Рабочая программа История 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Составлена на основе ФГОС основного общего образования


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Предметный курс « История» 5 класс


Данная рабочая программа курса «История Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы Д. А. -Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира» (М.: Просвещение, 2016).


Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. : Просвещение, 2013.

2. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс [Электронный ресурс] : электрон, прил. к учебнику / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. : Просвещение, 2013. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

3. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток / Г. И. Годер. - М. : Просвещение, 2016.

4. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 2. Древняя Греция. Древний Рим / Г. И. Годер. - М. : Просвещение, 2016.

5. Годер, Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 класс [Текст] : пособие для учителя / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2013.

Необходимо также использовать атлас и контурные карты по истории Древнего мира для 5 класса (М.: Дрофа, ДИК, 2011).





1.Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета


Целью курса истории Древнего мира является формирование у школьников знаний о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.


Задачи курса:

1. Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.

2. Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.

3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства).

4. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения.

5. Формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.


2. Общая характеристика учебного предмета, курса.


Что изучает история (не менее 2 ч)


Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление. Исторические события.

Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого.

Историческая карта.

Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная символика.

Россия - многонациональное государство.


Всеобщая история. История Древнего мира

Понятия «первобытность» и «древний мир». Хронологические рамки Древней истории.


Первобытное общество


Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования.

Зарождение искусства.


Древний Восток


Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава.

Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.

Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания.

Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая Китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.


Древняя Греция и эллинистический мир


Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия.

Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний.

Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим


Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.

Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.


3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.


Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе -3 часа в неделю. В 5 классе - 34 учебных недели (68 часов).


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты


освоения учебного предмета, курса.


Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками.


Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


5. Содержание учебного предмета

Содержание учебного материала


Количество часов


Раздел I.От первобытности к цивилизации


8 ч.


Введение Что изучает история


2 ч.


Тема 1. Жизнь первобытных людей


6 ч.


К/Р №1 по теме: «Жизнь первобытных людей»


1 ч.


Раздел II Древний Восток


20 ч.


Тема 1. Древний Египет


6 ч.


Тема 2. Западная Азия в древности


8 ч.


К/Р № 2 по теме: «Древние государства Востока: Египет, Месопотамия, Финикия»



Тема 3. Индия и Китай в древности


6 ч.


К/Р № 3 по теме: «Индия и Китай в древности»


1 ч


Раздел III Античность


40 ч.


Тема 1. Древняя Греция


21 ч.


К\Р № 4 по теме: «Древняя Греция»



К/Р № 5 по теме «Культурные достижения Древней Греции»



Тема 2. Древний Рим


19 ч.


К/Р № 6 «Наследие Древнего мира»



Всего


68 ч.



КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Тема


Кол-во часов


1.


Жизнь первобытных людей


1


2.


Древние государства Востока: Египет, Месопотамия, Финикия


1


3.


Индия и Китай в древности


1


4.


Древняя Греция


1


5.


Культурные достижения Древней Греции


1


6.


Наследие Древнего мира


1













Календарно-тематическое планирование


Итого:


6

п/п

Наименование изучаемой темы

Дата

Тема урока, тип урока


Кол-во часов

Предполаг.

По факту

«Введение в предмет». Всего 1 час

1.



Что изучает история

2

Раздел 1. Жизнь первобытных людей. Всего 6 ч.


2.



Древнейшие люди.

1

3.



Родовые общины охотников и собирателей.

1

4.



Возникновение религии и искусства.

1

5.



Возникновение земледелия и скотоводства.

1

6.



Появление неравенства и знати.


7.



Повторение.

Какой опыт дала человечеству эпоха древности?



8.



Измерение времени по годам.

1


Раздел 2. Древний Восток. Всего 20ч.

9.



Государство на берегах Нила.

1

10.



Как жили земледельцы и ремесленники.

1

11.



Жизнь египетского вельможи.

1

12.



Военные походы фараонов.

1

13.



Религия древних египтян.

1

14.



Искусство древних египтян.

1

15.



Письменность и знания древних египтян.

1

16.



Повторение. Достижения древних египтян.

1

17.



Древнее Двуречье.

1

18.



Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

19.



Финикийские мореплаватели.

1

20.



Библейские сказания.

1

21.



Древнееврейское царство.

1

22.



Ассирийская держава.

1

23.



Персидская держава «царя царей».

1

24.



Природа и люди Древней Индии.

1

25.



Индийские касты.

1

26.



Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

27.



Первый властелин единого Китая.

1

28.



Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

1

Раздел 3. Древняя Греция. Всего 21 ч.

29.



Греки и критяне.

1

30.



Микены и Троя.

1

31.



Поэма Гомера «Илиада».

1

32.



Поэма Гомера «Одиссея».

1

33.



Религия древних греков.

1

34.



Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

35.



Зарождение демократии в Афинах.

1

36.



Древняя Спарта.

1

37.



Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

38.



Олимпийские игры в древности.

1

39.



Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

40.



Нашествие персидских войск на Элладу.

1

41.



В гаванях афинского порта Пирей.

1

42.



В городе богини Афины.

1

43.



В афинских школах и гимнасиях.

1

44.



В театре Диониса.

1

45.



Афинская демократия при Перикле.

1

46.



Города Эллады подчиняются Македонии.

1

47.



Поход Александра Македонского на Восток.

1

48.



В Александрии египетской.

1

49.



Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру.


Раздел 4. «Древний Рим». Всего 19 ч.

50.



Древнейший Рим.

1

51.



Завоевание Римом Италии.

1

52.



Устройство Римской республики.

1

53.



Карфаген - преграда на пути к Сицилии.

1

54.



Вторая война Рима с Карфагеном.

1

55.



Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.

1

56.



Рабство в Древнем Риме.

1

57.



Земельный закон братьев Гракхов.

1

58.



Восстание Спартака.

1

59.



Единовластие Цезаря.

1

60.



Установление империи.

1

61.



Соседи Римской империи.

1

62.



Рим при императоре Нероне.

1

63.



Первые христиане и их учение.

1

64.



Расцвет Римской империи во II в.

1

65.



Вечный город и его жители.

1

66.



Римская империя при Константине.

1

67.



Взятие Рима варварами.

1

68.



Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима.

1

69.



Презентация творческих работ

2




7. Описание учебно-методического и материально-технического


обеспечения образовательного процесса.


1. Печатные пособия.

Список литературы для учителя:

1. Арсланова О.В. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. . - М. : ВАКО, 2013.

2. Алексеев, С. И. Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс / С. И. Алексеев. - М. : Русское слово, 2010.

3. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ составитель К.В. Волкова. - М. : ВАКО, 2013.

4. Буданова, В. 77. Древний Рим / В. П. Буданова, В. Н. Токмаков, В. И. Уколова. - М. : Аст-рель : Аст, 2006.

5. Булычёв, К. Тайны античного мира / К. Булычёв. - М. : Дрофа-плюс, 2008.

6. Бейкер,Дж. Август. Первый император Рима : [пер. с англ.] / Дж. Бейкер. - М. : Центрпо-лиграф,2003.

7. Буркхард, Я. Век Константина Великого / Я. Буркхард. - М. : Центрполиграф, 2003.

8. Гиббон, Э. М. История упадка и крушения Римской империи / Э. М. Гиббон. - М. : Олма-Пресс, 2002.

9. Коттерилл, Г. Б. Древняя Греция / Г. Б. Коттерилл. - М. : ЭКСМО, 2009.

10 Кулидж, О. Золотые дни Греции / О. Кулидж. - М. : Центрполиграф, 2002.

2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


  1. Мультимедийный проектор-1


  2. Компьютер-1


  3. Экран-1


  4. Комплект карт по истории Древнего мира


  5. Комплект плакатов по истории Древнего мира


  6. Интернет-ресурсы:lesson-history.narod.ru/DM.htm rusedu.ru/category_9.html calenda.ru/presentat.asp


8. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Должен знать:

• основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников.

Должен уметь:

• определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории:

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

• читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

• использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

• выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

• группировать исторические явления и события по заданному признаку;

• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

• выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям древней истории, достижениям культуры;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений (в споре и т. п.) об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

© 2010-2022