• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка урока по теме Финикийские мореплаватели, 5 класс в соответствии с ФГОС

Методическая разработка урока по теме Финикийские мореплаватели, 5 класс в соответствии с ФГОС

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока «Финикийские мореплаватели» с учетом требований ФГОС

История Древнего мира, 5 класс

Тема урока «Финикийские мореплаватели»

Оборудование: карта «Египет и Передняя Азия в древности», исторические источники,

презентация, рабочая тетрадь.

Раздаточный материал: исторические источники, тест.

Термины: колония, алфавит.

Организация учебной деятельности: работа учащихся в группах

Метод обучения:

по характеру познавательной деятельности учащихся и учителя в учебном процессе проблемный, объяснительно - иллюстративный, эвристический

На уроке используются:

развитие мышления учащихся через решение проблемных ситуаций

поиск решения поставленной учебной задачи

развитие аналитических умений учащихся

умение работать с документом, картой, выражать свои мысли.

Цель: показать вклад финикийцев в мировую культуру.

Задачи урока:

Познавательные:

1) сформировать у учащихся представление о местоположении и природных условиях страны;

2) определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев;

3) продолжить формирование умений работы с исторической картой;

4) продолжить формирование умений работы с источником;

5) продолжить формирование умений формулировать правильный ответ на поставленный вопрос.

Развивающие:

1) продолжить работу над развитием речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса;

2) продолжить работу над развитием мышления: учить выделять главное, учить анализировать, учить логически, мыслить

Воспитательные:

1) формировать нравственное осуждение пиратства финикийцев и торговли рабами; умение оценивать свои возможности, помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества.

УУД:

Личностные УУД:

- аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

- формирование понимания культурного многообразия мира.

Познавательные УУД:

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,

доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом уровне;

- находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную

информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

  • устанавливать причинно-следственные связи - на простом уровне.

Коммуникативные УУД:

- излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами;

- корректировать своё мнение под воздействием контраргументов;

- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли,

задавать вопросы, вырабатывать решения);

  • различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы.

Регулятивные УУД:

- уметь организовываться к работе;

- уметь оценивать выполненные задания.

Метапредметные УУД: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организация класса.

2. Актуализация знаний.

Задание. Найдите ошибки.

Однажды учитель дал задание придумать рассказ от име­ни мальчика, живущего в Вавилоне. Этот учитель часто не слушал отвечающего на уроке ученика. Если тот говорил без запинки, то получал пятерку. В классе многие этим пользо­вались. Судите сами: вот как начал выполнять задание один не слишком прилежный ученик:

- Мы живем на набережной Тигра. Это красивейшее место Вавилона! Все дома здесь построены из обожженного кирпича или белого камня, добываемого поблизости. В то утро меня разбудил Пирхум, который еще до моего рожде­ния попал в наш дом, где работает как раб. Некогда его отец взял в долг у моего отца серебро, а отдать в срок не сумел. Теперь Пирхум совсем старый и уже не мечтает, что ему простят долг и вернут свободу... Путь в школу лежал мимо пристани, где готовился к отплытию торговый ко­рабль. Он был загружен слитками меди и бревнами. То и другое вавилонские купцы рассчитывали выгодно продать в чужих краях. Еще один корабль прибыл издалека: носиль­щики выгружали мешки с зерном, в котором так нуждались вавилоняне. Засмотревшись на корабли, я едва не опоздал в школу. Сел на свое обычное место рядом с девоч­ками, рассчитывая на их подсказки.

- Ну и рассказ! Жаль, что никого не нашлось, кто под­сказал бы тебе самому! - прервал отвечающего учитель. На этот раз он слушал внимательно.

Какие исторические ошибки содержит рассказ ученика?

3. Цель урока.

С какой страной Передней Азии вы уже познакомились? (Вавилонией)

Наше путешествие в прошлое пока проходило вдали от моря, на выжженных, засушливых плоскогорьях, пересеченных только реками, которые и давали жизнь людям.

Теперь мы изменим, маршрут и направимся в порт на восточном берегу Средиземного моря. Здесь располагалась Финикия, а в настоящее время находится государство Сирия.

(стук в дверь, посланец передает свиток).

- Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников! Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно-вековечно и справедливо правит страной!

Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство - Финикия. Многие там разности и диковины делают ее умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как записать то, что храниться в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают, торгуют ли чем? Есть ли у них письменность? Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.

Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псаметих 2.

- Какие же вопросы поставил перед нами фараон?

- А, что еще необычное вы заметили на уроке?

- Да, тема урока записана как-то странно. Это еще одна из загадок, ответ на которую мы найдем на уроке. (слайд 1)

4. Изучение нового материала. (слайд2)

1) Местоположение и природа.

2) Занятия населения.

3) Города.

4) Изобретения.

5)Алфавит.

1) Местоположение и природa. (1 группа) (слайд 3,4)

Задание 1 группе

Рассказ финикийца:

Дорогие мои, друзья. Мы отправимся в мою страну из устья реки Нил в Средиземное море. Страна расположена на восточном побережье Средиземного моря. Моя страна небольшая, но расположение страны удобно. Сюда выходят торговые пути из Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрестке торговых путей расположены три города. Найдите их на карте. Из городов Тир, Библ и Сидон можно плыть в Египет, Грецию, Рим. Природа нашей страны скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей пригодных для пастбищ. Мы выращиваем виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди, выдавливали темно-красный сок, который превращался в вино. Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино, мы обмениваем на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Бревна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных ремесленников - ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Все жители страны отличные мореходы и искусные мастера.

Дорога к Сидону идет берегом через холмы. С левой стороны спускаются склоны Ливанских гор. На них разбросаны рощи, сады, поля, и всюду работают крестьяне. Одни мотыгами копают землю, другие, положив правую руку на рукоятку плуга (в древней Финикии и Сирии плуг был с одной рукояткой), покрикивают на рыжих волов, которые, мотая головами и отгоняя надоедливых мух, взрывают ровные борозды. Весело бегут ручьи по канавкам, сворачивают в стороны, заливают водой поля, затем опять вливаются в канавки, чтобы дальше снова напоить корни виноградных лоз или грядки огурцов, дынь и других овощей. Справа - синее море, по которому плывут крутобокие корабли: одни - надув, заплатанные паруса, другие - ощетинившись длинными веслами. Весла разом ударяют по воде, взбивая белую пену...

Вопросы по рассказу финикийца:
1. В какой части Средиземного моря расположена Финикия?
2. Чем природа Финикии отличалась от природы Египта, Двуречья.
3. В чем природные особенности Финикии?

2) Занятия населения. ( 2 группа) (слайды 5-8)

Финикиец:

Дорогие мои, друзья. Мы отправимся в мою страну из устья реки Нил в Средиземное море. Страна расположена на восточном побережье Средиземного моря. Моя страна небольшая, но расположение страны удобно. Сюда выходят торговые пути из Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрестке торговых путей расположены три города. Найдите их на карте. Из городов Тир, Библ и Сидон можно плыть в Египет, Грецию, Рим. Природа нашей страны скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей пригодных для пастбищ. Мы выращиваем виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди, выдавливали темно-красный сок, который превращался в вино. Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино, мы обмениваем на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Бревна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных ремесленников - ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Все жители страны отличные мореходы и искусные мастера.

Дорога к Сидону идет берегом через холмы. С левой стороны спускаются склоны Ливанских гор. На них разбросаны рощи, сады, поля, и всюду работают крестьяне. Одни мотыгами копают землю, другие, положив правую руку на рукоятку плуга (в древней Финикии и Сирии плуг был с одной рукояткой), покрикивают на рыжих волов, которые, мотая головами и отгоняя надоедливых мух, взрывают ровные борозды. Весело бегут ручьи по канавкам, сворачивают в стороны, заливают водой поля, затем опять вливаются в канавки, чтобы дальше снова напоить корни виноградных лоз или грядки огурцов, дынь и других овощей. Справа - синее море, по которому плывут крутобокие корабли: одни - надув заплатанные паруса, другие - ощетинившись длинными веслами. Весла разом ударяют по воде, взбивая белую пену…

Вопросы:

1. Используя карту ( стр. 31 учебника) и рассказ, определите, как географические условия страны влияли на занятия людей?

2. Подумайте, какие занятия могли быть главными?

3. Сравните занятия финикийцев с занятиями жителей Древнего Египта и Вавилонии, укажите общие черты и различия.

Проверка задания.

Вывод: Главными занятиями населения Финикии были торговля, мореплавание и рыболовство; эти особенности экономики определялись природными условиями и климатом страны.

3) Древние города Финикии. (рассказ учителя) (слайд9)

Ученым пока трудно воссоздать внешний вид городов; известно лишь, что они были обнесены несколькими рядами массивных стен; существовали и высокие башни. К стенам прибивали щиты, которые прикрывали бойницы, откуда лучники поражали неприятеля. Чужестранцы, попавшие в город, оказывались в лабиринте домов и кривых улочек, которые вели к храмам и рыночным площадям.

(Доп.) Финикийские города были центрами торговли в Передней Азии. Из продуктов собственного производства финикийцы продавали, прежде всего, сушеную рыбу, оливковое масло, кедровый лес, шедший на постройку кораблей. Финикия также являлась центром транзитной торговли. Ее знаменитые купцы-мореплаватели установили связи с различными странами и народами.

Колония - поселение, основанное на чужой территории.

4) Изобретения (3 и 4 группы)

Задание 3 группе (слайды 10,11)

В древнем предании рассказывается, что изобретателями стекла были финикийцы.

Однажды финикийский торговый корабль, ведший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была стеклом.

Трудно сказать, насколько достоверен этот рассказ. Однако известно, что стекло на самом деле можно сварить из соды, песка и ракушек (извести). А финикийцы, действительно, одними из первых научились делать прозрачное стекло.

Ответьте на вопросы:

1. Каким образом финикийцы согласно преданию изобрели стекло?

2. Ученые считают, что создание стекла по важности и значению может быть сопоставлено с открытием металлов, с изобретением глиняной посуды, с появлением ткачества. Правы ли ученые?

Задание 4 группе (слайды 12,13)

Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани особой пурпурной краской. Как же был открыт этот краситель?

Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет.

Современных химических красителей в древности не существовало. Краска могла быть либо минеральной (добытой из земли), либо растительного, либо животного происхождения. Как добывали пурпурную краску? Финикийцы ныряли на дно моря и доставали оттуда маленькие раковины с улитками. Из каждой можно было извлечь всего несколько капель густой жидкости. Это была знаменитая в древности пурпурная краска. Если краску замешивали пожиже, то ткань приобретала розовый или алый цвет, если погуще - она становилась лилово-красной. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и военачальники.

Ответьте на вопросы:

1. Как финикийцы открыли пурпурный краситель?

2. Как добывали пурпурную краску?

Назовите изобретения финикийцев? (Стекло прозрачное, пурпурная краска)

5) Древнейший алфавит.

Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит! В чем трудности египетского письма?

Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной. Чем?

Тогда финикийцы создали собственное письмо - создали новую систему письма.

В чем преимущества финикийского письма перед письменностью Египта или Двуречья?

В чем недостаток финикийского алфавита?

Художник сделал несколько рисунков и в шутку озаглавил их двумя буквами древнейшего алфавита. (слайд 14)

Почему разные слова записаны одними и теми же буквами? Какие слова записал художник? Каким он пользовался алфавитом? В чем его особенности сравнительно с русской азбукой

(В отличие от древнеегипетского иероглифического и вавилонского клинописного письма у финикийцев каждый знак обозначал не слово, не слог и не сочетание согласных, а один согласный звук (гласные на письме стали обозначаться только в греческом алфавите)

C.74 - начертание букв: "г" - гимель (по-финикийски "верблюд") Похожа ли эта буква на это животное? А на верблюжий горб?

"Д" - далет (по-финикийски "дверь") - напоминала вход в шатер.

"М" - мем (по-финикийски "вода") - напоминала волны.

Вопросы к классу:

В чем преимущества финикийского письма перед письменностью Египта или Двуречья?

В чем недостаток финикийского алфавита?

Вывод: сходство русских букв с финикийскими не случайно: на основе финикийского алфавита создан греческий, а на его основе русский и многие другие.

Обобщение: все финикийские буквы - согласные, гласные звуки при письме пропускались. Отсутствие гласных букв затрудняло чтение.

В чем значение финикийского алфавита?

5. Закрепление изученного материала.

Тест

1. Какое из предложенных суждений верно?

1) Финикия располагалась на северном побережье Средиземного моря;

2) Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря;

3) Финикия располагалась на западном побережье Средиземного моря.

2. Укажите одно из основных занятий финикийцев.

1) добыча олова;

2) выращивание пшеницы;

3) морская торговля.

3. Финикийские купцы привозили в разные страны мира:

1) дерево, пурпурные ткани, стекло, рабов, оливковое масло, вино;

2) зерно, финики, шкуры, глиняную посуду;

3) зерно, сладости, фрукты, папирус, серебро.

4. Финикийцы основывали свои колонии - поселения для:

1) ведения военных действий с местным населением;

2) оживления торговли с другими странами и подготовки к новым, более

далёким путешествиям;

3) распространения своего образа жизни среди местного населения.

5. Колония - это

1) любой город, с которым вели торговлю

2) город, в котором располагался главный храм страны

3) поселение, основанное выходцами из какого-либо государства за его пределами

6.Самой известной финикийской колонией был город

1) Тир 2) Карфаген 3) Сидон

7. Система письма, используемая жителями Финикии, называется:

1) клинопись;

2) иероглифическое письмо;

3) алфавит.

8. В алфавите финикийцев было ...

1) 33 буквы;

2) 22 буквы;

3) 750 иероглифов.

9. Что из перечисленного отличало письменность финикийцев от письменности древних египтян и шумеров (три ответа)?

1) каждый знак соответствовал одному звуку;

2) каждый знак мог означать и целое слово, и несколько слогов, и сочетание двух согласных звуков;

3) согласные звуки обозначались буквами;

4) наличие всего 22 знаков - букв;

5) несколько сотен знаков.

10. Об этом открытии финикийцев говорят как одном из самых крупных событий в

истории человечества. Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как

медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех.

Что они получали? Выберите правильный ответ.

1) бумагу;

2) бетон;

3) стекло.

6. Домашнее задание

Параграф 15 , напишите ответ, фараону начиная со слов «Я написал бы фараону, что …».

Литература:

1. Годер Г.И. История древнего мира. 5 класс - М.: «Просвещение», 2013.

2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по Истории древнего мира. 5 класс - М.: «Просвещение», 2013.

3. Крючкова Е.А. История древнего мира. Проверочные и контрольные работы, 5 класс - М.: «Просвещение» 2014.

4. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира, 5 класс - М.: «Вако» 2004.

5. Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира. М., 1986.

© 2010-2022