Методическая разработка урока истории Ничтожные наследники северного властелина

Цель: создать условия для систематизации знаний учащихся по теме «Дворцовые перевороты»; отработка алгоритма решений заданий ЕГЭ по истории. Задачи: Познавательные: рассмотреть изменения во внутренней политике в период 1725-1762 гг.; сравнить внутреннюю политику Петра Великого и императоров периода «дворцовых переворотов». Развивающие: развивать критическое мышление, умение анализировать тексты документов; коммуникативные навыки. Воспитательные: воспитывать интерес к отечественной истории; ...
Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка уроков истории России, 10 класс

«Ничтожные наследники северного исполина» (2 урока)

Цель: создать условия для систематизации знаний учащихся по теме «Дворцовые перевороты»; отработка алгоритма решений заданий ЕГЭ по истории.

Задачи:

Познавательные: рассмотреть изменения во внутренней политике в период 1725-1762 гг.; сравнить внутреннюю политику Петра Великого и императоров периода «дворцовых переворотов».

Развивающие: развивать критическое мышление, умение анализировать тексты документов; коммуникативные навыки.

Воспитательные: воспитывать интерес к отечественной истории; осознавать себя частью общего исторического пространства.

Технологии: ТРКМ, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Тип уроков: повторительно-обобщающий.

Форма уроков: практикум по работе с текстом учебника, заданиями ЕГЭ по теме

Оборудование: компьютер, проектор, учебник История России, конец XVII - XIX век. 10 класс. Профильный уровень. Сахаров А.Н., Буганов В.И., Зырянов П.Н.

Информационные ресурсы: авторская презентация, задания ЕГЭ по теме урока с сайта «Решу ЕГЭ. История» (hist.reshuege.ru/).

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Расставьте портреты в порядке правления лиц, на них изображенных.

Вопросы:

Кто представлен на этих портретах? Назовите каждого и укажите даты его правления. Какой из представленных портретов вы бы исключили из перечня и почему?

Решение заданий 2 части ЕГЭ (тип 24) по истории (фронтально):

1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После смерти Петра I канцлер Г.И. Головин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее трех причин.

Укажите, кто занял престол? Приведите не менее трех причин, почему это случилось.

2. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В январе 1730 г. Членами Верховного тайного совета на российский престол была приглашена Анна Иоанновна. При этом было принято решение ограничить самодержавную власть императрицы рядом условий - «Кондициями».

Каковы были эти условия, и почему попытка ограничения самодержавной власти («затейка верховников») не удалась? Назовите не менее 3 условий и не менее 3 причин.

3. Постановка проблемы.

А.С. Пушкин называл правителей эпохи дворцовых переворотов «ничтожными наследниками северного исполина». Прав ли был великий поэт? Что необходимо знать, чтобы ответить на данный вопрос? Формулируем тему и цель урока. Записываем в тетрадь.

Тема: «Внутренняя политика эпохи дворцовых переворотов»

Цель: сравнить внутреннюю политику Петра Великого и императоров 1725-1762 гг.

4. Организация работы групп.

Класс делится на три группы (по рядам). Задача каждого ряда: используя материал параграфа 46 заполнить соответствующие строки таблицы:

1 ряд - внутренняя политика Екатерины I и Петра II;

2 ряд - внутренняя политика Анны Иоанновны и Ивана VI;

3 ряд - внутренняя политика Елизаветы Петровны и Петра III.

В графе «Итог» записать ответ на вопрос: в какой степени продолжались преобразования Петра Великого при его преемниках?

5. Представление результатов работы групп.

После того, как все группы представят результат своей работы, и у каждого учащегося будет заполнена вся таблица, возвращаемся к проблемному вопросу урока: прав ли был А.С. Пушкин, называя правителей эпохи дворцовых переворотов «ничтожными наследниками северного исполина»? Ответ аргументируйте. Ответ на проблемный вопрос записываем как вывод таблицы.

6. Закрепление материала. Решение заданий ЕГЭ по истории типа 24.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

1) Ближайшие преемники Петра I на престоле (Екатерина I, Петр II) предали его политический курс и не отличались бережным отношением к его наследию.

2) Царствование Анны Иоанновны стало временем долгожданной стабильности после петровских потрясений и череды придворных интриг. Был осуществлён ряд мер в социальной сфере, в области регулирования промышленности и торговли, сферы управления.

3) Есть в истории…лучшие эпохи, в которых работа внутреннего роста государственного и народного происходила легко, свободно… Таково царствование Елизаветы Петровны. …Благоденственно развивается самобытная внутренняя мощь страны, и славны те царские имена, с которыми связана память этих великих эпох.

4) «Типичные черты политики «просвещённого абсолютизма» за короткое царствование Петра III обнаружились особенно эффективно...

Так называемый Век Екатерины начался, по существу, ещё за несколько лет до её восшествия на престол».

5) Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.

7. Рефлексия. Выберите одно из предложений и закончите его:

Меня удивило…

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я получил от этого урока…

За это я могу себя похвалить…

Мне показалось важным…

Было трудно…

Мои ощущения…

Я научился…

Урок заставил задуматься…

Урок навел меня на размышление…

Над этим мне надо еще поработать…

Я недоволен потому, что…

Приложение 1

Методическая разработка урока истории Ничтожные наследники северного властелина

Приложение 2

Методическая разработка урока истории Ничтожные наследники северного властелина

© 2010-2022