Урок истории Казахстана Присоединение Казахстана к России (5 класс)

Тема: Присоединение Казахстана к России.Дата: ____Цель: Создать условия для усвоения нового материала; знаний новых понятий по новой теме.Формировать умение работы с текстом учебника, анализа нового материала, умения выражать свою точку зрения.Воспитывать уважение к истории своей страны. Иметь: представление о присоединении Казахстана к России, значение Абулхаир-хана. Уметь: объяснять причины присоединения Казахстана к России, роль Абулхаир-хана, значение присоединения в истории Казахстана. Тип/...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Присоединение Казахстана к России.

Дата: ____

Цель: Создать условия для усвоения нового материала; знаний новых понятий по новой теме.

Формировать умение работы с текстом учебника, анализа нового материала, умения выражать свою точку зрения.

Воспитывать уважение к истории своей страны.

Иметь: представление о присоединении Казахстана к России, значение Абулхаир-хана.

Уметь: объяснять причины присоединения Казахстана к России, роль Абулхаир-хана, значение присоединения в истории Казахстана.

Тип/вид урока: комбинированный/традиционный

Место в системе уроков: параграф 33 с. 111-113

Оборудование: тетрадь, учебник, карта, карточки

Понятия: Абулхаир-хан

Ход урока

1. Орг. момент

2. Опрос д/з

  • Фронтальный опрос:

1. Какую роль в казахском обществе играли бии?

2.Охарактеризуйте деятельность Толе, Айтеке и Казыбек биев в развитии Казахского ханства.

3. Какую роль выполняли бии во времена казахского-джунгарских войн?

4. Расскажите о времени правления хана Тауке.

5. Расскажите о дипломатической деятельности хана Тауке.


  • Карточки:

1. Почему время правления Тауке называют «золотым веком»?

2.Когда было создано Джунгарское ханство?

3. Каких казахских биев и батыров вы знаете?

4. Какое место занимали батыры в казахском обществе?

5. Напиши в хронологической последовательности годов жизни казахских батыров.

3. Подготовка к восприятию

4. Изучение нового материала

В 1715 году умер хан Тауке, его место занял Кайып, он не имел тех незаурядных качеств, необходимых для рпавления народом, какие были у его предшественника. Во время его правления казахский народ потерял единство, с востока нависла угроза со стороны Джунгарского ханства, с другой стороны Россия и узбеки с башкирами продвигались в сторону казахских земель. Самым страшным противником был враг с востока. Среди казахов шла междоусобная борьба, действия были несогласованными. К тоиу же в 1718 году умер хан Кайып. В целом ситуация в Казахстане стала очень напряженной.

В этих условиях хан Младшего жуза Абулхаир стал инициатором принятия покровительства состороны России. Россия решила воспользоваться положением казахов в своих политико-экономических целях. В 1726 году бии Младшего жуза поручили вести переговоры с Россией Абулхаиру, чтобы наладить отношения с воинственными калмаками и башкирами. Сложное внутреннее положние казахского общества, постоянное давление со стороны соседних стран заставили Абулхаир хана искать союза с Российской империей.

Россия добилась своих целей. В 1731 году императрица Анна Иоанновна подписала грамоту о вступлении Младшего жуза в российское подданство.

Для приянтия присяги в Казахстан, в Младший жуз, было направлено посольство во главе с А.И. Тевкелевым. Используя присягу казахских правителей на верность, Россия под предлогом защиты казахов от внешней угрозы начала захватывать земли для строимтельства крепостей и поселения на них русских казаков

Итак, в 50-е годы 18 века на северо-западной стороне Казахстана стали строиться русско-казачьи укрепления. Земли для перекочевок стали умешьшаться день за днем. Русское правительство запретило казахам кочевать на правую сторону Урала и Иртыша.

Хан Абулхаир (1693-1748 гг.)

Хан Младшего жуза Мухаммед Абулхаир Гази Бахадур-хан, прямой потомок Чингисхана в 15-м поколении. Абулхаир родился в 1693 году. Детство его прошло в условиях, когда Казахское ханство подвергалось нападениям со стороны Джунгарии и волжских калмыков К началу XVIII века зона влияния Джунгарского ханства значительно расширилась и включала Алтай, Восточный Туркестан, среднее и верхнее течения Иртыша, среднее течение Тобола и Ишима. В период правления Галдан-Церена (1697-1728 гг.) Джунгария достигла пика своего военного и политического могущества. Военные операции ойратов были направлены против маньчжурского Китая, казахских кочевий и среднеазиатских владений.

С юных лет Абулхаир активно участвовал в военных походах и набегах казахских ханов и султанов. В 17-летнем возрасте он становится одним из военных предводителей казахского ополчения, общее руководство над которым осуществлял батыр Богембай. Султан Абулхаир участвовал в обороне Ташкента, Туркестана и Сайрама, которыми владели его предки.Урок истории Казахстана Присоединение Казахстана к России (5 класс)

В 1718 году султана Абулхаира избирают ханом Младшего жуза. Во главе 30-тысячного войска он выступил против джунгар и дал сражение на реке Аягуз. Несмотря на молодость, Абулхаир прославился личной отвагой, воинским мастерством и умением организатора. Не случайно в 1726 году на съезде казахов всех трех жузов в Ордабасы султаны, бии и батыры единодушно избрали его верховным главнокомандующим войском Казахского ханства.

Абулхаир участвовал в нескольких казахско-джунгарских сражениях, самое известное из них - Булантинская битва. В 1726 году под предводительством Булата и Абулхаира близ реки Буланты в местности под названием Карасиыр произошла Булантинская битва. В это сражении калмаки потерпели сокрушительное поражение, после этого это место прозвали «Калмак кырган» (место гибели калмаков).

После этой победы у народа окрепла вера в окончательное поражение врага. Однако враг был еще силен. В такое сложное время хан Абулхаир обратился за помощью к России и в 1730 году отправил в Россию посольство, результатом которого явилось принятие Казахстаном росиийского подданства.

5. Систематизация и закрепление

  • Каковы причины присоединения Казахстана к России?

  • Какую цель преследовала Россия?

  • Какова роль Абулхаир-хана?

  • Как происходил процесс присоединения?

6. Домашнее задание

  • параграф 33 с. 111-113 читать, пересказывать


© 2010-2022