Конспект урока для учащихся 9 класса адаптивной школы

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Битва на Курской дуге



Цель: продолжить формирование понятия коренной перелом, дать общее представление о ходе Курской битвы в Великой Отечественной войне.

Задачи:

Образовательные: разъяснить суть произошедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 года; разъяснить понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны.

Коррекционно-развивающие: продолжить развивать умения устанавливать последовательность событий, показывать на карте места исторических событий, территорию, линию фронта; поддерживать беседу по оценке исторического события.

Воспитательные: объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество.

Основные знания

Июль 1943 года - битва на Курской дуге; 12 июля 1943 года - танковое сражение под Прохоровкой; освобождение советских территорий

Оборудование и материалы

Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»; видеофильм «Курская дуга», таблица «Главные битвы войны», карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Оргмомент.

Здравствуйте уважаемые ребята, я рада приветствовать вас в этот первый весенний день, давайте улыбнемся друг другу и настроимся на урок.

Ход урока

Звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал».

Ребята, о чем поется в песне? Какие слова из песни Вам особенно запомнились?

Ребята эта песня перенесла нас в те далекие годы Великой Отечественной войны, когда победа на всех одна. И каждый стремился приблизить её, как мог. В песне есть такие слова: «От Курска и Орла война нас довела…» именно они нам сегодня пригодятся на уроке.

Сегодня мы продолжаем разбирать тему «Коренной перелом в войне». О какой битве Великой Отечественной войны мы говорили с вами на предыдущем уроке? (Ответ детей - Сталинградская). Началом чего была эта битва в ВОВ? (Ответ детей - началом коренного перелома).

Хорошо, если Сталинградская битва - начало коренного перелома, то какова цель сегодняшнего урока?

Ученики говорят о цели урока (о завершении коренного перелома в войне). Слайд №1

Тема записывается в тетрадь.

Постановка проблемы.

Перед вами две оценки курской битвы. Слайд №2

«Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой». И.В. Сталин.

«Наступление на Курской дуге является ограниченным, поэтому и его поражение не слишком значительно в истории второй мировой войны»

О. Штольц (немецкий историк)

В конце урока вы должны выбрать одну точку зрения, доказать аргументами ее правильность.

Актуализация знаний. Чтобы перейти к изучению Курской битвы, давайте восстановим события Сталинградской битвы.

А) Провести классификацию изученных дат (на доске даты, ученик их классифицирует);

Б) Итоги и значение Сталинградской битвы (у карты);

В) Дополни логический ряд (на доске) Германия, ……….., Япония. (Италия)

Давайте заглянем с вами в оценочный лист, который есть у каждого и оценим задание 1. За данное задание, вы можете себя оценить от 1 до 3 баллов.

Третий год идет Великая Отечественная война против фашистской Германии. Весь русский народ поднялся на защиту нашей Родины. На фронтах и в тылу люди не жалея сил ковали общую победу. Жители блокадного Ленинграда мужественно переносили голод и холод. На оккупированной врагом территории развернулась партизанская война. Мы защитили Москву, не отдали Сталинград. Но враг был еще силен. И в районе Курска готовил новый мощный удар.

Показ на карте расположение г. Курска. После победы под Сталинградом советские войска продвинулись на запад на 500-600 км. Линия фронта имела следующую конфигурацию. Согласитесь, что она сложная.

В битве участвуют две армии Советская и Германская и сейчас мы должны будем сравнить план ставки Верховного Главнокомандования СССР и план Вермахта.

Г.К. Жуков: «Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танками, а затем, введя свежие силы, переходом в общее наступление добьем основную группу противника» Слайд №3

Из приказа Гитлера 15 апреля 1943 года: «Я решил: провести в качестве наступательного удара этого года операцию «Цитадель». Победа над Курском должна послужить факелом для всего мира. Для этого приказываю: посредством массированного, беспощадного и быстро проведенного наступательного удара из района Белгорода и Орла окружить находящиеся в Курске силы противника и концентрированным наступлением уничтожить их» Слайд №4.

В чем заключается план Жукова? Что приказал Гитлер?

Оцените свою работу в своем оценочном листе по этому заданию от 1 до 3 баллов

Немецкой операцией «Цитадель» руководили два талантливых генерала фельдмаршал фон Клюге и генерал Эрих фон Манштейн.Слайд №5 Советскими фронтами руководили маршалы Г. Жуков и А. Василевский. Слайд №6

Немцы стали перебрасывать к Курску новые дивизии и технику. Под Курском появились мощные фашистские танки «тигр» и «пантера».Слайд №7

Обе армии готовились к активным действиям.

Планы армий сравнили, а теперь давайте сравним вооружение двух противников. У вас каждого лежит таблица сравнения сил сторон, предлагаю вам наклеить ее в тетрадь и заполнить ее по ходу презентации. Сравнение сил.

Вывод: перевес на стороне немецкой армии. Оцените выполненное задание в оценочном листе от 1 до 3 баллов.

Гитлер рассчитывал на успех, ему хотелось отомстить за поражение под Сталинградом. Но его желание не сбылось.

-Почему? Об этом расскажет (доклад Пестрякова Данила)

Итак, благодаря действиям советской разведки план немецкой операции «Цитадель» был известен руководству нашей страны. Было принято решение опередить немцев и первыми нанести удар. 5 июля 1943 года за несколько часов до немецкого наступления по вражеским позициям обрушилась стена свинца и огня. Операция «Цитадель» получила первую пробоину. Испуганные психологически надломленные немецкие войска пошли в атаку. Каждый метр, каждый сантиметр советской земли давался агрессору с неимоверными потерями. 7 дней шли ожесточенные бои. 12 июля битва на Курской дуге обрела новый поворот событий. В этот день на узком пятачке земли возле деревни Прохоровка началось грандиозное танковое сражение (доклад Соловьева Екатерина).

До нас дошли кадры документальной хроники тех событий. Давайте посмотрим, как это было на самом деле. (Просмотр видеохроники).

Битва под Прохоровкой закончилась полной победой советских танкистов. Немцы понесли огромные потери и вынуждены были отступить. 49 дней и ночей шла ожесточенная битва на Курской дуге. Закончилась Курская битва 23 августа 1943 года. И с момента этой битвы полностью определилось будущее нашей страны. Красная Армия перешла в наступление по всему фронту. Об итогах сражения давайте прочтем в учебнике на стр. 204

Беседа по прочитанному: Какие города были освобождены в результате победы на Курской дуге. (Показать на карте Харьков, Белгород, Орел, Смоленск, Киев)

Оценка заданий в оценочном листе.

Первичное закрепление материала.

Я предлагаю вам продолжить в тетради заполнение таблицы «Главные битвы войны» ответив на мои вопросы.

  1. Название битвы, которую мы изучили сегодня с вами?;

  2. В какое время проходила Курская битва?;

  3. Значение Курской битвы. (Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки Красной Армии. Произошел коренной перелом в пользу СССР. Поднят боевой дух солдат)

Оценивание задания в оценочном листе.

Задание (ошибочный текст - взаимопроверка)

Оценивание задания.

Итак, ребята мы с вами возвращаемся к оценке Курской битвы. Выскажите свою точку зрения, аргументируйте её, используя для этого опорные слова.

Домашнее задание.

Стр. 201-205, прочитать ответить на вопросы параграфа устно.

Рефлексия.

Выбери начальную фразу и составь минирезюме по итогам работы на уроке:

-для меня этот вопрос представляется сложным, потому что…..

-меня в данной проблеме больше всего волнует…

-я не задумывался над этой проблемой раньше, но могу сказать, что…

-меня особенно удивило и поразило…





© 2010-2022