
31 - 32
Политическая борьба в царствование Ивана IV
Ливонская война и опричнина Ивана Грозного
Р/к Происхождение донского казачества
2
Комбинированные уроки
Дискуссия
Самостоятельная работа: написание эссе
§10, с.94, зад.7,8
§11, с.100, зад.2,3,4*, подготовка к конференции
33
Россия в конце XVI в. Русская культура в XVI в.
1
Урок практического применения знаний, умений.
Конференция
Подготовить выступления на одну из тем: «Книгопечатание в России», «Эпоха Ивана Грозного в описаниях современников», «Выдающиеся архитектурные сооружения в XVI в.»
§12, с.109, зад.1,2, повторить тему «Россия в XVI в.»
34
Смутное время
Борьба русского народа против иностранных интервентов. К.Минин, Д.Пожарский
Р/к Дон в период русской Смуты
1
Урок изучения нового материала Лекция
Дискуссия Решение исторических проблем по теме урока
Практическая работа: составление хронологической таблицы
§13, с.118, зад.1-2, 4 индивидуально: сообщения (презентации) о К.Минине, Д.Пожарском
с.118, зад.6-9
35
Внутренняя политика первых Романовых
Р/к Дон в XVII в. Восстание под предводительством Степана Разина
1
Урок изучения нового материала с элементами беседы
Практикум
Тестирование «Смутное время». Составить таблицу «Выступление социальных низов в XVIIв.»
Анализ исторического документа (с.308-309 «Иностранцы о власти первых Романовых»)
§14, с.127, зад.3, 4,6*; опережающее задание: сообщения и восстании С.Разина, о церковном расколе
36
Внешняя политика России в XVII в. Р/к Азовское осадное сидение донских казаков
1
Мультимедийная лекция
Анализ карты. Подготовить сообщение на тему «Развитие военного искусства в XVII в.»
§15, с.140, зад.1-7
37
Культура и быт в XVII в.
1
Урок-семинар
Заполнение таблицы
§17, с.148, зад.1-5
Тема 10. Новое время: эпоха модернизации (4 ч.)
38
Европа: противоречия промышленной эпохи.
1
Урок изучения нового материала
Обсуждение проблемных заданий
§35, 44, с.262, зад.7, с.321, зад.2
39
Идейно-политическое развитие стран Западной Европы.
1
Урок применения знаний
Составление таблицы
§53, таблица
40
Эволюция системы международных отношений в Новое время.
1
Комбинированный
Выступления учащихся
Заполнение таблицы
§48, с.347, зад.1, 4
41
Новое время: эпоха модернизации.
Контрольно-обобщающий
Самостоятельная работа
Повторить тему «Новое время»
Тема 11. Россия в XVIII в. (10 ч.)
42 - 43
Начало правления
Петра I
Северная война и реформы
Р/к Донские казаки в Северной войне
2
Лекция
Урок
практического применения
знаний
Дискуссия, работа в парах.
Заполнение обобщающей таблицы «Реформы Петра I»
§18, с.154, зад.1, 4,5
§19, характеристика Северной войны (по плану)
44
Реформы Петра I
1
Урок-
практикум
Мини-тестирование, анализ карты, индивидуальные развернутые ответы
Анализ исторического документа (с.309-310 «Юности честное зерцало»)
§20, с.173, зад.1-3
45
Россия после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов
1
Лекция
Обоснуйте мнение А.С. Пушкина о преемниках Петра I: «Ничтожные наследники северного исполина»
§21, с.178, зад.2,3,5, составить хронол. таблицу
46 - 47
Российская империя во второй половине XVIII в.: общая характеристика периода
Просвещенный абсолютизм Екатерины II
2
Практическое занятие
Самостоятельная работа: сравнить Земские соборы XVI-XVII вв. и Уложенную комиссию. Критерии сравнения определить самостоятельно
Анализ исторического документа (с.312 «Наказ» Екатерины II)
§22, с.184, зад.2-3
§23, с.188, зад.2-4
48
Внешняя политика России в 1761-1801 гг.
1
Комбинированные уроки
Заполнить таблицу «Внешняя политика России во второй половине XVIII в.»
Анализ исторического документа (с.311 А.В.Суворов «Наука побеждать»)
§24, карта, с.193, зад.1,2,4
49
Социально-экономическое развитие в 1725-1801 гг.
1
Урок изучения нового материала
Обсуждение вопросов и заданий к §25, составление сравнительной таблицы
§25, с.199, зад.3,5
50
Массовое движение и зарождение общественного движения в России в XVIII в.
Р/к Восстание Е. Пугачёва
1
Практикум
Характеристика пугачевского движения, дискуссия, выполнение проблемно-познавательных заданий
Анализ исторического документа (с.310-311 «Указы Емельяна Пугачёва»)
§26, с.203, зад.2-4
51
Русская культура в XVIII в.
Р/к Культура Дона XVIII в.
1
Урок практического применения знаний. Лабораторная работа
Лабораторная работа: заполнение таблицы; работа над презентацией «Искусство 2-й половины XVIII в.»*
§27, с.208, зад. 1-5, дополнительные источники по теме
Тема 12. Россия в XIX веке (14 ч.)
52
Россия в первой половине XIX в.: общая характеристика периода
1
Комбинированный урок
Решение исторических задач
§28, с.216, зад.1-3
53
Внутренняя политика правительств Александра I и Николая I
1
Урок-семинар
Сравнить внутреннюю политику Александра I и Николая I
§29, с.221, зад.2,4; индивидуально: сообщения (презентации) о героях Отечеств. войны 1812 г.
54
Борьба с Наполеоном
Р/к Донские казаки в Отечественной войне 1812 г.
1
Урок изучения нового материала
Самостоятельная работа: составление характеристики войны
Анализ исторического документа (с.314 Д.В.Давыдов. Дневник партизанских действий 1812 г.)
§30, (с.222-225), с.221, зад.1
55
Период реакции. Декабристы
1
Урок-исследование
Альтернативные точки зрения на события 14 декабря 1825 г. (В.О. Ключевский, А.И. Герцен). Аргументировать свою позицию
§31 (с.229-234), с.221, зад3, с.237,зад.1
56
Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.
1
Комбинированный урок
Практическая работа: Составление тезисного плана темы
§32, с.245, зад.1-4, индивидуально: сообщения (презентации) о русской культуре 1-й половины XIX в.
57
Русская культура первой половины XIX в.
1
Урок-конференция
Эссе «Вклад российской науки в развитие мирового научного знания»
§33, 34, с.254, зад.1,2, написать эссе
58
Россия в первой половине XIX в.
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Контрольная работа
Повторить главу 7, с.254-255, задания для повтор.
59
Российская империя во второй половине XIX в.: общая характеристика периода
1
Комбинированный урок
Характеристика периода, дискуссия, выполнение проблемно-познавательных заданий
§35, с.259, зад.1,2
60
Либеральные реформы 1860-70-х гг.
1
Урок-практикум
Анализ положений реформы. Уметь работать с различными источниками исторической информации
Анализ исторического документа (с.315-319 Манифест об освобождении крестьян 19 февраля 1861 года)
§36, с.265, зад.1-2
61
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Р/к Донские казаки в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
1
Комбинированный урок
Мини-тестирование
§37, с.271, зад.1-3
62
Общественные движения во второй половине XIX в.
1
Урок-лабораторная работа
Заполнение таблицы «Революционные организации 1860-70 гг.» Дать социально-психологическую характеристику разночинцу как историческому деятелю
§38,с.277, зад.1-4
63
Социально-экономическое развитие пореформенной России
Р/к Дон в пореформенный период
1
Комбинированный урок
Заполнить таблицу «Общественная сторона промышленного переворота»
§39, с.285, зад.1-3
64
Культура России во второй половине XIX в.
1
Урок-конференция
Подготовить сообщение о «бунте 14» в Академии художеств
§41-42, с.294, зад.1-3
65
Россия во второй половине XIX в.
1
Урок обобщения и контроля знаний
Составление обобщающей таблицы
Контрольная работа
Повторить главу 8, с.256, вопросы и зад.
Итоговое обобщение и контроль (3 ч.)
66
От неолитической к промышленной революции.
1
Итоговое повторение
Выступление учащихся - «круглый стол»
С.387-395 (повторить хронологию), выполнение зачётного задания
67
Мир с древнейших времён до конца XIX в.
1
Итоговый контроль
Зачётный урок по курсу всеобщей истории
Презентация зачетного задания
68
Итоговый контроль за курс истории 10 класса
1
Урок итогового контроля знаний
Контрольное тестирование: «История России с древности до конца XIXв.»
Анализ контрольного тестирования
Зачёт по терминологии за курс 10 класса
С.320-327, повторить термины
Опережающее задание: подготовить сообщения по региональной истории
69-70
Резервные уроки
2
Работа с тренировочными тестами ЕГЭ
Работа с тестами ЕГЭ
9