• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока на тему: Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах»

Конспект урока на тему: Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе

при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».

Цели урока: обучение смысловому чтению на основе учебного текста.

Задачи урока:

- повторить и обобщить знания о государственном устройстве Афин и положении демоса;

- формировать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информацию (познавательное УУД);

- формировать умения самоорганизации (целеполагание - планирование - контроль и оценка деятельности) (регулятивное УУД);

- формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД).

Структурные элементы урока:

  • Мобилизующий этап - включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

  • Целеполагание - формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить - узнать - уметь.

  • Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.

  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.

  • Рефлексия - осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.


№№

п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метапредметные результаты

Мобилизующий этап

1

Мотивация. Здравствуйте, ребята! Снова рада видеть ваши пытливые глаза, ждать интересных, порой неожиданных вопросов. Совершенно уверена, что сегодня на уроке у нас все получится!

Учащиеся приветствуют учителя

2

Актуализация опорных знаний и фиксирование закрепления в пробном действии. Учитель предлагает построить речевое высказывание на материале домашнего задания.

- Дайте развернутый ответ на вопрос:

«Как жили древние греки в своих полисах?» по следующему плану:

1.Что такое полис?

2.Какие черты отличают его?

3.Какие полисы тебе известны?

4.Какие занятия существовали у жителей полиса?

5.Кто управлял полисом?

6.Кто такой демос?

7.Чем был недоволен демос?

8. К чему он стремился?

Примерный ответ учащегося на 1 - 3 вопрос.

Древнегреческий полис - это город-государство. Кроме города, это государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. Жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия. Самыми крупными полисами были Афины, Спар­та, Милет.

Приметный ответ учащихся на вопросы 4 - 8.

Жители полисов выращивали оливковые деревья, из пло­дов которого делали масло, виноград, занимались ремеслом. Полисом управлял совет знати - ареопаг. Простой народ - демос к управлению не допускался, постоянно испытывал нужду. Поэтому демос стремился добиться права самим управлять государством и отменить долговое рабство.

(В примерном ответе информация разделена на главную и дополнительную. Дополнительная информация выделена курсивом)

Построение речевого высказывания; владение монологической речью.

Целеполагание

3

- Понравились ли вам ответы? Почему?


- Как вы думаете, какие умения помогли ребятам дать полный и развернутый ответ на вопрос?


- Что мы повторили в этом задании?


Учитель сообщает тему урока «Зарождение демократии в Афинах».


- Что общего между понятиями «демос» и «демократия»?


- Попробуйте сформулировать цель урока. Что нам необходимо достичь?


Учащиеся говорят, что дать развернутый ответ помогает знание и понимание информации, содержащийся в учебнике. При этом нужно уметь не только читать, но и понимать прочитанное.



Учащиеся формулируют цель урока - научится читать с пониманием.

Целеполагание как

постановка учебной задачи.

Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация.

4.

Учитель сообщает учащимся о событиях, которые привели к появлению демократии.

- Послушайте сообщение и ответьте на вопрос «Когда и где появилась демократия?»


Всевластие знати в Афинах, неравенство между бедными и богатыми привели к восстанию демоса. Смута продолжалась долго, и ни одна сторона не могла одержать верх. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. В 594-м году до н.э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Солона наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас Отечество. Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были написаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.

Эти деревянные доски не сохранились, но греческие историки оставили рассказ об этом.

Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопрос.

Примерный ответ учащегося:

- Демократия зародилась в Афинах в конце VI века до н.э.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация.

5

Прочитайте отрывок из научного трактата

Аристотеля «Афинская полития» и найдите информацию, помогающую ответить на вопросы. Подумайте, какая информация является необходимой (дает ответ на вопрос), а какая избыточной (дополняет ответ, делает его более полным)?

Отрывок из научного трактата Аристотеля «Афинская полития».

  1. Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий мо­мент, и на будущее время... Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.

  2. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Дракона перестали приме­нять, за исключением законов об убийствах.

  3. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию.

Далее, он учредил Совет четырехсот... а совету ареопагитов на­значил охранять законы...

9... .Вот какие три пункта в солоновском государственном устрой­стве являются наиболее демократичными: первое и самое важное - от­мена личной кабалы... далее - предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье - апелляция к народ­ному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становится властелином государства.

Учащиеся читают документ вслух по абзацам вслух и отвечают на вопросы.







Смысловое чтение с целью поиска ответа на заранее поставленные вопросы.

Работа с текстом: постановка цели чтения, направление внимания на полезную в данный момент информацию.

Работа с текстом: выделение главной и избыточной информации.

Интерпретация текста: обнаружение доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.

Оценка информации: находить доводы в защиту своей точки зрения.

Построение речевого высказывания.

Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация.


Вопросы.

1. Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения?

    1. Чьи законы отменил Солон?

  1. Какой новый орган власти создал Солон?

  2. Чем занимался совет ареопагитов?

  3. Что в государственном устройстве было демократичным?

Примерные ответы учащихся.

1. Отменены частные и государственные долги.

2. Законы Дракона, за исключе­нием законов об убийствах.

3. Совет четырехсот.

4. Он должен был следить за выполнением его законов.

5. Отмена личной кабалы, апелляция к суду, участие в голосовании.


6.

- Прочитайте самостоятельно п. 3 «Перемены в управлении Афинами» §30. (Вигасин А.А., Годер Г.И., Свентицкая И.С. История Древнего мира 5 класс. Просвещение, 2011) - Найдите демократические черты государственного устройства Афин, не указанные в «Афинской политии». Работаем по группам.

Учащиеся 1 группы работают с текстом первого абзаца, 2 группы - второго и третьего абзацев, 3 группы - четвертого абзаца.

Примерные ответы учащихся.

1 группа.

Для решения важнейших государственных дел стали созывать народное собрание, в котором принимали участие граждане Афин.

2 группа.

Судьи выбирались по жребию из всех граждан, независимо от знатности и богатства.

3 группа.

Решение суда определялось по большинству голосов.

Взаимопроверка и взаимоконтроль

7.

- Как вы считаете, достаточно у нас информации, чтобы объяснить, в чем состояла демократия в то время?

Учащиеся называют демократические черты государственного устройства в Афинах.

Оценка - осознание учащимися того, что усвоено.

Подведение под понятие.


Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

Контроль - сличение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий.

8.

- Попробуйте составить свое определение термина «демократия»

- Сравните свое определение с определением соседа по парте. Выберете лучшее и запишите в тетрадь. Прочтите определение.

Учащиеся формулируют и записывают определение. Работа в парах - сравнивают свои определения, записывают лучшее. 2 - 3 пары читают вслух составленные определения,

9.

Найдите определение термина «демократия» в учебнике. Прочитайте.

Чьё определение близко к определению учебника? Прочитайте свое определение.

Учащиеся находят определение в учебнике и зачитывают его.

Демократия - власть народа.

Учащиеся зачитывают свои определения демократии, близкие к определению учебника.

Рефлексия

10.

Учитель предлагает учащимся оценить итоги урока, затем оценивает учащихся.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему вы научились на уроке?

- Чему вы научились?

- Удалось достичь целей урока?

- Что получилось?

- В чем испытали затруднения?

- Над чем предстоит поработать?

Примерные ответы учащихся:

- Познакомились с понятием «демократия», узнали, какая демократия была в Афинах.

- Научились находить необходимую информацию.

- Научились понимать текст.

Оценка - выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, результатов работы.

11.

Учитель предлагает записать домашнее задание.

Домашнее задание: §30 , ответы на вопросы.

Учащиеся записывают домашнее задание.


6


© 2010-2022