Урок по всемирной истории на тему: СССР в 1945-1953 гг

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шушкевич Лилия Сергеевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ

по всемирной истории

Тема: СССР в 1945-1953 гг.

Цели:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся представление об основных событиях в общественно-политической жизни СССР в восстановительный период 1945-1953 годов и историческом значении этого периода для граждан СССР;

  • раскрыть важнейшие особенности тоталитарного режима в послевоенное время;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, расширять кругозор;

  • закрепить навыки работы; развитие памяти, внимательности, развитие навыков правильно выбирать источники дополнительной информации.

Познавательные:

  • повысить интерес к занятиям историей.

Воспитательные:

  • показать восстановительный период, как символ мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Всемирная история Новейшего времени: 1918-1945 гг.: учеб.пособие для 10-го класса учреждений общ. Сред. Образования с рус.яз. обучения/ под ред. А.Г. Космача. - Минск: Нар. Асвета, 2012.; раздаточный материал

Ход урока


1. Организационный момент: проверка наличия учащихся с отметкой отсутствующих в журнале, проверка санитарного состояния аудитории

2. Подготовка к восприятию нового материала

Вводное слово учителя: «Поэт В.Л. Занадворов писал: «Знаешь, родная, я часто думаю о том, как будут жить люди после войны, -мне кажется, что за это время все так научились ценить жизнь- даже в самых простых ее проявлениях, что каждая минута ее будет радостна и каждое движение благостно. А может, это только так кажется…»

Советский Союз сумел остановить фашистскую угрозу. С победой каждый гражданин огромной страны связывал НАДЕЖДУ на лучшую жизнь. Но воплотить надежду в реальность оказалось не так-то просто…

3. Сообщение нового материала

1. Восстановление народного хозяйства:

Немецкий писатель - антифашист Генрих Белль, участник Второй мировой войны, в «Письме к моим сыновьям» призывал не пренебрегать статистикой: «Цифры, если понять, что за ними стоит, приобретают ошеломляющую наглядность».

Что говорят цифры об уроне СССР за годы Великой Отечественной войны? (Учитель предлагает учащимся проанализировать данные таблицы (см. Приложение))

  • Какова главная задача, которая стояла перед страной?

  • За какой период времени, на ваш взгляд, возможно было восстановить экономику? (выслушиваются ответы учащихся)

Западные экономисты посчитали, что СССР понадобится 25 лет, чтобы достичь довоенного уровня! (учитель просит запомнить данную цифру)

- могли рассчитывать только на свои силы («холодная война»). Трудовой героизм и самопожертвование советских людей.

1946-1950 гг. - 4-я пятилетка:

А). восстановлено и заново построено 6200 предприятий

Б). низкая заработная плата (в колхозах- трудодни)

В). искусственное поддержание низких закупочных цен на с/хоз. продукцию («ножницы цен»)

Г). командно-административные методы управления

! При рассмотрении Итогов 4-й пятилетки обратить внимание на то, сколько понадобилось лет для восстановления хозяйства. Вспомнить, каким был прогноз. Акцентировать внимание учащихся на трудовой героизм людей

Победа в войне породила надежды у крестьян на роспуск колхозов, у интеллигенции - на ослабление политического диктата, у населения союзных- на изменение национальной политики.

2. Политическое развитие

ВОВ оказала влияние и на умонастроения и чувства советских людей. Они чувствовали себя победителями.

1947 г. - отмена смертной казни

- возрождение религиозной жизни

- переименование ВКП(б) в КПСС

НО продолжались репрессии (антисоветская деятельность в годы войны)

- «Ленинградское дело», «дело врачей»

- подготовка судебного процесса против Г.К. Жукова.

Жуков имел огромную популярность в народе и непререкаемую власть в армии. При желании он мог бы посоперничать даже с самим Сталиным. Но в том-то и дело, что такого желания у него никогда не появлялось, как говорил он сам, даже и в мыслях, не было.

Но Сталин, при его болезненной подозрительности, вычислил такую возможность у прославленного полководца, тем более, что жизнь давала подобные примеры: некоторые крупные военачальники второй [110] мировой войны стали главами своих государств. Генерал Эйзенхауэр - в США, маршал Тито в Югославии, Энвер Ходжа в Албании, генералиссимус Франко сохранял свой трон в Испании

3. Внешняя политика

У. Черчилль о Сталине: «Восточный тиран и военный политик, который взял Россию лапотной, а оставил с атомным оружием»

1946 г. - создание атомного оружия (! США планировали сбросить 196 атомных бомб )

1955 г. - ОВД

3. Закрепление материала

  • Как вы считаете, оправданной ли была политическая линия Сталина в отношение советского народа?

  • Какое название можно придумать этому плакату сейчас?

Урок по всемирной истории на тему: СССР в 1945-1953 гг

© 2010-2022