Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект № 8

Серебряный век русской культуры

Особенности культуры:

  • Разрушаются традиционные ценности и представления людей;

  • Торжество стандартизации и унификации всех сторон человеческого бытия;

  • Рост национального самосознания

  • Переход от отображения мира к преображению его художественными средствами

  • Ощущение неустойчивости бытия, повышение интересе к мистицизму

  • Рост влияния национальных традиций и народной культуры

  • Новый художественный стиль - модерн (футуризм, символизм, экспрессионизм, акмеизм)

Просвещение:

  • Грамотность к 1917 году 31 %

  • Рост числа гимназий и реальных училищ

  • Развитие профессионального образования + коммерческие училища

  • Значительная часть школ была в ведении Синода, но в 1910 г. Дума приняла постановление о передаче церковноприходских школ в ведение министерства народного просвещения;

  • % детей, обучающихся в начальной школе, составлял - 42%;

  • Новые политехнические институты (Киев, Петербург), технологический институт (Томск), женский педагогический институт (Петербург), свыше 30 высших женских курсов.

Наука:

Несмотря на отставание в области индустриального производства, Российская наука в начале XX в. продолжала развиваться быстро и плодотворно, продолжая подъем, начавшийся в конце XIX в.

Ученый

Открытие

П. Н. Лебедев

Установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.)

В. И. Вернадский

Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии

И. П. Павлов

Создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. 1904 год Нобелевская премия

И. И. Мечников

Открытия в иммунологии и по инфекционным заболеваниям; Нобелевская премия

Н. Е. Жуковский.

Открытия в теории и практике самолетостроения; открытие основ аэродинамики

С.А. Чаплыгин

Исследования в области математики и механики

К. Э. Циолковский

Создал теорию ракетного движения, обосновал возможность космических полетов; отец современной космонавтики

Н.Д. Зелинский

Один из основоположников органического катализа и нефтехимии, создатель угольного противогаза

К.А. Тимирязев

Исследования процессов усвоения углекислоты зелеными растениями под воздействием света

И.И. Сикорский

4-х моторный самолет «Илья Муромец» и «Русский витязь»

Ф.А. Блинов

Трактор-платформа на гусеничном ходу

В.Г. Шухов

Нефтепровод, нефтеналивные суда

А.Н. Крылов

Проектирование и постройка первых русских линкоров

Гуманитарные науки:

Марксизм - философское, экономическое и политическое учение, сформировавшееся в середине XIX в. Основоположники К. Маркс и Ф. Энгельс разработали положения диалектического материализма, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме, основываясь на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), английской политэкономии (Смит, Рикардо), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье)Наиболее популярной философской теорией в России начала XX в. стал марксизм.





Направления в философии

  • Материалистическое направление - Плеханов, Богданов и Ульянов

  • Религиозно-философское направление - Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, П. Флоренский.

1909 год - сборник «Вехи»

Идея самобытности исторического пути России, своеобразие ее духовной жизни, ее особое предназначение в истории.

Обвинение интеллигенции в догматизме; низкое правосознание и отрыв от народа; разочарование в марксизме; забвение русской истории.

Вывод: идея революции в России бесперспективна, социальный прогресс в стране возможен путем эволюционных изменений, начинать которые необходимо с выработки новых религиозно-нравственных идеалов, основанных на христианском учении.

История:

Видные историки того времени: В.О. Ключевский, Е.В. Тарле, Б.Д. Греков, А.А. Шахматов.

Историография - самостоятельная историческая дисциплина

Экономическая наука и социология:

М.И. Туган - Барановский - работы в области обществоведения и экономики.

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Литература:

В произведениях писателей сохраняются устойчивые традиции «критического реализма» XIX в. Ведущие позиции занимают корифеи - Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Д. М. Мамин-Сибиряк. На смену им идут И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький.

  • Л.Н. Толстой - "Воскресение", "Живой труп", "Не могу молчать!";

  • А.П. Чехов - пьесы "Три сестры", "Вишневый сад";

  • Максим Горький (A.M. Пешков) - "Мещане", "На дне", "Дети солнца", "Мать";

  • В.Г. Короленко - "История моего современника";

В поэзии развивается модернизм - использование новых языковых форм, воспевание красоты свободы личности, сочность и звучность рифм.

Зарождается символизм: «Без веры в божественное начало,- утверждал патриарх русского символизма Д. Мережковский,- нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет свободы».

Символизм - направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.







Представители символизма: А. Блок; К. Бальмонт; А. Белый; В. Брюсов.

Оппонентами символистов выступали акмеисты.

Акмеизм - направление в литературе, представители которого отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной земной жизни, призывали возвратить словам их изначальный, традиционный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки художественного творчества для акмеистов был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.









Представители акмеизма: Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут, М. Цветаева.

В эпоху «серебряного века» развивается авангардизм.

  • Объединение различных художественных направлений и стилей, объявивших о разрыве с традиционными культурными ценностями прошлых эпох и провозгласившие идеи создания «нового искусства».

Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Их поэзия отличалась повышенным вниманием к форме стихосложения. Они конструировали новые слова, ориентировались на вызывающую анти эстетичность, вводили в поэзию вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши.

Примеры: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Рыкающий Парнас».

Представители: В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро, И. Северянин.

Живопись:

Прочные позиции удерживали представители русской академической школы (И. Репин, В. Серов) и наследники передвижников (братья Васнецовы, К. Юон)

И. Репин

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культурыКонспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Письмо

Не ждали

В. Серов

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Портрет Николая 2 Девочка с персикамиКонспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

В. Васнецов

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культурыКонспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Богатыри Витязь на распутье

К. Юон

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культурыКонспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

К троице Утро индустриальной Москвы

Модернизм:

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

А. Бенуа

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Дворцовая площадь

Л. Бакст

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Портрет Бенуа

Е. Лансере

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Выход императрицы Елизаветы

К. Сомов

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Фейерверк в монплезире

М. Добужинский

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Октябрьская идиллия

Б. Кустодиев

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Купчиха за чаем

Н. Рерих

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Жемчуг исканий

Задача «Мира искусства» - восстановить связь живописи с культурой в целом, которая была ослаблена у художников предшествующих поколений. Они заняли резко критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя несвойственную искусству функцию, нанесли огромный вред русской живописи.

Авангардизм в живописи:

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

  • Наиболее популярный жанр «бубнового валета» - натюрморт

  • Голубая роза представляла картины с нежными, дымчатыми, будто тающими красками и зыбкими, ускользающими формами. Большинство полотен создано в стиле модерн.

Архитектура:

Направления: модерн, неорусский стиль, неоклассицизм.

Модерн - внешний вид здания подчинен требованиям интерьера (внутреннего убранства), успешно используются и демонстрируются свойства новых строительных материалов - стекла, бетона, железа, кафеля.

Представители:

Валькот - гостиница "Метрополь"Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культурыКонспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Шехтель - особняк Рябушинского

Неорусский стиль использовал мотивы древнерусского зодчества:

Представители:

Щусев - Казанский вокзал

Шехтель - Ярославский вокзал Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культурыКонспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Неоклассицизм применялся в строительстве особняков и зданий общественного назначения.

Представители:

Рерберг - Музей изобразительных искусств, Киевский вокзалКонспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культурыКонспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Жолтовский - здание Госбанка.

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры





Скульптура:

Представлена неоклассицизмом:

Представители:

Р.Р. Бах - Пушкин лицеист; памятник Петру 1 в Туле

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культурыКонспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры





С. Волнухин - первопечатник Иван Фёдоров; бюст ТретьяковаКонспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры





Вместе с ним развивался импрессионизм

Представители:

П.П. Трубецкой - памятник Александру 3 в Петербурге; портрет Шаляпина

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культурыКонспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры





А. Голубкина - Старость; Солдат

С. Коненков - Камнебоец; Самсон разрывающий цепиКонспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культурыКонспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры





Музыка, балет, театр, кинематограф:

Реализм в музыке: Н. Римский - Корсаков (Царская невеста; Сказание о невидимом граде Китеже; Золотой петушок)

Модерн: А. Скрябин (поэма экстаза); А. Глазунов (балет Раймонда); С. Рахманинов (оперы Алеко и Скупой рыцарь); И. Стравинский (балеты Петрушка и Жар птица).

Выдающиеся оперные певцы: Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов; Антонина Нежданова.

Русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве:

Анна Павлова; Тамара Карсавина; Вацлав Нижинский

С. Дягилевым - знаменитые «Русские сезоны» в Париже 1909-1912гг., представленные балетными спектаклями, театральной живописью, музыкой.

Театр:

Конспект урока по истории в 9 или 11 классах Серебряный век русской культуры

1907 год - 1-ая кинофабрика в Москве (Ханжонков): 1908 - «Понизовая вольница» о Разине; 1911 - оборона Севастополя.

Знаменитые актёры: Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов

© 2010-2022