Урок по истории на темуНовгородская республика - 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рузаевский муниципальный район


МБОУ «Левженская СОШ»


Открытый урок


Урок по истории на темуНовгородская республика - 6 класс

6 класс

Подготовила и провела:

Мокшина Л.И.

учитель истории




2017г.


Тема урока «Новгородская республика»

Цели и задачи: познакомить с социально-экономическим и политическим устройством Новгородской республики, оценить особенности жизни новгородцев, характеризовать культуру Новгородской земли.

Планируемые результаты:

предметные: характеризовать социально-экономическое положение Новгородской республики, выделить последствия политической раздробленности Руси, описывать особенности географического положения, экономики, политического строя, культурного развития Новгородской земли

коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

регулятивные: составлять план действий, самостоятельно определять цели обучения, осознавать уровень и качество усвоения материала

познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, использовать таблицы, схемы для получения информации.

личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, оценивать исторические события и роль личности в истории.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабочей группы, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Мозговой штурм: Ответить на вопросы:

1. Что означает выражение «раздрася вся Русская земля»?

2. Что такое политическая раздробленность?

3. Назовите положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси?

4.Показать на карте наиболее крупные - основные княжества

5. Юрий Долгорукий - Андрей Боголюбский - Всеволод Большое Гнездо - Что объединяет всех этих политических личностей?

6.Что знаменательного они совершили для своего княжества?

7. Что сделал каждый их них для усиления своей власти?

1. Отрывок из стихотворения…… Новгород

О каком городе идет речь?

В краю над Волховым седым
Державы Русской основатель,
Варяжский вождь, Рюрик-князь,
Для государственного смысла
По приглашенью славян
Семнадцать лет держал здесь власть.
И славный рюриковский род
Россией правил лет семьсот.

Тема нашего урока «Новгородская республика»

Как вы думаете, о чем мы будем говорить? На какие вопросы нам предстоит ответить?

(географическое положение, природно-климатические условия, развитие экономики и культуры, основные занятия населения, система управления)

План урока.

1. Территория Новгородской земли

2. Занятия новгородцев

3.Основные категории населения Новгорода

4. Политические особенности Новгородской земли

5. Культура Новгородской земли

Проблемный вопрос

Почему в Новгородской земле, в отличие от других русских земель, сложилась республиканская система управления?

III. Изложение нового материала

1. Рассказать о природных условиях новгородской республики по карте.

Территория Новгородской земли - Показать на карте путь из варяг в греки, волжский путь- роль Новгорода.

план Новгорода

2. Занятия Новгородцев

-исторический документ-описание Новгорода купцом Олексой Творимиричем

- Прочитав п.2 § 14 учебника, ответьте на вопросы:

-Каковы были основные занятия новгородцев? Почему?

- С какими странами торговали жители Новгорода?(Германия, Дания, Византия, страны Востока)

таблица - Из Новгорода вывозили: В Новгород ввозили: (работа в парах)

1.пушнина, рыба 1.хлеб

2.мед 2.металлы

3. воск 3.вино

4.кожа смола, лес 4.золото

5.льняные ткани 5. ткани

сообщение - Никитская ярмарка

3. Население Новгорода - представьте, что мы совершаем прогулку по улицам Господина Великого Новгорода. Один из новгородцев пояснил нам, что все население города делится на «лучших» и «меньших» (работа в парах). Изучите п.3 § 14 учебника и расскажите о жизни и быте «лучших» и «меньших» людей.

лучшие люди- бояре, купцы

меньшие люди- ремесленники, крестьяне

Физкультминутка

4. Политические особенности Новгородской земли (пункт 4 §14) - республиканская форма правления

(что такое республика - (общественное дело), какое государство первым в мире стало называться республикой - римская - 503г. до н.э.

сообщение - республики в западной Европе в средние века

Республиканская форма правления в Новгороде

составляем кластер - посадник - вече - владыка (епископ, архиепископ)

/ |

тысяцкий князь - (приглашался)

исторический документ стр.122 учебника

5. Культура Новгородской земли

О вы­со­ком уровне куль­ту­ры и об­ра­зо­ва­ния мест­ных жи­те­лей сви­де­тель­ству­ют мно­го­чис­лен­ные бе­ре­стя­ные гра­мо­ты.

исторический документ - Берестяные грамоты

Особый интерес представляют берестяные грамоты, авторами которых являются простые граждане-торговцы, ремесленники, домашние хозяйки, на ко­то­рых они не толь­ко вели хо­зяй­ствен­ные за­пи­си, но и пи­са­ли пись­ма друг другу.

Новгородское летописание

Уст­ное на­род­ное твор­че­ство нов­го­род­цев пред­став­ле­но по­сло­ви­ца­ми, по­го­вор­ка­ми, сказ­ка­ми и за­гад­ка­ми, на­род­ны­ми пес­ня­ми. Ши­ро­ко из­вест­на нов­го­род­ская бы­ли­на о гус­ля­ре и певце Садко, пу­те­ше­ство­вав­шем по да­ле­ким стра­нам.

Каменное зодчество- Новгород всегда считался богатым городом. Купцы, ремесленники часто соперничали между собой, стремясь построить особенно красивую церковь и украсить её фресками известных мастеров. Как свидетельствуют документы, за период с X в. по 1240 г. в Новгороде было построено 125 церквей. Некоторые из них сохранились до наших дней.

сообщение - Софийский собор

IV. Подведение итогов урока.

рассказ - Великий Новгород

синквейн- Господин Великий Новгород

историческая справка- Новгород в 13в.- Александр Невский

Почему в Новгородской земле, в отличие от других русских земель, сложилась республиканская система управления? - ответ на проблемный вопрос

Рефлексия

Продолжите следующие фразы:

* Сегодня на уроке я узнал(а)…
* Сегодня я научился…
* Теперь я могу….

* Интересным сегодня на уроке было…
* Самым сложным для меня сегодня было…

* Для меня было открытием то, что…

* Мне захотелось ….

Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

V. Домашнее задание: повторить § 12-14, стр.100-127.



© 2010-2022