Урок по теме Развитие городской культуры

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата _____________ Класс____________

Тема: Развитие городской культуры

Цель: рассказывая о городах периода расцвета средневековья и об изменениях в градостроительстве, способствовать формированию у учащихся представлений о социально - экономическом значении городов 9-13 вв;

- развивать навыки самостоятельной работы с источниками, у меня делать анализ, принимать решения, развивать познавательную активность;

Воспитывать любовь и бережное отношение к культурному наследию прошлого.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

1.Где брал своё начало ВШП? (из районов в долине реки Хуанхэ в Китае)

2. Какова общая протяжённость ВШП (7 тысяч километров)

3. Какие товары провозили по ВШП? (шёлк, пряности, лошадей, ковры, фрукты, овощи)

4. Историческое значение ВШП? (не только способствовал установлению и развитию торговых связей между народами, но и благоприятствовал укреплению дипломатических отношений между странами Востока и Запада)

5. Когда ВШП начал функционировать и когда прекратил свое существование(2в до н.э.- 14 века н.э.)

Молодцы, хорошо!

А теперь я вас приглашаю в круг радости который называется «Формула любви» и повторяйте за мной.

Я так люблю себя (руку на сердце),

Что я могу любить тебя (руку на плечо соседа).

И ты начнешь любить себя (руку на плечо соседа).

И сможешь полюбить меня (руку на сердце).

Молодцы! А теперь из коробочки каждый достаньте по одному листочку ( круг, квадрат, треугольник). Занимаем свои места.

Итак, посмотрите на доску

Основные понятия: города Южного Казахстана и Жетысу, мастерские, районы города: шахристан, цитадель, рабад; тандыр, суфа, «дома - коржыны», таншау. Глядя на эти понятия, подумайте о чём сегодня мы с вами будем говорить на уроке. (версии ответов детей). Молодцы! В тетрадях запишите число и тему урока «Развитие городской культуры»

По данным археологических исследований, по сравнению с ранним средневековьем (VI- IX вв.) в середине средних веков (Х-ХП вв.) в Казахстане значительно оживленнее развивалась оседлая культура и росло число городов. Если в раннем средневековье в Южном Казахстане насчитывалось 30 городов, то во второй половине средневековья их число увеличилось до 37. А по письменным источникам, если на первых порах было известно 6 городов, то в последующее время - 33.

Рост числа городов был связан с усилением их значимости, развитием экономических, культурных связей Востока с Западом. Второй причиной этого является переход в окрестностях и внутри городов кочевых скотоводов к оседлому образу жизни, что также влияло па увеличение числа городов, а также численности их населения.

Средоточием городов являлся Южный Казахстан в междуречье Арыси и Сырдарьж В среднем течении Арыси сформировался густонаселенный округ Кенджде с центром в городе Усбаникет, а при впадении Арыси в Сырдарыо был сформирован Фарабский округ с центром в городе Отрар. В регионе Шавгара (Йасы) имелись города Карнак, Ка- рачук, Шур (Сури) и Сауран. В среднем течении Сырдарьи находился город Сюткент, в нижнем - города Сыгнак, Жанкент, Аш- нас и Баршынлыкент. У северных предгорий Каратау были расположены города Баладж и Берукет.

Города росли не только численно, но и по площади, экономическому положению. Их можно подразделить на три группы. К первой группе относятся городища, площадь которых составляет более 30 гектаров. Это Испиджаб, Отрар, Сауран и другие. Вторая группа включает городища площадью of 15 до 30 гектаров. В их числе можно назвать Бурух, Хурлуг и другие города. В третью группу входят городища, площадь которых не достигает 10 гектаров. Такие города наиболее многочисленны. Площадь городов зависела не только от численности их жителей, но и от наличия общественных сооружений (торговых, религиозных и т.д.).

На партах у вас есть ресурсы связанные с описанием средневековых городов Тараз, Туркестан, Сауран, Сыгнак. Именно эти города мы с вами рассмотрим. Сейчас вы самостоятельно с помощью всех ресурсов составляете постер своего города и защищаете его. Либо всей группой либо от группы выступает спикер. Внимательно изучете материал. Вам даётся время 20 минут. Время пошло.

Вопросы для группы «Тараз»

  1. Где находится город Тараз? (на юге Казахстана, реке Талас)

  2. В честь него город был переименован в Аулие-ата. (Карахана)

Вопросы для группы «Туркестан»?

  1. Где расположен город Туркестан? (в 225 км к северо - западу от города Шымкента в Южно - Казахстанской области)

  2. Достопримечательностью города является …(мавзолей Х.А. Йассауи)

Вопросы для группы «Сауран»

  1. Где находится город Сауран? (В 30 км к северо-западу от г. Туркестана)

  2. В первой половине 14 века Сауран был столицей …(Ак-Орды)

Вопросы для группы «Сыгнак»

1. Развалины города Сыганак расположены в …(на юге Кызылординской области)

2. При хане Урусе в городе началось строительство …(мечетей, медресе)

Итак, время вышло, пожалуйста кто первый начнёт защиту.

(дети защищают свои работы).

Рефлексия. Мишень (дети оценивают свои успеха на уроке и сам урок, прикрепляют стикеры к мишени)

Урок по теме Развитие городской культуры

Подведение итогов урока, выставление оценок

Домашнее задание. Прочитать параграф17,19 ответить на вопросы устно.

Всем спасибо!


Раздаточный Материал ТАРАЗУрок по теме Развитие городской культуры

На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современного Тараза важного промышленного и культурного центра республики, находятся остатки одного из крупнейших средневековых городов Казахстана. Он был основан во 2-3 вв. до н. э. Поэтому Тараз по праву считается одним из самых древнейших городов Казахстана. Здесь встречаются стоянки первобытного человека периода палеолита и неолита, памятники эпохи бронзы (многочисленные курганы так называемого андроновского типа, наскальные изображения), десятки развалин средневековых городов, укреплений, а также архитектурных сооружений.

Более подробные сведения о древнем Талазе дал китайский путешественник Сюань-Цзянь, побывавший здесь спустя 60 лет после Земарха, т. е. в 30-х годах 7 в. Он писал: «Талас имеет окружность от 8 до 9 ли. Здесь останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из многих стран» и что город этот своими размерами и чертами планировки напоминает ему современные города Средней Азии.

Урок по теме Развитие городской культурысюань цзань

В то время центром Тараза, а так же его самой древней частью является цитадель - наиболее укреплённая часть города, резиденция владетельной особы, здесь же хранились товары, казна, оружие. К цитадели примыкала окружённая стеной территория города, называемая - шахристаном. Здесь располагались жилища знати, богатых купцов, ремесленников, к тому же здесь были и торговые лавки. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-ремесленные предместья - рабады. В них помещались ремесленные мастерские, жилища мастеров, хижины бедного городского люда. Так же в самом городе размещались караван-сараи, лавки купцов. Видно, что разделение на «богатых и бедных» было очевидным и весьма жестким. Никто из бедной прослойки тогдашнего общества не мог жить в цитадели и наоборот, ни один уважающий себя богатый купец не остановился бы и не торговал где-нибудь иначе как в шахристане.

Тараз был центром большого социально-экономического комплекса, в который входили десятки крупных и мелких городков, селений, отдельных усадеб и замков. Тараз был центром важного и высокоразвитого в культурно-экономическом отношении района. Об этом может свидетельствовать и тот факт, что здесь же начиная с 8 века чеканилась местная монета.

Наибольшего расцвета достиг Тараз в 10-12 веках, во время правления в Средней Азии династии караханидов. В это время он становится столицей одного из удельных владений. Политическая самостоятельность Тараза и автономного округа проявлялись прежде всего в местной чеканки монеты от лица городских владетелей. В нач. 11 в. таразскому правителю Туган-хану подчинились владетели Самарканда и Кашгара. Естественно, что данная политическая сила была следствием экономического могущества города, о чем свидетельствует археологические находки.

Подъём городской культуры в этот период связан с усилением феодальных отношений в Казахстане и с развитием торговли. Феодальная знать из династии караханидов, сделав себе ислам главной идеологической опорой, упрочивает своё господство на юге Казахстана и в Семиречье, при этом насаждая обычные формы феодальной эксплуатации, основанной на вассальной системе. Облик городов Южного Казахстана в этот период принимает уже черты, типичные для феодальной эпохи, - города с цитаделью, со сторожевыми башнями, мощными фортификационными сооружениями. Большое развитие получают архитектура и декоративное искусство. В этот период происходит не только количественный рост городских поселений и общественных зданий, но и качественный скачок, установление определённых форм в архитектуре и декоративном искусстве, выработанных сообразно с идеологическими потребностями верхушки феодалов.

Главное направление в архитектуре того времени - это появление новых черт строительной техники, идея конструктивного и декоративного перерождения общественных и культовых зданий. Период характерен освоением новых видов строительного материала - ганча, алебастра, терракотовых и изразцовых плит. Наряду с древней пасхой и сырцовым кирпичом широкое распространение получает жжёный кирпич и строительный камень для фундаментов зданий. При кладке стен большее применение получают деревянные связки из тальника, карагача, жиде и пр.

В строительной технике большим искусством становятся фигурные кладки кирпича в виде квадратов, треугольников, ромбов, ёлок. Этим приёмом украшались фасады и декоративная часть здания. В это время декоративность вообще довлеет над остальным.

в 1220 г. Тараз был завоеван войсками Чингиз-хана и до основания разрушен, а на его месте в конце 18 в. была построена крепость, вблизи которой стал развиваться город Аулие-Ата (святой старец). Первыми поселенцами его были узбеки - выходцы из Намангана. Население города занималось ремеслом и торговлей. В 1864 году Аулие-Ата вошел в состав России и был занят русскими войсками. Через него проходил тракт из Ташкента на Верный и Пишпек. Город стал заселяться русскими чиновниками и военными. В русской части города было около двух десятков небольших промышленных предприятий по первичной обработке сельскохозяйственного сырья, главным образом шерстомоечное и кожевенное производство. В городе было свыше 20 мечетей и 3 церкви. В 1936 г. он был переименован в Мирзоян, а в 1938 г. город был переименован в Джамбул по имени казахского поэта Джамбула Джабаева.

8 января 1997 года Указом Президента Казахстана Н.А. Назарбаева городу возвращено его исконное название - Тараз. Сегодня Тараз - крупный город, центр химической, пищевой, сахарной промышленности республики.

Подводя итог, можно сказать, что средневековый Тараз имел большое значение в развитии всех сфер деятельности человека не только на территории Казахстана, но и Средней Азии. Ведь этот город был одним из крупнейших на Великом Шёлковом Пути - главной магистрали древности. Таким образом все «точки» этого торгового пути в равной степени влияли друг на друга, передавали новые достижения в ремесле, искусстве, архитектуре и пр. Таким же способом распространялась и религия. К тому же Тараз оказал влияние на развитие социально-политической организации человека. И не известно каких «вершин» достиг бы Тараз, если бы его «жизнь» не была прервана в 13 веке.

ТУРКЕСТАН

Туркестан (Йасы) - средневековый город, развалины города находятся в 225 километрах к северо-западу от города Шымкента в Южно-Казахстанской области, на правом берегу реки Сырдарья, близ города Туркестана. ВIV-X веках на месте современного города Туркестана находился город Шав- гар. В XII-XIV веках город назывался Йасы. После воздвижения в городе знаменитого мавзолея Ходжи Ахмеда Йа- сауи, построенного по приказу эмира Тимура, Туркестан превратился в религиозно-культурный центр тюрковУрок по теме Развитие городской культуры

С историей Туркестана тесно переплеталась судьба двух средневековых городов Южного Казахстана - Шавгара и Ясы, бывших в разные исторические периоды административными и экономическими центрами туркестанского оазиса. Сначала главным городом был Шавгар, затем Ясы (так назывался Туркестан до ХVI в.).

По письменным источникам IХ - Х вв. известно, что в районе современного г.Туркестана в раннее средневековье располагался округ Шавгар с одноименным центром. Шавгар был главным городом области в период VI-ХI вв. Ему подчинялись другие мелкие города и поселения, в число которых входил и Ясы - будущий центр округа.

Жемчужина Великого Шелкового пути - город Туркестан - один из древнейших городов не только Казахстана, но и Центральной Азии. Возникший в 490 году, он достиг своего расцвета в XII веке. Окруженный мощными крепостными стенами, Туркестан был административным центром среднеазиатских владетелей из династий хорезмшахов, монголов, тимуридов, шейбанидов. В XVI - XVIII века вв. он был столицей Казахского ханства, располагаясь на стыке кочевой и оседлой культур, на пересечении торговых путей. В этом городе проходили величественные церемонии вступления на престол ханов, с участием представителей других государств. Слава города простиралась по всему миру.

В немалой степени этому способствовало имя Ходжи Ахмеда Яссави - дервиша, проповедника суфизма, поэта, жившего в этом городе. Над скромной усыпальницей святого, ставшей местом паломничества, трехкратное посещение которой приравнивалось к хаджу в Мекку, по приказу Амира Тимура (спустя 233 года) был воздвигнут величественный мавзолей. Так, Туркестан заслужил славу мусульманской святыни.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави - непревзойденный шедевр средневекового зодчества. Это удивительный комплекс дворцов и храмов из 30 различных комнат и залов. Внешний диаметр главного купола - более 40 м, окружность - 130 м, высота минаретов - 12 м. Поражают впечатление элегантность декора, узорные своды потолков, цветная мозаика. Памятник восстановлен в своем первозданном виде и охраняется государством. Каждый может полюбоваться жемчужиной Средневекового Востока в городе Туркестан.

По народному поверью, дорога в Туркестан обязательно должна лежать через мавзолей Арыстан-Баб, возведенный над могилой учителя Ахмеда Яссави. По преданию этот старец был соратником пророка Мохаммеда и прожил 500 лет для того, чтобы передать знания и мудрость пророка Ходжа Ахмеду Яссави. С XVI века Ясы получает свое современное название - Туркестан. Десятки древних городов, поселений и религиозных сооружений украшают окрестности Туркестана, и каждый памятник по-своему неповторим.

Урок по теме Развитие городской культуры









САУРАНУрок по теме Развитие городской культуры





В 40 километрах от Туркестана для показа туристам частично реконструировано средневековое городище Сауран. По счастливому совпадению, оно находится рядом с международной трассой Западная Европа - Западный Китай.

Городище Сауран сохранилось лучше строений Отрара и других средневековых городов. И оно уже частично защищено от погодных катаклизмов консервационным слоем из современных материалов.

Для международного туризма Сауран более перспективен, - убежден проводивший здесь работыархеолог Ербулат СМАГУЛОВ. - Здесь проведены большие раскопки зданий из жженого кирпича. Они XIV-XVI веков. Кроме того, у Саурана есть предшественник - еще одно городище, в трех километрах южнее. Его сейчас называют Каратобе, но это тот же Сауран только периода I-ХIII веков нашей эры.

Новый Сауран - один из крупнейших присырдарьинских городов Южного Казахстана - возник где-то в XIV веке и просуществовал до XVIII, затем пришел в упадок. Он был одним из торговых центров на Великом Шелковом пути. В нем имелись мечети, медресе, торговые помещения.

- Как и любой большой город, он давал налоги, - продолжает тему историк и краевед из Шымкента Алексей ГОНЧАРОВ. - Поэтому за такие города постоянно шла война между ханами. А когда люди замучились переходить под власть то одного, то другого хана и каждому платить дань, то просто покинули Сауран! Ушли в Туркестан, который более или менее щадили, потому что там находились могила и мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави.

Не просто городище

Известен Сауран и своей единственной из сохранившихся до наших времен крепостных стен. Туристы теперь могут видеть, какой величины был этот город. В период его расцвета, в конце XV и начале XVI века, здесь жили около 16 тысяч человек. Он был чуть больше Отрара и Туркестана. В Сауране работала знаменитая кяризная система водоснабжения. Вода в нее шла по естественному наклону водоупорного слоя из родников, находившихся в семи километрах отсюда. Средневековые хронисты писали, что такие кяризы были настолько мощными, что полностью заполняли водой городской ров вокруг Саурана.

В наше время туристы имеют возможность пройтись по улице, вымощенной в ХVI веке жителями Саурана.

- Мне кажется, что частично восстановленное здание - это медресе, - отмечает Алексей Гончаров. - Вот это худжры - кельи, где жили ученики. А вот это - ташнау, старинный туалет. В центре, видимо, зал для обучения. Но мечети здесь я не вижу, поскольку отсутствует михрабная ниша, указывающая на направление в Мекку… Думаю, это будет популярное место у туристов. Заходишь и видишь, как все это было. Здесь были знаменитые качающиеся минареты высотой с пятиэтажный дом. Со всей степи люди ехали, чтобы взглянуть на это чудо. Судя по описаниям, минареты свалили, чтобы использовать дорогой жженый кирпич для постройки домов. Этот кирпич в Средней Азии стоил дорого, поскольку для его изготовления требовалось много топлива. А топливо в степи было дефицитом.









СЫГНАК

Урок по теме Развитие городской культуры

Развалины этого некогда цветущего города лежат в 20 км к северо-востоку от железнодорожной станции Тюмень-Арык. Сыгнак (Сугнак, Сыгнах) далеко был известен за пределами юга Казахстана и Средней Азии. Это был крупный торговый центр, куда из далеких мест пригоняли на базар скот, лошадей, доставляли мясо, шерсть, кожу, шелковые и хлопчатобумажные ткани, керамику, стеклянную посуду, ювелирные изделия, зерно, муку.

Город славился своими неприступными укреплениями. И тем не менее, часто подвергался набегам, осадам, грабежам. Сыгнак упоминается еще в X в. в анонимном персидском сочинении «Худуд ал-Алем», а в XII в. город был центром кипчакского государственного объединения. Наибольшего расцвета Сыгнак достигает при Урус-хане. В конце XV в. городом владел казахский хан Бурундук. Вокруг города находились зимние кочевья казахских племен. Сыгнак был известен и в XVII-XVIII вв. В «Чертежной Книге Сибири», составленной в 1801 г., Сыгнак показан как один из немногочисленных в то время городов на юге Казахстана в долине Сырдарьи.

На месте средневекового Сыгнака сейчас лежит городище Сунак-ата. Центральное место в нем занимает пятиугольный бугор, стены которого равны: северная - 275 м, северо-западная - 175 м, юго-западная - 190 м, южная - 175 м и юго-восточная - 320 м. Въезд в городище находился с севера и сейчас имеет вид узкой ложбины. До наших дней сохранились остатки круглых башен. С трех сторон, кроме восточной, к бугру примыкает территория площадью около 25 га, занятая остатками жилых и культовых построек, пересеченная древними улицами и переулками.

На поверхности городища собрана коллекция керамики, монет, металлических изделий, которые отражают различные периоды жизни, уровень экономики и культуры племен, населявших Сыгнак и его округу.

Сыгнак (Сыганак, Сугнак, Сунак, Саганак) - городище на востоке современной Кызылординской области Казахстана, в 20 км севернее реки Сырдарьи, в 2 км северо-западнее аула Сунаката.

Площадь шахристана, обнесённого частично сохранившейся стеной с 15 башнями, около 10 га. Площадь предместья, обнесённого земляным валом - около 13 га. Остатки мечетей, медресе, мавзолеев, жилой застройки. Вода поступала в город из 20-километрового канала Тюмень-Арык из Сырдарьи, а также стекающих со склонов Каратау горных речек.

Город впервые упоминается в X веке в записях арабского географа Махсиди, как город огузов, к середине XI века - столица кыпчаков, крупный торговый и ремесленный центр на караванном пути, проходившем от гор Тянь-Шаня вниз по Сырдарье и далее к северному побережью Каспия.

В 1219 город разрушен монголами, но во второй половине XIII века возродился, один из монетных центров Золотой Орды [1]. С середины XIV века - столица Синей Орды.

Во второй половине XIV - XV веках был в составе империи Тимура и Тимуридов.

Во второй половине XV и в XVI веках - центр Казахского ханства, наряду с Туркестаном и Саураном. Сыгнак был его столицей в 1469-1511 и 1521-1598 годах. Полностью уничтожен джунгарами в 1723-1727 гг. и не восстановился как древнее городище.

Впервые раскопки города проводились в 1948 году московскими археологами, найдены предметы, датируемые V веком н. э. С 2004 года изучение города проводится в рамках казахстанской государственной программы «Культурное наследие».



© 2010-2022