Конспект урока по истории Древняя Финикия (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Порхова»

Конспект урока истории в 5 классе

Учитель Яковлева Лариса Анатольевна

Тема урока: "Древняя Финикия"

Цель урока: дополнить представление о Древнем Востоке, показать одну из первых морских цивилизаций - Финикию.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма урока: проблемный урок

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные: развитие речи, орфографической грамотности; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные: развитие умений работать с учебником, картой; получить представление о цивилизации Древней Финикии, ее роли в истории человечества; овладение понятиями колония, алфавит

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная

Средства обучения: проектор, презентация «Древняя Финикия», учебник, тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы

Цифровые образовательные ресурсы: Уроки истории с применением информационных технологий. 5 класс. Электронное интерактивное приложение: Современная школа, издательство Планета

Основные понятия изучаемые на уроке: колония, алфавит

Структура урока:

  • Организационный этап

  • Актуализация

  • Постановка проблемы

  • Получение нового знания

  • Решение проблемы

  • Домашнее задание

  • Рефлексия

План урока:

  1. Природа и население

  2. Занятия Финикийцев

  3. Финикийская колонизация

  4. Культура Финикии

  1. Актуализация (слайд 2)

ООднажды, когда царевна гуляла со своими подругами на берегу моря, неведомо откуда появился ослепительно белый бык с загну­тыми рогами в виде полумесяца. Бык подо­шел к царевне и подставил ей свою спину. Ничего не подозревая, царевна села на спину мирного животного. Но бык внезапно бро­сился в волны и поплыл. Царевна должна была крепко держаться за рога, чтобы не упасть в воду. Прекрасную царевну звали Европа, и была она родом из Финикии. И сегодня, после того как мы выполним сло­варную работу, отправимся на родину ца­ревны.

Словарная работа дается ученикам индивидуально

Необходимо исправить ошибки в следующих словах: «цевилизация, абщина, Вавелон, Египед, гасударство, землиделие, ниравенство, рилигия, римисло, Миждуречие».

Критерии оценки: 9,10 баллов - «5», 7,8 баллов - «4», 5,6 баллов - «3», менее 5 баллов - «2».

  1. Постановка проблемы

Слайд 3. Сегодня вновь наш караван выйдет из великого города Мен-Нефер (Мемфис). Но путь наш будет иным. В городе Иоппия часть ка­равана пойдет знакомой дорогой, в страну двух рек, а мы вместе с караваном фараона отправимся на север, в страну, откуда приво­зят драгоценный ливанский кедр

Про жителей этой земли ходят разные слухи. Кто-то говорит, что более страшных раз­бойников и пиратов не видела ни одна зем­ля, кто-то утверждает, что это страна удиви­тельных людей - отважных мореходов и умелых торговцев. И сегодня мы попробуем разобраться, кто прав, кем являются эти лю­ди, какую роль они сыграли в истории чело­вечества?

  1. Получение нового знания

Действия учителя

Действия учеников

Слайд 4. Сегодня мы гово­рим о Древней Фи­никии. Запишите название темы

Ученики записывают тему

Слайд 5. Запишите, пожа­луйста, план урока

Ученики записывают план

Слайд 6. Рассмотрите внимательно снимок из космо­са, который вы видите на слайде (№6). Вы видите названия древних городов. Самыми извест­ными были Тир, Сидон, Библ. Запишите эти названия в тетрадь.

Посмотрите внимательно, сравните эту территорию с Междуречьем и Египтом, прочитайте 1 пункт параграфа 15 вашего учебника

Ученики записывают названия городов


Слайд 7. Дайте характери­стику территории древней Финикии.

В этом вам помогут вопросы, которые вы видите на слайде (№7): климат, рельеф, почвы, реки и моря, природные ресурсы.

Обязательно необ­ходимо обратить внимание на то, что Финикия сформиро­валась на берегу мо­ря, а не как речная цивилизация

Ученики, отвечая на вопросы, должны дать характеристику территории Финикии

Есть ли связь меж­ду занятиями чело­века и условиями, в которых он жи­вет?

Ученики должны от­ветить, что занятия человека в древнем мире полностью за­висели от окружаю­щей среды

Слайд8. Как вы думаете, какие занятия мог­ли существовать в Финикии?

Ученики должны на­звать традиционные занятия - земледе­лие, скотоводство, охоту, рыбную лов­лю и т.д.

Вспомните, какие природные условия существовали в Финикии? С каки­ми трудностями могли столкнуться жители этой земли? Что было хорошего?

Ученики могут назвать

малоплодород­ные почвы, нехватку земли, недостаток пресной воды. Могут указать, что для рыбной ловли препятствий не было

Но если мало зем­ли, значит, может возникнуть не­хватка продуктов, как быть в таком случае?

Если ученики не ска­жут. что можно по­лучить зерно в обмен на изделия ремесла и лес, необходимо под­черкнуть этот момент

Слайд 9. Пожалуйста, ис­пользуя текст учеб­ника, назовите главные занятия финикийцев. Как вы думаете, какие ремесла были глав­ными в Финикии?

Ученики должны на­звать ремесло, тор­говлю.

В качестве основных ремесел могут быть названы корабле­строение, ткачество, изготовление стек­лянных изделий, по­суды и т.д.

Как вы думаете, почему на первое место можно по­ставить корабле­строение и ткачество?

Ученики могут ска­зать что Финикия - страна, расположен­ная на берегу моря, а, используя знания из учебника, назвать пурпурные ткани.

Слайд 10. На слайде поочередно сменяются изображе­ния ливанского кедра (основного строитель­ного материала), финикийского торгового корабля и фотография судна-реконструкции. Можно упомянуть, что это судно было построено в 2008 году.

Слайд 11. На слайде изображения моллюсков, из кото­рых добывали пурпурный краситель. Можно упомянуть, что даже название краски дало название стране. (Фоткес, фойникес, бук­вально «страна пурпура»)

Один ученик, получивший опережающее задание рассказывает технологию получения пурпура (см. доп. материал).

Слайд 12. Торговля играла со­вершенно особую роль в жизни Фини­кии. Пожалуйста, используя текст учебника и наши знания о занятиях финикийцев, назо­вите товары, кото­рые могли прода­вать и покупать фи­никийские купцы. Как и где финикий­цы могли получить эти товары?

Работа с учебником. Ученики должны назвать группы товаров и сказать, что часть делали в Финикии, а часть обменивали или захватывали. Может прозвучать рассказ о том, как финикийцы захваты- ' вали рабов

Как вы думаете, правильно было считать финикий­цев разбойниками?

Ответ ученика дол­жен быть обоснован

Слайд 13. Имея прекрасные корабли, финикийцы отплывали все даль­ше и дальше от род­ных берегов. Но это были маленькие ко­рабли. Как вы ду­маете, эти корабли могли плавать да­леко?

Ответ должен быть обоснован. Ученики должны от­метить, что количество запасов на ко­рабле было ограни­чено

Когда заканчивалась вода или продоволь­ствие, финикийский корабль приставал к берегу и команда исследовала берег. Что могли искать финикийцы?

Ученики могут на­звать источники во­ды, удобные бухты, поселения

В некоторых местах финикийцы строили укрепления, создава­ли колонию. Запи­шите, пожалуйста, понятие в тетрадь, найдите его значе­ние в учебнике. На карте найдите и на­зовите самые из­вестные колонии финикийцев. Где они располага­лись?

На основе карты слайда и атласа учебника (с.72) уче­ники должны назвать города, основанные финикийцами, и ука­зать, что большинст­во из них были рас­положены на берегу Африки и в западной части Средиземно­морья

Слайд 14. Средиземное море было хорошо изучено финикийцами. Но финикийские мореплаватели от­правлялись и в другие места. Финикийцы отважились выйти за каменные столпы в океан. Направившись на север, они добра­лись до Оловянных островов. (Стрелочки желтого цвета). Почему эти острова так назвали? Как эти острова называются сегодня? Финикийские корабли заходили в Черное море и поднимались по рекам (стре­лочки зеленого цвета). Финикийские купцы торговали и на суше. (Стрелочки синего цвета). В океане финикийцы отправлялись не только на Север, но и на Юг, вдоль Аф­рики. (Стрелочки белого цвета).


Один ученик, получивший опережающее задание рассказывает о финикийских кораблях (см. доп. материал).

Слайд 15. Самое впечатляющее путешествие фини­кийцы совершили около 600 г. до н.э. Мож­но отметить, что путешествие финикийцев продолжалось 3 года, и есть свидетельства того, что это путешествие было на самом деле. В 2008 году наши современники по финикийским чертежам построили копию древнего ко­рабля и отправились в плавание вокруг Афри­ки. Плавание было успешным и завершилось в 2010 году. Фотография корабля на слайде

Слайд 16. Но финикийцы прославились не только как опытные мореходы, пираты и торговцы. Фи­никийцы оказали влияние на развитие всего человечества. Финикийцы придумали Алфа­вит. Запишите слово в тетрадь

Работа с тетрадью

Пожалуйста, прочи­тайте текст вашего учебника и подумай­те, почему алфавит смог заменить другие системы письма и какую роль он играет?

Работа с учебником (п.4). Ученики должны указать, что без ал­фавита современная цивилизация невоз­можна

Необходимо подчеркнуть, что алфавит ока­зался очень удобным, и очень быстро алфа­вит переняли другие народы. Алфавит стал меняться. Появились группы алфавитов. В малой Азии, в Индии, в Европе. От фини­кийского алфавита произошли все древние и современные алфавиты


  1. Решение проблемы

Слайд 17. Давайте подведем итоги. Что же мы узнали о Финикии? Порядок выводов:

  • Природные условия

  • Занятия

  • Культурные достижения

Можно ли финикийцам дать однозначную характеристику.



  1. Домашнее задание

Слайд 18.

  1. Как можно доказать, что финикийцы со­вершили путешествие вокруг Африки?

  2. Какие современные города находятся на месте финикийских колоний?

  3. Почему финикийцы не создали единой военной державы?

Ученики записывают задание в дневник: параграф 15, устные ответы на вопросы.

Для любознательных -подготовить рассказ из дополнительной литературы о путешествии финикийцев

  1. Рефлексия

Ученики должны ответить на вопросы на слайде:

  • на уроке я работал активно (пассивно)

  • своей работой на уроке я доволен ( не доволен)

  • урок для меня показался длинным

( коротким)

  • за урок я устал ( не устал)

  • материал урока мне был интересен ( не интересен, скучен. бесполезен)

Дополнительный материал

Технология получения пурпура

Любознательный римлянин Плиний Старший гак описывал тех­нологию получения пурпура, которую использовали финикийцы. 11рсж- де всего, надо было выловить моллюсков нужного вида - достаточное количество краски можно было получить только из трех видов. Ракови­ну разбивали и извлекали расположенную в полости мантии пурпурную железу, содержащую прозрачную жидкость. Добытые железы или мол­люсков целиком давили каменными прессами и три дня выдерживали в растворе соли. Затем получившийся раствор помещали в металлические котлы и выпаривали на слабом огне в течение 10 дней. После этого ма­териал, который необходимо было окрасить, пропитывали все еще бе­ловатым раствором и сушили на солнце. Только под действием солнеч­ных лучей и кислорода воздуха полученное вещество последовательно меняло цвет - сначала на зеленовато-желтый, затем на зеленый, синий или пурпурный. Благодаря различиям в способах обработки исходного красящего вещества, неоднократным пропиткам и другими приемам финикийцы достигали широкого спектра конечных оттенков окраски тканей - от ярко-красного до темно-фиолетового.

Для производства 1 грамма краски требовалось около 10 тыс. моллюсков.

Финикийские корабли

Большинство историков связывают радикальный переворот в ко­раблестроении с появлением в Средиземноморье «народов моря» в XII веке до н. э. Именно после этого финикийцы начали строить корабли нового типа, способные совершать дальние плавания и нести на себе большой фуз. Превосходным материалом для них стал ливанский кедр, а связи с другими странами дали финикийским корабелам возможность заимствовать технические новинки. Их корабли были не плоскодонны­ми, а килевыми, как у «народов моря», что сильно увеличивало их ско­рость. Мачта по египетскому образцу несла прямой парус на двух реях. Вдоль бортов в один ряд располагались гребцы, а на корме были укреп­лены два мощных весла, которые использовались для поворота судна. Во вместительный грюм загружали амфоры или кожаные бурдюки с зерном, вином, маслом. Иногда для сохранности трюм заливали водой. Более ценные товары размещали на палубе, которая ограждалась дере­вянными решетками. На носу корабля закрепляли громадный сосуд для питьевой воды. Длина такого судна достигала 30 метров, экипаж состо­ял из 20 - 30 человек.



© 2010-2022