- Преподавателю
- История
- Урок по истории на темуНовгородская республика - 6 класс
Урок по истории на темуНовгородская республика - 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мокшина Л.И. |
Дата | 17.02.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рузаевский муниципальный район
МБОУ «Левженская СОШ»
Открытый урок
6 класс
Подготовила и провела:
Мокшина Л.И.
учитель истории
2017г.
Тема урока «Новгородская республика»
Цели и задачи: познакомить с социально-экономическим и политическим устройством Новгородской республики, оценить особенности жизни новгородцев, характеризовать культуру Новгородской земли.
Планируемые результаты:
предметные: характеризовать социально-экономическое положение Новгородской республики, выделить последствия политической раздробленности Руси, описывать особенности географического положения, экономики, политического строя, культурного развития Новгородской земли
коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
регулятивные: составлять план действий, самостоятельно определять цели обучения, осознавать уровень и качество усвоения материала
познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, использовать таблицы, схемы для получения информации.
личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, оценивать исторические события и роль личности в истории.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабочей группы, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Мозговой штурм: Ответить на вопросы:
1. Что означает выражение «раздрася вся Русская земля»?
2. Что такое политическая раздробленность?
3. Назовите положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси?
4.Показать на карте наиболее крупные - основные княжества
5. Юрий Долгорукий - Андрей Боголюбский - Всеволод Большое Гнездо - Что объединяет всех этих политических личностей?
6.Что знаменательного они совершили для своего княжества?
7. Что сделал каждый их них для усиления своей власти?
1. Отрывок из стихотворения…… Новгород
О каком городе идет речь?
В краю над Волховым седым
Державы Русской основатель,
Варяжский вождь, Рюрик-князь,
Для государственного смысла
По приглашенью славян
Семнадцать лет держал здесь власть.
И славный рюриковский род
Россией правил лет семьсот.
Тема нашего урока «Новгородская республика»
Как вы думаете, о чем мы будем говорить? На какие вопросы нам предстоит ответить?
(географическое положение, природно-климатические условия, развитие экономики и культуры, основные занятия населения, система управления)
План урока.
1. Территория Новгородской земли
2. Занятия новгородцев
3.Основные категории населения Новгорода
4. Политические особенности Новгородской земли
5. Культура Новгородской земли
Проблемный вопрос
Почему в Новгородской земле, в отличие от других русских земель, сложилась республиканская система управления?
III. Изложение нового материала
1. Рассказать о природных условиях новгородской республики по карте.
Территория Новгородской земли - Показать на карте путь из варяг в греки, волжский путь- роль Новгорода.
план Новгорода
2. Занятия Новгородцев
-исторический документ-описание Новгорода купцом Олексой Творимиричем
- Прочитав п.2 § 14 учебника, ответьте на вопросы:
-Каковы были основные занятия новгородцев? Почему?
- С какими странами торговали жители Новгорода?(Германия, Дания, Византия, страны Востока)
таблица - Из Новгорода вывозили: В Новгород ввозили: (работа в парах)
1.пушнина, рыба 1.хлеб
2.мед 2.металлы
3. воск 3.вино
4.кожа смола, лес 4.золото
5.льняные ткани 5. ткани
сообщение - Никитская ярмарка
3. Население Новгорода - представьте, что мы совершаем прогулку по улицам Господина Великого Новгорода. Один из новгородцев пояснил нам, что все население города делится на «лучших» и «меньших» (работа в парах). Изучите п.3 § 14 учебника и расскажите о жизни и быте «лучших» и «меньших» людей.
лучшие люди- бояре, купцы
меньшие люди- ремесленники, крестьяне
Физкультминутка
4. Политические особенности Новгородской земли (пункт 4 §14) - республиканская форма правления
(что такое республика - (общественное дело), какое государство первым в мире стало называться республикой - римская - 503г. до н.э.
сообщение - республики в западной Европе в средние века
Республиканская форма правления в Новгороде
составляем кластер - посадник - вече - владыка (епископ, архиепископ)
/ |
тысяцкий князь - (приглашался)
исторический документ стр.122 учебника
5. Культура Новгородской земли
О высоком уровне культуры и образования местных жителей свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты.
исторический документ - Берестяные грамоты
Особый интерес представляют берестяные грамоты, авторами которых являются простые граждане-торговцы, ремесленники, домашние хозяйки, на которых они не только вели хозяйственные записи, но и писали письма друг другу.
Новгородское летописание
Устное народное творчество новгородцев представлено пословицами, поговорками, сказками и загадками, народными песнями. Широко известна новгородская былина о гусляре и певце Садко, путешествовавшем по далеким странам.
Каменное зодчество- Новгород всегда считался богатым городом. Купцы, ремесленники часто соперничали между собой, стремясь построить особенно красивую церковь и украсить её фресками известных мастеров. Как свидетельствуют документы, за период с X в. по 1240 г. в Новгороде было построено 125 церквей. Некоторые из них сохранились до наших дней.
сообщение - Софийский собор
IV. Подведение итогов урока.
рассказ - Великий Новгород
синквейн- Господин Великий Новгород
историческая справка- Новгород в 13в.- Александр Невский
Почему в Новгородской земле, в отличие от других русских земель, сложилась республиканская система управления? - ответ на проблемный вопрос
Рефлексия
Продолжите следующие фразы:
* Сегодня на уроке я узнал(а)…
* Сегодня я научился…
* Теперь я могу….
* Интересным сегодня на уроке было…
* Самым сложным для меня сегодня было…
* Для меня было открытием то, что…
* Мне захотелось ….
Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
V. Домашнее задание: повторить § 12-14, стр.100-127.