Урок по истории Потомству в пример

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Севастополеведение. 8 класс.

«…имя сего героя достойно быть начертано

золотыми буквами на храме славы…»

Тема урока: «Потомству в пример».

Цель: ознакомить учеников с подвигом Александра Ивановича Казарского.

Задачи:

-развивать познавательную активность ребят, их интерес к краеведческому материалу;

-расширить знания учащихся о героических традициях;

-обогатить словарный запас учащихся;

-воспитывать патриотические чувства, побудить детей подражать хорошим поступкам, вызвать чувство гордости за причастность к жизни своего города Севастополя.

Оборудование: Е.Алтабаева, В.Коваленко Потомству в пример.- Симферополь: Таврида, 1999; Г.Черкашин «Меркурий» - бриг Российский. - Ленинград: Детская литература, 1981; выставка книг и фотографий по теме.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Учитель: Добрый день, ребята, присаживайтесь. Закройте на минуту глаза. Мысленно пожелайте себе здоровья, пожелайте здоровья гостям и учителю. Пожелайте себе внимания на уроке, чтобы урок для вас был интересным.

2. Мотивация учебно-познавательной деятельности.

Учитель:

Сегодня на Севастополеведении мы начинаем изучать тему «Севастополь в 1-й половине 19 века». Тема нашего урока: Потомству в пример.

(Цель и задачи урока, эпиграф - слова турецкого офицера)

3. Изучение нового материала.

(Дети записывают дату, тему и эпиграф в тетрадь)

В1828-1829 годах шла очередная русско-турецкая война с неуступчивым соседом. Один день русско-турецкой войны навсегда останется в истории русско-турецкой войны. Э тот день связан с Александром Ивановичем Казарским. Кто это? (Небольшую биографическую справку подготовила ваша одноклассница - рассказывает).

(Биография Казарского)

Александр Иванович Казарский родился 16 июня 1798 года на белорусской земле в местечке Дубровно Витебской губернии в семье отставного губернского секретаря, управляющего имением князя Любомирского. Отец Саши - Иван Кузьмич Казарский, мать Татьяна Гавриловна. В семье Казарских было пятеро детей: Прасковья, Екатерина, Матрена, Александр и Иван.
30 августа 1813 года волонтер Александр Казарский был записан в Черноморский флот гардемарином, а вскоре стал мичманом. Надеясь найти живое дело в пограничной службе, Казарский подал рапорт о переводе его на Дунайскую флотилию и был назначен в Измаил командиром отряда мелких гребных судов.
Служба в Дунайской флотилии продлилась пять лет. Здесь он получил чин лейтенанта в 1819 году. В этом же году Казарского назначили на фрегат «Евстафий», который прибыл в Севастополь, где начались долгие годы службы на кораблях Черноморского флота. Случилось то, о чем и не смел мечтать: отныне он будет служить под началом Ивана Семеновича Скаловского - кумира его юности, лучшего офицера Черноморской эскадры.
На «Евстафий» Казарский прошел хорошую командирскую школу. После этого он служил на многих судах, в том числе и на бриге «Меркурий».
Бриг «Соперник», под командованием Казарского участвовал в доставке войск и вооружения. В 1828 году три недели маневрировал Казарский под стенами Анапы, громя ее бастионы, увертываясь от прицельного огня крепостных орудий и батарей. «Соперник» получил десятки повреждений, но оставался в строю до последнего дня осады. А 12 июня 1828 года наши войска вступили в Анапу, и над ней взвился русский флаг. Николай I щедро наградил офицеров и нижних чинов, отличившихся под Анапой. Казарскому был пожалован чин капитан-лейтенанта.

В августе этого же года за храбрость, проявленную при штурме Варны, капитан-лейтенант Казарский был награжден золотой саблей. Вскоре после этого Грейг назначил его командиром 20-пушечного брига «Меркурий». За плечами тридцатилетнего офицера было уже пятнадцать лет службы на флоте. Казарский вступил в пору зрелости.
Учитель: А что такое бриг? (стр. 54 учебника)

Бриг- двухмачтовый военный корабль с открытой батарейной палубой, на которой располагалось от 16 до 28 орудий. Предназначен для дозорной службы.

(ученики записывают определение)

Учитель: Откуда на ЧФ взялся этот корабль?

Показ фото «Меркурия»

(рассказ о бриге «Меркурий»)

В начале 19 века в Севастопольском адмиралтействе не только ремонтировали, но и строили военные суда. Самым знаменитым из всех построенных судов стал бриг «Меркурий».

20-пушечный бриг «Меркурий» заложили в Севастополе 28 января 1819 г.
Его тридцатиметровый корпус был построен из крымского дуба и английского ореха. Нос корабля украшала фигура бога Меркурия. Корабельный мастер, выдающийся инженер и корабел, полковник Иван Яковлевич Осминин задумал «Меркурий» как специальный корабль для охраны Кавказского побережья и несения дозорной службы. В отличие от других бригов русского флота, он имел малую осадку и был оснащен веслами. Малая осадка «Меркурия» обусловливала меньшую, чем у других бригов, глубину трюма и ухудшала его ходовые качества.
7мая 1820 г. 20-пушечный красавец «Меркурий» был спущен на воду и вышел в Севастопольскую бухту.

Учитель: А кто помнит из истории древнего мира: у кого был бог Меркурий и кому он покровительствовал?

(Меркурий - в римской мифологии - бог торговли, покровитель купцов и путешественников (в греческой мифологии - Гермес).

(ученики записывают определение)

Учитель: Вернёмся к 14 мая 1829 г.

Работа с учебником - чтение стр. 59 1-й абзац от слов: «Утром…» до «…Казарский собрал офицеров…»

Учитель: Занималось утро 14 мая 1829 года. Два вражеских корабля, похожие на исполинские горы Кавказа, приближались к «Меркурию». Казарский собрал Военный совет…

Военный совет. Ролевая игра

Учитель: А сейчас мы с вами узнаем, что было на этом военном совете. Для этого - 3 добровольца.

(Двое усаживаются за стол, 1 человек - стоит рядом со столом - АВТОР. Учитель раздаёт печатный текст троим: Автору, Казарскому, Прокофьеву)

Автор: В полдень 14 мая 1929 г. Казарский позвал к себе лейтенантов Скарятина и Новосильского, мичмана Притупова и поручика корпуса штурманов Прокофьева.

Казарский:

Господа, неприятель увязался за нами. Обстоятельства сложились таким образом, что задуманный манёвр - отход к Севастополю вряд ли удастся осуществить. Я собрал вас, чтобы выслушать ваше мнение: что делать, господа? Первое слово вам, Иван Петрович.

Автор: Прокофьев Иван Петрович.

Прокофьев Иван Петрович: Да что там, господа офицеры, мудрить? Боя нам не избежать! Будем драться! А когда уж совсем прижмут они нас, сойдёмся с кораблём, что будет к нам ближе, и вместе с ним - в воздух… А что нам делать, господа?

Автор: Казарский .

Казарский:

Вот заряженный пистолет, он будет лежать рядом с пороховым люком. Пусть последний, кто останется из нас в живых исполнит долг и выстрелит в порох. А теперь за дело, господа!

Автор: Лейтенанту Скарятину доверили паруса. Фёдору Михайловичу Новосильскому доверили артиллерию. Мичману Дмитрию Петровичу Притупову - заняться ремонтом пробоин и пожары тушить. Поручику корпуса штурманов Ивану Петровичу Прокофьеву вверили стрелков. Казарский Александр Иванович взял манёвр на себя.

(ученики садятся на место)

Работа с учебником (стр. 59 - последний абзац, стр. 60- 1-й абзац) - чтение.

Учитель: На «Меркурии» было 22 пробоины в корпусе, 16 повреждений в рангоуте,

148 - в такелаже, 133 дыры зияли в парусах.

Учитель: Рангоут (от нидерландского - круглое дерево) - общее название устройств для подъема и растягивания парусов, он обеспечивает их постановку и удержание в штатном (рабочем) положении.

Такелаж (от нидерландского - оснастка)) - общее название всех снастей на судне.

Работа с учебником (стр. 60- 2-й абзац) - чтение.

Учитель: Вскоре Казарский был представлен императору. Вот что об этом вспоминают очевидцы: «Сегодня двору был представлен блистательный Казарский:

«ДЕРЖАВА В ДЕРЖАВЕ».

Как вы понимаете это высказывание?

(ребята отвечают)

Учитель: Из резолюции царя Николая I: «На бриг «Меркурий» Георгиевский флаг…

Дабы память знаменитых заслуг команды брига «Меркурий» служила примером потомству».

Работа с учебником (стр. 61- последний абзац) - чтение.

Трирема (от латинского - три весла), триера (по-гречески) - класс боевых кораблей, которые использовались античными цивилизациями Средиземноморья, в особенности финикийцами, античными греками и древними римлянами.
Триремы получили свое название из-за трех рядов весел, которые, предположительно, располагались одно над другим в шахматном порядке, каждым веслом управлял один человек

4. Итог урока.

Учитель: Наша жизнь принадлежит Отечеству. Казарский и его команда не думали о подвиге, они выполняли клятву, воинскую присягу, делали своё дело. Такие герои - нам пример.

Вы имеете честь жить и учиться в Севастополе. Помните, что вы - потомки Казарского. Это к вам обращены слова: «Потомству в пример».

5. Д/з: стр. 59-61 читать, дополнительное творческое задание: нарисовать бриг «Меркурий».

Звучит песня «Память» А.Каменского.


© 2010-2022