- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории Древняя Финикия (5 класс)
Конспект урока по истории Древняя Финикия (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Яковлева Л.А. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Порхова»
Конспект урока истории в 5 классе
Учитель Яковлева Лариса Анатольевна
Тема урока: "Древняя Финикия"
Цель урока: дополнить представление о Древнем Востоке, показать одну из первых морских цивилизаций - Финикию.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Форма урока: проблемный урок
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные: развитие речи, орфографической грамотности; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные: развитие умений работать с учебником, картой; получить представление о цивилизации Древней Финикии, ее роли в истории человечества; овладение понятиями колония, алфавит
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная
Средства обучения: проектор, презентация «Древняя Финикия», учебник, тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы
Цифровые образовательные ресурсы: Уроки истории с применением информационных технологий. 5 класс. Электронное интерактивное приложение: Современная школа, издательство Планета
Основные понятия изучаемые на уроке: колония, алфавит
Структура урока:
-
Организационный этап
-
Актуализация
-
Постановка проблемы
-
Получение нового знания
-
Решение проблемы
-
Домашнее задание
-
Рефлексия
План урока:
-
Природа и население
-
Занятия Финикийцев
-
Финикийская колонизация
-
Культура Финикии
-
Актуализация (слайд 2)
ООднажды, когда царевна гуляла со своими подругами на берегу моря, неведомо откуда появился ослепительно белый бык с загнутыми рогами в виде полумесяца. Бык подошел к царевне и подставил ей свою спину. Ничего не подозревая, царевна села на спину мирного животного. Но бык внезапно бросился в волны и поплыл. Царевна должна была крепко держаться за рога, чтобы не упасть в воду. Прекрасную царевну звали Европа, и была она родом из Финикии. И сегодня, после того как мы выполним словарную работу, отправимся на родину царевны.
Словарная работа дается ученикам индивидуально
Необходимо исправить ошибки в следующих словах: «цевилизация, абщина, Вавелон, Египед, гасударство, землиделие, ниравенство, рилигия, римисло, Миждуречие».
Критерии оценки: 9,10 баллов - «5», 7,8 баллов - «4», 5,6 баллов - «3», менее 5 баллов - «2».
-
Постановка проблемы
Слайд 3. Сегодня вновь наш караван выйдет из великого города Мен-Нефер (Мемфис). Но путь наш будет иным. В городе Иоппия часть каравана пойдет знакомой дорогой, в страну двух рек, а мы вместе с караваном фараона отправимся на север, в страну, откуда привозят драгоценный ливанский кедр
Про жителей этой земли ходят разные слухи. Кто-то говорит, что более страшных разбойников и пиратов не видела ни одна земля, кто-то утверждает, что это страна удивительных людей - отважных мореходов и умелых торговцев. И сегодня мы попробуем разобраться, кто прав, кем являются эти люди, какую роль они сыграли в истории человечества?
-
Получение нового знания
Действия учителя
Действия учеников
Слайд 4. Сегодня мы говорим о Древней Финикии. Запишите название темы
Ученики записывают тему
Слайд 5. Запишите, пожалуйста, план урока
Ученики записывают план
Слайд 6. Рассмотрите внимательно снимок из космоса, который вы видите на слайде (№6). Вы видите названия древних городов. Самыми известными были Тир, Сидон, Библ. Запишите эти названия в тетрадь.
Посмотрите внимательно, сравните эту территорию с Междуречьем и Египтом, прочитайте 1 пункт параграфа 15 вашего учебника
Ученики записывают названия городов
Слайд 7. Дайте характеристику территории древней Финикии.
В этом вам помогут вопросы, которые вы видите на слайде (№7): климат, рельеф, почвы, реки и моря, природные ресурсы.
Обязательно необходимо обратить внимание на то, что Финикия сформировалась на берегу моря, а не как речная цивилизация
Ученики, отвечая на вопросы, должны дать характеристику территории Финикии
Есть ли связь между занятиями человека и условиями, в которых он живет?
Ученики должны ответить, что занятия человека в древнем мире полностью зависели от окружающей среды
Слайд8. Как вы думаете, какие занятия могли существовать в Финикии?
Ученики должны назвать традиционные занятия - земледелие, скотоводство, охоту, рыбную ловлю и т.д.
Вспомните, какие природные условия существовали в Финикии? С какими трудностями могли столкнуться жители этой земли? Что было хорошего?
Ученики могут назвать
малоплодородные почвы, нехватку земли, недостаток пресной воды. Могут указать, что для рыбной ловли препятствий не было
Но если мало земли, значит, может возникнуть нехватка продуктов, как быть в таком случае?
Если ученики не скажут. что можно получить зерно в обмен на изделия ремесла и лес, необходимо подчеркнуть этот момент
Слайд 9. Пожалуйста, используя текст учебника, назовите главные занятия финикийцев. Как вы думаете, какие ремесла были главными в Финикии?
Ученики должны назвать ремесло, торговлю.
В качестве основных ремесел могут быть названы кораблестроение, ткачество, изготовление стеклянных изделий, посуды и т.д.
Как вы думаете, почему на первое место можно поставить кораблестроение и ткачество?
Ученики могут сказать что Финикия - страна, расположенная на берегу моря, а, используя знания из учебника, назвать пурпурные ткани.
Слайд 10. На слайде поочередно сменяются изображения ливанского кедра (основного строительного материала), финикийского торгового корабля и фотография судна-реконструкции. Можно упомянуть, что это судно было построено в 2008 году.
Слайд 11. На слайде изображения моллюсков, из которых добывали пурпурный краситель. Можно упомянуть, что даже название краски дало название стране. (Фоткес, фойникес, буквально «страна пурпура»)
Один ученик, получивший опережающее задание рассказывает технологию получения пурпура (см. доп. материал).
Слайд 12. Торговля играла совершенно особую роль в жизни Финикии. Пожалуйста, используя текст учебника и наши знания о занятиях финикийцев, назовите товары, которые могли продавать и покупать финикийские купцы. Как и где финикийцы могли получить эти товары?
Работа с учебником. Ученики должны назвать группы товаров и сказать, что часть делали в Финикии, а часть обменивали или захватывали. Может прозвучать рассказ о том, как финикийцы захваты- ' вали рабов
Как вы думаете, правильно было считать финикийцев разбойниками?
Ответ ученика должен быть обоснован
Слайд 13. Имея прекрасные корабли, финикийцы отплывали все дальше и дальше от родных берегов. Но это были маленькие корабли. Как вы думаете, эти корабли могли плавать далеко?
Ответ должен быть обоснован. Ученики должны отметить, что количество запасов на корабле было ограничено
Когда заканчивалась вода или продовольствие, финикийский корабль приставал к берегу и команда исследовала берег. Что могли искать финикийцы?
Ученики могут назвать источники воды, удобные бухты, поселения
В некоторых местах финикийцы строили укрепления, создавали колонию. Запишите, пожалуйста, понятие в тетрадь, найдите его значение в учебнике. На карте найдите и назовите самые известные колонии финикийцев. Где они располагались?
На основе карты слайда и атласа учебника (с.72) ученики должны назвать города, основанные финикийцами, и указать, что большинство из них были расположены на берегу Африки и в западной части Средиземноморья
Слайд 14. Средиземное море было хорошо изучено финикийцами. Но финикийские мореплаватели отправлялись и в другие места. Финикийцы отважились выйти за каменные столпы в океан. Направившись на север, они добрались до Оловянных островов. (Стрелочки желтого цвета). Почему эти острова так назвали? Как эти острова называются сегодня? Финикийские корабли заходили в Черное море и поднимались по рекам (стрелочки зеленого цвета). Финикийские купцы торговали и на суше. (Стрелочки синего цвета). В океане финикийцы отправлялись не только на Север, но и на Юг, вдоль Африки. (Стрелочки белого цвета).
Один ученик, получивший опережающее задание рассказывает о финикийских кораблях (см. доп. материал).
Слайд 15. Самое впечатляющее путешествие финикийцы совершили около 600 г. до н.э. Можно отметить, что путешествие финикийцев продолжалось 3 года, и есть свидетельства того, что это путешествие было на самом деле. В 2008 году наши современники по финикийским чертежам построили копию древнего корабля и отправились в плавание вокруг Африки. Плавание было успешным и завершилось в 2010 году. Фотография корабля на слайде
Слайд 16. Но финикийцы прославились не только как опытные мореходы, пираты и торговцы. Финикийцы оказали влияние на развитие всего человечества. Финикийцы придумали Алфавит. Запишите слово в тетрадь
Работа с тетрадью
Пожалуйста, прочитайте текст вашего учебника и подумайте, почему алфавит смог заменить другие системы письма и какую роль он играет?
Работа с учебником (п.4). Ученики должны указать, что без алфавита современная цивилизация невозможна
Необходимо подчеркнуть, что алфавит оказался очень удобным, и очень быстро алфавит переняли другие народы. Алфавит стал меняться. Появились группы алфавитов. В малой Азии, в Индии, в Европе. От финикийского алфавита произошли все древние и современные алфавиты
-
Решение проблемы
Слайд 17. Давайте подведем итоги. Что же мы узнали о Финикии? Порядок выводов:
-
Природные условия
-
Занятия
-
Культурные достижения
Можно ли финикийцам дать однозначную характеристику.
-
Домашнее задание
Слайд 18.
-
Как можно доказать, что финикийцы совершили путешествие вокруг Африки?
-
Какие современные города находятся на месте финикийских колоний?
-
Почему финикийцы не создали единой военной державы?
Ученики записывают задание в дневник: параграф 15, устные ответы на вопросы.
Для любознательных -подготовить рассказ из дополнительной литературы о путешествии финикийцев
-
Рефлексия
Ученики должны ответить на вопросы на слайде:
-
на уроке я работал активно (пассивно)
-
своей работой на уроке я доволен ( не доволен)
-
урок для меня показался длинным
( коротким)
-
за урок я устал ( не устал)
-
материал урока мне был интересен ( не интересен, скучен. бесполезен)
Дополнительный материал
Технология получения пурпура
Любознательный римлянин Плиний Старший гак описывал технологию получения пурпура, которую использовали финикийцы. 11рсж- де всего, надо было выловить моллюсков нужного вида - достаточное количество краски можно было получить только из трех видов. Раковину разбивали и извлекали расположенную в полости мантии пурпурную железу, содержащую прозрачную жидкость. Добытые железы или моллюсков целиком давили каменными прессами и три дня выдерживали в растворе соли. Затем получившийся раствор помещали в металлические котлы и выпаривали на слабом огне в течение 10 дней. После этого материал, который необходимо было окрасить, пропитывали все еще беловатым раствором и сушили на солнце. Только под действием солнечных лучей и кислорода воздуха полученное вещество последовательно меняло цвет - сначала на зеленовато-желтый, затем на зеленый, синий или пурпурный. Благодаря различиям в способах обработки исходного красящего вещества, неоднократным пропиткам и другими приемам финикийцы достигали широкого спектра конечных оттенков окраски тканей - от ярко-красного до темно-фиолетового.
Для производства 1 грамма краски требовалось около 10 тыс. моллюсков.
Финикийские корабли
Большинство историков связывают радикальный переворот в кораблестроении с появлением в Средиземноморье «народов моря» в XII веке до н. э. Именно после этого финикийцы начали строить корабли нового типа, способные совершать дальние плавания и нести на себе большой фуз. Превосходным материалом для них стал ливанский кедр, а связи с другими странами дали финикийским корабелам возможность заимствовать технические новинки. Их корабли были не плоскодонными, а килевыми, как у «народов моря», что сильно увеличивало их скорость. Мачта по египетскому образцу несла прямой парус на двух реях. Вдоль бортов в один ряд располагались гребцы, а на корме были укреплены два мощных весла, которые использовались для поворота судна. Во вместительный грюм загружали амфоры или кожаные бурдюки с зерном, вином, маслом. Иногда для сохранности трюм заливали водой. Более ценные товары размещали на палубе, которая ограждалась деревянными решетками. На носу корабля закрепляли громадный сосуд для питьевой воды. Длина такого судна достигала 30 метров, экипаж состоял из 20 - 30 человек.