Рабочая программа по истории 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира» - М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира. Программа расчитана на 68 часов в учебном году в 5 классе, из расчета 2 часа в неделю.

Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение,2015.

- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. - М.: Просвещение, 2015.

  1. Цель изучения предмета «История Древнего мира»:

- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а так­же их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления форми­рования качеств личности и в совокупности определяет ре­зультат общего образования.

  1. Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориенти­ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона­лиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со­временных общественных явлений, в общении с другими людь­ми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уваже­нии других людей, народов и культур.

  1. Общая характеристика предмета «История Древнего мира».

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Рабочая программа предполагает использование цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

  1. Описание места учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане

Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общи­ми понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответствен­ная задача, которую должен решить учитель в процессе учебно­го сотрудничества с учащимися 5 класса.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обяза­тельным для изучения на ступени основного общего образования.

Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).

  1. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 5 класса.

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в со­циуме и быть востребованными в жизни.

4. Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историче­ском пути человечества как необходимой основы для миро­понимания и познания современного общества, истории соб­ственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат историче­ского знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историче­ское пространство, действия и поступки личностей во време­ни и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры­вая её социальную принадлежность и познавательную цен­ность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в ос­новной школе учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии;

  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последова­тельность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со­бытий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо­бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ре­сурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па­мятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие яв­ления;

  • различать причину и следствие исторических событий, явлений;

  • выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях историче­ских событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;

  • способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно).

  • способность развёрну­то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ­ствии с возрастными возможностями;

  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соот­носить её с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различны­ми видами действий с информацией учебника и дополнитель­ными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

5. Содержание учебного предмета "История Древнего мира" 5 класс

п/п

Название раздела(темы)

Всего часов

1

Введение.

1


2

Раздел I. Жизнь первобытных людей. (6 часов)

Первобытные собиратели и охотники.


3

3

Первобытные земледельцы и скотоводы.

2

4

Повторение раздела № 1.

1

5

Счёт лет в истории.

1


6

Раздел II. Древний Восток. (20 часов)

Древний Египет.


8

7

Западная Азия в древности.

7

8

Индия и Китай в древности.

4

9

Повторение раздела № 2.

1


10

Раздел III. Древняя Греция. (21 час)

Древнейшая Греция.


5

11

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

7

12

Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии.

5

13

Македонские завоевания в IV в. до н.э.

3

14

Повторение раздела № 3.

1


15

Раздел IV. Древний Рим. (18 часов)

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.


3

16

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.

3

17

Гражданские войны в Риме.

4

18

Римская империя в первые века нашей эры.

5

19

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

2

20

Повторение раздела № 4.

1

21

Итоговое повторение.

1


Итого:

68

6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№ урока в учебном году

№ урока в триместре

Дата проведения

Тема урока

КЭС (коды элементов содержания)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

личностные


регулятивные

коммуникативные

познавательные

1

1


Введение. (1 час)

Что изучает наука история. Источники исторических знаний.

1.1

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.



Раздел I. Жизнь первобытных людей. (6часов)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. (3 часа)

2.1


2

2

Древнейшие люди.

Историческая карта.

2.1.1

Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать дости­жения первобытного человека, его приспо­собление к природе.

Комментировать и формулировать поня­тия: первобытные люди, орудие труда, соби­рательство.

3

3

Родовые общины охотников и собирателей.

Знать своих предков - знать историю.

2.1.2

Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе.

Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.

Называть и оха­рактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты.

Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселе­ния первобытных людей.

4

4

Возникновение искусства и религии. Археология - помощница истории.

2.1.2

Освоение общемирового культурного наследия.

Охарактеризовать первобытные верования людей.

Рассказать о наскальной живописи, верси­ях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.



Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. (2 часа)


5

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

2.1.2

Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жиз­ни людей с появлением земледелия и ско­товодства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать ре­лигиозные верования древнего человека.

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.

Исследовать географию районов пер­вичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

6

6

Появление неравенства и знати.

2.1.3

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия.

Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, го­рода, святилища, государства.

Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

7

7

Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»

Как работать с учебным материалом по истории.

2.1

Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.



Тема 3. Счёт лет в истории. (1 час)

1.2


8

8

Измерение времени по годам.

1.2

Решать исторические задачи и проблем­ные ситуации на счёт времени.

Уметь определять историческое время по ленте времени.

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.



Раздел II. Древний Восток. (20 часов)

Тема 4. Древний Египет. (8 часов)


9

9

Государство на берегах Нила.

2.2.1

2.2.2

Самостоятельно подготовить темати­ческое сообщение к уроку по выбору.

Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её леген­ды.

Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.

10

10

Как жили земледельцы и ремесленники.

Наука о народах и наука о прошлом.

1.1

2.2.1

2.2.2

Экологическое сознание.

Оценивать достижения культуры.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.

Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их.

11

11

Жизнь египетского вельможи.

2.2.1

2.2.2

Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм.

Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.

Учиться работать в малой группе над об­щим заданием.

Выделять главное в части па­раграфа, во всём параграфе. Выделять клю­чевые понятия, которые раскрывают тему урока.

12

12

Военные походы фараонов.

2.2.1

2.2.2

Подготовить сообще­ние о военных походах Тутмоса III.

Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответ­ствии со своеобразием исторического персо­нажа в инсценировке.

Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов.

13

13

Религия древних египтян.

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Характеризовать религию древних егип­тян.

Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

14

14

Искусство древних египтян.

2.2.1

2.2.2

2.2.4

Освоение общекультурного наследия древних египтян.

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнееги­петских фараонов.

Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

15

15

Письменность и знания древних египтян.

2.2.1

2.2.2

2.2.4

Составлять короткое сообщение о древне­египетских иероглифах.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изго­товления папируса.

Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

16

16

Повторение по теме «Древний Египет»

Географические названия - свидетели прошлого.

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов.

Анализировать достижения в земледелии.

Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Составлять шарады, кроссворды и вы­полнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).



Тема 5. Западная Азия в древности. (7 часов)


17

17

Древнее Двуречье.

2.2.1

2.2.2

2.2.4

Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни.

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.

Прокомментиро­вать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

18

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

2.2.1

2.2.2

2.2.4

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.

Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.

Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.

19

1

Финикийские мореплаватели.

2.2.1

2.2.2

2.2.4

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Использовать историческую карту, опреде­лять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Подготавливать короткое сообщение о до­стижениях финикийских ремесленников.

Рассказывать с помощью карты о место­положении Финикии и занятиях её жителей.

20


2

Библейские сказания.

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен.

Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами.

21

3

Древнееврейское царство.

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Дать оценку поступков Давиду и Самсону.

Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах).

Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи.

22

4

Ассирийская держава.

2.2.1

2.2.2

2.2.4

Формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.

Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят».

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала.

Определять причины падения Ассирийской державы.

23

5

Персидская держава «царя царей».

2.2.1

2.2.2

2.2.4

Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях.

Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы.

Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей.

Установить причины возникновения Персидской державы.



Тема 6. Индия и Китай в древности. (4 часа)


24

6

Природа и люди Древней Индии.

2.2.1

2.2.2

Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа.

Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии.

Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах).

Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.

25

7

Индийские касты.

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа.

Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану.

Подготовить сообщение о жизни Будды.

Доказывать, что брахманы - хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма.

26

8

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

2.2.3

Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа.

Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом.

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая.

Определять и формировать особенности китайской религии.

27

9

Первый властелин единого Китая.

2.2.2

Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа.

Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации.

Составлять кроссворды по тематике урока.

Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены.

28

10

Повторение по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру».

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев.

Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам.

Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета.



Раздел III. Древняя Греция. (21 час)

Тема 7. Древнейшая Греция. (5 часов)


29

11

Греки и критяне.

2.3.1

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа.

Работать с картой, заданиями рабочей тетради.

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах).

Называть отличительные признаки критской культуры.

30

12

Микены и Троя.

2.3.1

Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации

Показывать по карте местоположение Микен.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты.

Выделять различия между микенской и критской культурой.

31

13

Поэма Гомера «Илиада».

2.3.6

Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации

Характеризовать образы основных героев «Илиады».

Принимать участие в ролевой игре.

Раскрывать кратко суть поэмы Гомера.

32

14

Поэма Гомера «Одиссея».

2.3.6

Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея».

Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия.

В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой.

Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события.

33

1

Религия древних греков.

2.3.6

Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.

Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах).

Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».

Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами.



Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 часов)


34

2

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

2.3.2

Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции.

Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь.

Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах).

Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом.

35

3

Зарождение демократии в Афинах.

2.3.2

Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции.

Дать собственную оценку поступкам Солона.

Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения.

36

4

Древняя Спарта.

2.3.3

Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию.

Показывать на карте расположение Спарты.

Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.

Анализировать ответы одноклассников.

Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты.

37

5

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

2.3.1

Осознавать принадлежность греков к единой культуре.

Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты.

Составлять план «Причины переселения греков».

Объяснять причины и значение возникновения колоний.

38

6

Олимпийские игры в древности.

2.3.6

Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека.

Описывать основные правила проведения Олимпийских игр.

С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя.

Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции.

39

7

Победа греков над персами в Марафонской битве.

2.3.4

Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства.

Описывать ход боевых действий между персами и греками.

Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве.

Объяснять причины победы греков в Марафонской битве.

40

8

Нашествие персидских войск на Элладу.

2.3.4

Описывать чувства человека-защитника своего государства.

Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения.

Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника.

Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства.



Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. (5 часов)


41

9

В гаванях афинского порта Пирей.

2.3.2

Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок».

Устно описывать торговый порт Афин.

Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа.

Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции.

42

10

В городе богини Афины.

2.3.2

Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились.

Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие.

Описывать произведения древнегреческой архитектуры.

Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей.

43

11

В афинских школах и гимнасиях.

2.3.2

2.3.6

Описывать собственные представления о важности образования.

Описывать особенности древнегреческого воспитания.

Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте.

Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции.

44

12

В театре Диониса.

2.3.6

Высказывать суждения о роли театра в жизни греков.

Объяснять отличия трагедий и комедий.

Сравнивать современный театр и древнегреческий.

Рассказывать о развитии древнегреческого тетра.

45

13

Афинская демократия при Перикле.

2.3.2

Объяснять значение участия граждан в управлении государством.

Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле.

Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте.

Характеризовать афинскую демократию при Перикле.



Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 часа)


46

14

Города Эллады подчиняются Македонии.

2.3.5

Описывать значение потери Грецией независимости.

Показывать на карте места сражений.

Характеризовать македонское войско.

Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии.

47

15

Поход Александра Македонского на Восток.

2.3.5

Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей.

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского.

Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского.

Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского.

48

16

В Александрии Египетской.

2.3.5

Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока.

Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней.

Составлять рассказ- описание города Александрия.

Объяснять причины распада державы Александра Македонского.

49

17

Повторение по теме «Древняя Греция».

2.3

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа.

Планирование последовательности действий.

Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения.

Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.



Раздел IV. Древний Рим. (18 часов)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. (3 часа)


50

18

Древнейший Рим.

2.4.1

Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Планирование последовательности действий.

Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками.

Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия.

51

19

Завоевание Римом Италии.

2.4.1

Формирование мотивации к обучению и познанию.

Планирование последовательности действий.

Организация и планирование работы в группе.

Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

52

20

Устройство Римской республики.

2.4.1

Формирование активной позиции в учебной деятельности.

Организация самоконтроля и самооценивания.

Овладение средствами решения коммуникативных задач.

Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом.



Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. (3 часа)


53

21

Карфаген - преграда на пути к Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном.

Характеризовать цели и поступки Ганибала.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Анализировать ответы одноклассников.

Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.

54

22

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Работать с картой в процессе изучения событий.

Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме.

55

1

Рабство в Древнем Риме.

Составление плана и последовательности действий.

Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах.

Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника.



Тема 13. Гражданские войны в Риме. (4 часа)


56

2

Земельный закон братьев Гракхов.

2.4.2

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.

Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп.

57

3

Восстание Спартака.

2.4.2

Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака.

Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака».

Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.

Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения .

58

4

Единовластие Цезаря.

2.4.2

Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря.

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы.

Умение работать в группе.

Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.

59

5

Установление империи.

2.4.2

Рассказывать о судьбах знаменитых римлян.

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины.

Организация и планирование работы в группе.

Формирование умений работать с исторической картой.



Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. (5 часов)


60

6

Соседи Римской империи.

2.4.2

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам.

Умение составлять простой план.

Обмениваться в группе результатами поиска.

Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации.

61

7

Рим при императоре Нероне.

2.4.2

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

Планирование и организация деятельности.

Планирование учебных действий.

Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону.

62

8

Первые христиане и их учение.

2.4.3

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами.

63

9

Расцвет Римской империи во II в.

2.4.5

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты.

Умение слушать и вступать в диалог.

Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера.

64

10

«Вечный город» во времена империи и его жители.

2.4.5

Развитие эстетического сознания.

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы.

Анализировать ответы одноклассников.

Инсценирование выртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме.



Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. (2 часа)


65

11

Римская империя при Константине

2.4.4

Умение выражать и отстаивать свою позицию.

Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях.

66

12

Взятие Рима варварами.

2.4.4

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей.

Организация самоконтроля и самооценивания.

Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем.

Умение структурировать знания, строить речевые высказывания.

67

13

Повторение по теме «Древний Рим».

2.4

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется.

Осознание учащимися качества и уровня усвоения.

Планирование учебных действий.

Рефлексия способов и условий действия.

68

14

Итоговое повторение.

1

2

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется.

Осознание учащимися качества и уровня усвоения.

Планирование учебных действий.

Рефлексия способов и условий действия.



  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект:

Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой.

УМК по истории Древнего мира составляют:

• Раздел рабочей программы «История Древнего мира».

  • Учебник «История Древнего мира» для 5 класса ав­торов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. - М: Просвещение, 2015.

  • Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. - М.: Просвещение, 20015.

  • Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. - М.: Просвещение, 20014.

  • Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. - М., 2014.

  • Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учрежде­ний/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М., 2015».

Настенные исторические карты:

  1. Древние государства мира.

  2. Рост территории государств в древности.

  3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.

  4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. - III в. н. э.).

  5. Древняя Греция (до середины Vb. до н. э.).

  6. Древняя Греция (Vb. до н.э.).

  7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.

  8. Древняя Италия.

  9. Рост Римского государства в период республики и им­перии.

  10. Рост Римского государства в III в. до н. э. - II в. н. э.

  11. Римская республика в III-I вв. до н. э.

  12. Римская империя в I-III вв. н. э.

13.Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.

Список образовательных цифровых и интернет-ресурсов по истории Древнего мира

Интернет -ресурсы

1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

rusedu.ru/subcat 32.html

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.

2. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

school-collection.edu.ru/

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.

3. Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различ-ным темам:

• История Древнего Египта:

http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www, kemet.ru

• Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:

http: //www, earth- history.com/

• Мировая художественная культура. Древний мир: от пер­вобытности до Рима:

mhk.spb.ru/

• Античная мифология:

mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm

• Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71

Электронные ресурсы

• Атлас Древнего мира. - М.: Новый ДИСК.

• Шевченко Н. И. Интерактивный справочник. Всемирная история в датах. Древний мир и Средние века. - М.: Новый ДИСК.

Список литературы для учителя

Основная литература

  1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологиче­ский словарь / М. В. Агбунов. - М., 1994.

  2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. - СПб., 1994.

  3. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. - М, 2005.

  4. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стра-тановский. - М, 2008.

  5. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. - М., 2002.

  6. История Древней Греции: учеб./под ред. В. И. Авдиева, А. Г. Бокщанина, Н. Н. Пикуса. - М., 1972.

  7. Никольский В. К. Детство человечества / В. К. Ни­кольский. - Ленинград, 1939.

  8. Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. - М., 2000. - Ч. 1-2.

  9. Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. - М., 1998.

10. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. - М., 1990.

Тематическая литература

  1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. - М., 1998.

  2. Геродот. История / Геродот. - М., 1993.

  3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. - М., 1974.

  4. Знаменитые греки и римляне. - СПб., 1993.

  5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. - СПб., 2005.

  6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. - СПб., 2003.

  7. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Ко­лобова, Е. Л. Озерецкая. - М., 1959.

  8. Микель П. Древняя Греция / П. Микель. - М., 1999.

  9. Мифы Древней Греции. - М., 2001.

  1. НизолмД. Древняя Греция: энциклопедия для де­тей / Д. Низолм. - М., 2001.

  2. Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. - М., 1994.

  3. Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская импе­рия / И. С. Свенцицкая. - М., 2003.

  4. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сер-геенко. - СПб., 2000.

  5. Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидо-рина. - М., 2001.

  6. Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. - М., 2004.

  7. Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждён­ные / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.

  8. Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века ре­спублики / Н. В. Чеканова. - СПб., 2005.

  9. ШайдДж. Религия римлян/Дж. Шайд. - М., 2006.

  10. Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиа-де. - М., 2002.

  11. Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н.Ярхо. - М., 2004.



© 2010-2022