- Преподавателю
- История
- Урок по всемирной истории на тему: СССР в 1945-1953 гг
Урок по всемирной истории на тему: СССР в 1945-1953 гг
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шушкевич Л.С. |
Дата | 23.12.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Шушкевич Лилия Сергеевна
ПЛАН-КОНСПЕКТ
по всемирной истории
Тема: СССР в 1945-1953 гг.
Цели:
Образовательные:
-
сформировать у учащихся представление об основных событиях в общественно-политической жизни СССР в восстановительный период 1945-1953 годов и историческом значении этого периода для граждан СССР;
-
раскрыть важнейшие особенности тоталитарного режима в послевоенное время;
Развивающие:
-
развивать логическое мышление, расширять кругозор;
-
закрепить навыки работы; развитие памяти, внимательности, развитие навыков правильно выбирать источники дополнительной информации.
Познавательные:
-
повысить интерес к занятиям историей.
Воспитательные:
-
показать восстановительный период, как символ мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Всемирная история Новейшего времени: 1918-1945 гг.: учеб.пособие для 10-го класса учреждений общ. Сред. Образования с рус.яз. обучения/ под ред. А.Г. Космача. - Минск: Нар. Асвета, 2012.; раздаточный материал
Ход урока
1. Организационный момент: проверка наличия учащихся с отметкой отсутствующих в журнале, проверка санитарного состояния аудитории
2. Подготовка к восприятию нового материала
Вводное слово учителя: «Поэт В.Л. Занадворов писал: «Знаешь, родная, я часто думаю о том, как будут жить люди после войны, -мне кажется, что за это время все так научились ценить жизнь- даже в самых простых ее проявлениях, что каждая минута ее будет радостна и каждое движение благостно. А может, это только так кажется…»
Советский Союз сумел остановить фашистскую угрозу. С победой каждый гражданин огромной страны связывал НАДЕЖДУ на лучшую жизнь. Но воплотить надежду в реальность оказалось не так-то просто…
3. Сообщение нового материала
1. Восстановление народного хозяйства:
Немецкий писатель - антифашист Генрих Белль, участник Второй мировой войны, в «Письме к моим сыновьям» призывал не пренебрегать статистикой: «Цифры, если понять, что за ними стоит, приобретают ошеломляющую наглядность».
Что говорят цифры об уроне СССР за годы Великой Отечественной войны? (Учитель предлагает учащимся проанализировать данные таблицы (см. Приложение))
-
Какова главная задача, которая стояла перед страной?
-
За какой период времени, на ваш взгляд, возможно было восстановить экономику? (выслушиваются ответы учащихся)
Западные экономисты посчитали, что СССР понадобится 25 лет, чтобы достичь довоенного уровня! (учитель просит запомнить данную цифру)
- могли рассчитывать только на свои силы («холодная война»). Трудовой героизм и самопожертвование советских людей.
1946-1950 гг. - 4-я пятилетка:
А). восстановлено и заново построено 6200 предприятий
Б). низкая заработная плата (в колхозах- трудодни)
В). искусственное поддержание низких закупочных цен на с/хоз. продукцию («ножницы цен»)
Г). командно-административные методы управления
! При рассмотрении Итогов 4-й пятилетки обратить внимание на то, сколько понадобилось лет для восстановления хозяйства. Вспомнить, каким был прогноз. Акцентировать внимание учащихся на трудовой героизм людей
Победа в войне породила надежды у крестьян на роспуск колхозов, у интеллигенции - на ослабление политического диктата, у населения союзных- на изменение национальной политики.
2. Политическое развитие
ВОВ оказала влияние и на умонастроения и чувства советских людей. Они чувствовали себя победителями.
1947 г. - отмена смертной казни
- возрождение религиозной жизни
- переименование ВКП(б) в КПСС
НО продолжались репрессии (антисоветская деятельность в годы войны)
- «Ленинградское дело», «дело врачей»
- подготовка судебного процесса против Г.К. Жукова.
Жуков имел огромную популярность в народе и непререкаемую власть в армии. При желании он мог бы посоперничать даже с самим Сталиным. Но в том-то и дело, что такого желания у него никогда не появлялось, как говорил он сам, даже и в мыслях, не было.
Но Сталин, при его болезненной подозрительности, вычислил такую возможность у прославленного полководца, тем более, что жизнь давала подобные примеры: некоторые крупные военачальники второй [110] мировой войны стали главами своих государств. Генерал Эйзенхауэр - в США, маршал Тито в Югославии, Энвер Ходжа в Албании, генералиссимус Франко сохранял свой трон в Испании
3. Внешняя политика
У. Черчилль о Сталине: «Восточный тиран и военный политик, который взял Россию лапотной, а оставил с атомным оружием»
1946 г. - создание атомного оружия (! США планировали сбросить 196 атомных бомб )
1955 г. - ОВД
3. Закрепление материала
-
Как вы считаете, оправданной ли была политическая линия Сталина в отношение советского народа?
-
Какое название можно придумать этому плакату сейчас?