Рабочая программа по истории 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Кош-Елга

муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан



Рабочая программа

по истории

(учебный предмет)

7 класс, базовый уровень_/66 час./

(класс, параллель)

2016 -2017 учебный год

(сроки реализации)

Учебник: 1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI - XVIII век; Просвещение, 2015.

2. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени, 1500 - 1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2015.;


Программу составила:

учитель истории и обществознания

Иванова С. Г.





КОШ-ЕЛГА - 2016





Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 7 класса


Данная рабочая программа, имеющая базовый уровень, составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов

начального общего, основного общего и среднего (полного)

образования (Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089);

2. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

3. Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки

РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год;

4. Базисный учебный план Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 506 с углубленным изучением немецкого языка.

При составлении данной рабочей были использованы материалы следующих учебных изданий:

1. Программа общеобразовательных учреждений по истории России 6-9 классы. Авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: «Просвещение»,2008;

2. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина-А.О. Сороко-Цюпы.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение»,2011

Данная рабочая программа и календарно-тематический план составлен к следующим учебно-методическим комплектам:

1 УМК по Истории России:

- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII - XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015;

- 2. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России конец XVI - XVIII в.в. Рабочая тетрадь.

7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение,2011,2012

2. УМК по Новой истории

- Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени, 1500 - 1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2015.;

- Атлас и контурные карты по Новой истории (любое издательство)

В Базисном учебном плане Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на изучение истории в 7 классе отводится 2 часа в неделю. Исходя из того, что в 2016-17 учебном году 34 недели, то количество часов за год - 66.

Следует учитывать, что курс истории в 7 классе делится на 2 части: новая история (1500-1800 г.г.) и история России . На изучение курса истории России отводится 38 часов, всеобщей истории - 28 часов.

Обоснованием предлагаемого содержания и объёма курса являются указанные выше элементы нормативной базы Рабочей Программы.

Рабочая программа по истории обеспечивает уровень компетентности учащихся, позволяющий увидеть неоднозначность основных процессов в развитии человечества, ознакомиться с различным опытом народов мира, ощутить связь времён и извлечь для себя уроки на будущее.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено

на достижение следующих целей1:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям народов мира и нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов мира и России;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Общие задачи изучения предмета «История Нового времени» в 7 классе следующие:

  • формирование личности, способной к национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;

  • овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно-историческом процессе в Новое время и значение этого периода для страны;

  • воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время;

  • воспитание гражданских, демократических и патриотических представлений и убеждений, усвоение опыта социального общения, взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения;

  • развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени;

  • формирование способности применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности.

Задачи изучения предмета «История России» в 7 классе следующие:

- Овладение учащихся знаниями, связанными с событиями истории России конца XVI века до XVIII века, фактами, биографиями исторических деятелей;

- Формирование целостного представления об историческом пути России;

- Изучение материальной и духовной культуры русского народа;

- Воспитание патриотизма и гражданственности, привитие интереса к Отечественной истории;

- Воспитание толерантного отношения к народам, населявшим территорию России в XVI-XVIII в.в., их культурному и духовному наследию.

- Развитие способности у учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVI-XVIII в.в

Учебно - тематический план


Распределение учебного времени

Общее количество часов



Практические работы

Контрольные работы

Экскурсии

1.

Всего часов по учебному плану

66

5

5

1

2.

Количество часов в неделю

2




3.

Запланировано на 1 четверть

18

3

1


4.

Запланировано на 2 четверть

14

1

2


5

Запланировано на 3 четверть

18

1

2


6.

Запланировано на 4 четверть

16


2

1


Учебно-тематический план по Новой истории (1500-1800 г.г.)


Название раздела, темы ( № п/п )

Всего часов

Введение

(1 ч.)

РАЗДЕЛ I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ

8 часов

Тема I. Великие географические открытия и их последствия

(2 ч)

Тема II. Европа в начале Нового времени

(3 ч)

Тема III. Художественная культура и наука эпохи Возрождения

(3 ч)

Тема IV. Реформация и контрреформация в Европе.

(4 ч)

Раздел II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI - XVIII В.В.

(4 ч)

Тема I Освободительная война в Нидерландах

(1 ч.)

Тема II Революция в Англии

(2 ч.)

Тема III: Международные отношения в XVI -XVIII в.в.

(1 ч.)

Раздел III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

8 часов

Тема I. Западноевропейская культура XVIII в.


(2 ч)

Тема II. Промышленный переворот в Англии


(1 ч)

Тема III. Образование США


(2 ч)

Тема IV Великая Французская революция XVIII в.


(3 ч)

Раздел IV. СТРАНЫ ВОСТОКА И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ

3 часа

Тема I. Традиционные общества Востока.

(2 ч)

Тема II. Колониальный период в Латинской Америке. Особенности латиноамериканского общества.


(1 Ч.)



Итого

28 часов

Содержание программы по Новой истории (1500-1800 г.г.)

НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV-XVIII в. 7 класс (29 ч)

Ведение. Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития. (1ч.)

РАЗДЕЛ I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ (8 ч)

Тема I. Великие географические открытия и их последствия 2(2 ч)

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Испания и Португалия ищут морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Путешествие Христофора Колумба. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация. Значение Великих географических открытий. Начало складывания мирового рынка. Европейская революция цен.

Тема II. Европа в начале Нового времени (3 ч)

Усиление королевской власти Утверждение абсолютизма.. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Зарождение капиталистических отношений. Дух предпринимательства. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.

Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII в.Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Продолжительность жизни. Изменения в структуре питания. Мода. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Тема III. Художественная культура и наука эпохи Возрождения (3 ч)

Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Гуманизм.. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.

Развитие науки в XVI-XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. Николай Коперник. Джордано Бруно. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Фрэнсис Бэкон. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Тема IV. Реформация и контрреформация в Европе. Укрепление абсолютизма (4 ч) Реформация. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.

Жан Кальвин. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII. Англиканская церковь. Елизавета I. Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон. Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.

Раздел II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI - XVIII В.В. (4 Ч)

Тема 1. Нидерландская и английская буржуазные революции. Международные отношения в XVI - XVIII вв. (4 ч)

Тема I Освободительная борьба в Нидерландах. ( 1 ч.) Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика - самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.

Тема II Английская буржуазная революция (2 ч.) Англия в первой половине XVII в. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Гражданская война. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии - создание условий для развития индустриального общества.

Тема III Международные отношения в XVI-XVIII вв. (1 ч.) Причины международных конфликтов в Европе в XVI- XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война. Условия и значение Вестфальского мира. Северная война России и Дании против Швеции. Восточный вопрос. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс.

Раздел III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч)

Тема I. Западноевропейская культура XVIII в. (2 ч) Эпоха Просвещения Просветители XVIII в. - наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо, Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Тема II. Промышленный переворот в Англии (1 ч) Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети - «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Тема III. Образование США (2 ч)

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин.

Война за независимость и образование США Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Значение образования Соединенных Штатов Америки.

Тема IV Великая Французская революция XVIII в. (3 ч)

Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо - выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. - начало революции.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Суд над королем и казнь Людовика XVI. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства. Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории.

Раздел IV. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (3 ч)

Тема I. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 ч)

Основные черты традиционного общества: государство - верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Колониальные захваты Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

Тема II Колониальный период в Латинской Америке. Особенности латиноамериканского общества. (1 ч.) Мир индейцев и мир испанцев. Как управляли колониями. Жизнь латиноамериканцев в колониях. Католическая церковь и управление в колониях. Туссен Лувертюр: «Свобода для всех». Латиноамериканское общество.

Итоговый повторительно-обобщающий урок Мир в эпоху раннего Нового времени

(1 ч.)

Учебно-тематический план по истории России (конец XVI-XVIII в.в.)


Всего часов

РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVI -ХVII вв.


14ч

Тема 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв.

5 ч

Тема 2. Россия в XVII в.

8 ч

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

1 ч


РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.


14 ч

Тема 1. Преобразования Петра I.

9 ч

Тема 2. Россия в 1725-1762 гг.

4 ч

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

1 ч

РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В 1762-1800 гг.

10ч

Тема 1. Внутренняя политика Екатерины Великой

3 ч

Тема 2. Россия в войнах II половины XVIII века

2 ч

Тема 3. Россия при Павле

1 ч.

Тема 4. Культура и быт во II половине XVIII века

3 ч

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК


ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

1 ч.

итого

38 часов.

Содержание программы по истории России

РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVI -ХVII вв. (14 час.)

Тема 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв. (4 ч)

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Прекращение династии Рюриковичей3. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 - 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смутное время. Причины и суть Смутного времени. Самозванцы. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение В. Шуйского. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий П. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Основные понятия темы

Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, династия, Семибоярщина.

Тема 2. Россия в XVII в. (8 ч)

Россия при первых Романовых. Приказная система. Отмена местничества. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Экономическое и социальное развитие. Ликвидация последствий Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры Развитие торговых связей. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Социальные движения второй половины XVII в. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Никон. Церковный раскол. Аввакум. Церковный собор 1666-1667 гг.

Внешняя политика России в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии. Русско-польская война 1653-1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крымские походы. Завершение присоединения Сибири.

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.

Основные понятия раздела

Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

Итоговое повторение и обобщение. Россия и мир на рубеже XVII-XVIII вв. (1 ч)


РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. (14 ч)


Тема 1. Преобразования Петра I. (10 часов)

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Предпосылки петровских преобразований. Великое посольство 1697- 1698 гг.Создание регулярной армии и флота. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода. Подчинение церкви государству.

Образование Российской империи. Абсолютизм. Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.

Социальные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Цена и последствия реформ Петра I.

Основные понятия темы: сенат, коллегии, синод, абсолютизм, империя, протекционизм, меркантилизм, цех.

Северная война 1700-1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов.Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Основные понятия темы: Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, прелестные письма.

Тема 2. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч)

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Елизавета Петровна.

Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741-1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757-1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков.

Повторительно-обобщающий урок Россия в 1725-1762 гг. (1 ч.)

Основные понятия темы: Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.

РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В 1762-1801 гг. (10 ч)

Тема 1. Внутренняя политика Екатерины Великой (3 ч.)

Екатерина II. Особенности внутренней политики. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Расширение прав и привилегий дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества. Оформление сословного строя.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.

Социальные движения. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.

Причины войны. Е.И. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Тема 2. Россия в войнах второй половины XVIII в. (3 ч.) Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение новых территорий: Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787-1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией.

Тема 3 Россия при Павле (1 ч.) Внутренняя политика Павла I. Павел I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. . Внешняя политика Павла I.

Тема 4. Культура и быт во второй половине XVIII в. (3 ч.)

Светский, рациональный характер культуры. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.

Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова.

Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.

Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмое. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин.

Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVIII в.» (1 ч.)

Основные понятия темы

Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентиментализм, деспотия.

Итоговое повторение и обобщение по курсу Россия в конце XVI -XVIII веке.

(1 ч.)



Календарно-тематическое планирование

История Нового времени (1500-1800 г.г.) 28 ч.Названия тем уроков; Элементы минимального содержания образования4

Кол-во часов

Номер параграфа

Тип урока

Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

Используемые средства обучения (ИКТ, ТСО, наглядность, дидактический материал)


план

факт

Урок 1:Введение. От Средневековья к Новому времени.

1


Урок изучения нового материала

Объяснять смысл понятия «Новое время». Использовать знание хронологии и этапов Нового времени в анализе событий.

Опрос

Записи в тетради повторить

1.09



РАЗДЕЛ I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ.

РЕФОРМАЦИЯ (8 Ч.)

ТЕМА I: ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ (2 ч.)

Урок 2: Технические открытия и выход к Мировому океану.

1

§1

Комбинированный

Рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях. Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев. Характеризовать открытие и его значение.

Опрос

§1, составить таблицу по ВГО

3.09


Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты»

Урок 3: Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

1

§2

Комбинированный

Оценить открытия X. Колумба, Ф. Магеллана, Э. Кортеса. Рассказывать о значении Великих географических открытий. Находить на карте путь первооткрывателей.

Опрос

§2 задания в контурных картах

8 .09



ТЕМА II: ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (3 Ч.)

Урок 4: Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе.


1

§3

Урок изучения нового материала

Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах. Характеризовать политику Генриха VIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарт, Людовика XIV Бурбона. Объяснять причины появления республик в Европе.

Опрос

§3 читать, вопр. в конце §

10.09



Урок 5: Дух предпринимательства преобразует экономику.

1

§4

Урок изучения нового материала

Рассказать об условиях развития предпринимательства. Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактуры. Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры.

Опрос

§4читать, учить новые понятия

15.09



Урок 6: Европейское общество в раннее Новое время.

1

§5

Комбинированный

Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время. Оценить действия властей по отношению к нищим и их последствия.

Опрос

§5 читать, составить рассказ о занятиях человека в раннее новое время с опорой на текст учебника (устно) §6 -домашнее чтение

17.09



ТЕМА III: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (3 Ч.)

Урок 7-8. Мир художественной культуры Возрождения


2

§7

Комбинированный

Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе. Составлять развёрнутый план параграфа. Составлять доклад и его презентацию о Т. Море, Ф. Рабле, М. Монтене. Приводить аргументы из текста произведений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека. Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения.

Опрос

§7 читать, составить таблицу по тексту §

22.09

24.09



Урок 9: Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.

1

§10

Комбинированный

Подготовить сообщение на тему «Жизнь и научное открытие Николая Коперника». Раскрывать сущность открытий Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона. Объяснять влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.

Опрос

§10 читать, составить устный рассказ об одном из европейских ученых

29.09




Урок 10: Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.


1

§11

Урок изучения нового материала

Раскрывать смысл, формулировать содержание понятия «Реформация». Называть причины и сущность Реформации. Раскрывать особенности протестантизма. Обсуждать идею М. Лютера о «спасении верой». Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации.


§11 читать, учить новые понятия

1.10


Презентация по теме урока

ТЕМА IV: РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ. (3 Ч.)

Урок 11. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

1

§12

Комбинированный

Объяснять, в чём социальный эффект учения Кальвина. Указывать причины, цели, средства и идеологов контрреформации. Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию.

Опрос

§12 читать, сравнить учение М. Лютера и Ж. Кальвина: сходство и различие

6.10



Урок12: Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море.

1

§13

Комбинированный

Рассказывать о религиозно-социальном движении в Англии. Объяснять, почему власть встала на защиту церкви. Сравнивать пуритан с лютеранами, кальвинистами.

Опрос

§13 читать, отличие английской реформации от реформации в Германии

8 .10



Урок 13: Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

1

§14

Комбинированный

Сравнивать позиции католиков и гугенотов. Рассказывать о назначении, методах и результатах реформы Ришелье. Объяснять причины укрепления Франции. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника

Проверочная работа в форме теста

§14 читать, работа в контурных картах

13.10



РАЗДЕЛ II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (4 ч.)

ТЕМА I: ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА В НИДЕЛАНДАХ (1 Ч.)

Урок 14: Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций.

1

§15

Урок изучения нового материала

Называть причины революции в Нидерландах. Характеризовать особенности Голландской республики. Рассказывать о лесных и морских гёзах, их идеалах. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям.

Опрос

§15

15.10


Карта «Европа в 17-18 в.в.»

ТЕМА II: РЕВОЛЮЦИЯ В АНГЛИИ (2 Ч.)

Урок 15: Парламент против короля. Революция в Англии

1

§16

Урок изучения нового материала

Объяснять причины начала противостояния короля и парламента в Англии. Рассказывать об основных событиях Гражданской войны. Сравнивать причины нидерландской и английской революции. Составлять сообщение об О. Кромвеле и его роли в изменении Англии.

Опрос

§16

20.10


Карта «Европа в 17-18 в.в.»

Урок 16:Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.

1

§17

Комбинированный

Рассказывать о политическом курсе О. Кромвеля. Объяснять особенности парламентской системы в Англии. Составлять словарь понятий темы урока и комментировать его.

Опрос

§17

22.10


Карта «Европа в 17-18 в.в.»

ТЕМА III: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯВ XVI - XVII В.В. (1 Ч.)

Урок 17: Международные отношения в XVI-XVIII вв.

1

§18,19

Комбинированный

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (по выбору). Ориентироваться по карте в ходе рассказа об основных событиях международных отношений. Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Творческая работа в тетради

§18,19

27.10


Карта «Европа в 17-18 в.в.»

РАЗДЕЛ III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч.)

ТЕМА I: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII В. (2 Ч.)

Урок 18: Великие просветители Европы.

1

§20

Урок изучения нового материала

Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой частью общества как ценность. Раскрывать смысл учений Дж. Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо.

Опрос

§20, сообщения учащихся

22. 04


Презентация по теме урока

Урок 19: Художественная культура Европы эпохи Просвещения.

1

§21

Комбинированный

Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи. Формировать образ нового человека на основе героев авторов эпохи Просвещения. Доказывать динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения.

Опрос, сообщения учащихся

§21

27 .04



ТЕМА II: ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ ( 1 Ч.)

Урок 20: Промышленный переворот в Англии.

1

§22

Урок изучения нового материала

Выделять основные понятия урока и раскрывать их смысл. Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства. Составить рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики.

Опрос

§22

29.04


Презентация по теме урока

ТЕМА III: ОБРАЗОВАНИЕ США (2 Ч.)

Урок 21: Английские колонии в Северной Америке.

1

§23

Урок изучения нового материала

Называть причины и результаты колонизации. Рассказывать, что представляло собой колониальное общество и его хозяйственная жизнь. Обсуждать, как и почему удалось колонистам объединиться.

Опрос

§23, задания в конт. картах

4.05


Карта «Английские колонии в Северной Америке»

Урок 22: Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки.

1

§24

Комбинированный

Рассказывать об основных идеях, которые объединили колонистов. Характеризовать и сравнивать идеи, деятельность Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона. Объяснять историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.

Проверочная работа в форме теста

§24

6.05


Карта «Английские колонии в Северной Америке»

ТЕМА IV: ВЕЛИКАЯ ФРОАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (3 Ч.)

Урок 23: Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции.

1

§25

Урок изучения нового материала

Рассказывать о состоянии общества накануне революции. Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие. Оценивать деятельность лидеров революционных событий.

Опрос

§25

11.05


Карта «Великая Французская революция»

Урок 24: Великая французская революция. От монархии к республике.

.

1

§26

Комбинированный

Анализировать состояние и трудности общества в период революционных событий. Объяснять, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе революции.

Опрос

§26

13.05


Карта «Великая Французская революция»

Урок 25: Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

.

1

§27

Комбинированный

Доказывать, что любая революция - это бедствия и потери для общества. Доказывать необоснованность жестоких методов якобинцев. Выделять причины установления консульства во Франции. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника

Опрос

§27

18.05


Карта «Великая Французская революция»

РАЗДЕЛ IV: СТРАНЫ ВОСТОКА И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (3 Ч.)


I: ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА (2 Ч.)

Урок 26: Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

1

§28

Урок изучения нового материала

Выделять особенности традиционных обществ. Сравнивать традиционное общество с европейским. Характеризовать государства Востока и Европы.


Опрос

§28

20.05



Урок 27: Крупнейшие государства Востока. Начало европейской колонизации.


1

§29,30

Комбинированный

Характеризовать империю Великих Моголов. Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время.

Опрос

§29,30

25.05



ТЕМА II: СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (1 Ч.)

Урок 28: Колониальный период в Латинской Америке. Особенности латиноамериканского общества.

1


Комбинированный

Уметь давать характеристику латиноамериканскому обществу в период колонизации. Знать плюсы и минусы колонизации. Экономическое развитие стран Латинской Америки в колониальный период.

Опрос

Подготовиться к итоговой проверочной работе

27.05













История России 38 ч.



Названия тем уроков; Элементы минимального содержания образования

Кол-во часов

Номер параграфа

Тип урока

Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Используемые средства обучения (ИКТ, ТСО, наглядность, дидактический материал)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения


План

Факт

РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В КОНЦЕ ХVI -ХVII вв. (14 час.)


Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII веков (5ч.)

Урок 30: Введение: Россия в конце ХVI века.


1


Вводный урок: повторение материала 6 кл., знакомство с новым курсом.

Знать понятия:

Сословно-представительная

монархия.

Уметь:

- работать с исторической картой;

- сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV)

Карта

Опрос.

Записи в тетради

29.10

Урок 31: Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.



1

§ 1

Комбинированный урок

Знать понятия:

Патриаршество, самозванство, Крестьянское восстание, заповедные лета, Юрьев день

Уметь:

- отмечать основные тенденции развития государства,

- работать с картой и текстом,

- анализировать причины Смутного времени.

Карта

Опрос.

§ 1, задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

10.11

Урок 32-33:Смутное время.


2

§ 2

Комбинированный урок

Знать:

- определять причины Смутного времени

- понятия «Смута», «интервенция»

- основных действующих лиц периода.

Уметь:

- показывать по карте города, охваченные Смутой,

-доказывать, что в период Смутного времени Россия могла потерять свою независимость.

Карта

Опрос

§ 2, задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

12.11.

17.11

Урок 34: Окончание Смутного времени.



1

§ 3

Комбинированный урок.


Знать понятия:

-Семибоярщина, интервенция, гражданская война.

-Даты деятельности I и II Нар. Ополчения, руководителей.

Уметь:

- делать выводы о причинах и итогах польско-шведской интервенции, деятельности I и II Нар. Ополчения

- работать с текстами документов,

- работать с картой

Карта

Опрос

§ 3 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

19.11

Тема 2. Россия в XVII веке (9 ч.)

Урок 35: Новые явления в экономике.

.




1

§ 4

Изучение нового материала

Знать:

мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок, рассеянное предприятие, ярмарка.

Уметь:

- устанавливать межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и странами Европы.

- объяснять причины отставания России.



Проверочная работа в форме теста по теме 1

§ 4 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

26.11

Урок 36: Основные сословия российского общества.

1

§ 5

Комбинированный урок

Знать понятие : сословие.

Уметь:

- анализировать отличительные черты сословий в России,

- сравнивать положение различных сословий.


Опрос

§ 5 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

1.

12

Урок 37: Политическое развитие страны в XVII в.



1

§ 6

комбинированный урок

Знать:

- белые слободы, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне, волость, крепостничество, самодержавие.

- этапы закрепощения крестьян.

Уметь:

- находить отличия между наемным и крепостным трудом, составлять сравнительную таблицу.

- сравнивать структуру управления в России со структурой стран Европы.


Опрос

§ 6 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

3.

12

Урок 38: Церковный раскол.



1

§ 7

Урок - изучение нового материала


Знать:

протопоп, церковный раскол, старообрядчество,

-итоги реформы,

Уметь:

- объяснять причины конфликта власти и церкви.

- давать сравнительные характеристики Никона и Аввакума.


Опрос

§ 7задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)


8.

12

Урок 39: Народные движения ХVII века.



1

§ 8

комбинированный урок

Знать:

- «Бунташный век»,

прелестные письма;

- основные персоналии.

Уметь:

- называть причины выступлений.

- показывать на карте основные территории, охваченные движениями

Карта

Опрос

§ 8 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

10.

12

Урок 40: Внешняя политика России в XVII веке.



1

§ 9

Урок -Изучение нового материала

Знать понятия:

гетман, реестровые казаки.

- даты изучаемых событий.

Уметь:

- показывать по карте основные направления внешней политики. - называть причины войн, показывать на карте театр военных действий.


Карта

Опрос

§ 9 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

15.

12

Урок 41 : Образование и культура в XVII в.



1

§ 10

Урок -Изучение нового материала

Знать понятия:

«обмирщение», секуляризация культуры.

Уметь:

- выделять особенности развития отечественной культуры,

-анализировать значение открытий русских землепроходцев для дальнейшего развития России..


Составление таблицы по тексту §

§ 10

17.

12

Урок 42: Сословный быт в XVII в. Обычаи и нравы


1

§ 11

комбинированный

Уметь:

- характеризовать и сравнивать быт и нравы различных сословий российского общества (сходство и различия).


Устный рассказ учащихся по тексту §

§ 11

22.

12

Урок 43: Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.


1


Повторительно-обобщающий урок

Знать:

- основные события ранее изученного периода,

-работа по заданию



Проверочная работа в форме теста


24.

12

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. (14 ч)

Тема 1. Россия при Петре I (9 часов).

Урок44:

Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра I.



1

§ 12

Урок - изучение нового материала

Знать понятия:

гвардия.

-основные реформаторские идеи С. Полоцкого, Реформы А. Л. Ордына-Нащокина, В. В. Голицина, Ю. Крижанича.

Уметь:

- давать характеристику состояния России накануне решающих перемен.



Опрос

§ 12 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

29

12

Урок 45-46: Северная война.



2

§ 14

комбинированный урок

Знать:

-причины и поводы войны - уметь их объяснять

- хронологию Северной войны.

- первые преобразования в области государственного устройства.

Уметь:

- показывать основной театр военных действий,

Анализировать:

- причины победы России в Северной войне,

-итоги внешней политики Петра I.

Карта «Россия в I четв.XVIII в.»

Опрос

§ 14 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

19.

01


21.

01

Урок 47-48: Реформы Петра Великого.



1

§ 15

комбинированный урок

Знать понятия:

социальная политика, абсолютизм, империя, Синод, Сенат, коллегии.

Уметь:

- объяснять значение реформ и их влияние на развитие государства,

-анализировать, делать выводы о том, почему у реформ Петра I были противники.


Проверочная работа в форме теста (темы уроков 16-19)

§ 15 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)


26.

01

Урок 49: Экономика России в первой четверти XVIII в.


1

§ 16

Комбинированный урок

Знать понятия:

меркантилизм, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм.

Уметь:

-- объяснять значение реформ и их влияние на развитие государства.

Карта «Экономическое развитие России в I четв.XVIII в.» (см. учебник).

Опрос

§ 16 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)


28.

01

Урок 50: Народные движения первой четверти XVIII в.


1

§ 17

комбинированный урок

Знать понятия:

работные люди, отходники, посессионные крестьяне ревизия, челобитная.

Называть Ф.И. основных исторических деятелей народных выступлений.

Уметь:

- объяснять причины восстаний, требования участников;

- показывать районы восстаний,

- анализировать итоги выступлений.

Карта «Россия в I четв.XVIII в.»

Работа с текстом § учебника - составление таблицы

§ 17 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

2.

02.


Уроки 51-52: Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в.

Архитектура петровского времени5.


2

§ 18-19

Урок - изучение нового материала

Знать понятия:

Ассамблея, гравюра, Кунсткамера, цифирные школы.

Уметь:

-анализировать культурные преобразования Петра I, их влияние на дальнейшую историю и культуру России,

Понимать значение культурных реформ, называть их плюсы и минусы для общества.


Сообщения, презентации учащихся.

§ 18-19 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

4.02


9.02


Тема 2. Россия 1725-1762 годах (5 ч.)

Уроки 53-54: Дворцовые перевороты.



2

§ 20-21

Изучение нового материла.

Знать понятия:

- дворцовый переворот, Верховный Тайный Совет, конституционная монархия, кондиции;

- причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц.

Объяснять значение эпохи дворцовых переворотов для истории Российской империи.

Презентация «Дворцовые перевороты»


§ 20-21 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)


11.02

16.02

Урок 55: Внутренняя политика в 1725 - 1762 гг.


1

§ 22

комбинированный урок

Знать:

Манифест о вольности дворянской.

Уметь:

- объяснять особенности внутренней политики российских императоров после Петра I.


Опрос

§ 22 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

18.02


Урок 56: Внешняя политика

России в 1725 - 1762 гг.


1

§ 23

Урок - изучение нового материла

Знать:

- главные направления внешней политики,

- особенности внешней политики.

Уметь:

- работать с картой.

- составлять хронологические таблицы.

Анализировать значение внешней политики эпохи дворцовых переворотов для истории России.

Карта «Россия во II пол. XVIII века»

Опрос

§ 23 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)


25.02

Урок 57: Повторительно-обобщающий урок Россия в первой половине XVIII века.


1


Повтортельно-обобщающий урок

Знать основные события истории России I пол. XVIII века, хронологию событий, исторических деятелей изучаемого периода.


Презентация в форме игры «Оком идет речь?» (исторические деятели и события I пол. XVIII века


2.03


РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В 1762-1800 гг. (10 ч)

Тема 1. Внутренняя политика Екатерины Великой (3 ч.)


Урок 58: Внутренняя политика Екатерины II.




1

§ 24

Урок -изучение нового материала

Знать понятия:

Просвещенный абсолютизм, либерализм, Уложенная комиссия

Уметь:

- анализировать политику Екатерины II, определять значение ее реформ для России

- объяснять особенности и сходства с политикой императоров XVIII века.

- работать с текстами документов.



§ 24задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

4.03


Урок 59: Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.


1

§ 25

Комбинированный урок

Знать понятия:

крестьянская война.

Знать сословия, участвовавшие в восстании на разных этапах

Уметь:

- объяснять причины, ход, итоги, различные оценки восстания.

- давать свою оценку этому событию.

Показывать значение восстания для истории России на примере литературных произведений (Капитанская дочка). показывать на карте район восстания

Карта «Россия во II пол. XVIII века»

Составление таблицы «Восстание Пугачева» в ходе урока

§ 25 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

9.03

Урок 60: Экономическое

развитие России

во второй полови-

не XVIII в.


1

§ 26

Урок- Изучение нового материала

Знать:

секуляризация, экономические крестьяне, отходники.

Уметь:

- определять основные черты экономического развития (тенденции и противоречия).

- делать вывод о влиянии крепостного права на развитие различных отраслей экономики.

Карта «Россия во II пол. XVIII века»

Опрос, индивидуальные задания по карточкам.

§ 26 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

11.03

Тема 2. Россия в войнах второй половины XVIII в. (2 ч.)


Урок 61-62: Внешняя политика Екатерины II



2

§ 27-28

Урок - Изучение нового материала

Знать:

- Основные направления внешней политики,

поводы и причины русско-турецких войн,

- Ф.И. исторических деятелей этого периода.

Уметь:

- показывать на карте территориальные приращения.

- рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты.

Анализировать значение внешней политики Екатерины II для дальнейшей истории России.

Карта «Россия во II пол. XVIII века»

Проверочная работа в форме теста по темам 32-33.

§ 27-28 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

16.03


18.03

Тема 3 Россия при Павле (1 ч.)

Урок 63: Россия при Павле I.



1

§ 29

Комбинированный урок

Уметь:

- давать характеристику личности Павла I,

- показывать противоречивый характер его политики.

- объяснять причины последнего дворцового переворота,

- работать с текстом учебника и картой.

Карта «Россия во II пол. XVIII века»

Опрос

§ 29 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

23.03

Тема 4. Культура и быт во второй половине XVIII в. (3 ч.)


Урок 64: Наука и образование во второй половине XVIII в.


1

§ 30

Изучение нового материала

Знать:

-деятелей науки, их вклад в её развитие.

Уметь:

- устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры,

- работать с дополнительной литературой, делать доклад на заданную тему


Работа с текстом §, составление таблицы.

§ 30 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

6.04

Урок65:Художественная культура второй половины XVIII в..

Архитектура.6



1

§ 31-32

Комбинированный урок

Знать понятия:

- ода, барокко, классицизм, классическая архитектура.

- выдающиеся достижения и имена деятелей культуры.

Уметь:

- определять особенности развития культуры, прослеживать ее связь с западной культурой,

- работать с иллюстрацией, описывать памятники культуры

Презентации учащихся на заданные разделы темы.

Опрос

§ 31-32

8.

04

Урок 66: Быт и обычаи.



1

§ 33

Комбинированный урок

Уметь:

- сравнивать образ жизни различных слоев общества


Сообщения учащихся

§ 33 задания в рабочей тетр. (на усмотрение учителя)

13.04

Урок 67: Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVIII в.»

1


Повторительно-обобщающий урок

Знать основные события истории России II пол. XVIII века, хронологию событий, исторических деятелей изучаемого периода.


Проверочная работа в форме теста по разделам курса (на усмотрение учителя)


15.04

Урок 68: Повторительно- обобщающий урок по курсу Россия в конце XVI -XVIII веке.


1


Повторительно-обобщающий урок

Знать основные события истории России XVII- XVIII в.в., хронологию событий, исторических деятелей изучаемого периода.

Анализировать значение событий изучаемого периода для дальнейшей истории России (XIX в.)


Урок-диспут


20.04








Требования к уровню подготовки учеников по изучению курса «История России», «история Нового времени 1500-1800 г.г.»:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории рассматриваемого периода;

- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, особенности, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

-сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

-последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в определенный исторический период;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- различать причину и следствие исторических событий, явлений;

- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Показатели освоения курса:

Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно- технологическая, коммуникативная.


Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей:

- способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- способность выделять главное в тексте и второстепенное;

- способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;

- способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;

- способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;

- способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;

- способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;

- способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;

- способность оценивать и корректировать своё поведение и социальной среде.

Формы контроля знаний:

- устный опрос;

- словарный диктант на знание определений исторических понятий;

- тестирование;

- сообщение на заданную тему (краткий рассказ об историческом деятеле, событии) по плану;

- опрос в течение урока (работа на уроке, в том числе по новой теме).

Система оценки планируемых результатов.

Контроль успеваемости учащихся - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение - это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого - обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка.

Критерии оценки устного ответа, в том числе при ответе домашнего задания:

1. Оценка «5» - при ответе: логичное изложение материала на поставленный учителем вопрос с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления, правильно называет исторические даты, соответствующие им исторические факты и события, персоналии;

2. Оценка «4» -твердое знание материала в пределах программных требований с незначительными ошибками (2-3), исправленными самим учащимся в процессе ответа;

3. Оценка «3» - неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений, ответ неполный: не владеет в полной мере историческими фактами, хронологией по проверяемому материалу (3-4 ошибки);

4. Оценка «2» - наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути изучаемого материала.

Критерии оценки работы на уроке:

1. Оценка «5» - активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий;

2. Оценка «4» - активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения заданий;

3. Оценка «3» - неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности;

4. Оценка «2» - полное отсутствие работы в течение урока, в том числе в процессе изучения нового материала;

Критерии оценки тестового задания (относительно количества вопросов в тестовом задании):

1.Оценка «5» - 90-100%;

2. Оценка «4» - 70-89%;

3. Оценка «3» - 50-69%;

4. Оценка «2» менее 50%;

Критерии оценки сообщения:

1. Оценка «5» - глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика;

2. Оценка «4» - привлечение дополнительного материала, допущение каких-либо несущественных ошибок при изложении сообщения, неуверенный ответ;

3. Оценка «3» - неполное изложение сообщения, составление сообщения не по плану, нечеткие, неуверенные ответы по тексту сообщения;

4. Оценка «2» полное отсутствие работы;

Ресурсное обеспечение:

1. Компьютер,

2. Мультимедийный проектор,

3. Проекционный экран,

4. Магнитная доска.

Учебно-методический комплекс:

УМК по Истории России:

1Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI - XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2007.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI - XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М., Просвещение, 2011

УМК по Новой истории (1500-1800 г.г.):

1. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени, 1500 - 1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2010.;

2. Атлас и контурные карты по Новой истории (любое издательство)

Список учебной литературы и учебно-методической литературы, используемой учителем:

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI - XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2007.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI - XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М., Просвещение, 2011;

3. Колесниченко Н.Ю. История России. Конец XVI - XVIII в.в. 7 класс: дидактический материал. Волгоград: «Учитель», 2005;

4. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. - М., Просвещение, 1983;

5. Симонова Е.В Тесты по истории России конец XVI - XVIII в.в. 7 класс. К учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.: «Экзамен», 2011



1См. стандарт основного общего образования «История»

2 В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


3В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


4 Элементы минимального содержания образования: см.Содержание программы по Новой истории(1500-1800 г.г.) стр.5 -9, Содержание программы по истории России стр.9-12

5Тема «Архитектура петровского времени» изучается подробно учащимися в курсе «История и культура Санкт-Петербурга»

6 Тема «Архитектура во II пол. XVIII века» » изучается подробно учащимися в курсе «История и культура Санкт-Петербурга»

© 2010-2022