Методическая разработка Развитие социального интеллекта на уроках истории

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование социального интеллекта на уроках истории

Парамонова Нина Игоревна

Преподаватель истории и обществознания

Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения «Художественно-профессиональный лицей

Санкт-Петербурга имени Карла Фаберже»

Социально-психологическое развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность.Такими важнейшими способностями выступают социальное воображение и социальный интеллект. Под первым понимается способность человека помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения в соответствии с таким «воображением».

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Его формирование осуществляется в процессе обучения. В этот период увеличивается круг общения учащегося, развиваются его способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность умения встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных.

Социальный интеллект - это результат взаимодействия индивида с окружающей его средой или проявление социальной адаптации.

Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи образовательных учреждений в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Ориентация образовательных учреждений изменяется в сторону компетентностно-ориентированного подхода, а достижения нового образовательного результата заключаются в формировании ключевых компетентностей у учащихся.

Одной из ключевых компетентностей является социально-личностная. Это означает, что человек способен соотнести свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы людей и социальных институтов для решения задач; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды.

От уровня развития всех компетентностей зависит процесс социализации человека в обществе, достижения им социальной зрелости. Успешная самореализация личности, ее активная социализация, органичная адаптация на рынке труда - вот одна из важнейших задач образовательного процесса.

Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственности, гражданской позиции, различных социальных ролей в процессе обучения.

Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление учащимся собственной нравственности, гражданской позиции, различных социальных ролей в процессе обучения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта учащегося. В основе проблемно-дискуссионной

игры лежит воображаемая ситуация, будто бы случившаяся в прошлом, при этом действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников. Преподаватель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Учащиеся же в этой игре призваны решить проблему с позиции своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Это научит обучающихся не оставаться в стороне от проблем, происходящих в государстве.

Ролевые игры направлены большей частью на развитие воображения обучающихся на основе образного, событийного, "очеловеченного" исторического материала, который не поддается однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы, в том числе и нравственного характера.

Игры с правилами эффективны при изучении материала, в котором содержится много имен, дат, терминов. В частности, при изучении таких тем, как "Промышленность и транспорт в пореформенной России", "Внешняя политика России в 60-70-х гг." и др. игра позволяет учащимся не только прочно усвоить информацию, но и "оживить" достаточно сложный материал, сделать его эмоционально насыщенным.

Современный преподаватель истории и обществознания практически на каждом занятии использует элементы дискуссии. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую, социальную или какую-либо проблему.

.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения. Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.. Логика проблемного обучения принципиально отлична от логики информационного обучения.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. На семинаре-дискуссии учащиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию товарищей по группе. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы.

"Круглый стол" - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной

чертой "круглого стола" является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. Преподаватель также располагается в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от учеников .

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма особенно на уроках истории позволяет решить следующие задачи: • творческое усвоение школьниками учебного материала; • связь теоретических знаний с практикой; • активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; • формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; • формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма - возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача. Во время урока нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов - есть ведущий и участники;

никто не может претендовать на особую роль. Категорически запрещаются взаимные критические замечания и оценки, они мешают возникновению новых идей. Как правило, мозговой штурм проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты.

Приемы работы с большими объемами информации по технологии критического мышления. Кластер ("гроздь") - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди. Этот прием применяется при систематизации информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Таблица " Кто? Что? Когда? Где? Почему?" - заполняется на стадии осмысления ходу работы с информацией.

Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

Одним из ее вариантов являются ролевые игры. Возможно использование деловой игры в учебном процессе. Драматизация - инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках истории.

Театрализация - театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся с одного курса. Это могут быть постановки по историческим сюжетам.

Незаменимой формой работы на уроках и во внеклассной работе является проведение таких занятий, как урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-концерт. В этих формах проводятся уроки, например, по темам "Культура России в 18 веке", "Искусство эпохи Возрождения", "Культура серебряного века" и другие. Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей.

На уроках истории, на различных этапах изучения темы, есть возможность использовать все активные методы обучения.

Технология активного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе. Каждый учащийся либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность.

Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии подростков, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения - это обучение, соответствующее силам и возможностям

учащихся. Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность подростка, влияют на умственное развитие. Активные методы способствуют лучшему усвоению знаний.

На дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом учащиеся овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни. Другим приемом, используемым для систематизации материала, является прием перепутанных логических цепей, который эффективно используется как при проверке знаний, так и при изучении нового материала. Учащимся предлагаются записанные на доске или карточках событий (даты, события, исторические личности и т.д.). Учащимся требуется восстановить порядок, объяснить его. Например, задание: Восстановите хронологию событий Северной войны 1700-1721 гг.

Интересен прием "Корзина" идей, понятий, имен...., который применяется и на семинарских занятиях, и во внеклассной работе. Занимая на уроке, достаточно большое количество времени, тем не менее, он является эффективным, помогает организовать индивидуальную и групповую работу учащихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющихся у них опыта и знаний. Этот прием позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока или занятия. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все учащиеся вместе знают об изучаемой теме.

В "корзину" идей можно сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме. Далее в ходе занятия эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия должны быть связаны в логические цепи, например: оборона Москвы, Курская битва, введение в действие приказа No227, выход к Государственной границе, Прохоровское сражение, битва за Днепр, первый салют в честь победы советских войск, операция "Багратион", операция "Уран".

Особенность использования лекции в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано (прием "Лекция со "стопами"). После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время "стопа" идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. На следующей стадии предусматривается активная работа с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником. На данной стадии применяется прием "Пометки на полях". Этот прием является средством, позволяющим учащемуся отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост, ребят надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе. Данный прием требует от учащегося не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или

восприятия любой иной информации, воспитывает культуру чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с уже имеющимися представлениями.

Наиболее эффективной формой работы на этом этапе обобщения полученной информации, формирования собственного отношения к изучаемому материалу является написание синквейна.

Синквейн - быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации, развития речи. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к историческому событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги размышления по проблеме.

Для того чтобы стимулировать познавательно-поисковую активность обучающихся, используется прием «Архивариус». Учащиеся получают на дом «любопытные вопросы», на которые им необходимо найти ответ. Например: кого по Табели о рангах называли гофмейстером, кого фендриками, что значит «кавалерственная дама», откуда в русский язык пришло слово «маршал» и другие. Первый, кто находит ответ на вопрос, получает «5».

На уроках истории, на различных этапах изучения темы, есть возможность использовать все активные методы обучения.

Технология активного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе. Каждый учащийся либо имеет определенное ролевое задание, в котором

он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность.

Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии подростков, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения - это обучение, соответствующее силам и возможностям учащихся. Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность подростка, влияют на умственное развитие. Активные методы способствуют лучшему усвоению знаний.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Холодная М.А. "Психология интеллекта". 2-е перераб. И доп. изд. СПб.:Питер, 2002.

2. Дружинин В.Н. "Психология общих способностей". 3-е расш. и доп.изд. СПб.: Питер. 2006.

3. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

4. Энциклопедия Кругосвет. Интеллект. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.

5. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 2005.

6. Алешина Е.С. (Михайлова) Психология интеллектуального развития. 2009.

7. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2007.

8. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2006.

9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2006.







Начало формы

© 2010-2022