• Преподавателю
  • История
  • Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Сталинградской битвы «Сталинградская битва

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Сталинградской битвы «Сталинградская битва

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Сталинградской битвы «Сталинградская битва»

Цель: увековечивание памяти о переломных сражениях ВОВ, расширение знаний студентов, почитание героев, патриотическое воспитание.
Задачи:
Углубить знания студентов об истории Сталинградской битвы;
Воспитать чувство гордости за наш народ;

Развивать интерес к истории своей страны, своего региона.

Оформление: знамя Победы, тематические плакаты, фотографии, цветы, костюмы.

Участники: преподаватели, обучающиеся колледжа.

(Выходят ведущие, юноши и девушки.)

Чтец 1:
Кинохроника 43 года…
В кинозале грохочет, ревёт непогода,
Заметает окопы на дымной равнине,
И в снегах серебрится отсвеченный иней.
Предрассветная Волга. Обугленный берег.
С пулемётами люди бегут. Переправа…
В этих кадрах пристрастных, мгновенных
Только правда, суровая правда!
Кто они - летописцы тех подвигов ратных,
Здесь стоявшие насмерть у Волги?
Они подлинно знали, что их кинокадры
Документами станут эпохи.

Чтец 2:
67 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. В нашей истории есть события, золотом горящие на скрижалях ее ратной славы. И одно из них - Сталинградская битва. Гигантское по масштабам сражение развернулось во второй половине 1942 года на берегах Волги. На отдельных этапах в нем с обеих сторон участвовало более двух миллионов человек, около 30 тысяч орудий, более двух тысяч самолетов и такое же количество танков.

Чтец 3:
За время Сталинградской битвы Вермахт потерял четверть своих сил, сосредоточенных на Восточном фронте. Его потери убитыми, пропавшими без вести и ранеными - составили около полутора миллионов солдат и офицеров. Взятие Сталинграда могло иметь для СССР катастрофические последствия. Оборонительные бои продолжались 57 дней и ночей. 28 июля нарком обороны Сталин издал приказ № 227, известный больше как «Ни шагу назад!». К началу решительного наступления немецкое командование заметно усилило 6-ю армию Паулюса.

Чтец 4:
Гитлер истерично требовал любой ценой взять волжскую цитадель. Командир батальона армии Паулюса Вельц впоследствии писал, что вспоминает это как страшный сон, «Утром пять немецких батальонов уходят в атаку и почти никто не возвращается. На следующее утро все повторяется снова…»

Чтец 5:
Подступы к Сталинграду действительно усеивали трупы солдат и остовы сгоревших танков. Не зря немцы прозвали путь к городу «Дорогой смерти».

(Выходят студенты.)

Студенты, поочередно:
Сталинград - это боль, это муки,
В Сталинграде лишь плач матерей.
Вот берет мать дитя свое в руки
И несется сквозь пули быстрей.
Реки крови и свист пулеметов
Не забудет дитя никогда.
Горы трупов умерших солдат,
Крики помощи, но в никуда.
Серый дым разрушенных зданий,
Самолет подбитый летит.
Людям нечего есть, голодают,
Много раненых, но врач - дефицит.
Умирали от пуль, от гранаты,
Замерзали насмерть порой.
Гибли, гибли наши солдаты
В Сталинграде, под Курском, Москвой…
Мать с дитем кое-как выживала,
Все что есть, отдавала ему,
Еле-еле еду доставала,
Все ему, все ему одному.
Вот прошло много лет, но я помню
Горы трупов умерших солдат.
Моя мама бежала сквозь пули.
Ты сгубил ее, Сталинград!

Студент:
Первые вражеские самолёты появились в Сталинграде около четырёх часов дня. Встретившись над городом, самолёты, пришедшие с востока и с запада, с севера и с юга, пошли на снижение, и казалось, они снижались оттого, что летнее небо провисло, осело от тяжести металла и взрывчатки, тянувшейся к земле.

Студентка:
Бомбы достигли земли и врезались в город, Дома умирали так же, как умирают люди.

Студент:
Обнажились согнутые водопроводные трубы, железные балки, пряди проводов… Тысячи домов ослепли. Под ударами взрывных волн массивные трамвайные провода со звоном и скрежетом падали на землю, зеркальные стёкла витрин вытекали из рам. Трамваи, автомобили, автобусы, паровозы - всё это остановилось.

Студентка:
Известковая и кирпичная пыль густо поднялась в воздухе, туман встал над городом, пополз вниз по Волге.

Студент:
…Здесь битва небывалая идёт.
На жизнь и смерть. И сталь гудит зловеще
И изрыгает бешенство огня.
И на ветру пронзительно скрежещет
Снарядом раздроблённая броня.
…Зелёные и синие ракеты
Густую ночь, как одеяло, рвут,
И танки, опрокинутые где-то,
Как раненые мамонты ревут.
С когтистыми распятиями свастик,
Они ползут сквозь брустверы и рвы.
На башнях, неуклюжих и горбастых,
Сплошная грязь, пучки сырой травы.
…А сколько их сюда нагнали, жадных
До нашей русской, золотой земли,
А сколько их гниёт в траншеях смрадных,
И слягут те, кто нынче не легли.
…Пусть вихрь сильней. И дождь наотмашь хлещет,
И над землёю сладковатый чад.
Над трупами, раздутыми зловеще,
Медлительные коршуны кричат.
Мы выживем. Хотя б во имя долга.
Мы вырвемся к широкой синеве.
Мы в даль войдём, как в Каспий входит Волга,
Отстаивая Волгу на Неве.
Да так, чтоб песня птицею плыла.
Не иволги малиновое горло -
Здесь нужен клёкот горного орла.

Студентка:
Стало разгораться пламя пожаров, вызванных десятками тысяч зажигательных бомб… В дыму, пыли, огне, среди грохота, потрясавшего небо, воду и землю, погибал огромный город, Ужасна была эта картина, и всё же ужаснее был меркнущий в смерти взгляд шестилетнего человека, задавленного железной балкой. Есть сила, которая может поднять из праха огромные города, но нет в мире силы, которая могла бы поднять лёгкие ресницы над глазами мёртвого ребёнка.

Студент:
Человеческое страдание! Вспомнят ли о нём грядущие века? Оно не останется, как останутся камни огромных домов и слава генералов; оно - слёзы и шёпот, последние вздохи и хрипы умирающих, крик отчаяния и боли - всё исчезнет без следа вместе с дымом и пылью, которые ветер разнесёт над степью.

(Танец под песню Софии Ротару «Школьный вальс».)

Студент:
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России -
И всю ее прикрыл собой!

Студентка:
В городе давно уже нет безопасных мест, но люди уже привыкли к отсутствию безопасности. Осаждающие стараются сделать из этого города ад. Да, здесь трудно жить, здесь небо горит над головой и земля содрогается под ногами. Опаленные трупы женщин и детей, сожженных фашистами на одном из пароходов, взывая к мести, лежат на прибрежном песке.

Студентка:
Немцы сбрасывают над городом листовки: «Сдавайтесь!» Листки немецкой бумаги превращаются в пепел еще на высоте в тысячу метров - город сжигает их своим гордым огнем. В Сталинграде нет крепостей, нет скал и пещер, он вытянулся узкой полосой на голой, открытой со всех сторон земле, и за спиной у него Волга. И все же растерзанный бомбами город вышел на бой, и десятки гитлеровских дивизий уперлись в него, как в скалу, скребут танками, долбят самолетами, подтачивают минами, тысячами солдатских трупов падают к его ногам, но город стоит, город сражается.

(Звучит старинная немецкая музыка. Дети расступаются, девушка - «немка», нарядно одетая, сидит за столом и читает письмо немецкого солдата. Она радостно улыбается, целует письмо.)

Немка (читает):
«Дорогая Клара. Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле. Итак, мы достигли желанной цели - Волга! Но Сталинград еще в руках русских, и впереди жестокие бои… Почему русские уперлись на этом берегу? Это безумие…»

Студент:
Клятва гвардейцев.
До Волги фашистскими толпами
Истоптан ковыль степной,
Но топчется враг возле города,
Стоит пред стальною стеной.
Она из отваги построена
И верных сердец солдат.
Не выдержат камни, но выстоит,
Но выдержит до конца,
До самых последних выстрелов
Железная воля бойца.
Захватчиков залпами меткими
Здесь каждый встречает дом.
Что с планами станет немецкими,
Могилы расскажут потом.
И мечется враг перед стенами,
Не знает, что его ждёт…
Покрытый кровавою пеною,
Он всё ещё рвётся вперед.
Высоким примером для воина
Стоит богатырь Сталинград.
Пусть крыши сметает снарядами
И рушатся этажи, -
Завалы теперь баррикадами
Бойницами будут служить!
Он всё на победу надеется -
Кричит, что взят Сталинград, -
Но клятва дана гвардейцами:
Отсюда - ни шагу назад!
Как бился ты в годы суровые,
В веках будут песни петь.
Если враг бросит полчища новые,-
Ты сможешь всех одолеть!

Студентка:
В роковые часы гибели огромного города свершалось нечто поистине великое - в крови и в раскалённом каменном тумане среди горячего пепла и дыма неистребимо жила и упрямо пробивалась сила советского человека, его любви, верности свободе. Именно эта неистребимая сила торжествовала над ужасным, но тщетным насилием поработителей. И с каждым днём среди развалин старого мирного города рос новый город - город войны. Снова выступающие расступаются, и мы видим девушку, сидящую за столом. Девушка-«немка» читает письмо немецкого солдата. Она всё ещё радостна и весела, кружиться под старинную музыку по сцене.

Немец (читает):
«В самом деле, какого чёрта эти русские всё ещё цепляются за какие-то клочки своей земли? Всё равно Сталинград - немецкий город и немцы никогда отсюда не уйдут. Пора понять. Что немцы приходят и никогда не уходят… Так сказал фюрер».

Студентка:
В городе на Волге
Как трудно было умирать
Солдатам, помнящим о долге,
В том самом городе на Волге -
Глаза навеки закрывать.
Как страшно было умирать:
Давно оставлена граница,
А огневая колесница
Войны ещё ни шагу вспять…
Как горько было умирать:
«Чем ты подкошена, Россия?
Чужою силой иль бессильем
Своим?» - им так хотелось знать.
А пуще им хотелось знать,
Солдатам, помнящим о долге,
Чем битва кончится на Волге,
Чтоб легче было умирать…
Волгоград - Сталинград, рядовой и комбат здесь лежат, невзирая на званья.
Молча люди стоят. Журавли пролетят, и курлыканье, как отпеванье.

(Звучит песня «Журавли».)

Студентки:
Это письмо девушек Сталинграда к защитникам города: «В эти тяжёлые дни девушки Сталинграда с вами, любимые воины! Посмотрите назад - и вы увидите, что они в нескольких десятках, сотнях метров от передней линии обороны работают медицинскими сёстрами, строят баррикады, в заводских цехах делают мины, снаряды, ремонтируют пушки и танки, а в решительный час выходят с оружием на линию огня отстаивать свой завод… Сталинград - это город нашей молодости. В расцвете сил и надежд его строила и украшала молодёжь всей страны. Дорогие воины! Защитники Сталинграда! Наше счастье и будущее, наша молодость - в ваших руках. Исполните вы свой долг перед Родиной, перед всем народом, и тогда об обожжённые камни нашего города враг разобьёт голову, ляжет костьми у ворот славного Сталинграда. Обнимаем вас, дорогие воины, и ждём победы над ненавистным врагом. 11 сентября 1942г.»

Студентка (в тёмной одежде, с тёмным платком на голове):
Дым на заре.
Милый, родной, если бой угас,
Если металл остыл,
В дальней стране в предвечерний час
Что вспоминаешь ты:
Стройку свою на крутой горе,
Гул разбитных голосов,
Лёгкий, отчётливый на заре
Контур сквозных лесов,
Вечер наш первый, зарю с грозой,
Сумерки без огня
Или толстушку с большой косой,
Прежнюю, ту, меня?
Я не сильна, не боец, не герой,
Но посмотрю назад:
Встал за спиной сорок второй,
Встал за спиной Сталинград.
Встал за спиной сомкнутый строй
Тех, что костьми легли.
Женщина я, не боец, не герой.
Но я войду в Берлин.
Так приказала мне жизнь и смерть,
Память моя и кровь.
Дым на заре, дым на заре,
Ненависть, гнев, любовь.

Студент:
Враги поняли, что город живьём не взять. Тогда они решили убить его, доконать медленной пыткой. Они поднимали в воздух тысячи тонн бомб и бросали их на улицы и площади, где ещё недавно девушки продавали цветы, на бульвары и парки, где садовники берегли молодые деревья, на базары, где раньше шумно торговались хозяйки, на школы, больницы, жилые дома. Немцы опять перешли в наступление, но город восстал из пепла, чёрный, обугленный, он жил, он сражался. 16 ноября.

Немка (плачет, читая письмо):
«Дорогая Клара! Сегодня получил твое письмо. Ты надеешься, что до Рождества мы вернемся в Германию, и все уверены, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов… Сталинград - это ад! Каждый божий день мы атакуем. Но даже если утром мы продвигаемся на двадцать метров, вечером нас отбрасывают назад… Физически и духовно один русский солдат сильнее целого нашего отделения…»

Студентка:
Когда, изранена стократ,
Сама земля горела,
Когда фашисты в Сталинград
Рвались остервенело,
Дошел до рации, звеня,
Скупой приказ комбата:
- Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята!
Тот крик души, прорезав тьму,
В ушах стучал неистов.
Но не могли по своему
Стрелять артиллеристы.
А он никак не умолкал,
Покрыв пальбы раскаты,
Свой долг их выполнить он звал:
Огонь, огонь, солдаты!..
Он то молил их, как друзей,
И старых, и безусых,
То клял их силой сердца всей,
Как подлецов и трусов
Грозился, мертвый, их кляня,
Обиду помнить свято:
- Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята:
Не прерываясь, он гремел,
Хлестал в сердца и лица,
И долг солдатский повелел
Приказу подчиниться.
Над громом пушек вился он
В дыму - над батареей:
- Огонь! - Огонь! - Огонь! - Огонь!
Пылая, голос реял…
За грозным валом, в свой черед,
Подобна урагану,
Рванулась гвардия вперед
К Мамаеву кургану.
И на вершине лишь, скорбя,
Смогли увидеть люди,
Зачем он вызвал на себя
Огонь своих орудий!…
Закрыл дорогу он врагу,
Став огневою целью.
Все трупы, трупы на снегу-
Зеленые шинели…
И, вверх подняв
Свой мертвый взгляд,
В победу полный веры,
Среди врагов лежал комбат,
Один - в шинели серой.

(Опять выступающие расходятся в обе стороны и открывается вид на сидящую девушку - «немку».)

Немка (плачет читая письмо, постоянно вытирая платком слёзы):
«Русские снайперы и бронебойщики - несомненно, ученики Сталина. Они подстерегают нас днём и ночью. И не промахиваются… Пятьдесят восемь дней мы штурмовали один-единственный дом! Напрасно штурмовали… Никто из нас не вернётся в Германию, если только не произойдёт чуда. А в чудеса я не верю… Время перешло на сторону русских… Передай Николаусу, чтобы он не стремился в солдаты. Лучше днём и ночью работать и всю жизнь сидеть на сухом хлебе, чем это…в России».

(Немка роняет письмо, голову опускает на руку, падает головой на стол, плечи содрогаются от рыданий.)

Студент:
И наконец долгожданное сообщение Совинформбюро 2 февраля 1943 года: «Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окружённого севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск».

Студент:
Всё наземь, в снег: и ружья и знамёна.
Лишь только руки - к небу. От земли.
Я видел - за колонною колонна,-
Я видел, как тогда они брели.
Брели, окоченев и обессилев,
Пространство получив в конце концов.
Пурга, как возмущённый дух России,
Плевала им неистово в лицо!
Рвала на них платки и одеяла,
Гнала, свистя, с сугроба на сугроб,
Чтоб им, спесивым, «матка, яйки, сало!»
Ну что ж! Забыв о доле Бонапарта,
И «матка, млеко!» помнилось по гроб!
Они брели, не в силах даже губы
Сомкнуть, чтобы взмолиться: «О, майн гот!»
А из снегов безмолвно, словно трубы
Спалённых хат, глядел на них народ…
О, как дрожалось им, о, как дрожалось
От тех недвижных взглядов: не укор,
И не прощенье, - поздно! - и не жалость
Они читали в них, а приговор
Всему, что было брошено на карту,
Доверено единственно ружью…
Они теперь изведали свою!

Студент:
На Мамаевом кургане тишина, за Мамаевым курганом тишина.
В том кургане похоронена война. В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной встала женщина с поникшей головой.
Что-то шепчет про себя седая мать. Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы. Кто погиб, тот не поднимет головы.
Не придет, не скажет: «Мама! Я живой! Не печалься, дорогая, я с тобой!»

(Звучит песня «Молитва» в исполнении ученицы.)

Студент:
…И наступила тишина. В дыму,
Бросая в снег скорее автоматы,
Выходят из руин по одному
И группами фашистские солдаты.
Заученно кричат они: «Капут!»
И кверху руки поднимают разом,
И длинной вереницею бредут,
Проходят мимо неуклюжим шагом.
А ветер улюлюкает, свистит
И шелестит лохмотьями мундиров,
И с ветром вверх тормашками летит
Бредовый миф о покоренье мира…
Кончалась ночь… Пора уже, пора!
Куранты бьют сквозь мрак и холод лютый.
Мы у костра под громкое «ура»
Рассвет встречаем праздничным салютом!

(Все участники выходят по одному со свечами.)

Преподаватель:
Победа! Кажется весь смысл жизни вложен в это слово. Сталинград был закатом немецко-фашистской армии. После битвы на Волге началось массовое изгнание оккупантов из Советской страны. И люди помнят - смерть в Сталинграде наступала мгновенно. Скорбь длится годами. Солдаты отдали свои жизни во имя общего счастья! Поклон земле, суровой и прекрасной, что вечно будет людям дорога! Здесь виден новый город - светлый, ясный, степная ширь и Волги берега. Став на земле суровой и прекрасной, копнешь песок, а он не желтый весь, Не золотистый он, а темно-красный, как кровь героев, пролитая здесь.

(Минута молчания. Звучит песня Высоцкого «На братских могилах».)

Студент:
Второе февраля - Победа в Сталинградской битве!
Курган, скульптура Матери-Отчизны, тишина…
И как в немом и черно-белом, старом фильме
Печален шаг потомков… Сердце… и Душа…
Здесь не чеканят шаг. Здесь все открыто…
Идут и ветераны, Деды и Отцы…
И преклоняются к фамилиям убитых
За жизнь, что после… Матери…Сыны…
Звенят медали… Алые гвоздики -
На мрамор памяти от всех живых!
И русское, извечное Простите…
На склоне… в Храме Всех Святых…
Минута длится… в слезы верить…
И жизнь как Покаяние - длинна!
А подвиг ваш…конечно, не измерить…
Все потому, что Родина… Одна!





ценарий литературно-художественной композиции для юношества (автор Л.Николаева, г.Оренбург)

перепечатала со сборника "Сценарии и репертуар" № 6 2010

О войне глазами юных….


На экран над сценой проецируется портрет пожилого человека. За кадром на музыку Реквиема из рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» звучат стихи.

Чтец. Чего ты хочешь от меня , война?
Ведь ты пришла в салютах,
В медном громе большой Победы.
В чем моя вина?
И почему в душе моей и в доме
Всё ты да ты? Как будто не сполна
Мы разошлись, и ты всё ждешь чего то,
Какого - то последнего расчета…
Какого же?
Забыть тебя?! Так вот чего ты хочешь?
Так вот от чем мечтаешь и хлопочешь?
Так вот о чем ты жалко так просила?
Забыть тебя?! Но память - тоже сила.
И я её без боя не отдам
Прикинувшимся мирными годам.
Ты просчиталась. На земле живет
Лишенное иллюзий поколенье.
Пусть память о тебе жестоко души жжет,
Оно её как порох сбережет
Сухим огнем.
Не может быть забвенья!

Женский голос (фонограмма).
Всмотритесь в их глаза -
Их взгляду нет границы
И в нем такая глубина, что голова кружится.
Как будто им глаза даны,
Чтобы глазами теми
Всем не вернувшимся с войны
Глядеть на мир весенний.

Звучит детский смех. На сцену выбегают малыши с игрушками. Играют в салки, дразнят друг друга. Вместе с ними на сцену выходят подростки и встают вдоль задника спиной к зрительному залу. Одна девушка поворачивается, смотрит на играющих детей и произносит слова.

Девушка. Детство, дай мне смуглую ладошку,
Посмотри доверчиво в меня.
Нарисуй сиреневую кошку,
Греющую лапу у огня.
И давай мы никому не скажем
И уедем в дальние края.
Детство, детство, разве я не та же
Маленькая девочка твоя?
Разве я не теми же глазами
Вижу мир, цветной калейдоскоп?

Фонограмма смеха звучит и обрывается. Малыши замирают на месте.

Девушка. Отчего же вдруг внезапно замер
Живой во мне журчащий голосок?

К зрителям разворачивается лицом юноша.

Юноша. Просто отшумело наше детство
В школах, в пионерских лагерях.
Молодость девичьими руками
Обнимает и ласкает нас.
С нас пришло мгновенье
Этой вот безумной тишины:
Что знаем, что с тобой мы помним…
Что мы делаем для мира без войны?

Девушка. Война…. Какое страшное слово!

Все подростки на сцене поворачиваются лицом к зрителям. Хором произносят слово: «Война». Двигаются шеренгой на малышей, постепенно скрывая их от зрителей.

1-й чтец. Война - жесточе нету слова.
2-й чтец. Война - страшнее нету слова.
3-й чтец. Война - печальней нету слова.
4-й чтец. Война - это письма, которые ждут и боятся получать.
5-й чтец. Война - это особая любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу, уничтожению, смерти.
6-й чтец. Война - сыновий принимая прах,
Навзрыд Россия голосила.
7-й чтец. Война - остаться целыми в живых
Она всех остальных просила.
Все. Весь под ногами шар земной…
1-й чтец. Живу…
2-й чтец. Дышу…
3-й чтец. Пою…
1-й чтец. Но в нашей памяти всегда…
Все. Погибшие в бою.
2-й чтец. Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
1-й чтец. Не потому ли я живу,
Что умерли они?
4-й чтец. Чем дальше мы уходим от войны…

Звучит «Реквием» из оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

3-й чтец. Чем дальше легендарный сорок пятый..
6-й чтец. Тем памятней цветенье той весны…
7-й чтец. Тем чище снег на голове солдата…
8-й чтец. И люди, пережившие войну, друзей,
Чьи имена не канут в Лету…
1-й чтец. Совсем иначе смотрят на войну.
2-й чтец. Совсем иначе празднуют Победу.
3-й чтец. Траншеями на лицах - сеть морщин.
4-й чтец. Но мир спасен, усталый и зловещий,
Мужеством недрогнувших мужчин…
5-й чтец. Отвагою когда -то юных женщин.
Все они были молоды. Им очень хотелось жить. Очень многое они могли бы сделать в жизни, но судьба распорядилась иначе.

Звучит вступление песни А.Камышанова «Цветы тех дней». Подростки расходятся по сторонам, уступая место юноше и девушке на экране, и исполняют песню «Цветы тех дней».

1-й чтец. Жизнь!
2-й чтец. Смерть!
3-й чтец. Память!
4-й чтец. Жизнь!
5-й чтец. Таков вечный закон нашего бытия. И память нужна прежде всего нам, живущим ныне, молодежи нового поколения. Только память сильнее смерти.
6-й чтец. Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину…
7-й чтец. Конечно, мы смотрим глазами иными
На ту большую войну.
1-й чтец. Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
2-й чтец. И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
3-й чтец. Конечно, мы смотрим иными глазами…
4-й чтец. Такими же, полными слёз.
Минута молчания.
5-й чтец. Ломает май кусты сирени,
Гром говорит с ночной грозой.
6-й чтец. А по ночам приходят тени
И властно требуют…
7-й чтец. Открой!
Открой, пусти солдат убитых,
Дай им в тепле заночевать.
Не всем досталось лечь под плиты,
Их много, всех не сосчитать.
1-й чтец. А юным вдовам той весны
Лишь оставалось ждать,
Ни на кого особо не надеясь…
2-й чтец. Что Бог услышит их молитвы,
И по воде пройдут круги,
Войны оставив след
Лишь дребезжащей нитью.
4-й чтец. Плывут венки, и свечи дребезжат
В руках девичьих, не сыгравших свадеб.
5-й чтец. И вот такой была война,
И на неё мы тоже смотрим не иначе.

Подростки уходят в глубь сцены. Группа девушек исполняют танец с венками.

Все. Нам повезло!
6-й чтец. Война отгрохотала,
Когда я появилась на земле.
Все. Нам трижды повезло!
7-й чтец. В том, что хватает
И хлеба, и картошки на столе.
8-й чтец. В том, что паёк, бомбёжка и блокада
Знакомы нам по книгам, не в лицо.
9-й чтец. Я правнучка того солдата,
Что отстоял Москву,
Под Ленинградом
Смог разорвать блокадное кольцо.
Все. Мы снова повторяем: «Повезло!»

Чтец. Но, кстати,
Я днем и ночью думаю о брате
И беспокоюсь о его судьбе.
Сейчас он безмятежно спит в кровати,
А завтра? Через месяц? Через год?

1-й чтец. Чечня…это слово у каждого на устах. Сколько погибло необученных мальчишек в чеченских засадах, сгорело в танках. Но они не сдались.
2-й чтец. Не сдались потому, что в 80-х в Афганскую войну их отцы и братья выполняли свой воинский долг.
4-й чтец. На короткую стрижку ляжет снег седины.
Нам с тобою, братишка, ордена не нужны.
Вновь в окопы сырые льется дождь проливной,
Вновь теряет Россия сыновей и покой.

Исполняется рэп «Россия - священная держава».

1-й чтец. Нас с каждым годом становится меньше,
Прошедших сквозь свинцовый ад.
2-й чтец. Благословляем сыновей и женщин
Сажать цветы, выращивать внучат!
3-й чтец. Сажать, растить, но не затем, чтоб снова
Всё это стало жертвою войны.
4-й чтец. А чтоб встречалось это проклятое слово
Лишь в словаре огромной толщины.

Исполняется песня «Война».

Богатых жизненных картин!
Дорог счастливых, сложных, длинных!
Не поля брани - поля пашни,
Не свиста пуль - а свиста птиц!
Пусть не вернется день вчерашний,
Земля пусть будет - без границ!

Звучит детский смех, выбегают маленькие дети с игрушками в руках, бегаю, играют. Смех обрывается. Дети замирают. Под фонограмму песни В.Кузьмина «Усталость» все участники концерта поочередно подходят к краю сцены, уходят в глубь её, поворачивают к залу головы и исчезают за кулисами.

8 мая 1965 года Ленинграду присвоено звание «Город-Герой»



Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Сталинградской битвы «Сталинградская битва

...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...

Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом - смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады -
мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.

Ольга Берггольц,
Ленинград
август 1941

Дети

Все это называется - блокада.
И детский плач в разломанном гнезде...
Детей не надо в городе, не надо,
Ведь родина согреет их везде.
Детей не надо в городе военном,
Боец не должен сберегать паек,
Нести домой. Не смеет неизменно
Его преследовать ребячий голосок.
И в свисте пуль, и в завыванье бомбы
Нельзя нам слышать детских ножек бег.
Бомбоубежищ катакомбы
Не детям бы запоминать навек.
Они вернутся в дом. Их страх не нужен.
Мы защитим, мы сбережем их дом.
Мать будет матерью. И муж вернется мужем.
И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.

Елена Вечтомова
Ленинград
1942

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали,
И только в сорок пятом -
Паспорта.

И в этом нет беды.
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда.

Юрий Воронов

Медаль
«За оборону Ленинграда»
учреждена
Указом
Президиума ВС СССР
от 22 декабря 1942 года



Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Сталинградской битвы «Сталинградская битва

...Осада длится, тяжкая осада,
невиданная ни в одной войне
Медаль за оборону Ленинграда
сегодня Родина вручает мне.

Не ради славы, почестей, награды
я здесь жила и все могла снести:
медаль «За оборону Ленинграда»
со мной, как память моего пути.
Ревнивая, безжалостная память!
И если вдруг согнет меня печаль, -
я до тебя тогда коснусь руками,
медаль моя, солдатская медаль.
Я вспомню все и выпрямлюсь, как надо,
чтоб стать еще упрямей и сильней...
Взывай же чаще к памяти моей,
медаль «За оборону Ленинграда».

...Война еще идет, еще - осада.
И, как оружье новое в войне,
сегодня Родина вручила мне
медаль «За оборону Ленинграда».

Ольга Берггольц
3 июня 1943



Ладожский лед

Страшный путь!
На тридцатой,
последней версте
Ничего не сулит хорошего...
Под моими ногами
устало хрустеть
Ледяное
ломкое
крошево.
Страшный путь!
Ты в блокаду меня ведешь,
Только небо с тобой,
над тобой
высоко.
И нет на тебе
никаких одежд:
Гол
как
сокол.
Страшный путь!
Ты на пятой своей версте
Потерял для меня конец,
И ветер устал
над тобой свистеть,
И устал
грохотать
свинец...
Почему не проходит над Ладогой
мост?!
Нам подошвы
невмочь
ото льда
отрывать.
Сумасшедшие мысли
буравят мозг:
Почему на льду не растет трава?!
Самый страшный путь
из моих путей!
На двадцатой версте
как я мог идти!
Шли навстречу из города
сотни
детей...
Сотни детей!
Замерзали в пути...
Одинокие дети
на взорванном льду, -
Эту теплую смерть
распознать не могли они сами, -
И смотрели на падающую звезду
Непонимающими глазами.
Мне в атаках не надобно слова
«вперед»,
Под каким бы нам
ни бывать огнем -
У меня в зрачках
черный
ладожский
лед
Ленинградские дети
лежат
на нем.

Александр Межиров

1944

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Сталинградской битвы «Сталинградская битва


Спектакль-воспоминание "Ленинградский метроном" (сценарий и постановка)

  • Двоскин Владимир Ефимович, учитель математики

Разделы: История и обществознание, Литература, Внеклассная работа, Классное руководство

Гаснет свет. Сцена освещена. За кадром звучит фонограмма.

Мне тебя забыть бы надо,
Мне тебя забыть бы надо,
Только всё напоминает
Мне сегодня об одном:
Ленинградская блокада,
Ленинградская блокада
И стучащий неустанно
Ленинградский метроном...

Начинает звучать увертюра. На сцену поднимаются ведущие. Увертюра стихает до фона.

ВЕДУЩИЙ: 65 лет… Как много времени прошло с тех пор, целая человеческая жизнь! Всё забывается, но ничто не забыто! Да и можно ли забыть такое? Всё помнят защитники нашего города. Цепко держат в своей памяти произошедшее дети блокадного Ленинграда. Они блокаду выстояли, героически, изо дня в день переносили все её тяготы и лишения. Но мы, не пережившие ужасов блокады, имеем ли мы право забыть это? Имеем ли право не стараться, как можно больше узнать о трагических и героических днях нашего города, чтобы передать это будущим поколениям? Можем ли мы прервать эту цепочку памяти? Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но она рождает силу духа, восхищение и гордость за то, что мы - ленинградцы, петербуржцы! Наш долг быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь, ради нашей, и помнить…

ВЕДУЩИЙ:

Нежданная осень пришла в Ленинград,
Пожухлой листвой шелестит непогода,
И наша Нева вспоминает опять
Дождливый сентябрь сорок первого года.
Не те уже воды уносит река,
Блокадное время давно пролетело,
Но страшная надпись стучится в сердца,
Как память войны, как гроза артобстрела!
Их мало осталось - седых стариков,
Героев войны, рядовых обороны,
Прорвавших блокады стальное кольцо,
По Жизни - дороге, ведя эшелоны!
Редеют шеренги - мы помним о них
Печален мотив уходящих мгновений…
И корочка хлеба, и детский отчаянный крик -
Пусть всё сохранится навечно в сердцах поколений!
И стук метронома, и скрежет, и грохот вдали…
И город наш мирный, и Летнего сада ограда …
На всех языках, в лексиконах земли:
Война, Ленинград, сорок первый, Блокада!

ВЕДУЩИЙ: Наш вечер посвящён 65 годовщине полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады, всем тем, для кого 27 января 1944 года навсегда останется Днём Победы Ленинграда.

Завершается увертюра. С последними аккордами открывается занавес. Звучит мелодия песни «Город над вольной Невой». На экране сменяются виды города.

ВЕДУЩИЙ: Это наш родной Петербург, Ленинград - самый красивый город в мире и на него в 1941 году поднял руку фашизм. Начало лета было холодным, но накануне 22 июня солнце вышло из-за туч и день был по-летнему теплым. Белая ночь на Неве! На улицах, площадях и набережных вчерашние десятиклассники отмечали окончание школы. Особенно многолюдно было у «Медного всадника», на стрелке Васильевского острова, на Невском проспекте. Встречались у «Лягушатника» и «Елисеевского», пели песни под гитару на набережных. Из «Астории» доносились жизнерадостные танцевальные ритмы модного в те годы джаза Эдди Рознера. Жизнь была наполнена миром и счастьем.

Танец на мелодию джаза Эдди Рознера.

ВЕДУЩИЙ: Белая ночь над Невой… Последняя мирная ночь… Она разделила жизнь на довоенную и военную, а людей - на живых и мёртвых.

Сообщение о начале войны, песня «Священная война», хроника первых дней войны.

ВЕДУЩИЙ: Первые, самые тяжёлые дни войны. Главные удары фашистских армий были направлены на Москву и Ленинград. По плану «Барбаросса» Ленинград должен был быть взят в первый же месяц войны. Когда этот план провалился, появилась директива главного командования германской армии.

ВЕДУЩИЙ: Директива 1601 от 22 сентября 1941 года:

« 1. Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли…

2. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сровнять с землёй.

3. Если, вследствие создавшегося в городе положения, будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты…»

Я уничтожу этот город! Он никогда не возродится! Его уже нет! Нет! Нет!

Звучит песня «Город, которого нет». Мизансцена «Город, которого нет»

ВЕДУЩИЙ: Вскоре после начала войны Ленинград стал прифронтовым городом: строились рубежи обороны, эвакуировались в тыл заводы и фабрики, театральные и музыкальные коллективы. В грустную минуту расставания с родным городом композитор Соловьёв - Седой написал песню «Вечер на рейде», которую очень полюбили ленинградцы. В дни блокады, в полдень, городское радио объявляло о норме выдачи хлеба. Осенью-зимой 41- 42 года эта норма постоянно уменьшалась. Бывали жестокие дни, когда сказать было нечего, в городе не было никакого продовольствия. Об этом не объявляли: по радио звучал метроном и песня «Вечер на рейде».

Песня вокальной группы «Вечер на рейде».

ВЕДУЩИЙ: В конце августа германская армия захватила станцию Мга, а 8 сентября пал

Шлиссельбург. Была перерезана последняя сухопутная граница, которая связывала Ленинград с остальной страной. Город оказался в кольце врага. Началась 900- дневная блокада Ленинграда.

Звучит вступление «Эгмонт» Бетховена. Выходят участники литературной части.

ВЕДУЩИЙ: Тогда никто не мог предположить, сколько горя и страданий принесёт блокада .Улицы опустели, в городе появились военные патрули, введено затемнение.

Горожан можно было увидеть в очередях у магазинов и у репродукторов.Они, затаив дыхание, слушали сводки Совинформбюро.

Голос Левитана сменяется сигналом воздушной тревоги, а затем метрономом.

ВЕДУЩИЙ: Ежедневные налёты вражеской авиации и многочасовые обстрелы города артиллерией стали настоящим бедствием для ленинградцев. После одной из бомбёжек была уничтожена самая крупная продовольственная база - Бадаевские склады. В городе стало не хватать продуктов питания. А с ноябрьскими морозами в город пришёл голод, страшный голод! Война шла везде и везде умирали люди. Но от голода и холода умирали только в Ленинграде. Умирали по дороге на работу, в очереди за хлебом, умирали в своих холодных постелях, не имея сил встать. И так 900 дней и ночей.

Вивальди , танец.

ВЕДУЩИЙ: Люди умирали целыми семьями, домами, кварталами. На глазах матерей умирали дети, младенцы оставались без матерей и, если их не находили, они были обречены. Из воспоминаний очевидца:

ВЕДУЩИЙ: «Они лежали неподвижно в своих кроватках, истощённые, с широко раскрытыми глазами. В них застыл ужас от всего перенесённого. Кожа лица и рук была непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети больше месяца не видели никакой горячей пищи, даже кипятка..»

ВЕДУЩИЙ: 20 ноября норма выдачи хлеба уменьшилась в очередной раз: рабочие стали получать 250, а все остальные - 125 граммов хлеба. Первую половину января неработающее население города и дети никаких продуктов питания вообще не получали. Вот страшная хроника тех блокадных дней: «В ноябре голод унёс 11 тысяч человеческих жизней, в декабре - 53 тысячи, в январе-72 тысячи, в феврале - 83 тысячи, в марте - свыше 110 тысяч жизней ленинградцев». С первыми тёплыми днями весны 1942 года под растаявшим снегом нашли ещё около 13 тысяч трупов.

Звучит музыка Свиридова к повести Пушкина «Метель».

ЧТЕЦ:

Наш город в снег до пояса закопан,
И, если с крыш на город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела смерть.
Луна скользит по небу одиноко,
Как по щеке холодная слеза.
И тёмные дома стоят без стёкол,
Как люди, потерявшие глаза.
Но в то, что умер город наш, - не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх!
Мы знаем от людей, сражённых смертью,
Что означает: «Смертью смерть поправ».
Мы знаем, клятвы говорить не просто,
И, если в Ленинград ворвётся враг,
Мы разорвём последнюю из простынь,
Лишь на бинты, но не на белый флаг!
Продолжает звучать мелодия Г.Свиридова, танец.

ВЕДУЩИЙ: В городе не работали водопровод и канализация, стоял весь городской транспорт, в домах не было света, тепла. В «буржуйках» жгли мебель, паркет, книги. Но ни в одном из парков и садов города не тронули ни одного дерева.

ЧТЕЦ:

Они зимой сжигали всё, что было:
Шкафы и двери, стулья и столы.
Но их рука деревьев не рубила.
Сады не знали голоса пилы.

ЧТЕЦ:

Им над Невой шуметь и красоваться,
Шагая к людям будущих годов.
Деревья, поклонитесь ленинградцам,
Закопанным в гробах и без гробов.

ЧТЕЦ:

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных…

ВЕДУЩИЙ: Страна помнила о Ленинграде и ленинградцах. В кратчайшие сроки по льду Ладожского озера была построена дорога. Над ней постоянно кружили вражеские самолёты, сбрасывая свой смертоносный груз. Она день и ночь обстреливалась из орудий. Машины уходили на дно вместе с продуктами и теми, кто пытался спасти ленинградцев. Первое её название - «Дорога смерти». Но ленинградцы называли её «Дорогой жизни». Ведь только по ней можно было доставить продовольствие умиравшим горожанам, и только по ней - вывезти людей из блокады.

ЧТЕЦ:

Дороги, дороги, вас много кругом:
Широких, весёлых и шумных, как гром.
Проносятся ветры, весенние грозы,
На кромках растут тополя и берёзы.
Я помню, я знаю дорогу иную,
Дорогу по Ладоге, всю ледяную,
По ней вывозили людей из блокады…

Чтец:

Птицы смерти в зените стоят,
Кто придёт выручать Ленинград?
Не шумите вокруг, он дышит,
Он живой ещё, он всё слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…

Песня Розенбаума. Хроника блокадного Ленинграда.

ВЕДУЩИЙ: Несмотря на нечеловеческие страдания, сильные духом не сдавались.

Женщины заменили на заводах своих отцов и мужей. 12- летние подростки выполняли рабочие нормы, а вечерами дежурили на крышах домов, чтобы сбросить «зажигалки» и уберечь родной город от пожаров.

Песня вокальной группы «Но были они ленинградцы».

ВЕДУЩИЙ: Во время блокады город продолжал жить: работали библиотеки, регулярно проводились экскурсии по залам Эрмитажа, всю блокаду не прекращал работу театр Музыкальной комедии. Агитбригады артистов и школьников выезжали с концертами на передовую и в госпиталя. Это помогало выживать.

ЧТЕЦ:

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть как тень тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам…

ЧТЕЦ:

Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, я жила.

ЧТЕЦ:

Нас немцы называют: «мёртвый город».
Но где, когда был мёртвым нужен стих?
А здесь сквозь грохот бомб и лютый холод -
Он, славя павших, жить зовёт живых.

ВЕДУЩИЙ: это строки ленинградской поэтессы Ольги Берггольц. Её голос ежедневно звучал по радио. Он придавал ленинградцам силы. А как слушали эти стихи! Из воспоминаний Ольги Берггольц:

ВЕДУЩИЙ: «Я думаю, что никогда больше люди не будут слушать стихи так, как слушали их в ту страшную зиму голодные, опухшие, еле живые ленинградцы. Свидетельством величия их духа останется эта способность в таком кошмаре, среди таких физических и нравственных терзаний, отзываться на поэзию, на искусство».

Звучит «Адажио».

ВЕДУЩИЙ: На 2 линии Васильевского острова в доме 13 жила большая семья Савичевых: пятеро детей, их мать Мария Игнатьевна, бабушка и два брата рано умершего отца. Самой младшей была 11-летняя Таня - весёлая, жизнерадостная девочка, общая любимица. Савичевы были очень дружной семьёй и, когда пришла беда решили никуда не уезжать из родного города и быть вместе. Тогда, в августе, они не могли себе представить, какие тяжёлые испытания ждут их семью.До нас дошли девять листков из дневника Тани. Страшные записи, потрясшие миллионы сердец. Детская рука с трудом выводила слова. Хрупкая душа, душа, измученная невыносимыми страданиями, была неспособна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своей жизни.

Сцена «Дневник Тани Савичевой» сопровождается показом на экране листков дневника.

ВЕДУЩИЙ: Таню, потерявшую сознание от голода, нашли служащие специальных санитарных команд, обходивших квартиры в поисках осиротевших детей. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе с другими ленинградскими детьми её эвакуировали по «Дороге Жизни». Но спасти Таню было уже невозможно. Она умерла 1 августа 1944 года. Судьба юной ленинградки стала олицетворением стойкости и страданий, которые выпали на долю всех детей блокады.

ВЕДУЩИЙ: Трудно себе представить, но в этих условиях в городе продолжало работать 39 школ. Маленькие ленинградцы хотели учиться.

ЧТЕЦ:

Девчонка руки протянула
И головой - на край стола,
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки - после похорон.

ЧТЕЦ:

Блокада. Далеко как это слово
От наших с вами мирных дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах.
Своих детей на кладбище везти.

Звучит «Реквием» Моцарта. Мизансцена «На Пискарёвское кладбище».

ВЕДУЩИЙ: В блокадном городе музы не молчали. Здесь начал писать свою седьмую симфонию Дмитрий Шостакович. Осенью 1941 года Большой симфонический оркестр ленинградского радио приступил к репетициям первых трёх её частей. Но в декабре репетиции пришлось прекратить: музыканты умирали, падали в голодные обмороки прямо на сцене. Когда в марте 42 года они возобновились, от оркестра осталось всего 15 ослабевших музыкантов. Но Ленинград уже ждал этот концерт, и он не мог не состояться. В город самолётом была доставлена партитура всей симфонии, с фронта отозваны бойцы - музыканты, чтобы заменить умерших оркестрантов. Теперь симфония называлась «Ленинградской».

Начинает звучать «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича.

ВЕДУЩИЙ: 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии горели все хрустальные люстры. В зале сидели моряки, пехотинцы, бойцы ПВО исхудавшие ленинградцы - завсегдатаи филармонии. Исполнение длилось 80 минут и за всё это время на город не упало ни одной бомбы, орудия врага молчали - их подавила мощным огнём наша артиллерия, защищавшая город. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей. Музыка сумела выразить то, что их объединяло в это трудное время: героизм, любовь к своему городу, вера в победу. Из воспоминаний Анны Ахматовой:

ВЕДУЩИЙ: «… Всё было в этой симфонии: грохот орудий, вспышки пожаров, бомбы, сирены, самолёты - всё смешалось. Искусство и реальность слились воедино».

ЧТЕЦ:

Какая музыка была!
Какая музыка играла!
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.
Какая музыка во всём,
Всем и для всех - не по ранжиру.
Осилим… выстоим… спасём…
Ах, не до жиру - быть бы живу…
Солдатам голову кружа,
Трёхрядка под накатом брёвен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен.
И через всю страну струна,
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала.
Стенали яростно, навзрыд
Одной - единой страсти ради
На полустанке - инвалид,
И Шостакович - в Ленинграде.

ВЕДУЩИЙ: Исполнение транслировалось по радио, его слышали не только жители города, но и, через громкоговорители, немецкие солдаты, осаждавшие город. Они обезумели от услышанного. Они считали, что перед ними мёртвый город, а он жил, он слушал симфонию Шостаковича!

«Ленинградская симфония» - полный звук до конца.

ВЕДУЩИЙ: Из воспоминаний пленного немецкого офицера: «… именно тогда, 9 августа 1942 года, я понял, что у этого народа войну мы не выиграем. Я ощутил его могучую силу, способность преодолеть голод, страх, смерть …».

ВЕДУЩИЙ: И город выстоял! Полуживые, голодные и замёрзшие ленинградцы самоотверженно трудились. Наконец, они просто жили в блокадном городе, одно это уже было подвигом. В январе 1943 года Ленинград получил связь с Большой Землёй - узкую полоску земли шириной 10 километров, которую, ценой больших потерь отвоевала у врага советская армия.

Сообщение о прорыве блокады «Гимн великому городу». Хроника.

ВЕДУЩИЙ: Под бомбами и снарядами в город пошли поезда с продовольствием для ленинградцев. Блокада была прорвана, но до полного освобождения оставался ещё целый год. В январе 1944 года сильная орудийная канонада разбудила ленинградцев. Ещё не прошёл страх перед возможным штурмом города. Но это били наши орудия. Войска Ленинградского фронта перешли в наступление и отбросили врага от города. 27 января освобождение Ленинграда от вражеской блокады было завершено. Это был праздник со слезами на глазах. В городе гремел салют!

ЧТЕЦ:

Такого дня не видел Ленинград,
И радости подобной не бывало!
Казалось, наше небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди,
И воздух взморья жадно пили груди
В огнях незабываемых минут.
И гордый город, доблестный боец,
Сквозь стужу, мрак и пламень обороны
Плыл, как корабль, отвагой окрылённый -
Недрогнувший, несдавший, непреклонный,
Вздохнувший полной грудью, наконец!

ЧТЕЦ:

За залпом залп. Гремит салют
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут,
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо,
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол - Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут…

Начинает звучать саундтрек Д.Вильямса к фильму «Список Шиндлера», стихает до фона.

ВЕДУЩИЙ: Есть в нашем городе самое большое в мире кладбище - Пискарёвское. Нет, не по площади, а по количеству людей, похороненных в его братских могилах. С утра до вечера идут сюда люди: в мороз и зной, в праздники и будни. Но особенно много здесь бывает ленинградцев, петербуржцев - родных и близких тех, кто покоится под холмами братских могил.

ЧТЕЦ:

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
В город ломились враги - в броню и железо одеты,
Но с армией вместе встали -
Рабочие, школьники, учителя, ополченцы.
И все как один, сказали они:
«Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти».
Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей,
На этом печально - торжественном поле.
Вечно склоняет знамёна народ благодарный,
Родина - мать и город - герой Ленинград.

ВЕДУЩИЙ: Этот мемориал - символ стойкости, мужества и силы духа советских людей, символ неисчислимых страданий, которые принесла миру война. Много времени прошло с тех пор, многое изменилось. Выросли поколения, не знавшие войны и блокады. Но никакие сроки не смогут заслонить величия подвига ленинградцев - подвига, равного которому не знает история. До конца осмыслить их беспримерное мужество, узнать его страшную цену, невозможно не увидев Пискарёвского кладбища, не услышав его, пронзающей сердце тишины.

ЧТЕЦ:

Вот опять - через столько лет!
Эта женщина в День Победы,
Не венок, не цветы, а хлеб
Принесла на могилу деда.

ЧТЕЦ:

Простор и дымка музыки… молчишь.
Холодные ладони мнёшь до хруста -
Вокруг земля засеяна так густо.
Что зябко от того, на чём стоишь.

Начинает звучать «Адажио» Альбинони. Полный звук стихает до фона.

ВЕДУЩИЙ: Мало ленинградцев дожили до дня освобождения от блокады: тысячи погибли под бомбами и снарядами во время ежедневных обстрелов города. Десятки и сотни тысяч умерли от голода и холода. Им, навсегда оставшимся в родном городе, мы обязаны своей жизнью, с нами на века память о них. Эта память - наша благодарность за их боль и страдания, которые перешли в радость сегодняшней жизни. И только от нас зависит, сможем ли мы сохранить эту память.

ЧТЕЦ:

Помните!
Через века, через года - помните!
О тех, кто уже не придёт никогда - помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной, каждой секундой,
Каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся. - помните!
Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полёт, - помните!
О тех, кто уже никогда не споёт, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб помнили!
Детям детей расскажите о них, чтоб тоже запомнили!
Во все времена бессмертной земли, - помните!
К мерцающим звёздам, ведя корабли, о погибших - помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придёт никогда, заклинаю, - помните!

Танец.

Снова начинает звучать «Адажио», все участники спектакля выходят на сцену.

ВЕДУЩИЙ: … Минута молчания… Самая длинная минута праздника. В ней не 60 секунд, в ней 900 страшных блокадных дней. В ней навсегда сотни тысяч героических защитников и мирных жителей Ленинграда.

ВЕДУЩИЙ: …Минута молчания… Она освещена огнём боёв и огнём салюта. Самая тихая минута праздника…, самая грустная минута праздника…, и самая гордая минута праздника…

ВЕДУЩИЙ: …Минута молчания… Всё меньше остаётся защитников Ленинграда, но живы дети блокады. Не было и, дай бог, никогда больше не будет на земле детей, которым придётся пережить то, что пережили эти дети.

ВЕДУЩИЙ: …Минута молчания…Блокадники вспомнят родных, близких, друзей, которые покоятся в братских могилах Пискарёвского, Серафимовского, Богословского и других кладбищ города. А в нас, вместе с нашими сердцами, пусть всегда стучит ленинградский метроном и звук его будет слышен всем последующим поколениям… Минута молчания…

Стук метронома. Минута молчания. В конце минуты молчания звучит сюита «Память».

Финальная песня «Ленинград». Танец.

Спектакль можно посмотреть в Интернете: depositfiles.com/files/u1r9mbr1x



© 2010-2022