- Преподавателю
- История
- Урок по теме Развитие городской культуры
Урок по теме Развитие городской культуры
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хмельцова Я.В. |
Дата | 03.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дата _____________ Класс____________
Тема: Развитие городской культуры
Цель: рассказывая о городах периода расцвета средневековья и об изменениях в градостроительстве, способствовать формированию у учащихся представлений о социально - экономическом значении городов 9-13 вв;
- развивать навыки самостоятельной работы с источниками, у меня делать анализ, принимать решения, развивать познавательную активность;
Воспитывать любовь и бережное отношение к культурному наследию прошлого.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
1.Где брал своё начало ВШП? (из районов в долине реки Хуанхэ в Китае)
2. Какова общая протяжённость ВШП (7 тысяч километров)
3. Какие товары провозили по ВШП? (шёлк, пряности, лошадей, ковры, фрукты, овощи)
4. Историческое значение ВШП? (не только способствовал установлению и развитию торговых связей между народами, но и благоприятствовал укреплению дипломатических отношений между странами Востока и Запада)
5. Когда ВШП начал функционировать и когда прекратил свое существование(2в до н.э.- 14 века н.э.)
Молодцы, хорошо!
А теперь я вас приглашаю в круг радости который называется «Формула любви» и повторяйте за мной.
Я так люблю себя (руку на сердце),
Что я могу любить тебя (руку на плечо соседа).
И ты начнешь любить себя (руку на плечо соседа).
И сможешь полюбить меня (руку на сердце).
Молодцы! А теперь из коробочки каждый достаньте по одному листочку ( круг, квадрат, треугольник). Занимаем свои места.
Итак, посмотрите на доску
Основные понятия: города Южного Казахстана и Жетысу, мастерские, районы города: шахристан, цитадель, рабад; тандыр, суфа, «дома - коржыны», таншау. Глядя на эти понятия, подумайте о чём сегодня мы с вами будем говорить на уроке. (версии ответов детей). Молодцы! В тетрадях запишите число и тему урока «Развитие городской культуры»
По данным археологических исследований, по сравнению с ранним средневековьем (VI- IX вв.) в середине средних веков (Х-ХП вв.) в Казахстане значительно оживленнее развивалась оседлая культура и росло число городов. Если в раннем средневековье в Южном Казахстане насчитывалось 30 городов, то во второй половине средневековья их число увеличилось до 37. А по письменным источникам, если на первых порах было известно 6 городов, то в последующее время - 33.
Рост числа городов был связан с усилением их значимости, развитием экономических, культурных связей Востока с Западом. Второй причиной этого является переход в окрестностях и внутри городов кочевых скотоводов к оседлому образу жизни, что также влияло па увеличение числа городов, а также численности их населения.
Средоточием городов являлся Южный Казахстан в междуречье Арыси и Сырдарьж В среднем течении Арыси сформировался густонаселенный округ Кенджде с центром в городе Усбаникет, а при впадении Арыси в Сырдарыо был сформирован Фарабский округ с центром в городе Отрар. В регионе Шавгара (Йасы) имелись города Карнак, Ка- рачук, Шур (Сури) и Сауран. В среднем течении Сырдарьи находился город Сюткент, в нижнем - города Сыгнак, Жанкент, Аш- нас и Баршынлыкент. У северных предгорий Каратау были расположены города Баладж и Берукет.
Города росли не только численно, но и по площади, экономическому положению. Их можно подразделить на три группы. К первой группе относятся городища, площадь которых составляет более 30 гектаров. Это Испиджаб, Отрар, Сауран и другие. Вторая группа включает городища площадью of 15 до 30 гектаров. В их числе можно назвать Бурух, Хурлуг и другие города. В третью группу входят городища, площадь которых не достигает 10 гектаров. Такие города наиболее многочисленны. Площадь городов зависела не только от численности их жителей, но и от наличия общественных сооружений (торговых, религиозных и т.д.).
На партах у вас есть ресурсы связанные с описанием средневековых городов Тараз, Туркестан, Сауран, Сыгнак. Именно эти города мы с вами рассмотрим. Сейчас вы самостоятельно с помощью всех ресурсов составляете постер своего города и защищаете его. Либо всей группой либо от группы выступает спикер. Внимательно изучете материал. Вам даётся время 20 минут. Время пошло.
Вопросы для группы «Тараз»
-
Где находится город Тараз? (на юге Казахстана, реке Талас)
-
В честь него город был переименован в Аулие-ата. (Карахана)
Вопросы для группы «Туркестан»?
-
Где расположен город Туркестан? (в 225 км к северо - западу от города Шымкента в Южно - Казахстанской области)
-
Достопримечательностью города является …(мавзолей Х.А. Йассауи)
Вопросы для группы «Сауран»
-
Где находится город Сауран? (В 30 км к северо-западу от г. Туркестана)
-
В первой половине 14 века Сауран был столицей …(Ак-Орды)
Вопросы для группы «Сыгнак»
1. Развалины города Сыганак расположены в …(на юге Кызылординской области)
2. При хане Урусе в городе началось строительство …(мечетей, медресе)
Итак, время вышло, пожалуйста кто первый начнёт защиту.
(дети защищают свои работы).
Рефлексия. Мишень (дети оценивают свои успеха на уроке и сам урок, прикрепляют стикеры к мишени)
Подведение итогов урока, выставление оценок
Домашнее задание. Прочитать параграф17,19 ответить на вопросы устно.
Всем спасибо!
Раздаточный Материал ТАРАЗ
На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современного Тараза важного промышленного и культурного центра республики, находятся остатки одного из крупнейших средневековых городов Казахстана. Он был основан во 2-3 вв. до н. э. Поэтому Тараз по праву считается одним из самых древнейших городов Казахстана. Здесь встречаются стоянки первобытного человека периода палеолита и неолита, памятники эпохи бронзы (многочисленные курганы так называемого андроновского типа, наскальные изображения), десятки развалин средневековых городов, укреплений, а также архитектурных сооружений.
Более подробные сведения о древнем Талазе дал китайский путешественник Сюань-Цзянь, побывавший здесь спустя 60 лет после Земарха, т. е. в 30-х годах 7 в. Он писал: «Талас имеет окружность от 8 до 9 ли. Здесь останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из многих стран» и что город этот своими размерами и чертами планировки напоминает ему современные города Средней Азии.
сюань цзань
В то время центром Тараза, а так же его самой древней частью является цитадель - наиболее укреплённая часть города, резиденция владетельной особы, здесь же хранились товары, казна, оружие. К цитадели примыкала окружённая стеной территория города, называемая - шахристаном. Здесь располагались жилища знати, богатых купцов, ремесленников, к тому же здесь были и торговые лавки. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-ремесленные предместья - рабады. В них помещались ремесленные мастерские, жилища мастеров, хижины бедного городского люда. Так же в самом городе размещались караван-сараи, лавки купцов. Видно, что разделение на «богатых и бедных» было очевидным и весьма жестким. Никто из бедной прослойки тогдашнего общества не мог жить в цитадели и наоборот, ни один уважающий себя богатый купец не остановился бы и не торговал где-нибудь иначе как в шахристане.
Тараз был центром большого социально-экономического комплекса, в который входили десятки крупных и мелких городков, селений, отдельных усадеб и замков. Тараз был центром важного и высокоразвитого в культурно-экономическом отношении района. Об этом может свидетельствовать и тот факт, что здесь же начиная с 8 века чеканилась местная монета.
Наибольшего расцвета достиг Тараз в 10-12 веках, во время правления в Средней Азии династии караханидов. В это время он становится столицей одного из удельных владений. Политическая самостоятельность Тараза и автономного округа проявлялись прежде всего в местной чеканки монеты от лица городских владетелей. В нач. 11 в. таразскому правителю Туган-хану подчинились владетели Самарканда и Кашгара. Естественно, что данная политическая сила была следствием экономического могущества города, о чем свидетельствует археологические находки.
Подъём городской культуры в этот период связан с усилением феодальных отношений в Казахстане и с развитием торговли. Феодальная знать из династии караханидов, сделав себе ислам главной идеологической опорой, упрочивает своё господство на юге Казахстана и в Семиречье, при этом насаждая обычные формы феодальной эксплуатации, основанной на вассальной системе. Облик городов Южного Казахстана в этот период принимает уже черты, типичные для феодальной эпохи, - города с цитаделью, со сторожевыми башнями, мощными фортификационными сооружениями. Большое развитие получают архитектура и декоративное искусство. В этот период происходит не только количественный рост городских поселений и общественных зданий, но и качественный скачок, установление определённых форм в архитектуре и декоративном искусстве, выработанных сообразно с идеологическими потребностями верхушки феодалов.
Главное направление в архитектуре того времени - это появление новых черт строительной техники, идея конструктивного и декоративного перерождения общественных и культовых зданий. Период характерен освоением новых видов строительного материала - ганча, алебастра, терракотовых и изразцовых плит. Наряду с древней пасхой и сырцовым кирпичом широкое распространение получает жжёный кирпич и строительный камень для фундаментов зданий. При кладке стен большее применение получают деревянные связки из тальника, карагача, жиде и пр.
В строительной технике большим искусством становятся фигурные кладки кирпича в виде квадратов, треугольников, ромбов, ёлок. Этим приёмом украшались фасады и декоративная часть здания. В это время декоративность вообще довлеет над остальным.
в 1220 г. Тараз был завоеван войсками Чингиз-хана и до основания разрушен, а на его месте в конце 18 в. была построена крепость, вблизи которой стал развиваться город Аулие-Ата (святой старец). Первыми поселенцами его были узбеки - выходцы из Намангана. Население города занималось ремеслом и торговлей. В 1864 году Аулие-Ата вошел в состав России и был занят русскими войсками. Через него проходил тракт из Ташкента на Верный и Пишпек. Город стал заселяться русскими чиновниками и военными. В русской части города было около двух десятков небольших промышленных предприятий по первичной обработке сельскохозяйственного сырья, главным образом шерстомоечное и кожевенное производство. В городе было свыше 20 мечетей и 3 церкви. В 1936 г. он был переименован в Мирзоян, а в 1938 г. город был переименован в Джамбул по имени казахского поэта Джамбула Джабаева.
8 января 1997 года Указом Президента Казахстана Н.А. Назарбаева городу возвращено его исконное название - Тараз. Сегодня Тараз - крупный город, центр химической, пищевой, сахарной промышленности республики.
Подводя итог, можно сказать, что средневековый Тараз имел большое значение в развитии всех сфер деятельности человека не только на территории Казахстана, но и Средней Азии. Ведь этот город был одним из крупнейших на Великом Шёлковом Пути - главной магистрали древности. Таким образом все «точки» этого торгового пути в равной степени влияли друг на друга, передавали новые достижения в ремесле, искусстве, архитектуре и пр. Таким же способом распространялась и религия. К тому же Тараз оказал влияние на развитие социально-политической организации человека. И не известно каких «вершин» достиг бы Тараз, если бы его «жизнь» не была прервана в 13 веке.
ТУРКЕСТАН
Туркестан (Йасы) - средневековый город, развалины города находятся в 225 километрах к северо-западу от города Шымкента в Южно-Казахстанской области, на правом берегу реки Сырдарья, близ города Туркестана. ВIV-X веках на месте современного города Туркестана находился город Шав- гар. В XII-XIV веках город назывался Йасы. После воздвижения в городе знаменитого мавзолея Ходжи Ахмеда Йа- сауи, построенного по приказу эмира Тимура, Туркестан превратился в религиозно-культурный центр тюрков
С историей Туркестана тесно переплеталась судьба двух средневековых городов Южного Казахстана - Шавгара и Ясы, бывших в разные исторические периоды административными и экономическими центрами туркестанского оазиса. Сначала главным городом был Шавгар, затем Ясы (так назывался Туркестан до ХVI в.).
По письменным источникам IХ - Х вв. известно, что в районе современного г.Туркестана в раннее средневековье располагался округ Шавгар с одноименным центром. Шавгар был главным городом области в период VI-ХI вв. Ему подчинялись другие мелкие города и поселения, в число которых входил и Ясы - будущий центр округа.
Жемчужина Великого Шелкового пути - город Туркестан - один из древнейших городов не только Казахстана, но и Центральной Азии. Возникший в 490 году, он достиг своего расцвета в XII веке. Окруженный мощными крепостными стенами, Туркестан был административным центром среднеазиатских владетелей из династий хорезмшахов, монголов, тимуридов, шейбанидов. В XVI - XVIII века вв. он был столицей Казахского ханства, располагаясь на стыке кочевой и оседлой культур, на пересечении торговых путей. В этом городе проходили величественные церемонии вступления на престол ханов, с участием представителей других государств. Слава города простиралась по всему миру.
В немалой степени этому способствовало имя Ходжи Ахмеда Яссави - дервиша, проповедника суфизма, поэта, жившего в этом городе. Над скромной усыпальницей святого, ставшей местом паломничества, трехкратное посещение которой приравнивалось к хаджу в Мекку, по приказу Амира Тимура (спустя 233 года) был воздвигнут величественный мавзолей. Так, Туркестан заслужил славу мусульманской святыни.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави - непревзойденный шедевр средневекового зодчества. Это удивительный комплекс дворцов и храмов из 30 различных комнат и залов. Внешний диаметр главного купола - более 40 м, окружность - 130 м, высота минаретов - 12 м. Поражают впечатление элегантность декора, узорные своды потолков, цветная мозаика. Памятник восстановлен в своем первозданном виде и охраняется государством. Каждый может полюбоваться жемчужиной Средневекового Востока в городе Туркестан.
По народному поверью, дорога в Туркестан обязательно должна лежать через мавзолей Арыстан-Баб, возведенный над могилой учителя Ахмеда Яссави. По преданию этот старец был соратником пророка Мохаммеда и прожил 500 лет для того, чтобы передать знания и мудрость пророка Ходжа Ахмеду Яссави. С XVI века Ясы получает свое современное название - Туркестан. Десятки древних городов, поселений и религиозных сооружений украшают окрестности Туркестана, и каждый памятник по-своему неповторим.
САУРАН
В 40 километрах от Туркестана для показа туристам частично реконструировано средневековое городище Сауран. По счастливому совпадению, оно находится рядом с международной трассой Западная Европа - Западный Китай.
Городище Сауран сохранилось лучше строений Отрара и других средневековых городов. И оно уже частично защищено от погодных катаклизмов консервационным слоем из современных материалов.
Для международного туризма Сауран более перспективен, - убежден проводивший здесь работыархеолог Ербулат СМАГУЛОВ. - Здесь проведены большие раскопки зданий из жженого кирпича. Они XIV-XVI веков. Кроме того, у Саурана есть предшественник - еще одно городище, в трех километрах южнее. Его сейчас называют Каратобе, но это тот же Сауран только периода I-ХIII веков нашей эры.
Новый Сауран - один из крупнейших присырдарьинских городов Южного Казахстана - возник где-то в XIV веке и просуществовал до XVIII, затем пришел в упадок. Он был одним из торговых центров на Великом Шелковом пути. В нем имелись мечети, медресе, торговые помещения.
- Как и любой большой город, он давал налоги, - продолжает тему историк и краевед из Шымкента Алексей ГОНЧАРОВ. - Поэтому за такие города постоянно шла война между ханами. А когда люди замучились переходить под власть то одного, то другого хана и каждому платить дань, то просто покинули Сауран! Ушли в Туркестан, который более или менее щадили, потому что там находились могила и мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави.
Не просто городище
Известен Сауран и своей единственной из сохранившихся до наших времен крепостных стен. Туристы теперь могут видеть, какой величины был этот город. В период его расцвета, в конце XV и начале XVI века, здесь жили около 16 тысяч человек. Он был чуть больше Отрара и Туркестана. В Сауране работала знаменитая кяризная система водоснабжения. Вода в нее шла по естественному наклону водоупорного слоя из родников, находившихся в семи километрах отсюда. Средневековые хронисты писали, что такие кяризы были настолько мощными, что полностью заполняли водой городской ров вокруг Саурана.
В наше время туристы имеют возможность пройтись по улице, вымощенной в ХVI веке жителями Саурана.
- Мне кажется, что частично восстановленное здание - это медресе, - отмечает Алексей Гончаров. - Вот это худжры - кельи, где жили ученики. А вот это - ташнау, старинный туалет. В центре, видимо, зал для обучения. Но мечети здесь я не вижу, поскольку отсутствует михрабная ниша, указывающая на направление в Мекку… Думаю, это будет популярное место у туристов. Заходишь и видишь, как все это было. Здесь были знаменитые качающиеся минареты высотой с пятиэтажный дом. Со всей степи люди ехали, чтобы взглянуть на это чудо. Судя по описаниям, минареты свалили, чтобы использовать дорогой жженый кирпич для постройки домов. Этот кирпич в Средней Азии стоил дорого, поскольку для его изготовления требовалось много топлива. А топливо в степи было дефицитом.
СЫГНАК
Развалины этого некогда цветущего города лежат в 20 км к северо-востоку от железнодорожной станции Тюмень-Арык. Сыгнак (Сугнак, Сыгнах) далеко был известен за пределами юга Казахстана и Средней Азии. Это был крупный торговый центр, куда из далеких мест пригоняли на базар скот, лошадей, доставляли мясо, шерсть, кожу, шелковые и хлопчатобумажные ткани, керамику, стеклянную посуду, ювелирные изделия, зерно, муку.
Город славился своими неприступными укреплениями. И тем не менее, часто подвергался набегам, осадам, грабежам. Сыгнак упоминается еще в X в. в анонимном персидском сочинении «Худуд ал-Алем», а в XII в. город был центром кипчакского государственного объединения. Наибольшего расцвета Сыгнак достигает при Урус-хане. В конце XV в. городом владел казахский хан Бурундук. Вокруг города находились зимние кочевья казахских племен. Сыгнак был известен и в XVII-XVIII вв. В «Чертежной Книге Сибири», составленной в 1801 г., Сыгнак показан как один из немногочисленных в то время городов на юге Казахстана в долине Сырдарьи.
На месте средневекового Сыгнака сейчас лежит городище Сунак-ата. Центральное место в нем занимает пятиугольный бугор, стены которого равны: северная - 275 м, северо-западная - 175 м, юго-западная - 190 м, южная - 175 м и юго-восточная - 320 м. Въезд в городище находился с севера и сейчас имеет вид узкой ложбины. До наших дней сохранились остатки круглых башен. С трех сторон, кроме восточной, к бугру примыкает территория площадью около 25 га, занятая остатками жилых и культовых построек, пересеченная древними улицами и переулками.
На поверхности городища собрана коллекция керамики, монет, металлических изделий, которые отражают различные периоды жизни, уровень экономики и культуры племен, населявших Сыгнак и его округу.
Сыгнак (Сыганак, Сугнак, Сунак, Саганак) - городище на востоке современной Кызылординской области Казахстана, в 20 км севернее реки Сырдарьи, в 2 км северо-западнее аула Сунаката.
Площадь шахристана, обнесённого частично сохранившейся стеной с 15 башнями, около 10 га. Площадь предместья, обнесённого земляным валом - около 13 га. Остатки мечетей, медресе, мавзолеев, жилой застройки. Вода поступала в город из 20-километрового канала Тюмень-Арык из Сырдарьи, а также стекающих со склонов Каратау горных речек.
Город впервые упоминается в X веке в записях арабского географа Махсиди, как город огузов, к середине XI века - столица кыпчаков, крупный торговый и ремесленный центр на караванном пути, проходившем от гор Тянь-Шаня вниз по Сырдарье и далее к северному побережью Каспия.
В 1219 город разрушен монголами, но во второй половине XIII века возродился, один из монетных центров Золотой Орды [1]. С середины XIV века - столица Синей Орды.
Во второй половине XIV - XV веках был в составе империи Тимура и Тимуридов.
Во второй половине XV и в XVI веках - центр Казахского ханства, наряду с Туркестаном и Саураном. Сыгнак был его столицей в 1469-1511 и 1521-1598 годах. Полностью уничтожен джунгарами в 1723-1727 гг. и не восстановился как древнее городище.
Впервые раскопки города проводились в 1948 году московскими археологами, найдены предметы, датируемые V веком н. э. С 2004 года изучение города проводится в рамках казахстанской государственной программы «Культурное наследие».