Открытый урок по истории в 5 классе Древний Китай

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по истории Древнего мира

Тема: Древний Китай

Цели и задачи:

  1. Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей.

Оборудование:

  1. Учебник, тетради

  2. Проектор, ноутбук

  3. Карта «Древний мир»

  4. Оформление кабинета (портрет Конфуция, его высказывания, фотографии, предметы китайского быта и культуры)

План изучения нового материала Слай№3

  1. Географическое положение и природа Древнего Китая.

  2. Учение Конфуция.

  3. Объединение Китая при Цинь Шихуанди.

  4. Народные восстания.

  5. Культура и научные достижения.

Ход урока:

Класс поделен на 4 группы

I. Организационный момент (прием «Фантастическая добавка»)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим волшебное путешествие в удивительную страну. Но для того, чтобы нам туда попасть, надо выполнить задания.

II. Актуализация знаний (прием «Жокей и лошадь»)

Приглашаются по два человека из каждой группы

Ребята, сейчас часть из вас получает карточки с вопросами, а другая часть - карточки с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». (Приложение 1)

Держава - большое и сильное государство

Библия - священная книга евреев и тех народов, среди которых распространилось христианство.

Сатрапия - область

Касты - большие, замкнутые группы людей в Индии, различающиеся по своим правам и обязанностям с самого рождения и до смерти.

Брахманы - каста жрецов в Индии

Клинопись - вид письма Древнего Двуречья

Буддизм - религия, возникшая в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э.

Рабовладельцы - люди, владеющие рабами

А пока ребята думают над заданием, поработаем с картой. Зачитайте карточки с географическим описанием и покажите это место на карте.

1 группа. Эта река течет с юга на север. Она берет свое начало из больших озер в Центральной Африке и, минуя пороги, течет 700 км в глубокой долине, затем впадает в Средиземное море, делясь на рукава, образуя дельту. (Нил)

2 группа. Страна, находящаяся между двух рек (Междуречье или Двуречье, реки Тигр и Евфрат).

3 группа. Самое большое государство, называвшееся «царством стран», его властитель носил титул «царя царей». (Персия)

4 группа. Страна, расположенная на юге Азии, занимает полуостров Индостан и прилегающую к нему часть материка. (Индия)

III. Изучение нового материала

Все молодцы, с заданием справились. А теперь мы попадаем в Китай. Он находится в Восточной Азии. На территории Китая протекают две большие реки, впадающие в Тихий океан - Хуанхе и Янцзы. На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели сходную культуру и обычаи. Об этих обычаях часто рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы. Слайды № 4,6

Открытый урок по истории в 5 классе Древний КитайОткрытый урок по истории в 5 классе Древний Китай

(прием «Инсерт»)

Открыть стр. 100-102, прочитать, обозначить в таблице № 1 значками прочитанное.

«V» - уже знал,«+» - новое,«-» - думал иначе,«?» - не понял, есть вопросы

Таблица № 1. Учение Конфуция

Вопросы для обозначения

V (уже знал)

+ (новое)

- (думал иначе)

? (не понял, есть вопросы)

1. Младшие уважают старших


2. Старшие заботятся о младших.


3.Жертвоприношения в честь предков.


4. Лучшая похвала для китайца - сравнение с древним героем.


5. Вера в сверхъестественные существа.


6. Царя в Китае называли «Сын Неба», а страну «Поднебесной».


7.Книги изготавливались из бамбука.


8.Писали иероглифами.


(прием «Идеал»)

Интересно, как должны были вести себя учтивые китайцы?

Давайте найдем как можно больше высказываний Конфуция, о правилах поведения воспитанного человека.

1 группа стр. 102, п. 4. абз. 1

2 группа стр. 103, п. 4. абз.1,2

3 группа стр. 103, п. 4. абз. 3

4 группа стр. 103, п. 4. абз.4

Есть ли среди высказываний нормы поведения, которые сохранились и актуальны сейчас?

А теперь выберите, какое из этих правил вам ближе?

Любопытно, как на самом деле вы соблюдаете это правило? Слайд №5

Открытый урок по истории в 5 классе Древний Китай

IV. Обсуждение и решение проблем (прием «Фишбоун»)

В "голове" помещается название события - объединение Китая, а в хвосте другое - восстание народа. Перед учениками ставится вопрос: "Что могло произойти между двумя этими событиями? Как могло получиться, что такое хорошее начало могло привести к таким неприятным событиям?"

Открытый урок по истории в 5 классе Древний Китай

Работа по группам

1 группа п. 2, стр. 104 Завоевательные войны

2 группа п. 3, стр. 105 Великая Китайская стена

3, 4 группа п. 4, стр. 106 Возмущение народа

Ребята выдвигают предположения, и все они мною записываются на доске. Набирается разнообразие причин и появляется повод узнать настоящие причины. Ребята читают, снова используя прием инсерт - чтение с пометками (V - подтвердилось, + - новое). После завершения чтения группы отчитываются в проделанной работе, и в "фишбоуне" в верхней части пририсовывается столько ребрышек, сколько всего промежуточных событий было обнаружено: строительство Великой китайской стены, сбор средств и т. д. В нижней части "фишбоуна" записываем причины, которые привели к записанным событиям. Каждому событию соответствуют свои причины или причина, поэтому количество ребрышек снизу и сверху может не совпадать. В итоге получается схема развития Китая, она может служить опорой для рассказа содержания темы. Таким образом, благодаря "фишбоуну" мы получили опорный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.

Причины:

  1. Походы против соседних стран

  2. Создание военных поселений

  3. Использование труда осужденных на строительстве Стены

  4. Использование труда простых китайцев на строительстве стены

  5. Повышение налогов

  6. Усиление системы наказаний

Факты:

  1. Строительство Великой Китайской стены

  2. 2/3 урожая отдавалось сборщикам налогов

  3. Бегство юношей из дома

  4. Уничтожение старинных книг

  5. Убийство нескольких сотен ученых-последователей Конфуция

  6. Казнь знаменитых полководцев. Слайд №7

Открытый урок по истории в 5 классе Древний Китай

V. Решение учебных задач

Ребята, а знаете ли вы, что если бы в древнем мире присуждали награды за изобретения и открытия, то, несомненно, в первую очередь ими были бы отмечены древние китайцы. Лак, которым покрывают мебель; шелковые ткани. (Маршрут, по которому везли шелк в другие страны, получил название «Великий шелковый путь»); бумагу, на которой мы пишем, порох, компас и многое другое. Слайды №8,9

Открытый урок по истории в 5 классе Древний КитайОткрытый урок по истории в 5 классе Древний КитайОткрытый урок по истории в 5 классе Древний Китай

Китайцу Чжану Хэну принадлежит изобретение очень нужного прибора. Более совершенные его модели используются людьми по сей день.

Прочитайте описание прибора, рассмотрите иллюстрацию и предположите, что это за прибор и о каком стихийном бедствии он сигнализировал.

Открытый урок по истории в 5 классе Древний Китай

Прибор состоял из полого шарообразного медного сосуда, внутри которого вертикально был расположен маятник. К маятнику прикасались 8 пружин- рычагов, выведенных наружу. К наружному концу каждого рычага бала прикреплена металлическая голова дракона, в пасти которого находился медный шарик. Отклонение маятника в сторону, вызванное стихийным бедствием, вызывало нажим на один из рычагов, который вследствие этого изменял свое положение. Голова приделанного к этому рычагу дракона механически открывала пасть, и из нее выпадал шарик, попадавший в рот одной из 8 жаб, расставленных у основания сосуда. По тому, какой из драконов выплевывал шарик, узнавали, в каком из 8 направлений произошло некое стихийное бедствие. (Приложение 2)

VI. Контроль знаний, обратная связь (метод интеллект-карт)

(Приложение 3)

В центре - Древний Китай

Ветки: Конфуций (мысли)

Цинь Шихуан

Завоевательные походы

Великая Китайская стена

Возмущение народа

Изобретения

VII. Формирование умения задавать вопросы (прием «Толстый и тонкий вопрос»)

Группа 1 формулирует и задает тонкий вопрос по пройденной теме группе 2(Какие открытия и изобретения были сделаны древними китайцами?), группа 3 формулирует и задает толстый вопрос по пройденной теме группе 4 (Расскажите о правлении Цинь Шихуана).

Тонкий вопрос предполагает краткий однозначный ответ

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

VIII. Рефлексия (прием «Телеграмма»)

Написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и обменяться. (Приложение 4)

6

© 2010-2022