• Преподавателю
  • История
  • Методический материал по истории на тему Использование фондов президентской библиотеки на уроках истории

Методический материал по истории на тему Использование фондов президентской библиотеки на уроках истории

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История, как и все другие науки, решает свои задачи, то есть воссоздает прошлое человеческого общества во всей своей конкретности и многообразии на основе изучения определенных исторических фактов.

Исторический источник является основным средством в процессе обучения истории в школе. Однако его значение в методической науке и практике до сих пор не определено однозначно. Актуальность исследуемой темы подчеркивается тем, что сегодняшние ученики - завтра активные участники общественной жизни. В силу этого важно насколько учителю истории удастся использовать воспитательный потенциал исторического источника для сформирования мировоззрения своих ученикови и повысить мотивацию учеников к обучению.

Цель работы: повышение эффективности урока истории через использование фонда президентской библиотеки, которое осуществляю дифференцированно, с учетом склонностей и потребностей отдельных групп учащихся.

Осуществление данной работы позволяет решить следующие задачи:

- Формирование мотивации познавательной деятельности школьников, поддержание интереса к изучаемой теме и способам учебной и учебно-исследовательской работы.

- Обучение толерантному и позитивному восприятию мира и его прошлого.

- Умение применить теоретические знания для анализа конкретых фактов, аргументировать свою позицию, опираясь на исторические источники.

Объектом работы является процесс работы с историческим текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Исходя из задач можно выделить значимость:

Теоретическая значимость работы заключается в том, что использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем, ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать её.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы не только учителями истории средней школы, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин.

Принципы работы: систематичность, наглядность, дифференциация, индивидуализация.

Правильно организованная работа с источниками также позволяет педагогу рационально использовать время, отведенное для изучения определенной темы, так как является одним из продуктивных способов обучения.

Анализ современного школьного опыта показывает отсутствие интереса у учащихся к историческим источникам. Это положение существует, потому что работа с ними чаще всего сводится к заданиям на определение автора документа, выделение из текста главного, прочтению дополнительной литературы и конспектированию объемного текста. Таким образом, источник для школьников становится неважным и ненужным, а главная часть работы ориентирована на литературу, являющуюся уже готовой историографической интепретацией документов. Результат такой работы с источниками зачастую оказывается противоположным поставленным целям: ребята не понимают, зачем вообще нужно читать источники, какое отношение они имеют к изучению истории. Положение усложняется и представляет серьезную проблему в рамках изучения истории по второму концентру, так как произошло разделение предпрофильной и профильной подготовки. Программа работы в старших классах подразумевает уже профильную подготовку ученика для поступления в ВУЗ и, следовательно, в ее рамках большее внимание должно быть уделено работе с источниками. Поэтому вопрос о том, как заинтересовать ученика, как показать, что источник может быть весьма важным в процессе познания прошлого является весьма актуальным.

Место и роль источника в школьном историческом образовании должны измениться. Для этого необязательно кардинально менять содержание программ и принципиальные подходы к обучению. Нам представляется, что у каждого учителя должна остаться определенная свобода в выборе средств обучения, форм и технологий работы с ними. На современном этапе развития школьного образования методика в состоянии предложить традиционные и новые технологии работы с историческими источниками в связи с изменением целей, содержания образования, которые направлены на личностно-ориентированный подход в обучении. Так любой ученик зайдя на сайт президентской библиотеки может найти информацию интересующую его при подготовке домашнего задания или из своего собственного интереса. Как поступили дети в 5 классе, при подготовке домашнего задания «Когда появился театр на Руси», они зашли на сайт (а это было как раз в предверии дня театра, который отмечается 27 марта) Президентская библиотека представила электронные копии редких изданий по истории театра. Среди них - «Театр допетровской Руси: публичная лекция А. Архангельскаго» 1884 года, книга П. О. Морозова «История русского театра до половины XVIII столетия» 1889 года, сборник статей «История русского театра. Т. 1 / под ред. В. В. Каллаша и Н. Е. Эфроса» 1914 года, «Краткий курс истории русского театра: пособие для театральных вузов, техникумов, студий» В. Н. Всеволодского-Гернгросса 1936 года. В фонде библиотеки представлен полный курс лекций В. Н. Всеволодовского-Гернгросса «История русского театра») сопровождающая статья, также помогла подготовиться к уроку некоторым учащимся.

Особенность исторической науки по сравнению с естественными науками, состоит в том, что конкретные события и явления, которые она изучает, не поддаются непосредственному опытному исследованию. Сразу же после появления они становятся достоянием прошлого, а условия их возникновения настолько своеобразны, что искусственно воссоздать их практически невозможно. Например книга Тюменского писателя Александра Мищенко, в которую вошла повесть "Полет Путина-стерха". Ее главным героем стал президент России, который на дельтаплане повел птиц на новое место зимовки. Так вот эта книга есть в фонде президентской библиотеки.


Конкретные исторические факты, составляющие основу конкретных научных фактов, которыми оперируют историки, дошли до нас в виде остатков орудий и средств труда людей прошедших эпох, предметов их обихода, архитектурных сооружений и других памятников материальной культуры. Сведения о прошлом человеческого общества донесли былины, песни, предания, пословицы и даже язык народа. Особенно много исторических фактов отразилось в составе письменных памятников в виде законодательства, государственных и частных актов, публицистических и художественных произведений. Все эти формы, в которых дошли до нас факты прошлого, мы называем историческими источниками, которые содержаться на различных интернет-сайтах. Благодаря материалам Президентской библиотеки информация становится доступной поколению «экранной культуры». Яркость и эмоциональная окрашенность предлагаемого материала повышает воспитательный эффект. Ну а достоверность информации библиотеки позволяет быть уверенным в том, что наше новое поколение сформируют правильный взгляд на историю нашего государства и мира в целом.

Присутствие и использование материалов президентской библиотеки на уроке позволяет наиболее эффективно преодолевать ряд возникающих в преподавании истории в старших классах проблем именно:

Наличие у подростка разнообразных, но часто некачественных источников информации о событиях прошлого. Неподкрепленное чем-либо кроме учебника слово учителя зачастую бессильно перед детским: «А по телевизору показывали…» или «А мой папка сказал….». Но эту проблему можно превратить в ситуацию стимулирования познавательной активности, стоит предложить разобраться в позициях авторов учебника и «принесенной» учеником точки зрения на основании документов взятых из фонда Президентской библиотеки.

Наличие в общеобразовательном классе ребят с разным уровнем мотивации, подготовки, социального заказа.

Вместе с тем, проблема обучения в одном классе ребят с разнонаправленными интересами не является непреодолимой, так как в распоряжении учителя находится достаточное количество методической литературы, позволяющей превратить имеющиеся недостатки в способ решения проблем.

Одновременно с введением Единого Государственного Экзамена в качестве основной формы итоговой аттестации выпускников возрастает значение формирования у учащихся навыков работы с документом, так как задания, требующие умения анализировать исторический источник, научный или публицистический текст, содержатся в заданиях ЕГЭ по истории.

Кроме того, именно документ обеспечивает наибольшую вариативность построения урока. Один и тот же документ позволяет решать различные задачи в зависимости от особенностей построения урока, его целей. Для этого требуется разрабатывать иное, чем в учебнике дидактическое сопровождение. Так после отрывка из летописи «Стояние на Угре» предлагается следующее задание «Оцените справедливость традиционного названия событий на Угре - «стояние». Можно предложить следующие вопросы:

Перескажите содержание документа и дайте оценку действиям сторон (для слабых учащихся);

Какие последствия имело стояние на Угре для Руси и Орды?

В чем причина нерешительности сторон? (для сильных учащихся)

Для работы па уроке эффективны небольшие по объему документы за исключением индивидуальных домашних заданий для отдельных учащихся, либо для лабораторных работ в группе. Т.е. объем документа или пакета документов должен соответствовать форме работы и времени на работу с ними.

- При отборе документов следует соотносить форму предполагаемой работы и особенности текста: информационность, эмоциональность и т.д. Многие исторические источники обладают большой силой эмоционального воздействия, что необходимо использовать в воспитательных целях урока, т.к. следует помнить об особом воспитательном потенциале истории: Дисциплины социально-общественного цикла позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в прошлом, формирование у них важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Очевидно, что этот эффект во многом создается «живым голосом» исторического источника.

Художественные произведения и предметы материальной культуры главным образом играют эмоционально-иллюстративную роль, а при их отборе следует учитывать не только художественную ценность, но и выразительную емкость и точность в передаче сути и духа эпохи. Ярким примером не столько художественной, сколько исторической яркости может служить стихотворение К.Симонова «Если дорог тебе твой дом» при изучении Великой Отечественной войны или произведения советских поэтов и художников, посвященные И.В. Сталину при изучении общественно-политических процессов 30-х гг. ХХ в.

Следующий этап работы это подготовка источника к его восприятию школьниками: он должен сопровождаться краткими вводными примечаниями и комментариями, поясняющими значение слов и понятий, а также вопросами для размышления и заданиями, которые должны быть выполнены в ходе работы с источником.

Естественно, что для успеха работы необходимо научить ребят основам работы с источниками, прежде всего, умение оценить степень объективности информации с учетом позиции автора документа, времени его создания и т.д., представление об особенностях разных видов источников, их характерных особенностях. Этим вопросам не обязательно посвящать отдельные занятия. Достаточно систематически обращать внимание старшеклассников на эти моменты при анализе. Целесообразно также вставлять время от времени в канву урока документы, способствующие не просто пониманию темы, но и характеризующие какой-либо тип источника. Так, при изучении февральской революции учащимся предлагается отрывок из дневника Николая II от 23.02.1917 г., в котором говорится об удачной стрельбе по воронам, но ни слова о беспорядках в столице. Помимо вывода о том, что опасность революции не была оценена своевременно, учащимся предлагается подумать, что бы вспомнил император об этом дне, поведись ему писать мемуары через 10-15 лет после событий?

Среди уроков и внеурочной деятельности, проведенных мной с использованием материалов Президентской Библиотеки хотелось бы выделить: «Героический подвиг жен декабристов», подтержденный материалами библиотеки, а именно журнала «Каторга и ссылка», где подробно описан гражданский подвиг жен декабристов, обилие иллюстраций на сайте, найбольшим образом подогревает интерес учащихся, а по ним ученики, тоже могут сделать определенные выводы, смогут дать волю своему воображению. И это все имеет огромное значение при формировании личности в наших современных, избалованных интернетом и телевидением детях. Также при подготовке к уроку в 5 классе по теме «В театре Диониса» мне помогла статья вышедшая в придверии Дня театра, 27 марта, где Президентская библиотека представила электронные копии редких изданий по истории театра, ведь дети изучая историю возникновения театра в другом государстве должны знать и историю появления театра на Руси. Таким образом, дети учаться сравнивать, находить причинно-следственные связи, что в первую очередь уже с 5 класса готовит их к сдаче ЕГЭ. При подготовке биографии Николая II в 9 классе мне помогла электронная коллекция президентской библиотеки в которой собраны оцифрованные официальные документы, мемуары, дневники, деловая и личная переписка, фрагменты кинохроники, фотографии и живописные произведения, аудиозаписи радиопередач, научно-популярные фильмы, исторические исследования, библиографии и другие исторические документы. Для 7 класса нашла текст манифеста Екатерины II о присоединении Крыма к России в 1783 году, который представлен в 21-м томе Полного собрания законов Российской империи.На портале также представлен изобразительный ресурс по Крыму: альбом фотографий начала XX века «Виды Крыма = Vues de Crim», а также коллекция открыток Крыма конца XIX - середины XX века. Самые ранние фотографии относятся, предположительно, к 1894 году.

Метод логических заданий

Чем старше учащиеся, тем актуальнее становится вопрос изучения исторических источников, как в количественном, так и в качественном отношении. Количество источников для изучения учитель регулирует сам (согласно стандарту курса истории). А повлиять на качество работы учащихся с истоснтком можно только одним способом - более глубоко ориентировать школьников в их самостоятельной работе над текстом. Нельзя сводить задания по изучению источников просто к чтению и конспектированию определенного текста к конкретному числу. При таком ориентировании результаты работы учащихся чаще всего носят формальный характер. В самостоятельной работе важно внутреннее ориентирование, благодаря которому учащиеся смогут уяснить глубинные истины источника. Именно такому пути изучения литературы способствуют логические задания, т.е. совокупность методических средств, ориентирующих читателей на глубокое изучение источника: анализ и обобщение его основных идей и положений, применение полученных знаний в оценке окружающей действительности, исторических фактов, личностей и явлений.

«Логические задания предусматривают такие умственные действия, в результате которых на базе уже имеющихся знаний образуются новые мысли, идеи, происходит их управляемое наращивание на продуктивно - познавательной основе».

«Логические задания условно или прямо включают три блока.

Первый блок- выяснение причин, времени и условий создания источника, а так же непонятных слов, которые встречаются в тексте. Учитель ориентируют учеников, приводя определения основополагающих терминов и формируя вопросы относительно причин появления источника.

Второй блок- включает вопросы, направленные на нахождение нужного материала, на ее глубокое усвоение (а не простое запоминание).

Третий блок- обобщающие и практические задания. Обобщающие задания требуют от учащихся сведения разбросанных толкований по одному важному положению в единое целое, они подводят его к какой-то общей идее, к истинной причине, к концепции и т.п. Практические задания требуют соотнесения того, что изучается, с современной действительностью, т.е. использования исторического опыта в учебных целях».

В основе логических заданий лежит ряд методических средств.

Первое методическое средство - вопросы по содержанию учебника.

Учителя обычно формируют вопросы, начинающиеся словами «что», «где», «когда», «сколько». Ответы учащихся, естественно, будут соответствующими: то-то, там-то, тогда-то, столько-то.

Очевидно, что в таких случаях ответы не вырабатываются, а вспоминаются. Но в ходе учебы в большей мере должна быть задействована мысль. Поэтому логические задания предусматривают в основном вопросы, начинающиеся словами «почему», «в чем», «обоснуйте», «докажите» и т.п.

Второе методическое средство - обобщающие задания. Они могут быть двух видов: вопрос и таблица (схема).

Обобщающий вопрос формируется так, чтобы учащиеся, подготавливая ответ, собирали воедино разрозненную и разбросанную по тексту однородную информацию.

«Так, при изучении «Повести временных лет» Нестора и, в частности, вопроса о крещении Руси, учащиеся в обобщенном виде должны хорошо представлять, что послужило истинной причиной принятия христианства на Руси.

При изучении «Русской правды» с целью более глубокого понимания учениками источника учитель ставит обобщающий вопрос: «Как вы определили бы характер «Русской правды» - религиозный, морально - нравственный, административный, классовый?».

Вторая разновидность обобщающих заданий - таблицы (схемы). При их разработке необходимо собрать «вертикали и горизонтали» все главное, что встречается в источнике. Здесь важно чтобы и «вертикаль» и, «горизонталь» были сами по себе однородными. «Обобщающие таблицы особенно полезны, когда сопоставляется несколько сходных событий в России и за рубежом (элемент цивилизационного подхода). Так, при изучении крестьянских войн, революций, восстаний можно получить добротный обобщающий материал, выявляя и сравнивая их цели, движущие силы и итоги».

Третье методическое средство - практические задания. Например, при изучении темы «декабристы в Сибири» задание можно сформировать так;

Выясните в ходе изучения курса отечественной истории:

А) насколько жизнь и деятельность декабристов изменилась во время нахождения их в ссылке в Сибири;

Б) Как повлияли декабристы на развитие Сибири.

Но составить логические задания - еще не все; важно методически умело использовать их в отработке необходимых источников.

«Первый вариант- логические задания раздаются учащимся еще до изучения источника с тем, чтобы они использовались как ориентирующее средство в самостоятельной деятельности учащихся. Порядок работы по этому варианту:

1. ознакомиться с вопросами логического задания;

2. выработать примерное содержание ответов на вопросы логического задания;

3. сформулировать ответы на вопросы логического задания;

4. написать конспект изучаемого источника (изложение своими словами и т.п.)».

Таким образом, первый вариант использования логических заданий носит преимущественно ориентирующе-обучающий характер.

«Второй вариант- использования логических заданий имеет скорее контролирующий характер. После того, как учащийся самостоятельно изучил и законспектировал рекомендованный источник, он на основе своих знаний и конспекта может попытаться ответить на вопросы логического задания. Если учащийся в состоянии это сделать - значит, источник изучен и законспектирован качественно.

Учебная деятельность учащихся при использовании логических заданий становится управляемой, носит творческий характер, требует самостоятельности в изложении мыслей.

Особенности работы с источником. Работа посвящена анализу существующих форм и методов изучения исторических источников и выявлениею наиболее эффективных с точки зрения результативности, а также определению методических условий ее эффективного использования. Работа с документами является неотъемлемым элементом методической системы школьного исторического образования. В зависимости от задач в учебном процессе (подготовка к ЕГЭ, ГИА) используются разнообразные методики работы с документами.

За последние годы произошло изменение целей и содержания исторического образования. В 2000-е годы на смену устаревшим учебникам по истории пришли принципиально иные, отвечающие современным тенденциям развитии общества и состоянию социальных наук. У учителей историков появилась реальная возможность выбора курса из многих предлагаемых вариантов. Однако нередко к новому содержанию курса учителя пытаются приложить устаревший методический опыт. Обнаруживается противоречие между новыми целями и содержанием современного исторического образования - с одной стороны, а с другой - методами и средствами, разработанными для исторического курса 60-80-90-х годов. Важнейшей проблемой становления новой методики является определение методических условий повышения эффективности работы с документами в современном историческом курсе.

Систематическая работа с источниками позволяет расширить и углубить знания школьников, усилить доказательную сторону ответа ученика с опорой на документ, обеспечить глубокое осмысление и усвоение изучаемых фактов, - привлечение источников способствует формированию умений учащихся самостоятельно их анализировать, сравнивать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты, целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание, - работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся, документы имеют нравственный и мировоззренческий потенциал. Это позволило сделать вывод о том, что полезность введения в учебный процесс исторических источников не нуждается в доказательствах.

Однако требуют исследования следующие вопросы: какие источники отвечают целям и содержанию курса; каковы педагогические возможности использования источников при изучении в школе новой темы; каковы методические особенности работы с различными видами исторических источников на уроках истории.

Изучение первичных источников необходимо, так как никакие знания, неподкрепленные фактами, не могут стать подлинным достоянием человека. Анализ источников призван помочь учащимся глубже понять исторические эпохи, установить и почувствовать их специфику, ощутить их особенный колорит, соприкоснуться с мыслями, чувствами, переживаниями живших в ту эпоху людей. Тем не менее, выпускники испытывают трудности при сдаче ЕГЭ. Это говорит о том, что данная работа организована не достаточно эффективно или не имеет системности.
Изучение источников президентской библиотеки способствует развитию ЗУН, определяющих структуру содержания образования, таких как:
 самостоятельный перенос усвоенных знаний в новую ситуацию;
 видение альтернативы и способа решения проблемы;
 целенаправленное развитие мышление учащегося при выполнении анализа документа.
Но не все формы и методы работы с историческими источниками применимы в школе и имеют высокую эффективность. Предпочтительной формой работы является урок-практикум урок-исследование в сочетании с групповым методом изучения исторических источников.
Учителям необходимо шире использовать исторические источники при изучении нового объемного материала, а также при подготовке к ЕГЭ. Одной из главных задач из всего разнообразия имеющихся данных точно подобрать исторические источники при объяснении материала.

Таким образом, опыт работы показывает, что использование исторического источника на уроке дает возмож­ность значительно активизировать учебную деятельность школьни­ков, сделать знания более доступными, а интерес к предмету - устойчивым. Эта работа органично сочетается как с тра­диционными, так и нетрадиционными формами уроков: школьными лекциями, лабораторными, интерактивными занятиями, семинарами, практикумами, экскурсиями, за­четами и т.д. Такое разнообразие обусловлено разнообразием видов и типов источников, доступных для работы старшеклассников на уроке.

© 2010-2022