Разработка урока истории т. Холокост

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока в 11 классе: ХОЛОКОСТ

Цели:

Образовательная - раскрыть сущность нацистской идеологии и политики тотального уничтожения народов, разъяснить понятия «холокост», «геноцид», «гетто», разграничить понятия «национализм» и «нацизм» показать опасность крайних форм проявления национализма

Воспитательная - способствовать формированию основ национальной и религиозной терпимости, сопереживанию к жертвам нацизма, продолжить работу по формированию активной позиции учащихся в отношении ущемления прав человека

Развивающая - активизировать и актуализировать знания, умения работы с историческими источниками различного вида, развивать навыки публичного выступления, ведения дискуссии на заданную тему

Оборудование:

Раздаточный материал:

  1. Основные понятия и даты изучаемой темы

  2. Фрагменты художественных произведений о Холокосте

  3. Исторические документы об Освенциме

Компьютер для показа видеороликов

Видеоматериалы:

  1. «Международный день памяти жертв Холокоста»

  2. «Холокост. Приезд в гетто»

Мел, доска

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя: (3 минуты)

«16 ноября весь мир отмечает День толерантности. Это слово стали использовать сравнительно недавно. А что означает это слово?»

Предполагаемые ответы учащихся: терпимость, уважительное, доброжелательное отношение к другим людям.

«В XX веке, особенно после Второй мировой войны, в мире широкое распространение получило насилие и нетерпимость в отношении тех, кто отличается от большинства населения (по национальности, цвету кожи, культуре, социальному положению и пр.). Таких людей называют социальными меньшинствами. Нетерпимость большинства к меньшинству ведет к деградации, разрушению человечества, угрожает выживанию целых народов

История знает немало примеров, того, как людей преследовали, нарушали их права, сажали в тюрьмы, концлагеря, уничтожали только за то, что они были не такие как все. Всё это совершалось с молчаливого согласия, равнодушия, безразличия большинства.

К чему может привести нетерпимость в обществе по отношению к другим людям, обсудим сегодня на примере Холокоста - трагедии XX века»

  1. Запись даты и темы урока с доски (4 минуты)

Эпиграф к уроку: (Послание будущим поколениям от жертвы нацизма пастера Нимола.)

Сначала они пришли за евреями,

и я не заступился за них,

потому что я не был евреем.

Потом они пришли за коммунистами,

и я не заступился за них,

я не был коммунистом.

Потом они пришли за членами профсоюза,

и я не заступился за них,

я не был членом профсоюза.

Потом они пришли за мной,

но не осталось никого, чтобы заступиться за меня…

Вопрос к классу: Что говорит Нимола о солидарность? Каким образом, кто, как мог защитить социальные меньшинства?

Слова учителя: «Холокост начался с молчания одного человека, с молчания большинства, с молчания нации…»


  1. Видеоролик «Международный день памяти жертв Холокоста»

(2 минуты)

Объяснение учителя: «Холокост в переводе с греческого «всесожжение огнем, жертвоприношение посредством сожжения». Это название получила нацистская политика геноцида и физического уничтожения еврейского населения Европы»



  1. Сообщение учащихся: (8 минут)

А) Идеология нацизма

Б) Хрустальная ночь



  1. Рассказ учителя: (4 минуты)

«В секретном приказе Начальника Управления службы безопасности рейха от 21 сентября 1939 года была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши. Всех их следовало вывезти из городов и местечек и поместить в особо создаваемые районы крупных городов (гетто), а собственность конфисковать.

Видеофрагмент «Холокост. Приезд в гетто»

Рассказ походу видеофрагмента: Как правило, гетто создавались в населенных пунктах, имеющих железнодорожное сообщение, - с тем, чтобы в последствии их обитателей можно было бы легко вывозить в лагеря смерти.

В Польше были созданы шесть лагерей смерти, куда предстояло депортировать еврейское население Европы, самый известный из них лагерь Освенцим. В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Оборудовали газовые камеры и печи для сжигания трупов. В лагерях смерти погибло более 3х миллионов человек.

Остановимся подробнее на одном из самых известных лагерей смерти - Освенцим»



  1. Работа с историческими источниками (12 минут)

(документы и вопросы к ним находятся в приложении)



  1. Сообщение учащейся на тему «немецкий концентрационный лагерь Бухенвальд» (3 минуты)



  1. Рассказ учителя (3 минуты)

«В Литве под властью нацистов оказалось 220-250 тыс. евреев. Более 175 тыс. было убито. В маленьких городах евреев уничтожали в течение одной акции. В больших городах акции обычно затягивались на несколько месяцев. После акций в Каунасском гетто осталось менее 17 тысяч евреев. В гетто города Шауляй уцелело 5 тысяч евреев, в гетто Швенциониса - около 500. На территории оккупированной Латвии оставалось свыше 75 тысяч евреев. 68 тысяч из них немцы уничтожили до конца декабря 1941 г.

Но, несмотря на геноцид, евреи активно участвовали в борьбе с фашизмом. Уже в 1942-1943 гг. в партизанском движении в Прибалтике, в Белоруссии, на Украине, в России сражалось около 25 000 евреев. Они нападали на фашистские опорные пункты, минировали транспортные пути противника, взрывали поезда.Партизаны занимались также спасением евреев из гетто, переправкой их в леса.

Одна из важных связанных с историей Холокоста страниц связана с подвигом тех, кого в еврейской традиции называют праведники народов мира. Повсеместно на оккупированных нацистами территориях были люди и семьи, спасавшие евреев. Они не подчинялись нацистским приказам и были готовы рисковать собственной жизнью. Они прятали у себя скрывавшихся от депортаций и бежавших из гетто, оказывали преследуемым финансовую, продовольственную и медицинскую помощь. Многие праведники оказались в застенках, были казнены. Их имена чаще всего оставались лишь в памяти тех, кого они спасали...

Многим помогла спастись семья киевского священника А.А.Глаголева, прятавшая еврейские семьи у себя дома, в деревнях у знакомых. Десятки евреев вывел из Рижского гетто и надежно укрыл портовый грузчик Жан Липке.

Но, не смотря на это, по данным энциклопедии Холокоста за период с 1938-1944 гг. было уничтожено около 6 миллионов евреев из Польши, Литвы, Латвии, Венгрии, Румынии, Германии, Белоруссии и других европейских государств


  1. Обобщение (7 минут)

Вопросы к классу:

А) В чем вина евреев? Если бы евреи не отличались внешностью от другого населения, то была бы вероятность Холокоста в таких масштабах?

Б) В 70е гг правительство Германии постановило выплатить денежные компенсации жертвам Холокоста, были открыты музеи, построены мемориалы памяти. Что может стать моральной компенсацией в таких случаях?

В) Только ли правительство Германии виновато в Холокосте?

Г) Может ли такая чудовищная трагедия повториться вновь? (от кого это зависит и как этого избежать, вывести к понятию национализм)

12. Вывод учителя . (2 минуты)

«История Холокоста помогает осознать, как предрассудки, предубеждения порождают практический расизм. Истоки Холокоста идут не от Гитлера, не от фашистов. Он выплеснул все националистические настроения, имевшиеся в Европе. Он был кульминацией ненависти, расовых предрассудков. Холокост - это нравственное преступление перед человечеством и урок будущим поколениям. Многие подменяют понятие «патриотизм». Ведь патриотизм это не только всеобъемлющая любовь к себе (к своей Родине), это еще и уважение к другим»






Раздаточный материал к уроку


Основные события:

10 мая 1933 г.- публичное сожжение книг еврейских авторов и писателей, выступающих против нацизма

9 -10 ноября 1938 г.- "Хрустальная ночь"

21 сентября 1939 г.- приказ о заключении евреев Польши в гетто.

1938-1944гг. - массовое уничтожение еврейского народа в лагерях смерти

27 января 1945 г.- освобождение лагеря смерти Освенцим

Словарик темы:

Холокост - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны

Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу

Национализм - идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государство образующем процессе

Нацизм (фашизм) - идеология всевластия государства, военной экспансии, расового неравенства, подчинения личности нации, , считающая желание вождя единственным источником вдохновения людей и нации.

Гетто - часть города, отведенная для принудительного поселения людей, дискриминируемых по расовым или религиозным признакам





ОСВЕНЦИМ

Лагерный комплекс под названием Аушвиц, расположенный недалеко от польского городка Освенцим, был создан в 1940 году для содержания политзаключенных. Вскоре в связи с близостью к железнодорожному узлу лагерь превратился в гигантский комплекс, вмещающий в себя около 40 различных объектов. Их "обслуживали" 2500 эсэсовцев.

Аушвиц I - на месте бывших польских казарм. Это был основной лагерь и резиденция главного коменданта всех окрестных лагерей. Максимальная численность заключенных в нем составляла 15-18 тысяч человек.

Аушвиц II был создан в нескольких километрах от главного лагеря, на месте небольшой деревни, называвшейся по-польски Бжезинка, по-немецки - Биркенау. Заключенных здесь было намного больше, чем в главном лагере (временами до 100 тысяч), условия содержания существенно хуже, уровень смертности заметно выше.

Массовое уничтожение людей газом началось в конце 1941 г. Первыми жертвами стали советские военнопленные, на которых проводили опыты, устанавливая необходимое для умерщвления человека количество газа "Циклон Б". С весны 1942 г. начали действовать газовые камеры в Биркенау. Тут же размещались и четыре введенных в строй весной 1943 года новых крематорных комплекса (со встроенными газовыми камерами).Разработка урока истории т. Холокост.Разработка урока истории т. Холокост.

Вспоминает Шломо Венезия - один из немногих выживших узников Освенцима: "Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 - 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впередиидущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда".

Массовые убийства достигли своего апогея весной и летом 1944 г. В это время в Аушвиц-Биркенау ежедневно прибывали три - четыре поезда, привозившие по 3-3,5 тысячи человек. Стариков и женщин с детьми отправляли в "душегубку" сразу, буквально через несколько часов.Что же касается здоровых мужчин и женщин, то их посылали работать в мастерские и на фабрики, специально построенные при лагере. Некоторых заключенных заставляли обслуживать сам "производственный цикл" уничтожения.

Аушвиц III состоял из главного лагеря в Моновице (химическое предприятие концерна "Фарбен") и 39 более мелких филиалов. Число заключенных достигло осенью 1944 года 30 с лишним тысяч человек. В этом и других лагерях проводились чудовищные, зачастую приводившие к смертельному исходу, эксперименты, как в области традиционной медицины, так и с целью отработки наиболее эффективных методов массовой стерилизации "расово неполноценных" групп. В качестве "подопытных" предпочитали использовать женщин и детей.Разработка урока истории т. Холокост.

Освенцим был настоящей "фабрикой смерти". По разным подсчетам там погибли от 1,5 до 2,2 миллионов человек, примерно 85% из них были евреями. Среди узников лагеря были представители 29 национальностей. Среди погибших - 75 тысяч поляков, 21 тысяча цыган, 15 тысяч советских военнопленных.Вопросы к документу:

  1. Каким образом был организован лагерный комплекс? Какова его вместимость?

  2. Кто и в каких условиях оказывался в лагерном комплексе Аушвиц?

  3. Главным методом уничтожения заключенных был…

  4. Ваше впечатление об Освенциме после прочтения документа? Какие эмоции вы испытываете?

Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке, из книги "До и после Освенцима":

"Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов.

Об отношении немцев к евреям я читал в листовках, но в них ничего не говорилось об уничтожении детей, женщин и стариков. О судьбе евреев Европы я узнал уже в Освенциме. Я приехал туда 29 января 1945 года. В тот день, когда я приехал в Освенцим, там насчитали семь с половиной тысяч оставшихся в живых.

Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали 18 января - всех, кто мог ходить. Больных, ослабевших оставили: как нам сказали - всего было более десяти тысяч. Немногие, те, что могли ходить, убежали, когда наша армия подошла к лагерю. …

Я заходил не только в бараки, потрясшие меня своим видом, мне показали также и помещение, где отравляли газом у входа в крематорий. Сам крематорий и газовая камера были взорваны.

Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое - как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.Разработка урока истории т. Холокост.

Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…"

Вопросы к документу:

  1. Что поразило В.Я. Петренко в Освенциме?

  2. Опишите людей, которых увидел генерал-лейтенант в лагере смерти?

  3. Как бы вы объяснили этим детям, за что они оказались в Освенциме?

ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА.

Чудовищней нету истории.

Стучись, пепел, в души живых!

Освенцимские крематории

Работали без выходных.

Ариец с ухмылкою щурится:

"Эй,юде, погрейся в печи!.."

Неужто всё это забудется?

О, совесть людей, не молчи!

И только одно утешение -

Есть место, где надо ответ

Держать за свои преступления

И где срока давности нет.

И те изуверы, и те ещё,

Кто лишь выжигал номера,

На Страшном суде в самом пеклище

Узнают, что значит жара!

© 2010-2022