Рабочая программа по истории 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени А.Г.Баженова»Рассмотрена

методическим объединением

учителей гуманитарного цикла

Протокол №1 от «_30_» августа 2016

Утверждена

Приказом директора МБОУ «Лицей имени А.Г.Баженова»

г. Черногорска

№ ______ от «___» августа 2016





Рабочая программа

по истории для 5 Б класса

(наименование учебного предмета, курса, для какого класса)



________________________________2016-2017_______________________________

(срок реализации программы)





Составлена на основе программы

__ Вигасин А.А. История. 5 класс_______

(наименование программ, авторы)







Дуюн Анна Владимировна

(Ф,И,О, учителя (преподавателя), составившего рабочую программу,)









г. Черногорск

2016

Предметные результаты освоения учебного предметного курса.

В результате изучения истории учащийся должен:

знать/понимать:

содержание основных эпох и цивилизаций в истории человечества;

даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;

результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;

представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников;

уметь:

сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;

показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;

давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.

• Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Содержание.

Введение: Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Понятие исторического источника. Роль археологических раскопок в изучении истории древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

1.Жизнь первобытных людей: Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

2. Древний Восток: Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Западная Азия: Древнее Двуречье: природные условия, население. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая Китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

3. Древняя Греция: Природные условия Древней Греции. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Завоевания Александра Македонского и его держава. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний.

4. Древний Рим: Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Возникновение Римской республики. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Римская империя: территория, управление. Римское право. Возникновение и распространение христианства. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.

Формы организации учебных занятий, эффективных технологий, методов, приемов, основных видов учебной деятельности.

Ведущей формой обучения является урок (урок-лекция, урок-беседа, самостоятельное изучение, семинар, урок-игра). Информационно-сообщающие методы (с использованием наглядности): рассказ, объяснение, лекция. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником. Используемые педагогические технологии: игровые, проблемное обучение, групповые. Формы, способы, средства оценки результатов: текущий, периодический и итоговый контроль знаний учащихся.

Программа предусматривает проведение контрольных работ, тестирования, творческие задания. Форма промежуточной аттестации: итоговая годовая контрольная работа.

Особенностей национального, регионального и этнокультурного содержания.Возрастные особенности учащихся, для которых составлена рабочая программа, особенности преподавания в данном классе. Возраст 11-12 лет, 5 класс. Стабильное психическое развитие, ведущая деятельность - общественно-полезная (спортивная, художественная, музыкальная, общественная, учебная и др.); начинается разрушение учебной мотивации, потеря положительного статуса в группе сверстников. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей класса. В 5Б классе 27 учащихся. Из них по предмету «История» в 5 классе успевают на «4» и «5» 20 человек. Основную трудность в изучении истории учащиеся испытывают при установлении причинно-следственных связей исторических событий. Поэтому планируется использование заданий направленных на развитие логического мышления: составление схем, логических цепочек, таблиц, аргументированный отзыв на ответ одноклассника, составление плана учебного текста и др. Важную роль в изучении истории играет знание исторических терминов и дат, исходя из этого, планируется проводить хронологические и терминологические диктанты. 10 человек проявляют интерес к изучению истории, 3 учащихся обладают низкой познавательной активностью и низким уровнем мотивации к изучению предмета, поэтому целесообразно применять дифференцированное обучение через выполнение заданий различного уровня сложности на уроке и дома (описание картины, составление презентаций, составление мини-рассказов и т.д.). Кроме этого учащимся будут предлагаться дополнительные задания, выполнение которых носит рекомендательный характер. Для углубления знаний по истории планируется проведение дискуссий и круглых столов по актуальным проблемам истории России.

Программа учитывает возрастные особенности учащихся и специфику предмета. 5 класс - переходный период из начальной школы в среднюю. Умственная активность пятиклассников высокая, способности развиваются только в деятельности, вызывающей положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения, поэтому на уроках необходимо заинтересовать учеников, создавать ситуацию успеха. Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания, работа с дополнительной литературой.

Календарно-тематическое планирование.п/п

Тема урока

Количество часов

Предметные результаты

Ведущие виды учебной деятельности

Дата


план

факт

1.

Введение в историю Древнего мира

1

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

Ученик учится определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды источников

01.09

Раздел I. Жизнь первобытных людей

7


Тема 1. Первобытные охотники и собиратели

3


2

1.Древнейшие люди

1

определять цель, проблему в учебной деятельности;

-выдвигать версии;

-планировать учебную деятельность;

-работать по плану, сверяясь с целью;

-находить и исправлять ошибки;

-оценивать степень достижения цели

Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Изучить прародину человека. Собирательство и охота -основные виды деятельности

05.09

3

2.Родовые общины охотников и собирателей

1

Исследовать с помощью исторической карты географию расселения первобытных людей

Показать расселение древнейших людей. Изучить особенности совместного ведения хозяйства.

08.09

4

3.Возникновение искусства и религии

1

Выяснение истории наскальной живописи, версии ее происхождения.

Загадки древних пещер. Представления о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей

12.09

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

2


5

4.Возникновение земледелия и скотоводства

1

анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

-устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне

Представление о зарождении производящего хозяйства. Зарождение культа.

16.09

6

5.Появление неравенства и знати

1

анализировать причины появления неравенства;

От родовой общины к соседской. Выделение семей. Возникновение неравенства в общине землевладельцев.

19.09

7

Тема 3. Счет лет в истории

1

Умение определять историческое время по «ленте времени»

Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени

22.09

8

Обобщающий урок-игра «Первобытное общество»

1

Охарактеризовать значение первобытности.

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина,

26.09

Раздел II Древний Восток

19


Тема 4. Древний Египет

7


9

6.Государство на берегах Нила

1

Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

29.09

10

7.Жизнь вельможи

1

Определять центры ремесла и торговли

Определять центры ремесла и торговли

03.10

11

8. Как жили земледельцы и ремесленники

1

Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

Управление государством (фараон, чиновники). Фараон-реформатор Эхнатон.

06.10

12

9.Военные походы фараонов

1

Рассмотреть причины военных походов. Почему они были необходимы для фараонов.

Освоение понятий: Военные походы. Рабы.

10.10

13

10.Религия древних египтян

1

Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Ознакомиться с понятиями: боги и жрецы. Безграничная власть фараона. «Книга мертвых»

13.10

14

11. Культура Древнего Египта

1

Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды

Ознакомиться с понятиями: Храмы и пирамиды

17.10

15

Обобщающе-повторительный урок «Древний Египет»

1

Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Неограниченная власть фараона. Достижения Древнего Египта (ирригационное хозяйство, культовое каменное строительство)

20.10

Тема 5. Западная Азия в древности


16

12.Древнее Двуречье.

1

определять цель, проблему в учебной деятельности;

-выдвигать версии; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

-планировать учебную деятельность;

-работать по плану, сверяясь с целью;

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.

24.10

17

13.Вавилонский царь Хаммурапи

1

Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

27.10

18

14.Финикийские мореплаватели

1

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей.

10.11

19

15.Библейские сказания

1

Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям

Палестина: расселение евреев, Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

14.11

20

16.Древнееврейское царство

1

Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.


17.11

21

17-18. Ассирийская держава

1

Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.

21.11

22

19. Персидская держава

1

Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию)

Персидская держава: военные походы, управление империей.

24.11

Тема 6. Индия и Китай в древности

5


23

20. Природа и люди Древней Индии

1

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.

28.11

24

21.Индийские касты

1

Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма

Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

01.12

25

22. Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство).

05.12

26

23. Первый властелин единого Китая

1

Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены

Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь.

Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

08.12

27

Обобщающе-повторительный урок «Древний Восток»

1

Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории

Основные понятия по истории Древнего Востока

12.12

Раздел III.Древняя Греция.

21


Тема 7 Древнейшая Греция

5


28

24.Греки и критяне

1

Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря.

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите.

15.12

29

25.Микены и Троя

1

Показывать на карте местоположение Микен

Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война.

19.12

30-31

26-27. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1

Рассказывать легенду о жизни Гомера. В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку.

Илиада» и «Одиссея».

22.12

32

28. Религия древних греков

Рассказать о возникновении религии в Древней Греции и влияние ее на общество. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним грекам

Пантеон богов. Религиозные верования, легенды и сказания.

26.12

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7


33

29.Земледельцы Аттики теряют свободу

1

Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла.

09.01

34

30-31.Зарождение демократии в Афинах Древняя Спарта

1

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль
в улучшении жизни основной массы народа. Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты

Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела

12.01

35

32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

Объяснять причины греческой колонизации, её географию.

Великая греческая колонизация.

16.01

36

33. Олимпийские игры в древности

1

Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий»

Спортивные состязания; Олимпийские игры.

19.01

37

34.Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

23.01

38

35.Нашествие персидских войск.

1

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

26.01

39

Обобщающе-повторительный урок «Зарождение демократии в Афинах Древняя Спарта»

1

Систематизация и контроль знаний

Оценка уровня своих знаний

30.01

Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии


40

36.В гаванях афинского порта Пирей

1

Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.

02.02

41

37.В городе богини Афины

1

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин

Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков.

06.02

42

38.В афинских школах и гимнасиях

1

Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература.

09.02

43

39.В афинском театре

1

Объяснять причины особой любви греков к представлениям

Культура Древней Греции. Театр.

13.02

44

40.Афинская демократия при Перикле

1

Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору

Афинская демократия при Перикле.

16.02

Тема 10. Македонские завоевания в IV в.до н.э.

4


45

41.Города Эллады подчиняются Македонии

1

Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского.

Пелопонесская война. Возвышение Македонии.

Период эллинизма. Македонские завоевания.

20.02

46

42.Поход Александра Македонского на Восток

1

Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока.

27.02

47

43. В Александрии Египетской

1

Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.

Культура эллинистического мира.

02.03

48

Обобщающе-повторительный урок «Древняя Греция»

1

Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции.

Античный мир: понятие. Карта античного мира

06.03

Раздел IV. Древний Рим.

20


Тема 11. Рим:от его возникновения до установления господства над Италией

4


49

44. Древнейший Рим

1

Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей

09.03

50

45.Завоевание Римом Италии

1

Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом

Завоевание Римом Италии.

13.03

51-52

46.Устройство Римской республики

2

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Выборы консулов и принятие законов. Сенат и его функции. Римское войско. Понятие «республика»

Знать причины и ход завоевания Римом Италии. Уметь читать историческую карту; оперировать датами.

16.03, 20.03

Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

5


53-54

47. Вторая война Рима с Карфагеном

2

Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Битва при Каннах.

Характеризовать устройство Римской республики. Объяснять значение понятий

03.04, 06.04

55

48. Установление господства Рима во всем Средиземноморья

1

Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена.

Характеризовать устройство Римской республики. Объяснять значение понятий

10.04

56

49. Рабство в Древнем Риме

1

Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Гладиаторские игры. Римские учёные о рабах.

Называть причины войны Рима с Карфагеном и основные результаты войны. Уметь читать историческую карту; оперировать датами; раскрывать содержание понятий.

13.04

57

Обобщающе-повторительный урок «Рим от его возникновения до установления господства над Италией»

1

Систематизация и контроль знаний

Оценка уровня своих знаний

17.04

Тема 13. Гражданские войны в Риме

4


58

50. Земельный закон братьев Гракхов

1

Разорение земледельцев и его причины. Земельный закон братьев Гракхов. Гибель братьев. Гражданская война

Давать объяснение понятий, характеризовать развитие рабства в Риме, причины его появления.

20.04

59

51.Восстание Спартака

1

Восстание рабов. Победы Спартака. Армия восставших и их походы. Поражение восстания и его причины.

Знать основные положение земельного закона и его значение для населения страны.

24.04

60

52.Единовластие Цезаря

1

Превращение римской армии в наёмную. Возвышение Цезаря. Захват Цезарем власти. Гибель Цезаря.

Знать причины восстания, ход и результаты. Объяснять значение понятий, называть даты важнейших событий.

27.04

61

53.Установление империи

1

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Единовластие Октавиана Августа. Понятие «империя», «император»

Объяснять причины взятия власти в свои руки римским императором Цезарем. Основные события в его правлении и результат.

04.05

Тема 14: Римская империя в первые века нашей эры


62

54.Соседи Римской империи

1

Территория империи. Парфянское царство. Германцы. Предки славянских народов.

Давать самостоятельную оценку правления Цезаря и Октавиана Августа.

08.05

63

55.В Риме при императоре Нероне

1

Обожествление императоров. Нерон. Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Называть соседей Римской империи, показывать их на карте.

11.05

64

56.Первые христиане и их учение

1

Возникновение христианства. Рассказы о жизни и учении Иисуса. Моральные нормы. Гонения на христиан.

Давать самостоятельную оценку личности Нерона. Знать основные события в его правление.

15.05

65

57.Расцвет Римской империи во II веке н.э.

1

Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Строительство в Риме.

Понимать причины возникновения религиозных верований, объяснять учение Иисуса

18.05

66

58.«Вечный город» и его жители

1

Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки и многоэтажные дома.

Характеризовать правление Траяна. Объяснять возникновение и развитие колоната.

22.05

Тема15: Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

2


67

59-60 Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами

1

Вторжения варваров. Император Константин. Признание христианства. Константинополь. Разделение империи. Восстания в провинциях. Вторжение готов в Галлию. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи.

Рассказывать о жизни римлян, их занятиях. Сравнивать жизнь римлян и греков.

Характеризовать результаты правления Константина, определять положительное и отрицательное в его правлении

25.05

68

Итоговая годовая контрольная работа «Древний Рим»

1

Итоговая годовая контрольная работа

Оценка уровня своих знаний

29.05


© 2010-2022