Урок истории для 8 класса «Крымская война. Исповедь Николая I»

""Описание материала: "Урок по истории для 8 класса «Крымская война (Исповедь Николая I) проводится в форме ролевойигры. Учитель выступает в роли императораНиколая I, который стоит на исповеди передвоенным советом. На душе его тяжело, он вспоминает о 500 тысяч погибших солдат, проситвоенный совет выяснить, в чем он просчитался? "В чем причины поражения России в этой войне? "В роли советников:Нахимова, Корнилова, Пирогова, Зарубаева и др.выступают учащиеся. В ходе системно-деятельностного подхо...
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка урока по УМК Данилова А. А. , Косулиной Л. Г.

История России. XIX в.: Учебник для 8 класса. - М.: Просвещение; 2012.


Ролевая игра

Крымская война

(«Исповедь Николая I»)


Разработала и провела: учитель истории и

обществознания филиала МБОУ СОШ с углубленным

изучением отдельных предметов с. Тербуны в с. Урицкое

Калмыкова Татьяна Алексеевна

Тема урока: Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя.

Цель: сформировать представление у учащихся о причинах Крымской войны, ее основных этапах, итогах и причинах поражения России в войне.

Задачи: обучающие - изучить причины, ход и последствия Крымской войны, показать её основные этапы, мужество и героизм защитников Севастополя; оценить её вклад в осознание российским обществом необходимости немедленного и решительного реформирования всех сторон российской жизни;

развивающие: учить анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, отстаивать собственную точку зрения, развивать коммуникативную культуру общения, логическое мышление;

воспитательные: на примере мужества и героизма защитников Севастополя, выдающихся личностей: В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, Э. И. Тотлебена, В. И. Истомина и других - воспитывать у учащихся чувства гражданственности и патриотизма, позитивное отношение к изучаемой эпохе; воспитывать творческую, деятельную личность, стремящуюся к собственным поступкам, достойных гражданина.

Планируемые результаты: знать основные события Крымской войны, научить самостоятельному анализу исторических событий и выявлению причинно-следственных связей между ними на основе работы с историческими источниками.

Оборудование: учебник для 8 класса Данилов А. А. , Косулина Л. Г. История России. XIX в.: - М.: Просвещение; 2012., презентация «Крымская война», мультимедийный проектор, карта «Крымская война», схемы, рабочий лист, информационные карты.

Основные даты: 18 ноября 1853г - Синопское сражение, сентябрь 1854 - август 1855г - оборона Севастополя, март 1856г - Парижский мир.

Основные понятия: восточный вопрос, бастион, бруствер.

Форма проведения: ролевая игра - военный Совет.

Творческое название урока: «Исповедь Николая I».

Проблемный вопрос: Крымская война - это торжество победителя или нравственное торжество побеждённых?

Обучаемая аудитория: 8 класс.

Время проведения: 1 час









«На войне, - вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро. Это ядро - и есть русский характер». Л. Н. Толстой.

Ход урока:


  1. Слово учителя. (Слайд № 1 - звучит музыка, на её фоне слова учителя).

И снова урок истории,

Страницы, сжатые в века.

О, сколько крови, слёз и горя

Вместила книжная строка.

Здравствуйте, дамы и господа! Прошу всех садится. Сегодня нам с вами предстоит открыть одну из страничек отечественной истории, полную трагизма и героизма, посвящённую Крымской войне 1853-1856 годов. Я предлагаю провести наш урок в форме ролевой игры. Себе я отвожу роль императора - Николая I, а вам - роли Героев Крымской войны и очевидцев событий. И, вот я уже вижу перед собой: (учитель показывает на визитки детей, на которых написаны имена Героев): адмиралов: - Владимира Алексеевича Корнилова, Павла Степановича Нахимова, Владимира Ивановича Истомина, военного инженера: Эдуарда Ивановича Тотлебена, военного врача: Николая Ивановича Пирогова, медсестру: Дарью Севастопольскую, матроса: Петра Кошку, писателя: Льва Николаевича Толстого, Главнокомандующего: Александра Сергеевича Меншикова, Колю Пищенко - защитника Севастополя, очевидцев событий. Наш урок - это военный Совет, на котором мы должны решить важные вопросы.

Господа, перед вами лежит информационная карта, которую вам надо заполнить, получая информацию по ходу нашего Совета. Итак, работу Совета предлагаю начать согласно плану.

ПЛАН: (записан на доске)

  1. Обострение восточного вопроса.

  2. Начальный этап войны.

  3. Вступление в войну Англии и Франции.

  4. Слава и горечь Севастополя.

5. Окончание и итоги войны.

Я, император всероссийский - Николай I, забыв о титуле и гордыне, стою перед вами на исповеди. На душе у меня тяжело - я, думая о победе, привёл Россию к поражению. Я проиграл Крымскую войну 1853 - 1856 годов. (Слайд № 2 - тема урока).

«Мне хотелось, приняв на себя всё трудное, всё тяжёлое, оставить сыну царство мирное, устроенное и счастливое. Провидение сулило иначе». Вместо этого - я оставил ему тяжёлое наследство. И мой сын, Александр II, вынужден был подписать условия унизительного для России, Парижского мира. Сегодня, я вас собрал на военном Совете для того, чтобы проанализировать причины Крымской войны, проследить её основные этапы и выявить причины поражения России в Крымской войне. (Слайд № 3 - цели урока).

Поражение в Крымской войне я воспринял, как личную трагедию. Я не смог правильно оценить положение России накануне войны, руководствовался скорее своими великодержавными амбициями, нежели реальными выгодами России на международной арене. Итогом моих просчётов стали: территориальные потери России и потери человеческих жизней.

Россия

500 тысяч человек

Турция

400 тысяч человек

Франция

95 тысяч человек

Англия

22 тысячи человек

Вы только вдумайтесь - мы потеряли полмиллиона человек! Я чувствую себя виновным в их гибели. Радует меня лишь одно, что странам, воевавшим против нас, пришлось расстаться со своей мечтой - поставить Россию на колени. Этого не допустили русские Герои, проявившие на войне свои лучшие нравственные качества: преданность, честь, благородство, мужество, отвагу и героизм. Эти люди показали на войне сущность русского характера - и в героических подвигах, и в любви к Отечеству, и в красоте взаимоотношений.ство победителя или нравственное торжество побеждённых1313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313 Я часто задумываюсь над вопросом: Крымская война - это торжество победителя или нравственное торжество побеждённых? Прошу и вас, господа, задуматься над этим вопросом! (Слайд №4 - потери и проблемный вопрос).

  1. Изучение нового материала.

1.Обострение восточного вопроса.

Внешняя политика Николая I (Слайд № 5).

К началу 1850-х годов обострился восточный вопрос, (Слайд № 6 - схема

«Восточный вопрос»), который заключался в:

  1. Борьбе славянских народов за национальную независимость.

  2. Борьбе за сферы влияния в Турции.

3. Контроле над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы.

- Я посчитал, что «Турция - больной человек и его наследство можно и нужно делить». Турция, охваченная национально - освободительной борьбой славянских народов, слабела с каждым годом. Я же, пользуясь этим, стремился усилить влияние России на Балканах. К тому же, черноморские проливы Босфор и Дарданеллы имели для нас важное стратегическое значение. Понимая, что не одна Россия желает усилиться на Балканах, я всё просчитал: Турция - довольно слаба, чтобы бороться с нами, поэтому победа будет быстрой и лёгкой. Австрия и Пруссия будут нам благодарны за подавление революции в Венгрии, а значит, в конфликт не вмешаются. Франция - ещё не оправилась от революций, Англии я пообещал Крит и Египет.

- Но, господа, в чём же тогда я просчитался? По логике вещей мои расчёты были верными. Прошу выяснить это, прочитав страницу 108 учебника. дёт работа с учебником на стр. 108, дети отвечают на вопросы, говорят о планах сторон).

  1. Какова была позиция Австрии и Пруссии относительно России?

  2. Какие планы вынашивала Франция?

  3. Какую позицию заняла Англия?

  4. К чему привела ошибка Николая I?

- Господа, прошу выяснить положение в российской армии накануне войны. Вы должны из карточек составить блоки, исходя из наличия причинно-следственных связей между написанными на карточках утверждениями. (Дети выполняют логическое задание: «Состояние российской армии накануне Крымской войны», на выявление причинно-следственных связей: Слайд №7, идёт работа в парах).

1. Рекрутская система формирования армии, содержание армии более 1 миллиона человек

А). Большие расходы государства на содержание армии

2. Войска рассредоточены по всей территории страны

Б). Много времени на переброску войск к театру военных действий

3. В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов

В). Плохая подготовка сухопутных войск к ведению боевых действий

4. Амуниция солдата весила 2 пуда с четвертью (36 кг)

Г). Амуниция солдат мало приспособлена к ведению боя

5. Плохое техническое оснащение армии: гладкоствольные ружья, поражавшие цель до 100-150 метров; нарезные ружья, поражавшие цель до 800 метров - 1880 единиц на 42 тысячи солдат

Д). Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у противника более совершенных, дальнобойных орудий

6. Из 21 военного корабля черноморской эскадры - 7 паровые, остальные - парусные

Ж). Больше уязвимость, зависимость скорости корабля от силы ветра, низкая маневренность

7. Отсутствие разветвлённой системы железных дорог

З). Невозможность своевременной доставки боеприпасов, продовольствия, медикаментов

8. Отсутствие дееспособного генштаба.

В. А. Долгоруков: «Единственной мыслью военного министра во время войны - было скрывать от государя положение дел, не расстраивать его дурными вестями, не перечить царю»

И). Ошибка в разработке стратегических планов ведения войны

1. Каким было состояние российской армии накануне войны?

2. Были ли у России шансы выиграть эту войну?

(дети делают вывод о состоянии российской армии накануне войны, учитель обобщает ответы, отмечая, что накануне войны Россия оказалась в одиночестве перед целой коалицией держав, которые поддерживали Турцию - поэтому шансов выиграть войну у России не было не только из-за военно-технического отставания, дети записывают в рабочий лист причины войны).

- Увы, господа - Противоречия между европейскими державами на Ближнем Востоке и

борьба западных стран за влияние на слабеющую Турцию, стали причинами войны. Прошу отметить их в информационных картах. (Дети записывают в информационных картах).

Прошу вас также отметить этапы войны: (Дети записывают). Слайд № 9.

1. октябрь 1854 года - начало 1854года (Борьба с Турцией).

2. начало 1854 года - март 1856 года. (Борьба с коалицией государств: Англией, Францией, Турцией, Сардинским королевством).

Повод к войне: (объясняет учитель). (Идёт работа с картой. Слайд № 10).

- Я думал, что мои расчёты правильные, поэтому ждал лишь удобного момента для активных действий. И, повод не заставил себя долго ждать. Возник спор между католиками и православными в Палестине о том, кто будет ремонтировать купол над храмом Господня в Иерусалиме (Палестина тогда входила в состав Османской империи) и хранить ключи от храма в Вифлееме. Речь не шла о доступе к святым местам, так как ими пользовались на равных правах все паломники. Я посчитал нужным, выступить защитником всех православных, живущих на Балканском полуострове, и потребовал от турецкого султана решить этот вопрос в пользу православных христиан Турции. Но, султан не выполнил наши требования, мы прервали дипломатические отношения и в июле 1853г. российские войска заняли дунайские княжества - Молдавию и Валахию, которые зависели от Турции. Султан потребовал вывести наши войска из дунайских княжеств, но, не дождавшись выполнения своих требований - Турция в октябре 1853 г. объявила нам войну.

2. Начальный этап войны.

Военные действия развернулись одновременно на Дунае, где нам сопутствовал успех, русские войска осадили крепость Силистрию, но поскольку Австрия сосредоточила в тылу русской армии значительные силы, фельдмаршал И. В. Паскевич отдал приказ об отходе за Дунай. К осени 1854 г. Молдавия и Валахия были заняты австрийскими войсками. На Кавказе русские войска сумели одержать ряд побед, в том числе крупную победу под Башкадыкларом. Но, основные военные действия развернулись в Крыму, поэтому война называется - Крымской.

Событие, к которому я сейчас обращусь, вписано золотыми буквами в историю славы русского народа. Вы не можете себе представить счастье, которое, я испытал в Петербурге, по получению известия о блестящей Синопской победе. Это поистине замечательный подвиг! На море, командир отряда линейных кораблей Черноморского флота, получил данные разведки о том, что турецкая эскадра, стоявшая в Синопе под защитой береговых батарей, готовит десантную операцию в тылу русских войск на Кавказе. Было принято решение атаковать противника в Синопской бухте. Посмотрим, как это было, по ходу выполните задание в информационной карте. (Слайд № 11 - карта с анимацией).

(Идёт беседа по вопросам после просмотра):

1. Когда произошло Синопское сражение?

2. Каковы были потери русских? (Слайд № 12 - итоги Синопского боя)

3. Кто командовал русской эскадрой?

- Верно - это вице-адмирал Павел Степанович Нахимов, которого обожали и матросы и офицеры. Эскадры его кораблей отличались лучшей на флоте боевой подготовкой. Нахимов не признавал в армии барства и всегда говорил офицерам: «Пора нам перестать считать себя помещиками, а матросов крепостными людьми». Гения русского флота - Павла Степановича Нахимова я наградил Георгием 2-ой степени за столь блестящую победу. А, сейчас, посмотрим, небольшой видеофрагмент. (Слайд № 13 -видео - взятие в плен Осман-паши).

  1. К каким последствиям могла привести эта победа, если учитывать настроения западных держав?

(Дети говорят о вступлении в войну европейских держав).

3. Вступление в войну Англии и Франции.

- Союзники бросились спасать Турцию от неминуемой гибели. Англо-французская эскадра блокировала побережье Балтийского моря, и устремилась к базам русского флота - Свеаборгу и Кронштадту. Но, русские моряки расставили минные заграждения, и союзники отошли назад. (Слайд № 14 - о Балтийском театре).

Тогда же английские военные корабли вошли в Белое море, где находился, сооруженный, как настоящая крепость, Соловецкий монастырь. (Слайд №15 -Соловецкий монастырь) Он долгие годы был важным оборонительным форпостом на северных границах России. До 1814 г. в монастыре находился постоянный воинский гарнизон и артиллерия. Во время Крымской войны 1853-1856 гг., монастырь защищал гарнизон из инвалидной команды (501 пехотинец, 5 артиллеристов, 8 орудий), который успешно отразил нападение английской военной эскадры. Монахи и богомольцы, проявили большое мужество, под свист ядер, совершив крестный ход, по монастырским стенам.

(Слайд №16 - Крымский театр). И, всё же основную ставку союзники делали на высадку десанта на пустынных пляжах Евпатории, с целью дальнейшего захвата главной базы русского Черноморского флота - города Севастополя. - Господа, роковую роль в судьбе Севастополя сыграл Александр Сергеевич Меншиков, который был моим близким другом. Когда началась Крымская война, я назначил его Главнокомандующим русскими войсками и флотом в Крыму. Но, это было ещё одной моей ошибкой. Объясните, князь А. С. Меншиков, в чём же я ошибался относительно вас?

Меншиков: «Меня не признавали ни солдаты, ни матросы. Я почти не появлялся на передовой, отсиживаясь в штабе. Не поверив данным разведки, я «проворонил» высадку 60-тысячного десанта на пляжах Евпатории. А французский маршал Сент-Арно действовал уверенно и быстро. Севастополь оказался без поддержки сухопутной армии и был практически обречён. Я мысленно сдал Севастополь ещё до осады. Позднее я никак не мог понять упрямости «этих обречённых», намертво державших свой родной город. За свою нерешительность и бездарность я получил прозвище - «Изменшиков.

- Я вам доверял, князь, и требовал от вас решительных действий. Но, уже ничего не исправить.

Посмотрим, как это было. По ходу просмотра, не забывайте выполнять задание в информационной карте. (Слайд № 17 - карта с анимацией).

(После просмотра идёт беседа по вопросам в ходе работы с картой)

  1. Когда началась героическая оборона?

  2. Кто руководил обороной города?

  3. Господствующая высота над городом, где проходили самые ожесточённые бои?

(Слайд №18 - Малахов курган). Слава и горечь Севастополя… Эти слова не дают мне покоя. Я понимал, что война приобрела затяжной характер. Я часто бродил по ночам, в полном одиночестве по Дворцовой набережной и думал, думал, думал… Я не мог представить себя, подписывающим унизительные условия мира. В минуты душевной тревоги представлял себе, что чувствуют сейчас люди в осаждённом Севастополе. 349 дней обороны, за время которых, город 6 раз подвергался массированным бомбардировкам. 800 орудий не переставая, обстреливали город, выпуская за 1 день до 200 тысяч снарядов. В результате в Севастополе не осталось почти ни одного целого дома. А, самое страшное заключается в том, что за день погибало от 2 до 3 тысяч человек. Каждый клочок земли был полит кровью Героев. Враги нашли в Севас­тополе одни окровавленные развалины...

- Господа, прошу, перенестись на миг в осаждённый Севастополь - подвиг величественной красоты и огромной моральной силы, и представить себе, реальную картину, слушая документальные воспоминания очевидцев событий. (Идёт работа с документами).

Н. И. Пирогов: «Раненых было столько, что мы не успевали облегчить им страдания. Я был в отчаянии из-за нехватки врачей и медикаментов, перевязочного материала, в армии царило наглое воровство. Поставщики не доставляли мяса, полушубков, разбавляли водку. Деньги, посылаемые мужьям и сыновьям на фронт, до них не доходили. Также не в надлежащем количестве доходил корм лошадям».

1. Очевидец событий: «За 60 вёрст до Севастополя были слышны бомбардировки и по степи тянулось множество подвод с ранеными, которых везли, как телят на убой; их головы бились о телеги, солнце пекло, они глотали пыль, из телег торчали руки и ноги, шинели были сверху до низу в крови. Меня взяло отвращение от войны».

2. Очевидец событий: «В министерствах предполагали, что в Севастополе должно быть достаточное количество снарядов и пороху, а между тем от недостатка в порохе, бомб, ядер, гранат и прочая, через Ростовцева отдано секретное распоряжение, чтобы на 50 выстрелов неприятеля отвечали пятью. Причина нехватки боеприпасов ясна - их доставляли на волах, которые делали в сутки не более 25 вёрст, дороги были ужасными, телеги часто ломались, а мы ждали помощи».

3 Очевидец событий: Подавляющим было превосходство союзников в живой силе, боеприпасах, которые доставлялись по морю и специально построенной железной дороге. Маломощная русская военная промышленность не справлялась с возросшими заданиями. Русские солдаты и матросы могли противопоставить неприятелю лишь массовый героизм.

В. Зарубаев: «Ру­жья у нас были гладкоствольные; французские пули Минье, введённые у нас во время осады, после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается. Колотили, как в кузнице. Солдаты приноси­ли сальные огарки, смазывали пулю, но все не помогало. Ружья, переделанные на нарезные, раздирались по наре­зам. Не мудрено, что в таком положении офицеры прихо­дили в отчаяние, а солдаты бредили изменой». («Воспоминания о Севастополе»).

1. Как авторы документов определяют при­чины сдачи Севастополя?

2. Почему Севастополь называют городом русской Славы?

Вспомним всех поимённо,

Горем вспомним своим,

Это нужно не мёртвым,

Это нужно живым.

Сейчас, я предлагаю вам, провести цепочку памяти блестящей плеяды Героев - защитников Севастополя. Пусть эта свеча горит, как символ памяти их подвигу, мужеству, верности воинскому долгу и любви к Отечеству. Представьте, Героев! (Учитель зажигает свечу, проводит цепочку памяти, передавая свечу детям, те представляют Героев, кратко говорят «о себе», опираясь на слайды презентации). Слайды № 19-27 - Герои Севастопольской обороны».

КОРНИЛОВ Владимир Алексеевич: Вице - адмирал. Много сделал для развития флота, особое внимание уделял строительству паровых судов и перевооружению кораблей новой артиллерией. Руководил обороной Севастополя. 5 октября 1854 года во время первой массированной бомбардировки Севастополя был смертельно ранен ядром. «Отстаивайте же Севастополь!» - были моими последними словами».

Нахимов Павел Степанович: «Адмирал. Успех действий на море я всегда связывал с лучшими нравственными качествами русских матросов, заботился о них, противился крепостническим порядкам на флоте. Всегда говорил, что «Матрос - есть главный двигатель на корабле, а мы только пружины, которые на него действуют». 28 июня 1855 года убит на Малаховом кургане».

ИСТОМИН Владимир Иванович: «Контр - адмирал и командир линейного корабля в Синопском сражении. Я руководил обороной Малахова кургана. Во время бомбардировки получил ранение и был контужен, но не оставлял позиции ни днём ни ночью. Убит в бою на Малаховом кургане ядром в голову».

ТОТЛЕБЕН Эдуард Иванович: «Граф, военный инженер. Под моим руководством в Севастополе было построено 7 бастионов, соединённых траншеями, которые создали на суше сплошную линию обороны. Укрепления возводились из земляных валов, мешков с песком, корзин с землёй. Во время боя восстанавливал разрушенные вражеским огнём укрепления».

ПИРОГОВ Николай Иванович: «Я развернул в Севастополе временные госпитали, где сделал 700 операций, впервые применив наркоз. Для лечения переломов впервые использовал неподвижную гипсовую повязку».

Дарья Севастопольская: «Медсестра. С 17-ти лет на фронте. «Мы помогали докторам и были облиты кровью от многих и трудных ампутаций. Я не могу описать этой ужасной картины, этого раздирающего сердце стона и крика. Вся операционная комната была уложена этими страдальцами, весь пол был залит кровью, и мы стояли в крови. У кого ноги нет, кто без руки, у иного голова раздроблена, но он ещё жив и просит помощи, у одного лицо было сорвано ядром и он жил несколько часов». Награждена Золотой медалью «За усердие» на Владимирской ленте».

Пётр Маркович Кошка: «Матрос. Участвовал в 18-ти самых отчаянных вылазках, захватил 10 «языков». Никогда не возвращался без ценных сведений и трофеев. Однажды арканом вытащил из вражеского окопа стрелка, в другой раз напал на вражескую батарею, испортил орудия и вернулся невредим. Несколько раз был ранен, но всегда возвращался в строй. Награждён Георгиевским крестом».

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич: «Граф. В 1851 году поступил на военную службу в артиллерию, служил на Кавказе. С ноября 1854 года участвовал в обороне Севастополя. Был артиллерийским подпоручиком, но, после того ада, который я увидел в Севастополе - не смог продолжать карьеру военного. Впоследствии стал великим русским писателем. Весь ужас Севастопольской обороны описал в «Севастопольских рассказах».

Коля Пищенко: «Родной город защищали даже дети. За храбрость 10-летний защитник 5-го бастиона - Коля Пищенко был награждён боевым орденом».

- Господа, героическая оборона Севастополя осталась в памяти народной, как подвиг величественной, нравственной красоты и огромной моральной силы. Неудачи наших войск в Крыму, стали для меня тяжёлым ударом и приблизили мою кончину. Последним моим распоряжением было отстранение от командования Меншикова и назначение на его место Горчакова. Но, было уже, слишком поздно… Моему любимому сыну Александру я сказал: «После России я вас любил более всего на свете. Служи России!» 18 февраля 1855 года меня не стало… (Слайд № 28. - АлександрII и условия Парижского мира).

(Идёт работа с учебником на стр. 115. Дети самостоятельно читают пункт «Окончание войны», называют условия Парижского мира и записывают их в информационную карту).

  1. Какая победа русских на заключительном этапе войны смягчила горечь поражения

в Крыму и условия будущего мира?

  1. Дайте оценку условий Парижского мира?

  2. В чём были очевидные минусы этих условий для России?

  1. Россия возвращала Турции Карс в обмен на Севастополь и другие русские города, захваченные союзниками в ходе войны.

  2. Чёрное море объявлялось нейтральным. России и Турции запрещалось держать на нём военный флот.

  3. Сербия, Молдавия и Валахия переходили под верховную власть султана.

  4. Покровительство над турецкими христианами передавалось в руки всех великих держав.

III. Закрепление материала.

- Ребята, предлагаю выяснить причины поражения России в Крымской войне. Проведём Игру -наоборот «Соотношение сил и военно-техническая подготовка в войне». (Учитель называет характеристику, а дети должны подумать и найти логически правильный ответ». Слайд № 29

Союзники

Россия

Всеобщая воинская повинность

Рекрутская система

Развитые капиталистические отношения

Крепостное право

Паровой флот (258 судов)

Парусный флот (24 судна)

Нарезные ударные винтовки (1300 шагов)

Гладкоствольные кремневые винтовки (300 шагов)

Рассыпной строй

Сомкнутый строй

  1. Назовите причины поражения России в Крымской войне?

(Дети после игры называют причины поражения России):

  • Экономическая и военно-техническая отсталость;

  • Отсутствие железных дорог;

  • Парусный флот;

  • Воровство, коррупция чиновников;

    • Рекрутская система в армии;

2. Какой опыт должна была извлечь Россия из поражения в Крымской войне? (Становилось ясно, что главной причиной отсталости России было крепостное право).

(Учитель обобщает ответы детей, говоря о том, что поражение России в Крымской войне стало результатом столкновения двух систем: прогрессивной, капиталистической (Англия, Франция) и отсталой - крепостнической (Россия). Слайд № 30 - Россия и Запад.

  • Поражение России в Крымской войне, обнажило гнилость крепостнического режима, показало экономическую отсталость России, способствовало росту революционного движения в стране;

  • Необходимость отмены крепостного права в России стала очевидной для всех;

  • Внешнеполитическое влияние царизма было подорвано, и он уже был не в состоянии играть роль жандарма в Европе.

Итак, подведём итоги нашего Совета. Так что же такое Крымская война - это торжество победителей или нравственное торжество побеждённых? (дети отвечают на проблемный вопрос).

«Всю свою историю Россия только и делает, что поднимается с колен» - сказал Николай Пенин. Можно, после большого потрясения, горя, поражения упасть на колени и больше не встать, опустить руки. А можно сделать усилие, встать с колен, и победить своё тщеславие, страх, унижение, вынести горькие уроки, сделать выводы и исправить ошибки. Нелегко признать свои ошибки, но ещё труднее осознать их. Россия смогла с этим справиться.

Заключительный этап урока. (Учитель подводит итог):

Уважаемый Совет, благодарю вас за работу, я рад, что мы решили главные вопросы. А в конце нашего Совета, я хочу обратиться к вам со словами: вы - наше будущее и от вас многое зависит. Будьте достойны, подвигов Славы, чести, любви к Отечеству. Помните, что вы - граждане великой России. И, любите свою Родину так, как её любили наши героические предки.

Не смейте говорить о чувстве Родины - бесчувственно -

Нам права Родина такого не дала!

У нас такие за спиной встают пожарища,

Такие страшные могилы за спиной,

Что стыдно Родину свою любить шпаргалочно,

Как будто Родина нам стала неродной.

Нет чувства Родины без чувства человечности,

От бессердечности ничто не родилось.

Любите Родину, как чудо бесконечности,

Как ветер вечности, коснувшийся волос.

Любите Родину, как вашу наречённую,

Чтобы за вас ей не почувствовать стыда,

Любите Родину, но только не расчётливо,

Любите Родину - и только навсегда.

Домашнее задание: параграф 14

Список литературы:

1. Давыдов Ю.В. Нахимов. - М.: Молодая гвардия, 1970. - 176 с.

2. Доронина Э.Л., Шавшин В.Г. Малахов курган. - Симферополь: Таврия, 1985. - 110 с.

3. Лукашевич К.В. Оборона Севастополя и его славные защитники: Из истории Крымской войны 1853-1856 годов. - М.: Современник, 1993. - 254 с.

4. Митяев А. Адмирал Нахимов // Митяев А. Рассказы о русском флоте. - Симферополь, 1986. - С.27-39.

5. Тарле Е.В. Крымская война: в 2 т. Т.1-2. - М.: АСТ, 2005.

6. Тарле Е.В. Морские победы России. - М.: ЭКСМО, 2009. - 605 с.

7. Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы. - М.: Русское слово, 2007. - 119 с.

8. В. Зарубаев «Воспоминания о Севастополе»

9. "Сто великих битв", М. "Вече", 2002

10. Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М. 1997 г.

rusk.ru/news_rl/2008/02/26/tot_den_v_russkoj_istorii/

ru.wikipedia.org/wiki

13

© 2010-2022