- Преподавателю
- История
- Календарно-тематическое планирование истории 5 класса ФГОС
Календарно-тематическое планирование истории 5 класса ФГОС
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Александрова Л.А. |
Дата | 29.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование. 5 класс (70 часов) | ||||||||
№ урока |
Название раздела, темы, урока | Количество часов | Прим. сроки |
Основное содержание | Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся | Планируемые результаты (УДД) | ||
Личностные
|
Мета-предметные |
Предметные
| ||||||
1 | Введение. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. | 1 | 1 н сент | Что изучает история. Измерение времени в истории. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. | Раскрывать значение терминов история, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Формирование познавательного интереса к изучению истории. Понимание значимости опыта предшествующих поколений для современного человека. | Умение работать с текстом учебника, со справочным материалом книги.
| Первичные представления об исторической науке. Умение работать с исторической картой (памятка). |
| Раздел 1. Жизнь первобытных людей. | 6+1 |
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. | 3 |
|
|
|
|
|
|
2 | Древнейшие люди. | 1 | 1 н сент | Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния др. человека. Собирательство и охота. Овладение огнем. | Определение понятий: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Заполнение сравнительной таблицы «Первобытный и современный человек». | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира. | Пересказывать содержание текста учебника. Составлять рассказ по иллюстрациям. Выделять характерные, существенные признаки для сравнения, формулировать выводы. | Показывать на карте места расселения древнейших людей. Правильно употреблять и объяснять исторические термины. Сравнивать первобытного и современного человека. |
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | 2 н сент | Расселение древнейших людей. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи др. человека. Новые орудия труда. Человек разумный. Родовые общины. | Исследовать на исторической карте географию расселения первобытных людей. Называть новые способы охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. | Осознание значения семьи в жизни человека и общества. | Составлять простой план по тексту учебника, составлять рассказ по иллюстрациям. | Выделять признаки родовой и соседской общины. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Характеризовать новые достижения древнего человека.. |
4 | Возникнове-ние искусства и религии. | 1 | 2 н сент | Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. | Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Рассмотреть разные версии о загадках древних художников. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира. Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий. | Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Умение анализировать и делать выводы.
| Характеризовать первобытные верования и способы их выражения. Работать с несколькими историческими источниками. |
| Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | 2 |
|
|
|
|
|
|
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | 3 н сент | Первые орудия труда земледельцев. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Освоение ремесел. Племя: изменение отношений. Управление племенем. | Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Схематически изобразить управление родовой общиной и племенем. | Формирование уважительного отношения к труду | Работать с текстом учебника, составлять схему по содержанию. Формулирование собственного мнения и позиции. | Характеризовать в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия Выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общины. |
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | 3 н сент | Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение плуга. От родовой общины - к соседской. Возникновение неравенства и знати. Выделение знати. | Исследовать причины возникновения неравенства и последствия данного процесса. Сравнение родовой и соседской общины: составление сравнительной таблицы.
| Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям. | Пересказывать содержание текста учебника. Выявлять причинно - следственные связи. Составлять сравнительную таблицу, формулировать вывода.
| Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. Выделять на элементарном уровне причины исторических событий. |
7 | ПОУ по теме: «Жизнь первобытных людей». | 1 | 4 н сентября | Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. | Использование электронных ресурсов для виртуального исторического путешествия. Решение проблемных и развивающих задач с использованием мультимедиаресурсов. Уметь доказать свою позицию (отличие мировоззрения первобытного человека от современного). | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | Логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. Оценивать правильность выполнения учебной задачи. | Работать с легендой исторической карты, объяснять значение опыта первобытных людей для дальнейшего развития человечества. Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие исторические задачи с использованием мультимедиаресурсов по алгоритму. |
8 | Тема 3. Счет лет в истории. Счет лет в истории. | 1 | 4 н сентября | Как в древности считали года? Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени. | Осмысление различия понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Определение исторического времени по ленте времени. Решение исторических задач и проблемных ситуации на счет времени. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Умение преобразовывать знаки и символы. | Объяснять, как ведется счет лет до н.э и н.э. Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в истории в разные эпохи. |
| Раздел 2. Древний Восток. | 18+2 |
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Древний Египет. | 7 |
|
|
|
|
|
|
9 | Государство на берегах Нила. | 1 | 1 н октября | Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледельцы в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. | Изучение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение влияния природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека. | Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории | Пересказывать содержание текста учебника. Выявлять причинно - следственные связи. Умение составлять рассказ по иллюстрациям. | Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | 1 | 1 н октября | Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги. | Работа с текстом учебника и дополнительной литературы: поиск и группировка по признакам необходимой информации. Составление схемы: «Основные категории населения Древнего Египта».
| Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Учитывать разные мнения. Работать в группе - устанавливать рабочие отношения | Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших Египет. Оценивать достижения культуры. Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы. |
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | 2 н окт | О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношение фараона и его вельмож. | Выделить основные категории населения, их положение. Определить понятия: фараон, жрец, пирамида, папирус. | Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Работать в малых группах. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.
| Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших Египет. Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. |
12 | Военные походы фараонов. | 1 | 2 н окт | Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Появление наемного войска. | Определить причины, цели, направления военных походов, даты самых крупных военных походов, итоги военных походов, указать их по легенде карты.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Работать в малых группах. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.
| Работать с картой в в малых группах по единому заданию. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.
|
13 | Религия древних египтян. | 1 | 3 н окт | Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Священные животные и боги. Представление древних египтян о «царстве мертвых». Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых». | Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц. Разработка сюжетов для инсценирования на уроке по теме параграфа. | Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.
| Определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с иллюстрациями, определять значение событий.
| Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в Древнем Египте. |
14 | Искусство Древнего Египта. | 1 | 3 н окт | Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов. Археологические открытия в гробницах. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. | Работать с информацией из разных исторических источников о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды по иллюстрации.
| Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.
| Подготовить сообщение или презентацию по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).
| Описывать предметы материальной культуры и произведений древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественной и исторической ценности. Знать, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц. |
15 | Письменность и знания древних Египтян. | 1 | 4н окт | Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Школа подготовки писцов и жрецов. | Определение понятий иероглиф. Описание процесса изготовления папируса. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность. | Определять основные вопросы темы, составлять план ответа. | Характеризовать знания древних египтян Из разных областей наук. |
16 | ПОУ по теме: «Древний Египет». | 1 | 4н окт | Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представления о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). | Анализ достижений древних египтян в земледелии. Сравнение образа жизни фараона, вельможи и простого земледельца. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).
| Умение создавать аналогии, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных исторических задач. Уметь работать с иллюстрациями, определять значение событий. |
| Тема 2. Западная Азия в древности. | 7 |
|
|
|
|
|
|
17 | Древнее Двуречье. | 1 | 1 н нояб | Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни. Боги шумеров. Жрецы-ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания. Мифы и сказания с глиняных табличек. | Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание образа жизни, основных занятий населения. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения и познавательных задач.
| Характеризовать влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки. |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | 1 н ноября | Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представления о законах Хаммурапи как о законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках. | Определение хронологических рамок правления Хаммурапи, определение понятия «закон». Анализ исторического документа: основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Анализировать текст
| Знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы. Уметь работать с первоисточниками, определять значение данного документа. |
19 | Финикийские мореплаватели. | 1 | 2 н ноября | География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах. | Рассказать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей. Составить путь, по которому плавали финикийские купцы.
| Формирование понимания культурного многообразия мира.
| Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Анализировать текст. Определять причинно - следственные связи.
| Характеризовать основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония. Подготовить короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту: определять причины развитой торговли в городах Финикии. |
20 | Библейские сказания. | 1 | 2 н ноября | Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история и предания еврейских племен. Переход к единобожию. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу. | Изучить по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объяснить, почему Библия - наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. Установить, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. | Формирование понимания культурного многообразия мира. | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.
| Давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с разными источниками информации, читать несложные карты с опорой на их легенду. Объяснять значение принятия единобожия Знать назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия. Уметь определять значение первоисточника. |
21 | Древнееврейс-кое царство. | 1 | 3 н ноября | Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские сказания о героях. | Изучить по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Знакомство с библейскими сказаниями о героях. | Формирование понимания культурного многообразия мира | Решать развивающие и проблемные задачи с использованием видеоресурсов. | Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида.) Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. |
22 | Ассирийская держава. | 1 |
| Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы. | Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы. Выявление причин непобедимости ассирийского войска.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала.
| Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлурги, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. Определить какую роль в жизни человека сыграло появление железа и изготовление изделий из данного металла. |
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 | 4 н ноября | Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости, легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевания Лидии, Мидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя. | Определение основных дат истории создания Персидской державы. Составление сравнительной таблицы «Три царства Западной Азии».
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Уметь определять причинно-следственные связи. | Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях. |
| Тема 3. Индия и Китай в древности. | 4 |
|
|
|
|
|
|
24 | Природа и люди Индии. | 1 | 4 н ноября | Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. | Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание географического положения Индии, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия - Буддизм. Обсуждение в группах ключевых понятий, характеризующих индийскую историю и культуру. | Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Работать с текстом учебника. Составлять рассказ по плану. Работать в малых группах. | Знать географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия - буддизм. Уметь работать с картой, определять влияние природно-климатический условий на жизнь и деятельность жителей государства. |
25 | Индийские касты. | 1 | 1 н декабря | Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока. | Рассказать о жизни и обучении брахмана. Сравнить основные положения брахманизма и буддизма. Перечислить достижения древних индийцев в форме передачи «Записки путешественника». | Формирование понимания культурного многообразия мира, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни. | Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Пересказывать содержание текста учебника, документа, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний.
| Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев. |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | 1 н декабря | Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. | Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание географического положения Китая, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия - Конфуцианство. Обсуждение в группах ключевых понятий, характеризующих китайскую историю и культуру. | Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Работать с текстом учебника. Составлять рассказ по плану. Работать в малых группах | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства. |
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | 2 н декабря | Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. | Описание отношений Китая с соседями. Выявление причин возведения Великой Китайской стены. Определение своеобразия древней китайской цивилизации.
| Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Развивать умение определять причинно-следственные связи. Составлять кроссворды по тематике урока. | Знать географическое положение Китая, условия возникновения единого государства, роль Великой китайской стены в жизни древних китайцев. Уметь работать с картой, развивать умение определять причинно-следственные связи. |
28 | ПОУ: «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру». | 1 | 2 н декабря | Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | Сравнение особенностей развития различных цивилизаций. Описание наиболее значимых достижений культуры цивилизаций Древнего Востока. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов.
| Знать основные понятия, даты по данной теме. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой. |
| Раздел 3. Древняя Греция. | 20+1 |
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Древнейшая Греция. | 5 |
|
|
|
|
|
|
29 | Греки и критяне. | 1 | 3 н декабря | Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. | Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение местоположения Критского царства, Эгейского моря. Выделение отличительных признаки критской культуры. Выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа о Дедале и Икаре. | Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов.
| Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Называть отличительные признаки критской культуры. Способность применять исторические знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии греческой и критской цивилизациях. |
30 | Микены и Троя. | 1 | 3 н декабря | В крепостных Микенах. Местонахождение. Каменные Львиные ворота. Облик города - крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия. | Выявить отличия между микенской и критской культурами. Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Сравнение достижений критской и микенской цивилизаций. | Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур (Микены и Троя). | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. | Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.
|
31 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | 4 н декабря | Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. | Описание личности Гомера, основное содержание поэм. Определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека. Характеризовать образы основных героев «Илиады». | Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.
| Работать с первоисточниками, обобщать и делать выводы. | Характеризовать образы основных героев «Илиады». |
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | 4 н декабря | География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. | Проследить по карте путь Одиссея домой, в Итаку. Выделить основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.
| Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.
| Читать текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет. | Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Оценить поступки героев. Что нравится, что нет.
|
33 | Религия древних греков. | 1 | 2 н января | Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Персефоне и Деметре. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. | Рассмотреть пантеон богов Древней Греции, по тексту учебника и его иллюстрациями описать связь богов с явлениями природы. Познакомиться с мифами о Геракле. | Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.
| Выполнять задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка». | Знать определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека. Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков. |
| Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | 7 |
|
|
|
|
|
|
34 | Земледельцы Аттики теряют свою землю и свободу. | 1 | 2 н января | География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. | Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения. Определение признаков греческого полиса. Описание греческого демоса.
| Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
| Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов.
| Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. |
35 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | 3 н января | Демос восстает против знати. Демократические законы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. | Сформулировать определение понятий «реформа», «демократия», установить хронологию проведения реформ Солона, их значение. Составление схемы «правление в полисе»
| Формировать уважение прав и свобод человека.
| Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой. Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. | Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении положения народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. |
36 | Древняя Спарта. | 1 | 3 н января | Реография, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь . Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. | Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения, образа жизни спартанцев. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы. | Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев. Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши.
|
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 | 4 н января | Греческая колонизация побережья Средизем-ного и Черного морей. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона. | Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов. Описание внешнего вида грека.
| Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
| Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов.
| Объяснять причины греч колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греч колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека. |
38 | Олимпийские игры в древности. | 1 | 4 н января | Праздник, объединяв-ший эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабы-ваемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийс-ких игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль Олимпийских игр. | Описание организации и проведения олимпийских игр в древности. Сравнение древних олимпийских игр с современными. Перечисление и и описание видов олимпийских соревнований. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Составлять развернутый план одной части параграфа.
| Знать хронологию первых Олимпийских игр. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.
|
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | 1 н февраля | Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. | Определение причин греко-персидских войн, хронологии, итогов Марафонской битвы и ее значение.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Развивать умение определять причинно-следственные связи. Работать с текстом учебника. Составлять рассказ по плану.
| Знать причины Греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение. Уметь работать с картой, определять историческое значение событий. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о Марафонской битве. |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | 1 н февраля | Подготовка эллинов к новой войне. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. | Определить причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн. Инсценировать события одного из сражений. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ - о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Уметь группировать факторы, причины событий, делать выводы. | Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Уметь работать с картой, опорной схемой, развивать умение определять историческое значение событий, делать выводы. |
| Тема 3. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии. | 5 |
|
|
|
|
|
|
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | 2 н февраля | В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли. | Сравнива причины событий, делать выводы.х соревнований.вности. ть военную и торговые гавани. Оценить, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.
| Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Получать дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту. | Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о гаванях.
|
42 | В городе богини Афины. | 1 | 2 н февраля | Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета. | Описание наиболее значимых частей Афин по плану города. Описание архитектурных сооружений Афин. Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.
| Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.
| Составить кроссворд на самостоятельно выбранную тему ( в соответствии с темой урока). | Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.
|
43 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | 3 н февраля | Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Обучение красноречию. | Выявить и кратко описать особенности образования в Древней Греции.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Сравнивать, обобщать и делать выводы. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.
| Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Сравнивать типы школ и систему обучения в них.
|
44 | В театре Диониса. | 1 | 3 н февраля | Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений. | Описать историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры. Оценить роль современного театра для общества.
| Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.
| Выполнять практическую работу | Знать историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». |
45 | Афинская демократия при Перикле. | 1 | 4 н февраля | Сущность афинской демократии в V в. До н.э. Полномочия и роль Народного собрания. Совет пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ. | Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение. Дать оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах. Строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег.
| Формировать уважение прав и свобод человека.
| Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. | Знать определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства |
| Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 3 |
|
|
|
|
|
|
46 | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | 4 н февраля | Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции. | Определение причин поражения греков в борьбе с Македонией, дат основных сражений. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Анализировать текст. Уметь определять причинно-следственные связи | Сравнивать политический курс Филиппа и Александра. Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость». |
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | 1 н марта | Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. | Определение хронологии основных событий, причин военных успехов Александра Македонского. Определение направления походов А. Македонского по карте.
| Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
| Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор | Знать хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского. Уметь составлять схему походов А. Македонского. Уметь составлять оценочную характеристику государственного деятеля: исторический портрет. Оценивать поступки А. Македонского, его противников.
|
48 | В Александрии Египетской. | 1 | 1 н марта | Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. | Определение причин и хронологии распада державы Александра Македонского. Рассказать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.
| Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.
| Уметь определять причинно-следственные связи. Получать дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту. | Называть причины распада державы Александра Македонского Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности |
49 | ПОУ по теме: «Вклад эллинов в мировую культуру». | 1 | 2 н марта | Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и Афинском полисе. Особенности афинской демократии. | Назвать самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснить значение понятий:демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.
| Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов.
| Знать основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.
|
| Раздел 4. Древний Рим. | 17 |
|
|
|
|
|
|
| Тема 11. Рим: от возникно-вения до уста-новления господства над Италией. | 3 |
|
|
|
|
|
|
50 | Древнейший Рим. | 1 | 2 н марта | Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. | Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения, образа жизни населения. Изучение легенды об основании Рима.
| Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
| Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников. | Знать географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. К.: Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. |
51 | Завоевание Римом Италии. | 1 | 3 н марта | Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. | Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий. Знакомство с новыми крылатыми выражениями.
| Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории | Аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Исследовать по карте территории, завоеванные Римом. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н.э. |
52 | Устройство Римской республики. | 1 | 3 н марта | Плебеи - равноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. | Определить основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. | Знать основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме.
|
| Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. | 3 |
|
|
|
|
|
|
53 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | 1 н апреля | Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима Западном Средиземноморье. | Определение причин, хронологии основных событий, итогов войны, составление опорной схемы, Описание личности Ганнибала как правителя и полководца. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.
| Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфаг войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами |
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморья. | 1 | 1 н апреля | Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима. | Определение причин, хронологии основных событий, итогов войны, составление опорной схемы, Л.: Описание по рисунку триумф (нравственно - эмоциональная оценка «Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Древнем Риме?»). | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Составлять простой план параграфа. | Работать с картой в процессе изучения Характеризовать способы подчинения государств власти Рима.
|
55 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | 2 н апреля | Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах. | Определение понятия рабство, положение рабов. Описание гладиаторских боев. Составление рассказа «путешественника». | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Умение работать в малых группах. Определять причинно-следственные связи. Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам. | Объяснять причины широкого распространения рабства во всех Доказывать бесправное положение рабов в Риме. |
| Тема 13. Гражданские войны в Риме. | 4 |
|
|
|
|
|
|
56 | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | 2 н апреля | Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх-продолжатель дела брата. Гибель Гая. | Определение причин проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Уметь определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. Работать в малых группах, систематизируя информацию. | Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных людей. |
57 | Восстание Спартака. | 1 | 3 н апреля | Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие к свободе. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. | Определение причин, основных событий, их хронологию, итоги восстания, лидера восстания. Составление рассказа от имени Спартака, сенатора, Красса. | Формировать уважение прав и свобод человека.
| Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красс против Спартака». | Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. |
58 | Единовластие Цезаря. | 1 | 3 н апреля | Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. | Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели. Анализ поступков и действий Ю.Цезаря. Работа с крылатыми выражениями. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Умение работать в малых группах. Определять причинно-следственные связи. Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам. | Работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря. Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. |
59 | Установление империи. | 1 | 4 н апреля | Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. | Определение понятия империя, дату установление империи в Риме. Составление кроссворд по одному из пунктов параграфа. Сопоставление действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Определять причинно-следственные связи. Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам. | Определять причины поражения сторонников республики. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана |
| Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. | 5 |
|
|
|
|
|
|
60 | Соседи Римской империи. | 1 | 4 н апреля | Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи. | Определение территории расселения народов, попавших под власть империи в соответствии с легендой карты. Составление заданий, вопросов по теме, обмен ими. Описание образа жизни племен- соседей Римской империи и их взаимоотношениях. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам. | Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. |
61 | Рим при императоре Нероне. | 1 | 1 н мая | Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание и гибель Нерона. | Описание жизни Рима в 1 в. н. э. по тексту учебника и дополнительной литературе. Анализ версий о пожаре в Риме. Описание личности Нерона как человека и правителя. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам. | Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.
|
62 | Первые христиане и их учение. | 1 | 1 н мая | Проповедник Иисус из Палестины. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан. | Определение понятия христианство, условия появления христианского учения. Знакомство с комплексом моральных норм христиан. Выявление причин их актуальности . | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции | Уметь определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. Работать в малых группах, систематизируя информацию. | Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. |
63 | Расцвет империи во II веке. | 1 | 2 н мая | Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. | Сравнение положение свободного земледельца, колона и раба. Изучение периода правления императора Траяна. Анализ достижении империи во 2 в.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции | Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. | Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Характеризовать о достижениях империи во II в. Доказывать, |
64 | «Вечный город» и его жители. | 1 | 2 н мая | Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. | Инсценировка виртуальной экскурсии (презентации) и составление рассказа от лица разных персонажей об одном дне в Риме. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Развитие эстетического сознания через освоение художествен- ного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.
| Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. | Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Знать достопримечательности Рима, вклад жителей Рима в развитие цивилизации.
|
| Тема 15. Падение Западной Римской империи. | 2 |
|
|
|
|
|
|
65 | Римская империя при Константине. | 1 | 3 н мая | Рим и варвары. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. | Определение понятий колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи.
| Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
| Составлять рассказ с опорой на иллюстрации к параграфу. | Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в 1 в. и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. |
66 | Взятие Рима варварами. | 1 | 3 н мая | Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наемники в римской армии. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи. Византия как преемница Римской империи. Конец эпохи античности. | Обозначить причины раздела империи на две части. Высказать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую Империю. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
| Работать с исторической картой, историческими документами, делать выводы, составлять рассказ. | Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и других с позиции общечеловеческих ценностей. |
67 | ПОУ по теме: «Особенности цивилизации Греции и Рима».
| 1 | 4 н мая | Признаки цивилизации Рима и Греции. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. | Определение территории и этапов расширения границ Рима по легенде карты. Изучение легенд и их нравственный контекст. | Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
| Решать кроссворды, проблемные задания. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов.
| Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. . |
68 | Итоговое повторение «Вклад народов древности в мировую культуру». | 1 | 4 н мая |
|
| Уважение к народам мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству | Логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи
| Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. Показывать на карте государства древности, давать краткую характеристику их политическому, экономическому, социальному и культурному развитию, аргументировано выделять главные достижения цивилизаций Древнего мира. |
| 2 часа резерв учителя |
|
|
|
|
|
|
|
Темы творческих, исследовательских работ по истории Древнего мира. 5 класс:
-
Изобретения и открытия древних людей.
-
Возникновение письменности.
-
Вклад народов Древнего Востока (Древней Греции, Древнего Рима) в мировую культуру.
-
Крылатые выражения из истории Древнего мира и их значение.
-
Мой любимый герой мифов.
-
Мой любимый миф.
-
Чем мне интересны поэмы Гомера?
-
Моя любимая тема по истории Древней Греции.
-
Моя любимая тема по истории Древнего Рима.
-
Олимпийские игры древности и современности.
-
Примеры патриотизма в истории Древнего мира.
-
Воины древних государств.
-
Положение женщины в Афинском государстве (Индии, Спарте, Древнем Риме).
-
История наших имён.
-
Семь чудес света - что это?
-
Божьи заповеди. Их значение в формировании высокой нравственности.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно - методический комплект:
-
Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011.
-
А .А. Данилов, Л.Г. Косулина. Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы. М., Просвещение, 2010.
-
5 класс:
-
Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011.
-
А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. Учебник для общеобразовательных организаций «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». М.: Просвещение.
-
Г.И.Годер. Рабочая тетрадь «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». М.: Просвещение.
-
М.Л. Несмелова, А.Ю. Несмелов. Конспекты уроков для учителя истории. 5 класс. История Древнего мира. В трех частях. М., Владос-пресс, 2003 г.
-
Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. М., Просвещение, 2011 г.
-
Н.И.Шевченко. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012 г.
-
Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира к учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая. М.: Просвещение, 2013 г.
-
6 класс:
-
Е.В.Агибалова, Г.М. Донской. Учебник для общеобразовательных организаций «История Средних веков. 6 класс». М.: Просвещение.
-
Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь « История Средних веков». М.: Просвещение.
-
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебник для общеобразовательных организаций «История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс». М.: Просвещение.
-
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс». М.: Просвещение.
-
Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс. М., «Вако», 2007 г.
-
Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России. 6 класс. М., «Экзамен», 2011 г.
-
7 класс:
-
А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Учебник для общеобразовательных организаций « Новая история.1500-1800 гг.» М.: Просвещение.
-
Рабочая тетрадь в двух частях. А.Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. « Новая история. 1500-1800гг.» 7 класс. М., Просвещение.
-
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Учебник для общеобразовательных организаций «История России конец XVI - XVIII век. 7класс» М.: Просвещение.
-
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь «История России конец XVI - XVIII век. 7 класс». М.: Просвещение.
-
А.Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. Поурочные разработки по Новой истории 1500-1800. 7 класс. М.: Просвещение.
-
Давыдова О.В. Тесты по Новой истории к учебнику А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной « Новая история.1500-1800 гг.»
-
Промежуточная аттестация по истории. Текущий контроль.7 класс. Новая история. М., Просвещение,2008.
-
Симонова Е.В.. Поурочные разработки к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России»7 класс. М.: Просвещение, 2009.
-
Н.Ю Колесниченко. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. История России конец XVI - XVIII век (7кл.). Волгоград:Учитель,2008.
-
Симонова Е.В.Тесты по истории России (к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России»7 класс). М.,Экзамен,2009.
-
Промежуточная аттестация по истории. Текущий контроль.7 класс. История России. М., Просвещение, 2008.
-
8 класс:
-
А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л. М. Ванюшкина. Учебник для общеобразовательных организаций « Новая история. XIX век». М.: Просвещение.
-
А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л. М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь в двух частях « Новая история. 1800-1913 гг.» 8 класс. М.: Просвещение.
-
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Учебник для общеобразовательных организаций «История России XIX век. 8 класс». М.: Просвещение.
-
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь в двух частях «История России. XIX век. 8 класс». М.: Просвещение.
-
9 класс:
-
О.С. Сороко-Цюпа. Учебник для общеобразовательных организаций «Новейшая история зарубежных стран. 9 класс». М.: Просвещение.
-
О.С. Сороко-Цюпа. А.О. Сороко-Цюпа. Рабочая тетрадь «Новейшая история зарубежных стран. 9 класс». М. Просвещение.
-
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. Учебник для общеобразовательных организаций «История России. XX-начало XXI века. 9класс». М.: Просвещение.
-
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь в двух частях « История России. XX-начало XXI века. 9класс». М.: Просвещение.
-
Стрелова Ольга. Уроки Новейшей истории. 9 и 11 классы. К учебникам О.С. Сороко-Цюпы. М.: «Экзамен», 2008.
-
Арасланова Ольга. Поурочные разработки по Истории России. XX - начало XXI века. 9 класс. М., ВАКО, 2010.
-
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Поурочные разработки. История России. XX-начало XXI века (9кл.) М.: Просвещение, 2009.
Технические средства обучения.
-
Персональный компьютер.
-
Аудиоколонки колонки.
-
Видеопроектор.
-
Принтер.
-
Экран.
-
Электронные приложения к учебникам.
-
Электронные и настенные исторические карты.
Список литературы
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2011
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011
-
Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011
-
Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011
-
История России.6-9 классы / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина - М.: «Просвещение», 2011