Рабочая программа по истории 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по истории 6 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

1. БУП-2004 года, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 года «Об утверждении федерального базисного учебного плана и при-мерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

2. Федерального государственного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего(полного )общего образования»;

3. Учебного плана школы на 2015/2016 учебный год;

4. Федеральной примерной программы основного общего образования по истории;

5. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011.-160с.

6. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 6-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов. - М. : Про­свещение, 2011. - 128 с.

Программа рассчитана на изучение истории Средних Веков и истории России с древнейших времен до конца XVI вв. в 6 классе общеобразовательной школы.

Программа рассчитана на 68 часов учебного времени, из которых 29 часа отводится на изучение истории Средних веков и 39 часа - на историю России.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования

Содержание отечественной истории и истории Средних веков в контексте изучения всемирной истории в виде двух курсов, преподаваемых последовательно в течение года очень важно для целостного представления как исторического процесса человечества в целом, так и отдельной страны, особенно, России, в частности.

Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ в 6 классе

по истории Средних веков

Великое переселение народов. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства.

Империя Карла Великого. Политическая раздробленность. Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Власть духовная и светская. Католическая церковь. Вассалитет. Крестьянская община. Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии.

Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Столетняя война. Крестьянские восстания. Ереси. Гуситское движение.

Византийская империя.

Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Османская империя.

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.

Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья

по истории России:

Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Русь в IX - начале XII вв.

Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.

Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.

Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Великое княжество Литовское. Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.

Российское государство во второй половине XV - XVII вв.

Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество.

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война. Опричнина

Контролирующие элементы, заложенные в программе:

I. Хронологические знания и умения:

1. Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

2. Составлять хронологические и синхронистические таблицы;

3. Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;

II. Знание фактов:

1. Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

III. Работа с источниками:

1. Читать историческую карту с опорой на легенду;

2. Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;

3. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.

4. Высказывать суждения о назначении, ценности источника;

5. Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;

6. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

IV. Работа с терминами и понятиями:

1. Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;

V. Работа с персоналиями:

1. Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;

2. Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.

Критерии оценивания

Оценка

Критерии

Оценка «5»

Оценка ставится, если ученик даёт развёрнутый ответ. Вывод характеризуется личностно обоснованной позицией. Ответ изложен литературным языком, без существенных нарушений. Ученик обнаруживает знание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике.

Оценка «4»

ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий требованиям для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет. 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении ответа.

Оценка «3»

ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений темы, но:

- излагает материал неполно, допускает неточности,

2-3 существенные ошибки;

- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения;

- излагает материал не последовательно и допускает ошибки в звуковом оформлении

Оценка «2»

ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части материала, допускает ошибки, искажающие смысл. Ответ беспорядочный и неуверенный.

Оценка «1»

ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание материала

Критерии оценок за письменные работы:

Тесты

«5»

«4»

«3»

«2»

-100-95%

- 94-79%

- 78-60%

- 59-0%

Зачеты и контрольные

Работы

«5»

- ставится, если ученик даёт развёрнутый ответ, в котором выдерживается логика и последовательность. Ответ имеет свою личностную оценку, изложен грамотно, без существенных ошибок

«4»

- ставится за развёрнутый ответ с незначительными ошибками, ил с одной существенной. Допускаются стилистические недочёты.

«3»

ставится за ответ, содержащий сообщение основного материала при 2-3 существенных фактических ошибках

«2»

ставится, если учащиеся во время устного ответа не вышел на уровень требований, предлагаемых на оценку «3».

«1»

ставится, если учащиеся не смог ответить на вопросы учителя, даже с помощью наводящих вопросов или иных средств помощи.

Самостоятельная работа

«5»

- 100-95%

«4»

- 94-75%

«3»

- 74-50%

«2»

- менее 50%.


Учебно-тематический план

№ п/п.

Тема раздела

Количество

часов

Из них

контроль знаний

Из них

практические(работа с контурной картой)

1

Введение в историю средних веков

1

2

Становление Средневековой Европы

8

1

3

4

Византийская империя и славяне в 6-11 вв.

3

2

5

Арабы в 6-11 вв

2

1

6

Феодалы и крестьяне

2

1

7

Средневековый город

1

1

8

Католическая церковь в 11-13 вв.

2

2

9

Образование централизованных государств в Западной Европе в 11-15 вв.

4

2

10

Славянские государства в 14-15 вв.

2

1

11

Культура Западной Европы в XI-XV века

1

-

112

Народы Азии, Америки, и Африки в Средние века

2

2

13

ПОУ по курсу

1

1

14

Русь Древняя

11

1

5

15

Политическая раздробленность на Руси

11

1

4

16

Русь Московская

16

1

5

17

Итоговое обобщение по курсу

История России с древнейших времен до конца XVI в.

1

1

Итого

68

6

29

Практические работы

Четверть

По плану

Фактически

1

9

9

2

8

8

3

7

4

5


Учебно-методический комплект:

 В.А.Ведюшкин. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2012.

 Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 кл. - М.: Просвещение, 2009.

 Атлас по истории Средних веков.

 Атлас. История России с древнейших времен до конца XVІІІ века.

 Поурочные разработки к урокам к учебнику В.А.Ведюшкин История Средних веков. 6 кл., М.: Просвещение, 2008

 Поурочные разработки к урокам к учебнику История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 кл. - М.: Просвещение, 2008.

Контрольно - измерительные материалы:

1. Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс. В 2-х частях / Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2010. - 64 с.

2. Алебастрова А.А. Проверочные материалы по всеобщей истории за 6 класс : Средние века / А. А. Алебастрова. - Рос­тов н/Д : Феникс, 2010. - 156, [1] с. - (Библиотека учителя).

3. Е.В. Симонова. Тесты по истории России: 6 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулииой «История России: С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» /Е.В. Симонова. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 20)3. - 93, (Серия «Учебно-методический комплект»)

Интернет-ресурсы:

• history.rin.ru - Сайт Российской Информационной Сети "История"

• hrono.ru - хронологические таблицы на сайте "Хронос". Начальная история (до 3тыс. лет до н.э.). История IVв. до н.э. - ХХ век. Ежегодные подробные хронологические таблицы по событиям и странам.

• historyatlas.narod.ru - "Геосинхрония" - Атлас всемирной истории. Карты и схемы по всеобщей истории. Схемы образования и карты древних государств. Таблицы династий и правителей.

• istorya.ru - Cайт "История.Ру". Имеются разделы: древний мир, средние века, новое, новейшее время; хронология изменения границ Европы с 1000 по 1997 год ( 25 цветных карт последовательно по 1 странице), литература, ссылки и др.

• mesoamerica.narod.ru - Сайт "Всё о Мезоамерике". Древние цивилизации: ацтеки, майя, тольтеки, ольмеки и другие. Их культура, мифы, города. Литература, ссылки и другая информация.

• archaeology.ru - Сайт "Археология.РУ" содержит обширную информацию по древним племенам: авары, венеды, викинги, готы, гунны, кельты, скифы..., по археологическим культурам, античной нумизматике. Лавка древностей. Библиотека. Ссылки.

• templiers.info - Сайт "Интернет-проект "История ордена Храма" (ИПИОХ) существует с 2001 года и входит в число крупнейших русскоязычных ресурсов, посвященных изучению истории Средневековья. ИПИОХ будет интересен тем, кто изучает историю ордена тамплиеров, госпитальеров, тевтонских рыцарей и других военно-монашеских орденов и братств Средневековья. Крестовые походы, государства крестоносцев и их соседи также являются предметом нашего изучения. Статьи, документы, переводы, энциклопедия, карты, иллюстрации, списки книг и библиографии - всё это вы найдете на страницах сайта ИПИОХ. .

• medieval26.narod.ru - Cайт "Medieval26" - средневековье, рыцари, оружие, замки и другое.

• vivl.ru - Сайт"Всемирная история в лицах". Великие личности всех времен и народов. Энциклопедический словарь "Государи и династии зарубежной Европы".

ИСТОРИЯ РОССИИ

• avorhist.narod.ru - Сайт "Русь Древняя и Удельная". В разделе "Публикации" очень удобная библиотека по истории Руси с древнейших времен до конца XVII века. В разделе "Источники" - Библия, Геродот, Лев Диакон, Жития святых и др. Раздел "Справочные материалы" - Словарь-указатель имен и понятий, краткий словарь агиографических терминов, Жития, Биобиблиографический словарь.

• histline.narod.ru - Сайт "Древности восточных славян" содержит публикации по альтернативным взглядам на историю восточных славян. а также сказания и былины.

• history.ru - Сайт "Мультимедийный учебник по истории России" от Рюрика до наших дней.

• history.atomlink.ru - Сайт "История России (862-1917)" - в виде популярного электронного пособия. Краткие биографические данные всех правителей и очень краткая характеристика эпохи.

• bojre.orthodoxy.ru - "Бояре" - энциклопедия боярских родов.

• tel-inform.ru - Древние славянские мифы и легенды.

• oldru.narod.ru - сайт Егорова К. "Образование Киевской Руси" - авторская версия. Несколько глав по темам Происхождение и Расселение Славян. Карты.

• a-nevskiy.narod.ru - Сайт "Александр Невский". Большая библиотека и тематические подборки книг и статей по темам: Александр Невский; Битвы; Ратное дело; Первоисточники. Книги и статьи как на сайте, так и по прямым ссылкам в других библиотеках.

• old-rus.narod.ru - "Антология Древнерусской литературы" - историко-литературный сайт. Кроме древнерусских текстов еще: Словарь древнерусского языка; Кириллица; Исторические карты; Русский хронограф (хронологическая таблица исторических событий от Vв. до 1700г.); Великие князья и цари (хронологическая таблица); Архитектура древней Руси; Русская икона; Русские святые; Русские митрополиты; Русские Патриархи; Устройство православного храма; Органы власти России XVI-XVIIвв.; Старинные служилые чины и звания; Русские праздники, Древние русские имена; Русская одежда и быт; Русская система мер; Древняя русская кухня и др.

• rulex.ru - Русский Биографический Словарь. Основу настоящего словаря составляют статьи из Энциклопедического Словаря (ЭС) издательства Брокгауз и Ефрон и Нового Энциклопедического Словаря (НЭС). Всего в словаре содержится почти 15 000 биографий деятелей российской истории и культуры, а также статьи о русских полумифических и фольклорных персонажах, материалы тома "Россия", включающие обзоры российской истории, российской политической, правовой и финансовой систем, статьи по истории культуры и науки и т.д., написанные выдающимися учеными начала ХХ века.


• all-photo.ru - Российская Империя в фотографиях. Подборка из почти 2 тысячи

Календарно-тематическое планирование

по истории Средних веков 6 класс

Тема

Урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика

деятельности

учащихся

или виды

учебной

деятельности

Основные понятия

Планируемые

результаты

освоения

материала

Д/З

1.

Введение в историю Средних веков.

1

Урок изучения нового материала

Беседа, работа по учебнику

Понятие средние века.

Место истории средних веков в истории человечества.

Понятие «средние века»;

Рамки средневековья;

Давать определение и характеристику понятию Средние века. Классификация источников.

С. 5-10

Становление Средневековой Европы

2

Древние германцы и Римская империя.

1

практическая

работа №1

Работа с контурной картой

(страница 2)

Великое переселение народов. Германские племена.

Показывать на карте территорию расселения германцев, кельтов, и славян вдоль границ Римской империи. Рассказывать об образе жизни, традициях и верованиях варваров. Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи

П.1 вопросы

3

Образование государства у франков.

1

Комбинированный

Работа с учебником

Варварские королевства. Христианизация Европы. Государство Франков

Усвоение структуры государства франков. Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Пояснить значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять ее этапы. Объяснять ее особенности.

П. 2 вопросы

4

Завоевания Карла Великого. Распад Франкской империи

1

Комбинированный

нарисовать феодальную лестницу.

Христианизация Европы. Империя Карла Великого. Политическая раздробленность. Феодализм

Объяснить причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнить политику Карла и Хлодвига.

П.3 вопросы

5

Христианская церковь и королевство франков 6-8 вв.

1

Комбинированный

Составление схемы

Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Католическая церковь. Власть духовная и светская.

Усвоение новых понятий, умение ими оперировать

.Установление причинно- следственных связей, закономерностей. Особенности монастырской жизни и ее роль в складывании европейской культуры.

П.2 стр. 23-28

6

Феодальная раздробленность.

1

практическая

работа №2

Работа с контурной картой

(страница 3)

Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Вассалитет. Феодальная раздробленность, домен, династия, феодал.

Сравнивать особенности развития культуры разных периодов, делать выводы. Комментировать последствия Верденского передела.

П.3 вопросы

7

Западная Европа в 9 - 11 веках.

1

практическая

работа №3

Работа с контурной картой

(страница 4)

Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Экономическое развитие Западной Европы Рыцарство, король Артур. Норманны.

Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманского вторжения во владения государств Европы. Проводить аналогию между Римской империей и Священной римской империей.

П.4 вопросы

8

Культура Западной и Центральной Европы.

1

Урок применения знаний

Работа с учебником, составить схему отличия монастырской школы от современной.

Античное наследие, «семь свободных искусств», христианская Европа

Рассказывать о представлениях средневекового европейца о мире. Анализировать достижения культуры в эпоху Карла Великого. Объяснять заимствование античной культуры для развития Среденевековья. Выделять особенности складывания европейского образования.

П.5 вопросы

выводы к главе, повторение.

9

Контрольная работа по теме «Западная и Центральная Европа в раннее Средневековье».

1

Контрольная работа

П.1-5.


Византийская империя и славяне

10

Византийская империя при Юстиниане.

1

Практическая

работа № 4

Работа с контурной картой

(страница 5)

Византийская империя. Юстиниан и его правление. Войны Юстиниана.

Показывать на карте местоположение Византии, называть ее соседей. Сравнивать управление государством Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами.

П.6 вопросы

11

Культура Византии

1

Комбинированный

Работа с учебником, беседа.

Христианский храм, неф, апсида, алтарь, базилика, крестово-купольный храм, парус, канон, мозаика, фреска, иконопись, икона

Доказывать что Византия-наследница мира античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийскими и римскими школами.

П.7 вопросы

12

Образование славянских государств.

1

практическая

работа № 5

Работа с контурной картой

(страница 5)

причины развития и образования славянских государств в Раннее Средневековье.

Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образования у них государства. Сравнивать управление государством у южных, западных, и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств.


П.8 вопросы

Арабы

13

Возникновение ислама и объединение арабов.

1

практическая

работа № 6

Работа с контурной картой

(страница 6)

Племена аравийского полуострова. Возникновение ислама в эпоху крестовых походов. Мухаммед, Арабские завоевания.

Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейца. Называть различия между исламом и христианством.

П.9 вопросы

14

Культура стран Арабского халифата.

1

комбинированный

беседа

Образование, литература искусство, медицина

Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об ученых.

П.10

Сравнить культуру Византии и стран халифата

Феодалы и крестьяне

15

В рыцарском замке

1

комбинированный

Беседа, работа с источниками.

Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Экономическое развитие Западной Европы.

Доказывать, что с XI-XIII века в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании и снаряжении рыцаря.

П.11

Составить рассказ: День феодала

16

Средневековая деревня и ее обитатели

1

практическая

работа № 7

Работа с контурной картой

(страница 7)

Крестьянская община. Экономическое развитие Западной Европы. Крестьяне, синьоры. Жизнь, быт и труд крестьян. Аграрное производство.

Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять что отношения между крестьянином и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт, образ жизни.

П.12

вопросы



Средневековой город

17

Формирование средневековых городов

1

практическая

работа № 8

Работа с контурной картой

(страница 8)

Средневековый город.

Экономическое развитие Западной Европы.

Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. С помощью карты определять центры ремесла и торговли.

П.13-14

вопросы






Католическая церковь

18

Церковь и духовенство. Борьба церкви с еретиками.

1

практическая работа № 9

Работа с контурной картой

(страница 9)

Власть духовная и светская. Католическая церковь. Роль церкви в обществе. Монастыри и монахи. Религия в жизни средневекового человека. Католицизм и православие.

Характеризовать положение и образ жизни трех основных сословий средневеково общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Называть причины появления движения еретиков. Устанавливать связи между Франциском, Ассизским, Домиником Гусманом и церковью.

Составление таблицы П.15

19

Крестовые походы

1

практическая

работа №10

Работа с контурной картой

(страница 10-11)

Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов.

Определять по карте путь крестовых походов, комментировать его основные события. Устанавливать связь между крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Сравнить итоги походов.

Составление таблицы П.16

Образование централизованных государств

20

Столетняя война 1337-1453 гг.

1

практическая работа №11

Работа с контурной картой

(страница 12)

Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Столетняя война.

Находить по карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Объяснить роль города Орлеана в военном противостоянии сторон.

Установить последовательность и длительность столетней войны П.19

21

Трудный путь к торжеству королевской власти

1

Комбинированный урок

Устный опрос, беседа.

Образование централизованных государств в Европе. Представительная монархия. Война Алой и Белой розы. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Образование централизованных государств

Последствия столетней войны как для Франции так и для Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти во Франции. Анализировать процессы объединения во Франции и Англии.

П.21

вопросы

22

Реконкиста

1

практическая

работа №12

Работа с контурной картой

(страница 11)

Образование централизованных государств в Европе. Представительная монархия.

Находить на карте пиренейского полуостров и расположение на нем государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно- монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.

П.22

вопросы

23

Германия и Италия в 12-15 веках.

1

Комбинированный

Образование централизованных государств в Европе. Княжества в Германии;Натиск на Восток; Союзы городов; Города республики в Италии.;

Правление Медичи во Флоренции.

Показывать по карте основные географическое точки Германии и Италии. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.

П. 23

вопросы

Славянские государства

24

Польша и Чехия: время расцвета

1

Урок изучения нового материала

Беседа, работа с учебником.

Крестьянские восстания. Ереси, Гуситское движение. Гуситское движение в Чехии. Крестьянские восстания. Ереси. Гуситское движение.

Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гума, его последователей и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения.

П.25

вопросы

25

Полумесяц против креста

1

практическая

работа № 13

Работа с контурной картой

(страница 13)

Османская империя. Опасность с Востока. Отношение стран с Османской империей.

Находить и показывать по карте Балканский полуостров. Болгарское царство. Сербию, государство османов и другие страны. Указать причину усиления османов, называть причины падения Византии.

П.26

вопросы

Культура Западной Европы

26

Культура Западной Европы в XI - XV веках

1

Комбинированный урок

беседа

Духовный мир европейского средневекового человека. Романское искусство. Готика. Культурное наследие Средневековья.


Объяснять причины изменения представлений у средневеково европейца о мире. Объяснять значение понятия «корпоративное общество». Оценивать образование и его роль в средневековом обществе.

П 27-30

вопросы

Народы Азии, Америки, и Африки в Средние века

27

Средневековый Китай

1

практическая работа №14

Работа с контурной картой

(страница 14-15)

Средневековое общество в Китае.

Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления.

П.31 вопросы

28

Индия: государство и культура

1

практическая работа № 15

Работа с контурной картой

(страница 15)

Средневековое общество в Индии. Индийские княжества, вторжение мусульман, султанат, культура Индии. Средневековое общество в Индии и Японии.

Сравнивают особенности развития Китая и Индии;

Рассказывают о политическом устройстве индийских княжеств до вторжения мусульман;

Понимают значение индийской культуры.

П.31

Вопросы

выводы к главе, повторение.

Обобщение по курсу «История Средних веков»

29

Контрольная работа по курсу «История средних веков»

1

Проверка знаний и умений

Контрольная работа.




Календарно-тематическое планирование

по истории России. С IX по XVI век.

6 класс

Тема

Урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика

деятельности

учащихся

или виды

учебной

деятельности

Основные понятия

Планируемые

результаты

освоения

материала

Д/З

Русь Древняя

1(30)

Восточные славяне

1

Практическая работа №1

Работа с контурной картой (страница 2)

Заселение территории нашей страны. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй.

Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исто­рических источников, о роли природы в жизни общества. Характеризовать источники по российской истории. Использо­вать историческую карту для объяснения своеобразия геопо­литического положения России

П.1

вопросы

2(31)

Соседи восточных славян

1

Практическая работа №2

Работа с контурной картой (страница 3)

Народы, проживающие на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города- государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Расселение, занятия, верования. Роль Тюркского Аварского и Хазарского каганата. Влияние Волжской Булгарии и Византии.

Объяснять смысл понятий: князь, дружина, государство, полюдье.

П.2

вопросы

3-4

(32-33)

Формирование Древнерусского государства

2

Комбинированный /Практическая работа № 3

Работа с контурной картой (страница 4)

Соседская община. Город. Новгород и Киев-центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Князь и дружина.

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян.

Выделять предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Роль развития экономики в деле образования государства. Значение образования Древнерусского государства.

Раскрывать причины и назы­вать время образования Древ­нерусского государства.

П.3

вопросы

5

(34)

Первые киевские

князья

1

Практическая работа № 4

Работа с контурной картой (страница 5)

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава. Образование Древнерусского государства.

Уметь показывать направления походов по карте. Знать определения и характеризовать деятельность первых русских князей.

Показывать на исторической карте территорию Древней Ру­си, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности пер­вых русских князей на основе текста учебника и отрывков из «Повести временных лет».

П.4

вопросы

6

(35)

Владимир

Святославич.

Принятие христианства

1

Комбинированный

Владимир I. Крещение Руси.

Причины принятия христианства. Значение принятия христианства. Деятельность Владимира по укреплению духовной жизни.

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о воз­никновении христианства и ос­новных его постулатах. Составлять характеристику Вла­димира Святославича. Давать оценку значения при­нятия христианства на Руси.

П.5

вопросы

7

(36)

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

Практическая работа №5

Работа с контурной картой (страница 6)

Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Категории населения. Княжеские усобицы. свободное и зависимое население.

.

Характеризовать политический строй Древней Руси, внутрен­нюю и внешнюю политику рус­ских князей в конце X - пер­вой трети XII

Приводить примеры взаимоот­ношений Древней Руси с сосед­ними племенами и государ­ствами.

Характеризовать социально- экономический и политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром.

Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха.

П.6.

вопросы

8

(37)

Культура Древней Руси

1

Комбинированный

Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло

Рассказывать о развитии куль­туры Древней Руси. Описывать памятники древне­русского зодчества и древнерус­ской живописи (фрески и моза­ики, иконы), предметы декоративно-прикладного искус­ства и др.

Характеризовать развитие уст­ного народного творчества, ли­тературы, живописи и др. Рассказывать о быте и нравах Древней Руси.

П.7

вопросы

9

(38)

Быт и нравы Древней Руси

1

Комбинированный

Формирование древнерусской культуры. Фольклор. Религиозно-культурное влияние Византии. Письменность. Живопись и зодчество..

Характеризовать образ жизни князей и бояр, земледельцев и горожан.

П.8.

Вопросы

выводы к главе, повторение.

10

(39)

Обобщение по теме

«Русь Древняя»

1

Обобщения и систематизации

Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.

§ 1-8 выводы к главе, повторение.

11

(40)

Контрольная работа по теме «Русь Древняя»

1

Контрольная работа

Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.

П.1-8

Политическая раздробленность на Руси

12

(41)

Начало раздробления Древнерусского государства

1

Практическая работа № 6

Работа с контурной картой (страница 7)

Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель

Объяснять смысл понятия «по­литическая раздробленность». Называть хронологические рамки периода раздробленнос­ти.

Раскрывать причины и послед­ствия раздробленности.

П.9

вопросы

13

(42)

Главные политические центры Руси




1

Комбинированный

беседа

Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Удельные князья. Бояре. Свободное и зависимое население.

Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Причины возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.

Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель. Характеризовать общие черты

П.

10-11

вопросы

14-15

(43-

44)

Нашествие с Востока

2

Практическая работа № 7

Работа с контурной картой (страница 8)

Борьба против внешней агрессии в XIII веке. Монгольские завоевания. Золотая Орда.

Показывать на карте основные направления походов монголо- татар на территорию Руси. Хронологическую последовательность события. Выделять причины победы монголо-татар и причины поражения Руси.

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

П.12

вопросы

16

(45)

Борьба Руси с западными завоевателями

1

Практическая работа № 8

Работа с контурной картой (страница 9)

Экспансия с Запада. Александр Невский.

Значение победы над крестоносцами, роль Александра Невского.

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище.

Составлять характеристику Александра Невского.

П. 13

вопросы

17

(46)

Русь и Золотая Орда

1

комбинированный

Русь и Орда.

Последствия ордынского владычества. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества

Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения.

П. 14

вопросы

18

(47)

Русь и Литва

1

Практическая работа № 9

Работа с контурной картой (страница 10)

Русь и Великое княжество Литовское.

Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Характеризовать особенности развития Великого княжества Литовского.

Показывать на карте русские территории, отошедшие к Литве.

П. 15

вопросы

19-20

(48-

49)

Культура русских земель в ХII-XIII вв.

2

Комбинированный

беседа

Культурный подъем в XII- начале XIII в. Своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах. Монгольское завоевание и русская культура.

Рассказывать о развитии куль­туры русских земель. Объяснять особенности разви­тия просвещения, научных зна­ний, литературы и др. Описывать памятники древне­русского зодчества и древнерус­ской живописи.

Характеризовать идею един­ства Русской земли (по «Слову о полку Игореве»).

П. 16

Вопросы

выводы к главе, повторение.

21

(50)

Обобщение по теме

«Политическая раздробленность на Руси»

1

Обобщения и систематизации

Причины и последствия раздробленности Руси. Главные политические центры Руси и их особенности.

Выделять причины и последствия раздробленности Руси. Главные политические центры Руси и их особенности

§9-16, выводы к главе, повторение

22

(51)

Контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси»

1

Урок проверки знаний и умений

Причины и последствия раздробленности Руси. Главные политические центры Руси и их особенности.

Выделять причины и последствия раздробленности Руси. Главные политические центры Руси и их особенности

П.9-16

Московская Русь

23

(52)

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

1

Комбинированный урок

беседа

Восстановление хозяйства. Формы землевладения. Начало объединения русских земель. Иван Калита.

Причины и предпосылки объединения русских земель. Причины возвышения Москвы.

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры объединения русских земель, территориальный рост Москов­ского княжества. Раскрывать причины и послед­ствия объединения русских зе­мель вокруг Москвы. Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Ка­литы

П. 17

вопросы

24-25

(53-

54)

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

2

Комбинированный урок

беседа

Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.

Характеризовать борьбу Москвы за первенство, отношения с Золотой Ордой, значение и последствия Куликовской битвы.

Рассказывать о Куликовской битве на основе текста учебни­ка, отрывков из летописей, произведений литературы, ис­торической карты. Раскрывать значение Куликов­ской битвы.

Оценивать роль Дмитрия Донс­кого и Сергия Радонежского.

П. 18

вопросы

26

(55)

Московское княжество и его соседи в конце ХIV - середине ХVI в.

1

Практическая работа №10

Работа с контурной картой (страница 11)

Василий I. Московская усобица, Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва.

Значение Московской усобицы. Образование русской, украинской и белорусской народностей

Показывать на исторической карте рост территории Москов­ской Руси.

Объяснять причины и послед­ствия феодальной войны. Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой

П. 19

вопросы

27-28

(56-

57)

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

2

Практическая работа №11

Работа с контурной картой (страница 12)

Борьба против Орды. Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497г.

Характеризовать процесс создания единого Московской Руси..

Объяснять смысл понятия «цент­рализованное государство». Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Объяснять значение создания единого Русского государства. Выявлять на основе текста учебника изменения в полити­ческом строе Руси, системе уп­равления страной. Составлять характеристику Ива­на III.

П. 20

вопросы

29

(58)

Московское государство в конце ХV - начале ХVI вв.

1

Практическая работа №12

Работа с контурной картой(страница 13)

Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Знать основные особенности политического и социально- экономического развития Московского государства.

Объяснять суть изменений в политическом строе при Ива­не III.

Сравнивать вотчинное и поме­стное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содер­жащиеся в них сведения в рас­сказе о положении крестьян.

П.21

вопросы

30

(59)

Церковь и государство в конце ХV - начале ХVI вв.

1

комбинированный

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва - Третий Рим».

Выделить характерные особенности развития православной церкви.

Раскрывать роль Православной церкви в становлении и развитии российской государственности.

Характеризовать взаимоотно­шения церкви с великокняжес­кой властью.

Объяснять смысл понятий: ересь, «Москва - Третий Рим». Приводить оценку роли выдаю­щихся религиозных деятелей в истории Московской Руси.

П. 22

вопросы

31

(60)

Реформы Избранной рады

1

комбинированный

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы.

Характеризовать боярское правление, определить роль избранной рады в политической жизни страны. Последствия стоглавого собора и военной реформы.

Характеризовать социально- экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в.

Объяснять смысл понятий: при­каз, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета. Характеризовать основные ме­роприятия и значение реформ 1550-х гг.

Изучать исторические доку­менты (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских ука­зов и др.) и использовать их для рассказа о положении раз­личных слоев населения Руси, политике власти.

П. 23 вопросы

32

(61)

Внешняя политика Ивана IV

1

Практическая работа №13

Работа с контурной картой (страница14,15)

Расширение Русского государства(присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири. )Казачество. Ливонская война.

Охарактеризовать основные направления внешней политики при Иване IV, итоги внешней политики.

Объяснять, какие цели пресле­довал Иван IV Грозный, орга­низуя походы и военные дей­ствия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси.

Раскрывать, каковы были по­следствия Ливонской войны для Русского государства. Использовать историческую кар ту для характеристики роста территории Московского госу­дарства, хода Ливонской вой­ны, похода Ермака и др.

П.24 вопросы





33

(62)

Опричнина

1

Комбинированный/Практическая работа №14

Работа с контурной картой (страница 15)

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород.

Характеризовать причины ведения опричнины, цели, задачи, последствия.

Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять своё отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Объяснять значение учрежде­ния патриаршества. Составлять характеристику Ива­на IV Грозного.

Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ива­на IV Грозного.

Систематизировать материал об основных процессах социально- экономического и политическо­го развития страны в XVI в. (закрепощение крестьян, ук­репление самодержавия и др.).

П.25. вопросы

34

(63)

Просвещение, устное народное творчество, литература в ХIV-XVI вв.

1

Комбинированный

Формирование культуры Российского государства. Литература и книгопечатание. Иван Федоров.

Особенности развития русской культуры в XIV - XVI веках.

Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси XVI в. Осуществлять поиск информа­ции для сообщений о памятни­ках культуры XVI в. и их создателях, в том числе связанных с историей своего региона

П.26 вопросы

35

(64)

Архитектура и живопись в ХIV-XVI вв.

1

Комбинированный

Формирование культуры Российского государства. Московский Кремль. Андрей Рублев

Характеризовать основные направления культурного развития Российского госу Составлять описание памятни­ков материальной и художест­венной культуры, объяснять, в чём их назначение, оценивать их достоинства.

П.27 вопросы

36

(65)

Быт ХV-XVI вв.

1

Комбинированный

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Уметь характеризовать бытовые условия у различных социальных групп Московской Руси.

Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в., ис­пользуя информацию из источ­ников (отрывки из Домостроя, изобразительные материалы и ДР-)-

П.28

.

37

(66)

Обобщение по теме

«Московская Русь»

1

Обобщения и систематизации

Образование единого государства:

причины, предпосылки, итоги, значение

§17-28 вопросы

выводы к главе, повторение

38

(67)

Контрольная работа по теме «Московская Русь»

1

Урок проверки знаний и умений

Образование единого государства:

причины, предпосылки, итоги, значение

П. 17-28

Итоговое обобщение

39

(68)

Обобщение за курс 6 класса

1

итоговая контрольная

работа

Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Характеристика основных особенностей развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:

  1. Парты(ученические)-15 штук

  2. Стулья-30 штук

  3. Учительский стол- 1 шт.

Оборудование, обеспечивающее учебный процесс:

  1. Карты, атласы по курсу

История Средних веков

  • Народы и их передвижения в Европе в IV-VII веках

  • Индия и Китай в средние века

  • Западная Европа в XI-XIII века. Крестовые походы

  • Средние века. Европа в XIV-XV веках

  • Византийская империя и славяне в VI-XI веках.

  • Европа в V-VII веках

  • Государство у Франков. Европа в VIII н.XIв.

  • Европа в V-VII веках

  • Арабские завоевания в VII-IXвеках )

История России с Древнейших времен

  • 1.Древнейшие племена и государства на территории нашей страны

  • 2. Древнейшие племена и государства на территории нашей страны и соседних стран.

  • 3.Киевская Русь в IX-XII века.

  • 4. Феодальная раздробленность Руси в XII в первой трети XIII веков.

  • 5.Древнерусское государство в IX -н.XII века.

  • 6. Борьба народов нашей страны с татаро-монголами № 8

  • 7. Русские княжества и Золотая Орда в XIII веке

  1. Видеофильмы

  2. DVD программы

  3. Наглядные пособия

Технические средства обучения:

  1. Интерактивная доска

  2. Телевизор

  3. Ноутбук(колонки, наушники)

  4. Проектор

  5. DVD плеер(видеомагнитофон)



© 2010-2022