План-конспект урока по истории Проблемно-диалогическая форма урока

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Проблемно-диалогическая форма урока в рамках ФГОС ООО»

Выполнил (а):

Фролова В.В., зам. директора по УР МБОУ Горской СОШ


  1. Пояснительная записка

Цели и задачи изучения истории в школе в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Задачи изучения истории в школе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

Предполагается, что результатом изучения истории в школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в школе выражаются в следующих качествах: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях, способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Познавательный аспект урока складывается из следующих требований: учить каждого ребенка самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые обеспечат успешную деятельность в дальнейшем.

По характеру подачи материала на уроках выделяются два типа методов: традиционные - объяснительно- иллюстративные и репродуктивные. К репродуктивным относятся следующие методы. Метод проблемного изложения. Является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Учитель оказывает помощь при разрешении проблемных задач, обучающиеся пользуются алгоритмом, действуют по аналогии. Частично - поисковый (эвристический метод), сущность которого выражается в таких его характерных признаках:

1)учитель организует не сообщение или изложение новых знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

2) обучающиеся с помощью учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные и прочные знания.

Метод получил название частично поискового, потому, что обучающиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Часть знаний сообщает учитель, часть обучающиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или выполняя проблемные задания.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему: 1)формулировка проблемы, оказание помощи при ее разрешении; 2)самостоятельное добывание знаний в процессе разрешения проблемы, сравнение различных вариантов получаемых ответов, определение средств для достижения результата; 3)урок отличается высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной и прочностью.

Урок должен быть воспитывающим Что под этим подразумевается. Четкая постановка воспитательных целей и реализация этих целей через систему воспитательных задач. Постановка воспитательных целей урока осуществляется в русле целостного подхода к процессу формирования базовой культуры личности, основными направлениями которой являются духовно-нравственная, экологическая, трудовая, интеллектуальная, эстетическая культура.

  1. Технологическая карта урока истории

Тема: «Вторая война Рима с Карфагеном «218-201 гг. до н.э.». Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: выявить причины, характер, особенности, последствия войны Рима с Карфагеном.

Задачи:

образовательная: изучить причину, характер и ход второй Пунической войны, показать её захватнический характер как со стороны Рима, так и со стороны Карфагена

воспитательная: воспитание таких личностных качеств, как смелость, храбрость, смекалка(на примере полководца Ганнибала).

развивающая:развивать информационную культуру школьников, логическое мышление, внимание, умение работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации, делать выводы и обобщения, развивать речевые способности.

Планируемые результаты:

Личностные: (личностные УУД)

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

По программе должны изучить:

Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Используемые технологии: проблебный метод, обучение в сотрудничестве, ИКТ

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: Компьютер и мультимедийный проектор, экран, карта "Вторая Пуническая война"

3. Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята, проверьте свою готовность к уроку (наличие учебника, дневника, тетради, атласа). Повернитесь друг к другу, улыбнитесь от души. Готовы к уроку? Я желаю Вам успеха!
- Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
- Вспомните, какой вывод мы сделали в конце урока? (Рим установил свое господство над Италией; в результате непрерывных войн римляне создали большое и боеспособное войско.)*
- Какую проблему мы вывели из сформулированного вывода? (В Средиземноморье не только Рим стремится к господству, что может привести к войнам.)

Сегодня на уроке вы будете открывать новые знания. Как вы будете это делать? (Мы определим, что мы еще не знаем, и самостоятельно откроем новые знания.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

- Вспомним, как Рим установил свое господство над Италией (кратко перечислите основные факты)?

Повторение проводится фронтально. В процессе работы выводится слайд-презентация, где фиксируются необходимые эталоны:

- в Риме был установлена республика (509 г. до н.э.);
- отобранные у побежденных народов земли римляне объявляли собственность государства;
- плебеи получили право получать эти земли и стали полноправными гражданами;
- запрещено долговое рабство (326 г. до н.э.);
- войско делилось на легионы, основу составляли земледельцы;
- римская армия славилась своей дисциплиной, т.к в случае трусости каждого десятого воина казнили по жребию;
- в походе римляне строили укрепленный лагерь.

Откройте карту атласа и определите, какие государства кроме Рима могли претендовать на господство в Средиземноморье? (Ребята называют Карфаген и показывают его владения; территории Македонского, Сирийского и Египетского государств.)

Определите с помощью карты, почему именно с Карфагеном начинаются войны Рима? (Римляне стали стремиться к захвату о. Сицилия на который претендовал и Карфаген.)

Предположите, какова тема сегодняшнего урока? (Войны с Карфагеном.)

Тема урока выводится в слайд - презентации на доске.

(Пробное задание.)

- С какой целью вы будете выполнять пробное задание? (Чтобы понять, что мы не знаем, что сегодня на уроке будет нового.)

- Прочитав предложенные отрывки из документов, вам надо ответить на следующий вопрос: каковы причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное?

У кого нет ответа на вопрос? Что вы не можете? (Я не могу ответить на вопрос: каковы причины первой и второй войны с Карфагеном.)

- У кого есть ответ? Вы уверены в правильности своего ответа? В чем ваше затруднение? (Мы не уверены, что правильно определили причины первой и второй войны с Карфагеном.)

3. Выявление места и причины затруднения.

- На какой вопрос вы должны были ответить? (Каковы причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное?)

- Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем, в чем причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное?)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Определив тему урока, назовите цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать, каковы причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное?)

Задание второго уровня сложности:

- С какой целью мы осуществляем поиск причин? Для чего нам с вами необходимо знать причины войны? (чтобы определить, к каким последствиям они привели).

Задание третьего уровня сложности:

- Кто-то может ответить на вопрос: для чего нам находить причинно-следственные связи? Найдя связь между причиной и следствием, на какой вопрос мы сможем ответить? (Чтобы узнать, как дальше будет развиваться государство.)

Как обычно с помощью слов - "помощников" строим цель действий:

Узнаем: интересные факты из истории войн Рима с Карфагеном: причины, ход, даты, последствия.

Проверим: знания понятий: "причина", "повод".

Способы: работа с учебником, атласом, выполнение интерактивных заданий, составление таблицы, анализ документов.

- Какие средства вы будете использовать при достижении цели? (Учебник, атлас, рабочие листы, интерактивный задачник.)

Каждому раздаются рабочие листы с заданиями.

- Посмотрите на задания и скажите, по какому плану вы будете работать? (Мы будем читать текст с целью нахождения ответов на поставленные вопросы, заполним рабочий лист в тех местах, которые соответствуют нашему заданию.)

5. Реализация построенного проекта.

- Когда началась первая война с Карфагеном? (264 году до н.э.)

- Прочитаем первый документ и ответим на вопросы: кого римляне называли пунами и почему (карфагенян, так как Карфаген основали финикийцы - "пуны");

- сформулируйте причину первой войны ("попытка Рима укрепиться в Сицилии привела к войне");

- что послужило поводом к первой войне? ("Римляне имели повод заявить, что Карфаген первый нарушил договор, когда пунийский флот вошёл в гавань Тарента").

- Найдите на карте атласа указанные географические названия. Поднимите руки, кто не справился? (Помощь в паре.)

- Какой итог первой войны? (Рим завладел Сицилией, но могущество Карфагена сломлено не было.)

- Какой вывод можно сделать, исходя из итога первой войны? (Цель войны не достигнута, причина соперничества между Римом и Карфагеном сохраняется, война продолжится.)

Если ученики затрудняются:

- Какова цель войны? Она была достигнута? (Нет.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Слайд - презентация выведена на доску.

Проверяем результат выполнения 1 задания.

Образец (эталон) выполнения 1 задания:

На доске выведен слайд с образцом (эталоном) выполнения задания. Проверьте, правильно ли вы оформили таблицу к 1 заданию. Происходит обсуждение выполненного задания.

- Вы достигли поставленной цели? (Частично, мы нашли ответы по первой войне с Карфагеном.)

- Вы справились с затруднением? (Да, мы знаем эталон выполнения задания.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- А теперь я предлагаю каждому поработать самостоятельно. Вторую часть рабочего листа вы заполняете, прочитав (на выбор ученика):
задание 1 уровня - текст учебника на страницах 216-220,
задание 2 уровня - дополнительно к учебнику документы под № 3, № 4.

Ребята, кто быстро справится с заданием, решите интерактивную задачу, документы из которой мы анализируем.

Задание 3 уровня:

Определите место описываемых событий во взаимоотношениях Рима и Карфагена.

(Работа с интерактивной доской.)

Учащиеся работают самостоятельно, после выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по образцу, который выводится в слайде - презентации на доску.

Образец (эталон) выполнения 2 задания:

Образец (эталон) выполнения задания 3 уровня:

После самопроверки проводится рефлексия: фиксируются места ошибок и определяются причины возникших затруднений, ошибки исправляются.

Вы обратили внимание, что в задачнике есть документы, касающиеся третьей пунической войны.

- Какие вопросы напрашиваются для ответа на следующем уроке? (Была ли необходимость в разрушении Карфагена? Можно ли было обойтись без этой жестокости в отношении города и его жителей?)

Сделайте вывод:

- каковы причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное? (Причина войн Рима с Карфагеном - соперничество за господство в западном Средиземноморье. Общее - войны были захватническими и с той и с другой стороны. Различие не выявлено);
- какую цель ставил Рим в войне с Карфагеном? (Разгромить главного противника - Карфаген, чтобы установить свое господство);
- каковы последствия второй войны Рима с Карфагеном? (Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье.)

- добился Рим выполнения своей цели во второй пунической войне? (Частично, Рим стремится установить господство во всем Средиземноморье.)

Текст выводится в слайд - презентации на доску:

Вывод: Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье, разгромив главного противника - Карфаген.
Но главная цель - установление господство во всем Средиземноморье - не достигнута.

8. Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?
- Какую цель вы ставили перед собой?
- Вы достигли поставленной цели?
- Как вы достигали цель?
- Как вы открывали новые знания?
- С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?
- Как вы выходили из затруднений?
- У вас на столах смайлики трех цветов: зеленые, желтые, красные. Оцените свою работу. Если при выполнении самостоятельной работы вы не допустили ошибок, то поднимаете зеленый кружок, если вы допустили 1-2 ошибки - желтый, а если вы допустили более двух ошибок, то поднимаете красный кружок.


  1. Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Весь Апеннинский полуостров был в руках Римской республики. Посмотрите на карту и назовите остров треугольной формы близ берегов Италии. (Показывают на карте о. Сицилия.) Пролив, отделяющий Сицилию от Италии, настолько узок, что на карте он даже не обозначен. Сицилия как будто «прилипла» к Италии, является ее продолжением. Именно так рассуждали римские аристократы: «Италия принадлежит нам, - говорили они, - а Сицилия - продолжение Италии. Поэтому остров должен быть нашим».

Однако завладеть Сицилией было не просто. Определите по условным обозначениям карты, кому принадлежала часть Сицилии, обведенная красно-розовым цветом. Кто мог воспротивиться попыткам римлян завоевать Сицилию? (Карфаген.) Найдите на карте Карфаген. Посмотрите на карту, предположите, в чем выгоды местоположения Карфагена на этом месте. (Близость моря, удобные заливы, неприступные города.)

В военном флоте Карфагена было много пентер - больших быстроходных кораблей с пятью рядами весел с каждой стороны. Сухопутное войско Карфагена состояло из наемников: греков, африканцев, испанцев и многих других. Вспомните, в чем сильные и слабые стороны наемного войска.

Два хищника - Рим и Карфаген - вступили в борьбу из-за обладания богатой, плодородной Сицилией.

Приложение 2

Первая Пуническая война (264-241 гг. до н. э.) - война между Римом и Карфагеном.

Причиной ее стало стремление Рима завоевать колонии Карфагена на Сицилии. Поводом послужило вмешательство карфагенян в политическую борьбу в сицилийских колониях Мессина и Сиракузы. Римляне, опасавшиеся, что занятие карфагенянами Мессины повлечет за собой захват Сиракуз, начали военные действия и захватили Мессину. В течение первых лет войны римлянам удалось создать флот, который успешно действовал против известного своей силой флота карфагенян. В ходе военных действий римлянами была предпринята неудачная попытка высадки в Африке, и с 254 года до н. э. военные действия шли только в западной части Сицилии. Несмотря на ряд удачных для Карфагена сражений на суше, очередное поражение карфагенского флота решило исход войны. Мир был заключен на условиях отказа Карфагена от принадлежавшей ему части Сицилии в пользу Рима, а также выдачи победителям пленных и выплаты денежного возмещения.

В межвоенный период римляне, воспользовавшись антикарфагенским восстанием наемников и рабов, захватили Сардинию и Корсику. Карфагеняне, в свою очередь, не только восстановили экономический и военный потенциал, но и значительно расширили свои владения в Испании.

Приложение 3

Третья Пуническая война (149-146 гг. до н. э.) - последняя из Пунических войн.

К этому времени интересы Рима требовали окончательного уничтожения Карфагена. По мирному договору с Римом все свои споры карфагеняне не могли решать военным путем, а должны были предоставлять на суд сената. Найти повод для войны римлянам было нетрудно: своими нападениями союзник Рима - нумидийский царь - вывел карфагенян из себя, и они оказали ему вооруженный отпор.

Карфагенский сенат пытался предотвратить войну: приказал казнить глав антиримской партии и направил в Рим посольство. Но римская армия уже отплыла в Африку. Прежде всего римский консул потребовал выдать все вооружение и 300 знатнейших граждан в качестве заложников. После выполнения этих требований консул огласил главное условие: город Карфаген должен быть уничтожен, а новое поселение основано не менее чем в 10 милях от моря.

В Карфагене это требование встретили непримиримо - граждане растерзали вестников и неожиданно быстро для римлян подготовили городские укрепления к обороне, которая продолжалась 2 года. Город был взят штурмом в 146 году до н. э. Пунические войны завершились полной победой Рима, который установил свою власть во всем Средиземноморье.

Приложение 4

С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, он дал клятву, что никогда не будет другом римлян и сделает им столько зла, сколько сможет. Он оставался, верен своей клятве до самой смерти.

Ганнибал был образованным человеком. Римляне говорили, что он хитёр и коварен. Они никогда не смогли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости. Он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского, владел многими языками.

Ребята, почему было важно для командующего Карфагенским войском владеть многими языками?

Карфагенское войско состояло из наёмников. С каждым из наёмников Ганнибал разговаривал на его родном языке.

Ганнибал решил опередить своих римских соперников и первым нанести удар. Для этого он лично возглавил войско и вышел из Испании в 218 г. до н.э. Через 5 месяцев подошёл к Альпам и дал приказ перейти через заснеженные Альпы. Это было очень рискованным решением. Высоко в горах холодно даже в июле, а войско Ганнибала совершало переход в сентябре. Дул пронизывающий ветер, с неба падали хлопья снега, дорог не было. Войско карабкалось вверх по обледеневшим тропинкам. Люди, животные, слоны срывались в пропасть, не хватало пищи для людей и скота. Ганнибал не щадил ни себя ни своих воинов, он хотел вторгнуться в Италию внезапно. Потеряв половину состава, Карфагенское войско переправилось через Альпы и оказалось в долине реки По

Предположите, как встретили карфагенян местные жители - галлы?

Галлы ненавидели римлян, поэтому они всячески помогали Ганнибалу.

В чем нуждалось войско Ганнибала после тяжелого перехода через Альпы? И чем могли помочь Галлы?

Галлы давали фураж, лошадей и своих воинов.

Впереди было серьёзное сражение при Каннах в 216 г. до н.э. Как оно происходило и чем закончилось, вы узнаете, просмотрев видеофрагмент.

Анимационная карта «Битва при Каннах».

Ребята, почему имея армию в 40000 человек, Ганнибал смог победить вдвое превосходящую по численности армию римлян?

В армии римлян среди консулов не было единства, и Ганнибал тщательно продумал тактику ведения боя.

Казалось бы, после такой победы Ганнибала Рим должен был бы пасть, но этого не произошло.

Каковы в дальнейшем причины поражения армии Ганнибала?

Приложение 5

Тит Ливий. «История Рима от основания города»

Я приступаю к описанию самой замечательной из войн всех времен - войны карфагенян под начальством Ганнибала с римским народом. Никогда еще не сражались между собою более могущественные государства и народы. Ненависть, с которой они сражались, была едва ли не выше самих сил: римляне были возмущены дерзостью побежденных, по собственному почину подымавших оружие против победителей; пунийцы - надменностью и жадностью, с которой победители, по их мнению, злоупотребляли своей властью над побежденными.


  1. Вывод

Данный урок составлен в соответствии с требования Федеральных государственных образовательных стандартов. Можно выделить 5 основных этапов урока, что соответствует современной структуре урока: организационный блок, мотивационный блок, информационный блок, аналитический и оценочный блок. Тип урока - проблемно-диологический.

В ходе урока формируются универсально-учебные действия. Отрабатывается работа с картой: умение показать и прокомментировать местоположение показываемого государства. Идёт формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима. Учащиеся учатся давать определения понятиям, знать даты, умение строить высказывание. В ходе урока формируется устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Умение формулировать изучаемую тему. Устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать в паре со сверстником.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте; делать выводы из сформулированных посылок; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности


  1. Используемая литература

Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О Сороко-Цюпы. 5 - 9 классы: пособие для учителей ОУ - М., «Просвещение», 2011 г.

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ - М, «Просвещение», 2014.

Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.В. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс» - М., «Экзамен», 2011 (со значком ФГОС)Тит Ливий История Рима от основания города. КНИГА XXI. // svitk.ru/004_book_book/18b/3832_tit_liviy-istoriya_rima_15.php

карта «Древняя Италия до середины III в. до н.э.»

Карты - «Древняя Италия, начало I тысячелетия - середина III в. до н.э.»;

- «Вторая пуническая война, 218 - 201 гг. до н.э.».

проектор, экран

Раздаточный материал:

- отрывок из исторического источника: книги Тита Ливия «История Рима от основания города»

- энциклопедическая информация о Пунических войнах;- в конвертах заготовки для выполнения задания на стадии рефлексии.







© 2010-2022