- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 5 класс
Рабочая программа по истории 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дуюн А.В. |
Дата | 13.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей имени А.Г.Баженова»Рассмотрена
методическим объединением
учителей гуманитарного цикла
Протокол №1 от «_30_» августа 2016
Утверждена
Приказом директора МБОУ «Лицей имени А.Г.Баженова»
г. Черногорска
№ ______ от «___» августа 2016
Рабочая программа
по истории для 5 Б класса
(наименование учебного предмета, курса, для какого класса)
________________________________2016-2017_______________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы
__ Вигасин А.А. История. 5 класс_______
(наименование программ, авторы)
Дуюн Анна Владимировна
(Ф,И,О, учителя (преподавателя), составившего рабочую программу,)
г. Черногорск
2016
Предметные результаты освоения учебного предметного курса.
В результате изучения истории учащийся должен:
знать/понимать:
содержание основных эпох и цивилизаций в истории человечества;
даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников;
уметь:
сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.
• Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание.
Введение: Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Понятие исторического источника. Роль археологических раскопок в изучении истории древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
1.Жизнь первобытных людей: Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
2. Древний Восток: Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Западная Азия: Древнее Двуречье: природные условия, население. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая Китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
3. Древняя Греция: Природные условия Древней Греции. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Завоевания Александра Македонского и его держава. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний.
4. Древний Рим: Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Возникновение Римской республики. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Римская империя: территория, управление. Римское право. Возникновение и распространение христианства. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.
Формы организации учебных занятий, эффективных технологий, методов, приемов, основных видов учебной деятельности.
Ведущей формой обучения является урок (урок-лекция, урок-беседа, самостоятельное изучение, семинар, урок-игра). Информационно-сообщающие методы (с использованием наглядности): рассказ, объяснение, лекция. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником. Используемые педагогические технологии: игровые, проблемное обучение, групповые. Формы, способы, средства оценки результатов: текущий, периодический и итоговый контроль знаний учащихся.
Программа предусматривает проведение контрольных работ, тестирования, творческие задания. Форма промежуточной аттестации: итоговая годовая контрольная работа.
Особенностей национального, регионального и этнокультурного содержания.Возрастные особенности учащихся, для которых составлена рабочая программа, особенности преподавания в данном классе. Возраст 11-12 лет, 5 класс. Стабильное психическое развитие, ведущая деятельность - общественно-полезная (спортивная, художественная, музыкальная, общественная, учебная и др.); начинается разрушение учебной мотивации, потеря положительного статуса в группе сверстников. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей класса. В 5Б классе 27 учащихся. Из них по предмету «История» в 5 классе успевают на «4» и «5» 20 человек. Основную трудность в изучении истории учащиеся испытывают при установлении причинно-следственных связей исторических событий. Поэтому планируется использование заданий направленных на развитие логического мышления: составление схем, логических цепочек, таблиц, аргументированный отзыв на ответ одноклассника, составление плана учебного текста и др. Важную роль в изучении истории играет знание исторических терминов и дат, исходя из этого, планируется проводить хронологические и терминологические диктанты. 10 человек проявляют интерес к изучению истории, 3 учащихся обладают низкой познавательной активностью и низким уровнем мотивации к изучению предмета, поэтому целесообразно применять дифференцированное обучение через выполнение заданий различного уровня сложности на уроке и дома (описание картины, составление презентаций, составление мини-рассказов и т.д.). Кроме этого учащимся будут предлагаться дополнительные задания, выполнение которых носит рекомендательный характер. Для углубления знаний по истории планируется проведение дискуссий и круглых столов по актуальным проблемам истории России.
Программа учитывает возрастные особенности учащихся и специфику предмета. 5 класс - переходный период из начальной школы в среднюю. Умственная активность пятиклассников высокая, способности развиваются только в деятельности, вызывающей положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения, поэтому на уроках необходимо заинтересовать учеников, создавать ситуацию успеха. Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания, работа с дополнительной литературой.
Календарно-тематическое планирование.п/п
Тема урока
Количество часов
Предметные результаты
Ведущие виды учебной деятельности
Дата
план
факт
1.
Введение в историю Древнего мира
1
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю
Ученик учится определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды источников
01.09
Раздел I. Жизнь первобытных людей
7
Тема 1. Первобытные охотники и собиратели
3
2
1.Древнейшие люди
1
определять цель, проблему в учебной деятельности;
-выдвигать версии;
-планировать учебную деятельность;
-работать по плану, сверяясь с целью;
-находить и исправлять ошибки;
-оценивать степень достижения цели
Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Изучить прародину человека. Собирательство и охота -основные виды деятельности
05.09
3
2.Родовые общины охотников и собирателей
1
Исследовать с помощью исторической карты географию расселения первобытных людей
Показать расселение древнейших людей. Изучить особенности совместного ведения хозяйства.
08.09
4
3.Возникновение искусства и религии
1
Выяснение истории наскальной живописи, версии ее происхождения.
Загадки древних пещер. Представления о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей
12.09
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
2
5
4.Возникновение земледелия и скотоводства
1
анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;
-устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне
Представление о зарождении производящего хозяйства. Зарождение культа.
16.09
6
5.Появление неравенства и знати
1
анализировать причины появления неравенства;
От родовой общины к соседской. Выделение семей. Возникновение неравенства в общине землевладельцев.
19.09
7
Тема 3. Счет лет в истории
1
Умение определять историческое время по «ленте времени»
Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени
22.09
8
Обобщающий урок-игра «Первобытное общество»
1
Охарактеризовать значение первобытности.
Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина,
26.09
Раздел II Древний Восток
19
Тема 4. Древний Египет
7
9
6.Государство на берегах Нила
1
Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.
Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.
29.09
10
7.Жизнь вельможи
1
Определять центры ремесла и торговли
Определять центры ремесла и торговли
03.10
11
8. Как жили земледельцы и ремесленники
1
Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.
Управление государством (фараон, чиновники). Фараон-реформатор Эхнатон.
06.10
12
9.Военные походы фараонов
1
Рассмотреть причины военных походов. Почему они были необходимы для фараонов.
Освоение понятий: Военные походы. Рабы.
10.10
13
10.Религия древних египтян
1
Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.
Ознакомиться с понятиями: боги и жрецы. Безграничная власть фараона. «Книга мертвых»
13.10
14
11. Культура Древнего Египта
1
Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды
Ознакомиться с понятиями: Храмы и пирамиды
17.10
15
Обобщающе-повторительный урок «Древний Египет»
1
Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.
Неограниченная власть фараона. Достижения Древнего Египта (ирригационное хозяйство, культовое каменное строительство)
20.10
Тема 5. Западная Азия в древности
16
12.Древнее Двуречье.
1
определять цель, проблему в учебной деятельности;
-выдвигать версии; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
-планировать учебную деятельность;
-работать по плану, сверяясь с целью;
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.
24.10
17
13.Вавилонский царь Хаммурапи
1
Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.
Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
27.10
18
14.Финикийские мореплаватели
1
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.
Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей.
10.11
19
15.Библейские сказания
1
Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям
Палестина: расселение евреев, Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
14.11
20
16.Древнееврейское царство
1
Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.
Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
17.11
21
17-18. Ассирийская держава
1
Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.
21.11
22
19. Персидская держава
1
Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию)
Персидская держава: военные походы, управление империей.
24.11
Тема 6. Индия и Китай в древности
5
23
20. Природа и люди Древней Индии
1
Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.
28.11
24
21.Индийские касты
1
Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма
Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
01.12
25
22. Чему учил китайский мудрец Конфуций
1
Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство).
05.12
26
23. Первый властелин единого Китая
1
Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены
Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь.
Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
08.12
27
Обобщающе-повторительный урок «Древний Восток»
1
Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории
Основные понятия по истории Древнего Востока
12.12
Раздел III.Древняя Греция.
21
Тема 7 Древнейшая Греция
5
28
24.Греки и критяне
1
Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря.
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите.
15.12
29
25.Микены и Троя
1
Показывать на карте местоположение Микен
Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война.
19.12
30-31
26-27. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
1
Рассказывать легенду о жизни Гомера. В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку.
Илиада» и «Одиссея».
22.12
32
28. Религия древних греков
Рассказать о возникновении религии в Древней Греции и влияние ее на общество. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним грекам
Пантеон богов. Религиозные верования, легенды и сказания.
26.12
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
7
33
29.Земледельцы Аттики теряют свободу
1
Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла.
09.01
34
30-31.Зарождение демократии в Афинах Древняя Спарта
1
Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль
в улучшении жизни основной массы народа. Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты
Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела
12.01
35
32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
1
Объяснять причины греческой колонизации, её географию.
Великая греческая колонизация.
16.01
36
33. Олимпийские игры в древности
1
Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий»
Спортивные состязания; Олимпийские игры.
19.01
37
34.Победа греков над персами в Марафонской битве.
1
Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.
23.01
38
35.Нашествие персидских войск.
1
Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.
26.01
39
Обобщающе-повторительный урок «Зарождение демократии в Афинах Древняя Спарта»
1
Систематизация и контроль знаний
Оценка уровня своих знаний
30.01
Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии
40
36.В гаванях афинского порта Пирей
1
Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека
Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.
02.02
41
37.В городе богини Афины
1
Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин
Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков.
06.02
42
38.В афинских школах и гимнасиях
1
Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература.
09.02
43
39.В афинском театре
1
Объяснять причины особой любви греков к представлениям
Культура Древней Греции. Театр.
13.02
44
40.Афинская демократия при Перикле
1
Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору
Афинская демократия при Перикле.
16.02
Тема 10. Македонские завоевания в IV в.до н.э.
4
45
41.Города Эллады подчиняются Македонии
1
Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского.
Пелопонесская война. Возвышение Македонии.
Период эллинизма. Македонские завоевания.
20.02
46
42.Поход Александра Македонского на Восток
1
Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока.
27.02
47
43. В Александрии Египетской
1
Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.
Культура эллинистического мира.
02.03
48
Обобщающе-повторительный урок «Древняя Греция»
1
Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции.
Античный мир: понятие. Карта античного мира
06.03
Раздел IV. Древний Рим.
20
Тема 11. Рим:от его возникновения до установления господства над Италией
4
49
44. Древнейший Рим
1
Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей
09.03
50
45.Завоевание Римом Италии
1
Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом
Завоевание Римом Италии.
13.03
51-52
46.Устройство Римской республики
2
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Выборы консулов и принятие законов. Сенат и его функции. Римское войско. Понятие «республика»
Знать причины и ход завоевания Римом Италии. Уметь читать историческую карту; оперировать датами.
16.03, 20.03
Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья
5
53-54
47. Вторая война Рима с Карфагеном
2
Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Битва при Каннах.
Характеризовать устройство Римской республики. Объяснять значение понятий
03.04, 06.04
55
48. Установление господства Рима во всем Средиземноморья
1
Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена.
Характеризовать устройство Римской республики. Объяснять значение понятий
10.04
56
49. Рабство в Древнем Риме
1
Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Гладиаторские игры. Римские учёные о рабах.
Называть причины войны Рима с Карфагеном и основные результаты войны. Уметь читать историческую карту; оперировать датами; раскрывать содержание понятий.
13.04
57
Обобщающе-повторительный урок «Рим от его возникновения до установления господства над Италией»
1
Систематизация и контроль знаний
Оценка уровня своих знаний
17.04
Тема 13. Гражданские войны в Риме
4
58
50. Земельный закон братьев Гракхов
1
Разорение земледельцев и его причины. Земельный закон братьев Гракхов. Гибель братьев. Гражданская война
Давать объяснение понятий, характеризовать развитие рабства в Риме, причины его появления.
20.04
59
51.Восстание Спартака
1
Восстание рабов. Победы Спартака. Армия восставших и их походы. Поражение восстания и его причины.
Знать основные положение земельного закона и его значение для населения страны.
24.04
60
52.Единовластие Цезаря
1
Превращение римской армии в наёмную. Возвышение Цезаря. Захват Цезарем власти. Гибель Цезаря.
Знать причины восстания, ход и результаты. Объяснять значение понятий, называть даты важнейших событий.
27.04
61
53.Установление империи
1
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Единовластие Октавиана Августа. Понятие «империя», «император»
Объяснять причины взятия власти в свои руки римским императором Цезарем. Основные события в его правлении и результат.
04.05
Тема 14: Римская империя в первые века нашей эры
62
54.Соседи Римской империи
1
Территория империи. Парфянское царство. Германцы. Предки славянских народов.
Давать самостоятельную оценку правления Цезаря и Октавиана Августа.
08.05
63
55.В Риме при императоре Нероне
1
Обожествление императоров. Нерон. Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Называть соседей Римской империи, показывать их на карте.
11.05
64
56.Первые христиане и их учение
1
Возникновение христианства. Рассказы о жизни и учении Иисуса. Моральные нормы. Гонения на христиан.
Давать самостоятельную оценку личности Нерона. Знать основные события в его правление.
15.05
65
57.Расцвет Римской империи во II веке н.э.
1
Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Строительство в Риме.
Понимать причины возникновения религиозных верований, объяснять учение Иисуса
18.05
66
58.«Вечный город» и его жители
1
Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки и многоэтажные дома.
Характеризовать правление Траяна. Объяснять возникновение и развитие колоната.
22.05
Тема15: Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
2
67
59-60 Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами
1
Вторжения варваров. Император Константин. Признание христианства. Константинополь. Разделение империи. Восстания в провинциях. Вторжение готов в Галлию. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи.
Рассказывать о жизни римлян, их занятиях. Сравнивать жизнь римлян и греков.
Характеризовать результаты правления Константина, определять положительное и отрицательное в его правлении
25.05
68
Итоговая годовая контрольная работа «Древний Рим»
1
Итоговая годовая контрольная работа
Оценка уровня своих знаний
29.05