Технологическая карта урока по теме Ассирия 5 класс ФГОС

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока истории в 5 классе.

Тема «Западная Азия в древности».

Количество часов - 8.

Урок № 6. Ассирийская держава.

Тип урока - открытие нового знания.

Цель урока: создание условий для формирования представлений об особенностях, причинах возвышения и гибели Ассирийской державы.

Задачи урока:

* Познакомить обучающихся с географическим положением, природными условиями Ассирии.

* Выяснить причины возвышения и гибели Ассирийской державы.

* Описывать армию ассирийцев, их культуру и взаимоотношения ассирийцев с завоеванными народами.

* Продолжить формирование умений: работать с исторической картой и историческими источниками, работать в группе, публично выступать и аргументировать свое мнение.

* Содействовать воспитанию у обучающихся отрицательного отношения к жестокости, насилию как средству достижения цели, показать неэффективность подобных действий.

Планируемые результаты:

  • Определяют место нахождения Ассирийской державы на карте;

  • раскрывают понятие держава;

  • описывают и характеризуют завоевательные походы ассирийцев;

  • объясняют причины гибели ассирийского государства.

  • Оборудование урока: компьютер, проектор, экран для показа презентаций.

Презентация: «Ассирийская держава»,карта: «Передняя Азия в древности», раздаточный материал, иллюстрации, учебник «История Древнего мира» авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, рабочая тетрадь к учебнику.


1.



Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, пожелание хорошей работы на уроке.

Делятся на группы. Включаются в деловой ритм урока.

Проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные: организация своего рабочего места.

2.


Актуализация изученного материала

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Предлагает решить анаграммы в группах на скорость.

Решают анаграммы, объясняют значения понятий.

Контролируют правильность выполнения задания другими группами.

Регулятивные УУД:

Самоорганизация,

осуществление промежуточного контроля

Коммуникативные УУД:

Планирование сотрудничества в группе

Коррекция ошибок одноклассников;

Познавательные УУД: построение устного высказывания.

3.







Целеполагание и мотивация.

Вывести обучащихся на самостоятельную формулировку темы, цели и задач урока.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели задач урока.

Предлагает анаграмму слова «держава». После расшифровки ее детьми, спрашивает, где обучающиеся уже могли слышать это слово.

«Россия - священная наша держава» - слова из гимна РФ. Что такое держава?

Хотели бы вы узнать, какое государство стало первой державой в истории?

Что об этом государстве вы хотели бы узнать:

  1. Название

  2. Месторасположение

  3. Природные условия.

  4. Занятия населения.

  5. Как и почему стала державой?

  6. Культурные достижения.

  7. Причины гибели.

Расшифровывают анаграмму.

Вступают в диалог с учителем;

Пытаются определить тему, цели и задачи урока;

Вовлекаются в активную познавательную деятельность.

Выдвигают свои точки зрения. Предлагают вопросы для рассмотрения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка цели и задач урока

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование плана работы.

4.

Осмысление и первичное усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания обучающимися изучаемой темы и новых источников информации.






Показывает на карте страну. Просит описать ее месторасположение при помощи подсказки.

Исходя из месторасположения, предположите, какой климат был в этой стране.

По географической карте (стр. 31 учебника) опишите рельеф местности.

Исходя из природных условий, предположите, каковы основные занятия ассирийцев.

Остальные вопросы плана рассматриваются по группам. Каждой группе выдается раздаточный материал и алгоритм работы.

Через 6 минут - выступление групп.

Определяют географическое положение относительно реки Тигр - в верхнем течении. Проверяют свою работу по слайду.

Выдвигают свои предположения о климате, рельефе, занятиях населения, аргументируя свои предположения.


Работают в группах.

Изучают тексты, иллюстрации.

Предъявляют результаты своей работы.

Приходят к выводу, что жестокое обращение Ассирии с завоеванными народами привело к ее гибели в 612 г. До н. э.

Регулятивные: принимают учебную задачу, организуют себя для работы по плану, анализируют свою работу

Познавательные: работают с картой, определяют географическое положение


Познавательные УУД:

выбор нужного материала;

установление причинно - следственных связей

Коммуникативные УУД:

взаимопомощь и сотрудничество в группе;

выслушивание ответов:

корректировка и оценивание своей работы и работы одноклассников.

Личностные УУД:

самоопределяются по отношению к завоевательной политике ассирийцев;

5.

Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

После выступления каждой группы предлагает задание на понимание изученного: таблица с ошибками, показ по карте, вопросы.

Дискуссия на тему «Зачем нам, людям XXI века, нужны знания об ассирийской державе».

Какие правила мы можем сформулировать, чтобы Россию не постигла судьба Ассирии?

Исправляют ошибки, отвечают и задают вопросы, осуществляют само- и взаимопроверку.

Личностные УУД:

самоопределяются по отношению к завоевательной политике ассирийцев; высказывают собственные суждения и выражают свое отношение к изученным фактам

Регулятивные УУД:

Осуществляют само и взаимоконтроль, вносят необходимые коррективы.

6.

Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Узнали ли мы с вами то, что хотели узнать?

Отмечают знаком + те пункты плана, которые они поняли хорошо, и знаком ? те, которые недопоняли.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

7.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Предлагает записать домашнее задание: параграф 18, прочитать, в рабочей тетради стр. 56 - 57 № 72 - 74.

Желающим подготовить сообщение о персидском царе Кире Великом.

Работают с дневниками, фиксируют домашние задания

Регулятивные:

организуют себя для фиксирования дом. заданий, их уточнения и конкретизации

8.

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Упражнение «Ладошка»

Анализируют свою деятельность на уроке и содержание урока

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.



План проведения урока.

  1. Орг. Момент

Здравствуйте. Рада видеть всех вас в добром здравии. Скажите, пожалуйста, с какой целью вы приходите на уроки истории. (узнать что - то новое, (как - то эти знания в жизни пригодятся ) научиться чему - нибудь, себя показать).

Я надеюсь, что наш сегодняшний урок оправдает ваши ожидания: вы сможете расширить свои представления об истории древнего мира, получить знания, которые вам пригодятся в жизни и проявите себя с лучшей стороны. Вы готовы?


  1. Актуализация изученного материала.

Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что нам уже известно.

Объясните значение этих слов. Вот задание (слайд).

У нас проблема. Что будем делать?

Какая команда быстрее расшифрует слова и сможет объяснить их значение.

Проверка задания.

Вопрос: какая тема, объединяет все эти слова. (Они связаны со странами, которые расположены в Западной Азии).

И сегодня мы будем говорить о стране, которая расположена в Западной Азии.


  1. Целеполагание.

Раз у вас так хорошо получается расшифровывать слова, вот вам еще одно. ЖЕДАРАВ (держава).

Кто - то из вас уже слышал это слово. Когда? При каких обстоятельствах.

«Россия - священная наша держава» - откуда эти слова?

Что, как вы думайте, означает это слово? (большое и сильное государство)

А вы знаете, какое государство стало первой державой в истории? Хотите узнать?

Давайте сформулируем тему урока: Первая держава в истории.

Что вы хотите узнать об этой стране?

  1. Название

  2. Месторасположения.

  3. Природные условия

  4. Занятия населения

  5. Как и почему стала державой?

  6. Культурные достижения.

  7. Причины гибели.

Записываем в тетради тему и план урока.

  1. Изучение нового материала.

Внимание на карту. Страна, о которой мы будем говорить, называется Ассирия.

Опишите с помощью подсказки месторасположение страны. Подсказка: верхнее Западная реки течение Азия Тигр. (Сверяем с ответом: Западная Азия верхнее течение реки Тигр).

Исходя из месторасположения, что вы можете сказать о климате этих мест (жаркий, засушливый, суровый).

Чтобы узнать о рельефе местности, куда мы должны обратиться? (географическая карта стр. 31).

Исходя из природных условий, предположите, каковы основные занятия ассирийцев (скотоводство, охота, земледелие у реки Тигр).

Жизнь ассирийцев была сложной, суровой, но в X в. до н. э. оказалось, что они владеют большим сокровищем. Посмотрите на карту, что было у ассирийцев, и не было у тех народов, о которых мы говорили раньше. Люди научились обрабатывать железо. Для чего можно его использовать (орудия труда, оружие). Ассирийцы первые стали использовать железо для изготовления оружия и в VIII в. До н. э. их армия стала самой сильной в мире.

А теперь поработаем в группах, чтобы узнать ответы на другие интересующие нас вопросы.

У каждой группы сове задание. Читайте, распределите работу в группе, чтобы все успеть, у вас 6 минут.

1 группа. Используя иллюстрации и тексты, заполните таблицу и подготовьте рассказ о войске ассирийцев.

Алгоритм работы в группе:

  1. Распределите работу в группе - кто какую часть работы выполняет.

  2. Сначала можно работать на листочках, потом перенести информацию в таблицу.

  3. Выберите, кто пойдет отвечать к доске, представлять работу группы.

  4. Перед ответом закрепите свои иллюстрации на доске, при ответе обращайтесь к ним для подтверждения своих слов.







2 группа. Используя тексты, выпишите страны, которые завоевала Ассирия. Обозначьте стрелками основные направления завоевательных походов ассирийцев. Подготовьтесь показать их на карте.

Алгоритм работы в группе:

  1. Распределите работу в группе - кто какую часть работы выполняет.

  2. Выпишите на листочек страны, которые завоевала Ассирия.

  3. Найдите их на карте на доске и наклейте стрелки.

  4. Выберите, кто будет рассказывать и показывать станы, завоеванные ассирийцами.


3 группа. На основе иллюстраций и текстов подготовьте рассказ о культуре ассирийцев по плану:

  1. Столица Ассирии

  2. Царский дворец.

  3. Древнейшая библиотека.

Алгоритм работы в группе:

  1. Распределите работу в группе - кто какую часть работы выполняет.

  2. Подберите текст к иллюстрациям.

  3. Выберите из текста самое важное, на ваш взгляд.

  4. Выберите тех, кто будет отвечать по каждому пункту плана. Отвечающие могут пользоваться своими записями.

  5. Перед ответом закрепите с помощью магнитов иллюстрации на доске, при ответе обращайтесь к ним для подтверждения своих слов.

4 группа. На основе текстов и иллюстрации подготовьте инсценировку на тему «Как относились ассирийцы к покоренным народам».

Алгоритм работы в группе:

1.Распределите работу в группе - кто какую часть работы выполняет (кто какой текст читает)

2. Распределите роли (ассирийский царь или цари, войн или войны царя, цари покоренных стран и т.д.)

3. Подумайте, как себя должен вести и что говорить каждый из персонажей.

4. Разыграйте сценку по ролям.


Через 6 минут выступления групп.

После каждой группы задание на внимательность.

  1. Таблица с ошибками.

  2. Проверка по карте.

  3. Вопросы группам.

  4. Исходя из увиденного и услышанного, предположите, какие чувства испытывали завоеванные ассирийцами народы к своим захватчикам. Могло ли долго существовать такое государство? От чего оно могло погибнуть?

В 612 г. До н.э. вавилоняне и мидийцы объединились, восстали, захватили и сожгли Ниневию. Ассирийская держава погибла.

Мы с вами говорили, что Россия тоже держава. Может ли ей грозить судьба Ассирии. Что нужно сделать, по каким правилам нужно жить, чтобы Россия не исчезла.

А можете привести пример, где руководители страны не соблюдают этих правил.

  1. Подведение итогов и первоначальное закрепление.

Узнали ли мы то, что хотели узнать о первой державе.

В тетрадях + ставим, если знаем ответ на вопрос. Если сомневаетесь?

Если успеваем в рабочей тетради стр. 57 № 74 кроссворд.

  1. Домашнее задание

Параграф 18, рабочая тетрадь № 72 - 74, стр. 55 - 57.

Желающие - сообщение о Кире II Великом.

  1. Рефлексия.

Упражнение «Ладошка».

Разгибаем пальчики:


  1. Я понял новый материал.

  2. Я на уроке работал активно.

  3. Я доволен своей работой на уроке.

  4. Я ухожу с урока в хорошем настроении.

  5. Я обязательно сделаю домашнее задание.

© 2010-2022