- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа по истории (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Янтурин Д.М. |
Дата | 21.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа имени героя Советского
Союза Сунагатуллина Жавдата Гумурзаковича села Имангулово
муниципального района Учалинский район
республики Башкортостан
«СОГЛАСОВАНО» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ__________________
__________________ на заседании ШМО учителей Директор школы Астанова М.Г.
Заведующий директора по УВР Протокол заседания №_____ Приказ №_____________________
Хилажева Т.Ф. Руководитель ШМО «___»__________________2016г
ФИО____________________
«__»____________2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 6 КЛАССА
Учитель: Янтурин Д.М.
с.Имангулово
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, авторских программ и примерной программы основного общего образования по истории
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Она включает в себя программу по (Всеобщей истории) Истории Средних веков и Истории России.
Программа по (Всеобщей истории) Истории Средних веков полностью соответствует стандарту основного общего образования по истории и за ее основу взята авторская программа М.А. Бойцова и Н.Г. Петровой. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией М.А.Бойцова, Р.М Шукурова, издательство «Русское слово». Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2016-2017 учебный год и рекомендован МО РФ.
Данная рабочая программа предполагает 30 часов на изучение истории средних веков (2 часа в неделю).
Рабочая программа по истории России для 6 класса составлена на основе авторской программы Е.В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVIII века» для 6-7 классов и полностью соответствует стандарту основного общего образования по истории (5-9 классы)
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Е.В.Пчелова издательство «Русское слово». Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год и рекомендован МО РФ.
Данная рабочая программа предполагает 38 часов на изучение истории России (2 часа в неделю)
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать:
хронологию, работу с хронологией;
исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
Уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -
работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
Метапредметные результаты
-способность сознательно организовывать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками,
Личностные результаты
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Учащиеся должны владеть:
способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -
чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
14. Универсальные учебные действия.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1)учебные мотивы, 2)учебную цель, 3)учебную задачу, 4)учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
15. Фундаментальное ядро содержания курса.
Средние века
Понятие и хронология.
Становление «христианского мира». Византия.
Западное Средневековье: политическое и социальное устройство, система хозяйства, религия и церковь, ментальность и культура. Особенности развития различных регионов Европы в Средние века.
Восточное Средневековье. Возникновение и распространение ислама. Арабский халифат. Монгольские завоевания в странах Востока. Индия, Китай, Япония в Средние века.
Мезоамерика.
Международные отношения. Взаимодействия Запада и Востока в Средние века: религиозные, дипломатические, культурные, военные, торговые.
Средневековое наследие и его значение для современности.
Российская история
Предмет отечественной истории
История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в истории Северо-Восточной Евразии. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории.
Древнейшие общества и государства на территории России
Появление и расселение человека на территории России. Первые культуры и общества. Сарматы. Скифы. Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Кочевые и оседлые общества эпохи переселения народов. Гунны и кочевые империи. Финноугры, тюрки, балты, германцы и славяне в этнокультурном взаимодействии на рубеже 1-го тысячелетия.
Древняя Русь
Этногенез, ранняя история, материальная и духовная культура славян.
Социально-экономический и политический строй Древ ней Руси в контексте всемирной истории. Особенности древ нерусской государственности. Политическая раздробленность. Древняя Русь и ее соседи на международных путях между Востоком и Западом.
Христианство и язычество. Культура Древней Руси: единство и региональные особенности. Становление древнерусской народности.
Средневековая Русь
Особенности феодальной системы средневековой Руси. Структура русского средневекового общества. Кризис XIII в.
Русь в системе международных связей и отношений в Средние века. Русские земли и Золотая Орда. Русь и Запад.
Северо-Восточная Русь: центры консолидации; объединение земель вокруг Москвы. Русские земли в составе Велико го княжества Литовского.
Политическая централизация и становление самодержавия.
Раздел № 2 тематическое планирование курса Истории средних веков (30 часов)
раздела (главы)
Наименование разделов
Всего часов
По авторской программе
Сроки
прохождения
Кол-во контрольных и практических,
1
Введение в историю Средних веков
1
1
2
Раннее Средневековье V-XI века
9
9
Проверочная работа
3
Вершина Средневековья
15
12
Проверочная работа
4
Мир за пределами Европы
3
3
5
Европа накануне Нового времени
1
1
6
Итоговый контроль
1
1
Контрольная работа
Итого
30
27
Примечание: по авторской программе Бойцова, Петровой предусмотрено 3 часа на реализацию регионального компонента и компонента образовательного учреждения. Эти 3 часа в данной рабочей программе добавлены на изучение темы «Вершина Средневековья», а точнее на более подробное изучение тем «Средневековое общество», «Крестовые походы» и «Тяжкие времена».
тематическое планирование курса Истории РОссии (38 часов)
раздела (главы)
Наименование темы
Всего часов
По авторской программе
Сроки
прохождения
Кол-во контрольных и практических,
1
Введение в историю России
1
1
2
Древние жители нашей Родины
4
4
Тестовые работы - 2
3
Древняя Русь в IX - XII веках.
9
9
Тестовая работа - 1
Контрольная работа - 1
4
Русские земли в XII-начале XIII веках
5
5
Тестовая работа - 1
5
Русь между Востоком и Западом
5
5
Контрольная работа - 1
6
Объединение русских земель вокруг Москвы
7
5
Тестовая работа - 1
7
Создание Московского государства
6
8
Тестовая работа - 1
8
Итоговое повторение курса
1
1
Итоговая контрольная работа
Итого
38
38
Примечание: по авторской программе Пчелова Е.В. предусмотрено изучение правления Ивана Грозного в теме «Создание Московского государства, что противоречит стандарту основного общего образования по истории, поэтому в данной рабочей программе темы, связанные с изучением политики Ивана Грозного отсутствуют (перенесены в 7 класс). И еще добавлены дополнительные 2 часа на тему «Объединение русских земель вокруг Москвы», что необходимо для более подробного изучения этого процесса.
Календарное поурочно-тематическое планирование учебного материала
«История Средних веков» - 30 часов
Тема 1 Византийская империя
2. Второй Рим
3. Век Византии
§ 1-2
2
4
Тема 2 Великое переселение народов.
4. Завоеватели-германцы
§ 3
1
5-6
Тема 3 Мир ислама
5. Рождение новой силы
6. Мир ислама
§ 4-5
2
7-9
Тема 4 Империя франков и ее соседи
7. От Хлодвига к Пипину. Император Карл
8. На развалинах империи
9. Сколько раз завоевывали Англию?
§ 6-9
3
10
Урок-обобщение «Раннее средневековье»
1
Раздел 2 Вершина Средневековья
15 часов
11-13
Тема 1 Средневековые сословия
11. Земля и власть.
12. Вечные труженики
13. За стенами замков
§ 10
§ 11
12
3
14-16
Тема 2 Власть духовная и светская. Крестовые походы
13. Наследие Каролингов
14-15. Ко гробу Господню
§ 13 - 15
3
17-18
Тема 3 Средневековые города
15. Возвращение городов. Рынок, ратуша, собор
16. В поисках знаний
§ 16-18
2
19
Тема 4 Могущество римско-католической церкви
17. Во Главе христианского мира
§ 19
1
20
Тема 5 Европейские государства в XII-XIV вв.
18. Страны и государи
§ 20
1
21-22
Тема 6 Кризис европейского средневеково общества
19. Тяжкие времена
§ 21-22
2
23-24
Тема 7 Средневековая культура
2
25
Обобщающий урок
1
Раздел 3: Мир за пределами Европы
3 часа
26-28
Тема 1 Страны Азии, Африки и Америки в Средние века
23. Во владениях Великого хана. Индия: раджи и султаны
24. Поднебесная империя и в стране Сипанго
25. Очень разная Африка и мир совсем неизвестный
24-25
26-27
28-29
1
1
1
29
Раздел 4: Европа накануне Нового времени
§ 30
1
30
Итоговый контроль
1
Календарно-тематическое планирование курса ИСТОРИИ РОССИИ.
История России с древнейших времен до начала 16 века.
6 КЛАСС
ПРОГРАММА: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России» для 6-9 классов общеобразовательных организаций. Автор-составитель Л.А. Пашкина. - М.: «Русское слово», 2015 г.
УЧЕБНИК: Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до начала XVI века: М.: «Русское слово», 2016 г.
п./п.
Дата
Кол-во часов
Тема урока
Примечания
плани
Факт
1
1
Введение
Раздел I. Древние жители нашей Родины (5 ч.)
2
1
Первобытная эпоха
3
1
Народы и государства нашей страны в древности
4
1
Восточная Европа в середине I тысячелетия
5
1
Восточные славяне в древности
6
1
Обобщение по теме «Древние жители нашей Родины»
Раздел II. Русь в IX - XII вв. ( 12 ч.)
7
2
Образование государства Русь
8
9
1
Первые русские князья
10
1
Князь Владимир и Крещение Руси
11
1
Русь при Ярославе Мудром
12
1
Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол
13
1
Древняя Русь: общество и государство
14
1
Развитие городов и быт жителей Руси
15
1
Православная церковь в Древней Руси
16
1
Литература Древней Руси
17
1
Искусство Древней Руси
18
1
Обобщение по теме «Русь в IX -XII вв.»
Раздел III. Русские земли в середине XII - начале XIII в. (6 ч.)
19
1
Образование самостоятельных русских земель
20
1
Земли Южной Руси
21
1
Юго-Западная Русь
22
1
Новгородская земля
23
1
Северо-Восточная Русь
24
1
Обобщение по теме «Русские земли в середине XII - начале XIII в.»
Раздел IV. Русь между Востоком и Западом (6 ч.)
25
1
Монгольское нашествие на Русь
26
1
Натиск с Запада
27
1
Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и
Сибири в XIII-XV вв.
28
1
Русские земли под властью Золотой Орды
29
1
Великое княжество Литовское и русские земли
30
1
Обобщение по теме «Русь между Востоком и Западом»
Раздел V. Русские земли в середине XIII - XV в. (8 ч.)
31
1
Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия
32
1
Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой
33
1
Русские земли в конце XIV - первой половине XV в.
34
1
Конец эпохи раздробленности
35
1
Русская православная церковь во второй половине XIII - XV в.
36
1
Русская литература во второй половине XIII - XV в.
37
1
Искусство во второй половине XIII - XV в.
38
1
Обобщение по теме «Русские земли в середине XIII - XV в.»
39
1
Обобщающее повторение по курсу «История России с древнейших времён до начала XVI в.»