Конспект урока В афинских школах и гимнасиях

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «В афинских школах и гимнасиях».

  1. Алексеева Александра Александровна

  2. МАОУ «Гимназия №2» города Балаково Саратовской области

  3. Учитель истории и обществознания

  4. История

  5. 5 класс

  6. Тема: «В афинских школах и гимнасиях». Номер урока 4.

  7. Учебник « История Древнего мира». Вигасин А. А. , Годер Г. И. ,Свенцицкая И. С.

  8. Цели урока:

  • Дидактическая: Формирование представления об образовании в древних Афинах.

  • Развивающая: Развитие умений работы со схемой, рисунком, текстом учебника, навыков работы в парах.

  • Воспитательная: Воспитание у учащихся понимания культурного многообразия, уважения к культурным ценностям Афин.

  1. Задачи урока:

  • Личностные: Расширение представления об афинянах через изучение работ великих греческих мастеров Мирона, Поликлета.

  • Метапредметные: Закрепить умение последовательно строить рассказ о занятиях в палестре по иллюстрации, на основе учебника.

  • Предметные: изучить особенности обучения жителей Афин в школах, палестрах, гимнасиях, на основе учебника.

  1. Тип урока: Открытие новых знаний.

  2. Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

  3. Необходимое техническое оборудование: учебник, проектор, презентация, рабочие тетради.

  4. Основные понятия, изучаемые на уроке: педагог, палестра, стиль, гимнасия, красноречие.

  5. Структура и ход урока:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Время (мин)

1.Мативация

Учитель показывает картинки в афинских школах. Вопрос: как вы думаете, что изображено на картинках. Предположите где может находиться это место.

-На картинках изображена школа. Вот учитель, ученики сидят на скамейках. Идет урок.

-школа находится в Афинах (уч-ся отвечают, так как предыдущая тема «В городе богини Афины»

На основе личного опыта, знаний о школе учащиеся дают ответы

Учащиеся выдвигают версию о том что на картинках школа

2

2.Актуализация

Вопрос: хотели бы вы как учились дети в Афинах. Предложите тему сегодняшнего урока.(Учитель корректирует тему урока). Что именно вы бы хотели узнать, обсудите в парах.

Да.

Варианты темы: школы в Афинах, образование в Афинах. В Афинских школах и гимнасиях.

Мы бы хоте узнать: как учились, чему учились, было ли дополнительное образование, учились ли взрослые.

Высказывая свое мнение, учитывают интересы других

Работа в парах прививает коммуникативные навыки.

5

3.Выявление затруднений

Вопрос учителя: как вы думаете, что имел ввиду афинский стратег Перикл, который узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше».

Некоторые дети пытаются дать ответ, но большинство затрудняются.

Например: раб, сломав ногу, будет сам учиться на своих ошибках и учить других.

Умение уважительно относиться к чужому мнению.

Умение вести беседу на поставленную проблему

2

4.Построение проекта

Учитель организует изучающее чтение по тексту учебника пункт «Рабы-педагоги». Вопросы: С какого возраста начиналось обучение в Афинах? Кто такой педагог? В чем заключались обязанности педагога? Кто становился педагогом? Как называется человек, лишенный всех прав, являющийся полной собственностью владельца,? Назовите источники рабства. Каким манерам учил педагог? Найдите три отличия от педагога современного. Учитель возвращает учащихся к проблеме.

Дети в Афинах учились с 7 лет. Педагог - «сопровождающий ребенка» (в переводе с греческого). Обязанности: сопровождал ребенка в школу, нес его принадлежности, дома обучал хорошим манерам: ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших вставать. Педагог был рабом. Такой человек - раб. Источники рабства: долги, война, наследственность. Учащиеся делают записи в тетради. Учащиеся делают вывод о том, что имел в виду Перикл.

Озвучивают свой жизненный опыт, оценивают свои имеющиеся знания по ранее изученным темам (рабство, источники рабства)

Работа с термином «педагог», фактами, например обязанности педагога, историческими событиями (обучение в школах)

Умение извлекать информацию о педагоге из текста учебника, подведение под понятие «раб». Соотношение имеющихся знаний с новыми, анализ информации

8

5.Реализация проекта

Учитель предлагает поработать с текстом источника. Как вы думаете, чем отличается образование в древних Афинах от современного российского. Как вы думаете, имеются ли сходства? Учитель предлагает прочитать пункт «Занятия в школе» и заполнить таблицу (примечания 1) «сходства и различия образования.

С 12 лет мальчики начинают посещать еще одну школу. Предположите, чему они могли там учиться. (Учитель корректирует ответы). Задание: прочитайте «посещение палестры», создайте на основе текста учебника реконструкцию событий.

Учащиеся читают вслух «Жалобу раздраженной матери учителю на прогульщика сына», находят отличия:

1.Образование в Афинах было платным. 2.Писали на дощечках натертых воском 3. Применялись телесные наказания к нарушителям дисциплины.

Учащиеся выдвигают гипотезы:

-музыка, -танцы, -спорт.

Учащиеся читают текст учебника, извлекают информацию и создают реконструкцию событий по иллюстрации «посещение палестры» на основе текста учебника.

Умеют определять что знают, а что не знают, озвучивают свой жизненный опыт.

Приобрели знания об образовании в афинских школах и палестрах.

Умеют аргументировать свое мнение, отрабатывают навыки работы с таблицами, навыки извлечения информации из текста учебника.

8

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель задает вопросы: Что значит термин «педагог»? Кто обучался в школах? Чему учили детей в школах? Чему учили подростков в палестре? С какого возраста начиналось обучение в палестрах Что можно было увидеть в палестре? Как вы думаете, в каком возрасте афиняне заканчивали учиться. Как вы понимаете смысл поговорки: «Век живи - век учись». Учитель организует опережающее чтение. Вопросы: что такое гимнасия, чему обучали в гимнасиях? Что такое красноречие?

«Сопровождающий ребенка»

Мальчики

Чтение, письмо, счет, рисование.

Гимнастика

12

Статуи греческих скульпторов

В 17, 19, 20. Не заканчивали вообще.

Человек должен учиться на протяжении всей жизни.

Ответы учащихся:

Это учебное заведение для взрослых. Пополняли знания, гимнастика, красноречие. Это умение отстаивать свое мнение.

Озвучивают свой жизненный опыт. Осознание необходимости учиться на протяжении всей жизни.

Изучение терминов «гимнасия», «красноречие».

Формулирование своих взглядов, работа с понятиями.

8

7.Самостоятельная работа по эталону

Закрепление новых знаний, выполняя задания в рабочей тетради.

Работают в рабочей тетради; проверяют выполненные задания в парах.

Личная оценка своей работы

Работа с понятиями

Обсуждение результатов

5

8.Включение в систему знаний.

Что вы знаете об образовании в других странах, например в Египте, Междуречье, Финикии, Индии, Китае. Как вы думаете, какая общая цель образования в этих странах. Что такое красноречие? Как вы думаете, может ли красноречие пригодиться вам? В каких случаях? Людям, каких профессий оно просто необходимо?

Вспоминают особенности. Общая цель: формировать личность ответственную, способную трудиться на благо своей страны.

Учащиеся озвучивают свои жизненный опыт, оценивают имеющиеся знания.

Анализ имеющихся знаний об образовании в разных странах, синтез.

5

9.Рефлексия.

Вопросы:

Что нового ты сегодня узнал на уроке? Что тебе было интересно? Что бы ты хотел узнать подробнее? Какие мысли у тебя появились на уроке?

Учитель дает разноуровневое домашнее задание.

Ответы:

Что педагоги в основном занимались сопровождением детей в школу. Было интересно узнать о палестрах, о том, что взрослые тоже учились. Хотелось бы подробнее узнать о том, как учились в других странах.

Соотнесение целей и полученных результатов, оценка полученным знаниям, собственной работе на уроке.

2



Итого 45 минут

Домашнее задание: 1. Параграф 38, выучить определения понятиям; устно ответить на вопросы после параграфа.

2.Ответить на вопрос: подумайте, в чем различались взгляды на природу человека разных греческих ученых (см. 184)? Чьи мысли кажутся вам более правильными? Какие орудия труда Аристотель называл одушевленными, а какие неодушевленными?

3.Напишите сочинение на тему «Один день из жизни афинского школьника».


  1. План изложения предметного материала:

1.Рабы - педагоги.

2.Занятия в школе.

3.Посещение палестры.

4.В афинских гимнасиях.


Приложение 1.

Таблица «Сходства и различия обучения в афинских и современных российских школах».

Сходства

Различия

Афины

Россия

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.


© 2010-2022