• Преподавателю
  • История
  • Научно -практическая конференция К вершинам знаний Роль сельской библиотеки в жизни современного общества

Научно -практическая конференция К вершинам знаний Роль сельской библиотеки в жизни современного общества

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Районная

Научно-практическая конференция школьников

«К вершинам знаний»




Роль сельской библиотеки

в жизни современного общества.








Выполнил:

уч-ся 6 кл. МКОУСтеклянской СОШ

Сердюков Сергей

Руководитель: учитель истории

и обществознания (первая категория)

МКОУ Стеклянской СОШ

Шумилова М.Н.

89130108088









2017 год

Содержание

Введение …………………………………………………………………2-3

Из истории библиотеки………………………………………………….4-5

Читательская аудитория сельской библиотеки …………………… ….6

Регулярность посещения………………………………………………….7

Предпочтения читателей сельской библиотеки с. Стеклянного ……....8

Значимость и роль сельской библиотеки для современного общества …9

Заключение ……………………………………………………………….10-11

Список используемой литературы ……………………………………….12




















Введение


Актуальность темы. Библиотека - один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей рамках общества

Мы живем в век технологий. Они стали частью нашей жизни: мы общаемся с родными по мобильному телефону, ищем друзей с помощью интернета, современные гаджеты заменили нам записные книжки, а книги мы теперь читаем электронные. В связи с последним фактом возникает вопрос о будущем библиотек, и есть ли оно вообще. Выяснить этот вопрос нам помогла заведующая нашей сельской библиотекой Спешилова Любовь Ивановна. Культурную жизнь современного села невозможно представить без библиотеки. Именно сельская библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций. В своей повседневной работе она решает множество задач: сохраняет и передает культурные традиции во времени и пространстве, обеспечивая память поколений; формирует нравственные позиции молодежи, создает особую культурную, образовательную и интеллектуальную среду в обществе; способствует повышению уровня культурных и образовательных потребностей сельского населения.

Проблема: библиотека на селе это культурный центр, но насколько он востребован жителями села?

Объект исследования: сельская библиотека с. Стеклянного

Предмет исследования: значимость и роль сельской библиотеки для современного общества.

Цель: определить значимость, роль и проблемы сельской библиотеки для современного общества.

Задачи: Изучить читательскую аудиторию сельской библиотеки.

Изучить формуляры читателей жителей села.

  1. Провести социологическое исследование среди жителей посёлка.

Гипотеза: если мы проведем исследование, то сможем определить, какую роль играет сельская библиотека в их жизни и какие проблемы есть у сельской библиотеки.

Методы и приемы исследования:

1. Социологический опрос жителей с. Стеклянного

2. Анализ документов;

3. Метод рейтинга;

4. Метод количественных подсчетов и сплошной выборки.

Исследование и создание исследовательской работы проведено по плану:

  1. Изучение литературы по поставленной проблеме;

  2. Анализ читательских формуляров сельской библиотеки.

  3. Проведение социологического опроса жителей с.Стеклянного

  4. Обобщение и анализ полученных результатов;

  5. Оформление работы.

1.Из истории сельской библиотеки.

Крупнейшими в стране являются две имеющие статус национальные библиотеки Российской Федерации - Российская государственная библиотека в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге, а также Библиотека Российской академии наук. Все три библиотеки относятся к сонму мировых библиотечных гигантов.

Наиболее обширна и разветвлена сеть публичных библиотек, в которую входят девять библиотек федерального ведения.

На 1 января 2014 г. по данным мониторинга РНБ (Российская Национальная Библиотека) сеть общедоступных библиотек, находящихся в ведении Минкультуры России, насчитывает более 44,4 тыс. библиотек, из них 256 центральных библиотек субъектов Федерации, 35,2 тыс. муниципальных библиотек и 8,9 тыс. библиотек - структурных подразделений организаций культурно- досугового типа .

Мы ознакомились с динамикой сети общедоступных библиотек 2011-2013 И узнали о такой проблеме как - сокращение сети государственных и муниципальных библиотек. Эта тенденция не новая, она наблюдается уже более двадцати лет. То есть собственно библиотечная сеть за 2011 - 2013 гг. сократилась на 2,5 тыс. единиц. Сокращение сети муниципальных библиотек произошло в 66 субъектах федерации.

В числе российских библиотек числится и наша библиотека - небольшая, но такая нужная нам, односельчанам.

Сегодня Стеклянская сельская библиотека насчитывает 89 читателя, что составляет 12, 8 % жителей села (в 2017 году - 703 человека)

Вот, что нам рассказала Любовь Ивановна:

Еще до войны, в 1936году, в селе была организована изба-читальня. В 1948 году в Стеклянном построили школу. Строили всем селом. Теперь библиотека расположилась в здании новой школы. Заведующей библиотекой с 1954 года стала Кравченко Мария Ульяновна - девушка грамотная (образование 7 классов и педучилище). Железнодорожники станции Купино стали шефами сельской библиотеки. Они трепетно собирали книги, отрывая от своих семейных библиотек, передавали в нашу. Привозил их из города Купино на лошади муж Марии Ульяновны Николай Афанасьевич. Вечерами бежала Мария Ульяновна по дворам - несла тяжелые стопки книг. Опрашивала читателей, выполняла их заказы. Позже незаменимым «помощником» библиотекаря стал велосипед. Ставила сумку с книгами на багажник, другую цепляла на руль и ехала теперь уже дальше: на хутора и в бригады. И по любой погоде: в жару и слякоть - ее ждали везде. Была она и библиотекарем и пропагандистом, и агитатором и просто подружкой для женщин, которые собирались на десятидворках и просили: «Ну, почитай еще!» История библиотеки хранит память обо всех людях, которые были причастны к жизни этого культурного центра на селе. Это плотник Кох Альберт, сделавший стеллаж для книг, активист Родин Петр Иванович был участником читательских конференций, диспутов, вечеров отдыха, неугомонные учителя -Сенина Галина Алексеевна, Ребитва Семен Григорьевич, Русаков Иван Тимофеевич, ученица школы Химич Людмила ( Шумилова Людмила Григорьевна -завуч Стеклянской школы) была помощницей Марии Ульяновны, - книгоношней. За всю истории существования библиотеки сменилось немало заведующих. Ими были :Тимонова Ирини Яковлевна, Валентина Елизаровна Чубарева, Башкеева Мария, Художникова Валентина Кирилловна, Землякова Александра Федоровна, Еннер Нина, Матусова Галина Викторовна, Лампардер Лидия Андреевна, а с 1974 года по сегодняшний день Спешилова Любовь Ивановна.

Тогда и читателей было много, и книги шли из Новосибирского биб. коллектора два раза в месяц. Актив библиотеки состоял тогда в основном из молодых парней: Савкин Николай, Шурупов Николай, Лобес Владимир (мой дедушка!), Башков Геннадий, Родин Алексей - писали разделители, расставляли книги и ставили целые спектакли.

А что происходит с сельской библиотекой сегодня?

Читательская аудитория сельской библиотеки

Мы изучили читательский состав сельской библиотеки и всех читателей разделили на следующие возрастные группы:

Вывод: проанализировав читательскую аудиторию библиотеки, мы сделали вывод, что численность посетителей уменьшалась по сравнению с прошлым годом на 5,6%. Читателями библиотеки являются представители всех возрастов. Самыми активными стали дети до 12 лет - 30 человек, что составляет 33,7 % и 13-15летние и 36-55 летние -по 16,7%.


Регулярность посещений читателей сельской библиотеки села Стеклянного

Изучая читательскую аудиторию библиотеки, мы проанализировали регулярность посещения и предпочтения читателей. В библиотеке 89 читателей от 8 до 67 лет. Все посещают библиотеку с разной периодичностью. Так, представители возрастной группы «Детство», в основном, посещают библиотеку со следующей периодичностью: раз в месяц - 33,8% читателей, раз в три месяца - 23,4%, раз в полгода - 16,8%, раз в год в 26%. Представители всех остальных возрастных групп также посещают библиотеку с разной периодичностью. Важно отметить следующее: большая часть читателей приходят в библиотеку крайне редко (раз в полгода или раз в год). Такую картину мы наблюдаем у представителей таких возрастных групп: «Подростковый возраст» (65,2%), «Юношеский возраст» (85,7%), «Молодежь» (69,2%).

Читатели возрастной группы «Детство» библиотеку посещают достаточно часто.

Представители возрастных групп «Зрелый возраст», «Престарелый возраст», «Старость» пользуются услугами библиотеки также нерегулярно.

Изучая читательские формуляры, мы пришли к такому выводу: хотя и посещают редко, но берут сразу по несколько книг для прочтения.



Анализ читательских предпочтений.

Анализ читательских предпочтений показал, что представители всех возрастных групп читают разную литературу.

Дети до 12 лет предпочитают Детскую литературу (52%);

Подростки - беллетристику (56,5%);

Юноши и девушки - разное (47,7%);

Молодежь - детективы , любовная лирика(34,6%);

Люди от 36 до 50 лет - беллетристику (31,1%);

От 51 до 65 лет - детективы, (33,3%);

От 66 лет - беллетристику (23,5%).

Вывод: итак, интересы у всех разные. В основном предпочитают читать детективы и беллетристику и совсем не читают классическую литературу (2,1% всех читателей).




Значимость и роль сельской библиотеки для современного общества

Мы провели социологический опрос среди жителей села Стеклянное и учащихся школы в количестве 92 человека по определению роли сельской библиотеки в жизни проживающих в селе.

Самыми популярными ответами на вопрос «Для чего нужна сельская библиотека» стали:

  • Чтение для души - 30 чел. - 74 %

  • Просто так - 15 чел. - 4 %

  • Расширить кругозор - 14 чел. - 22%

Никто из опрошенных не сказал, что библиотека вообще не нужна.

Жители нашего села считают, что в сельской библиотеке необходимо внести некоторые изменения, например:

  • Разнообразить периодическую литературу - 30 чел. - 36,1%

  • Разнообразить книжный фонд - 20 чел.50%

  • Предоставлять книжные новинки -13, 9%

На вопрос о том, каких российских современных писателей вы знаете, ответили так:

-Дети от 7 до 12 лет - мало знакомы с творчеством детских российских писателей и поэтов и читают в основном школьные произведения.

- подростки 13-15 лет - путают фамилии советских, российских, круг чтения ограничен школьной программой.

-юношество 16-18 лет знают такие имена известных современных авторов: как А. Маринину, Т.Устинову, Д. Донцову, Виктора Пелевина, Людмилу Улицкую .

опрошенные более старшего возраста называют : Алексея Иванова, Бориса Акунина, Захара Прилепина, Сергея Лукьяненко, Алексея Иванова.

Но согласно этому же опросу очень много ребят, взрослых не читают. Взрослые ссылаются на то, что не хватает времени, я школьники больше заняты общением, просмотром телевизора, гулянием по улице и компьютером.

Вывод: таким образом, мы пришли к выводу, что сельская библиотека все-таки необходима для людей, важна как образовательный ресурс, как информационный центр. Радует, что 74 % опрошенных читают для души, 22 % расширяют свой кругозор, что благодаря существованию библиотеки дети и взрослые имеют возможность знакомиться с новыми авторами и их произведениями.

Заключение

Конечно, данное исследование показало, что библиотека необходима для людей, важна как образовательный ресурс, как информационный центр, как досуговый центр, но нельзя не замечать проблем:

  1. Представители молодого поколения (от13 до 35 лет), а это основная часть жителей, редко посещают библиотеку (раз в полгода или раз в год).

  2. В основном жители села предпочитают читать детективы и беллетристику и совсем не читают классическую литературу. За прошлый год в библиотеку поступило всего 20 книг, но и те не художественного содержания, а 136 были списаны по «старости».

  3. Уже несколько лет в библиотеку не поступает периодическая печать, поэтому пожелание жителей предоставлять книжные новинки, и разнообразить периодическую печать для библиотеки остается не выполнимым.

  4. Здание библиотеки должно быть теплее, уютнее, оснащенное современными техническими средствами (компьютером, принтером, проектором) .

Тем не менее, в библиотеке проходят тематические вечера, собираются пенсионеры, дети занимаются рукотворчеством. Татьяна Иволга (Горошевская) - профессиональная поэтесса (учитель нашей школы), Ольга Владимировна Чиркова (Бевер) -поэтесса - частые гости библиотеке, активные участницы тематических вечеров. На базе нашей сельской библиотеки проходят творческие вечера с районными любителями поэзии клуба «СИБЕРИЯ». Любовь Ивановна организовывает выставки художественной литературы по разным темам. Привозит книги для односельчан из районной библиотеки.

Заключение:

Конечно, библиотеки не исчезнут. Они, безусловно, изменятся под давлением и напором современных технологий, но они устоят, если помогут. Часто бывает так, что вроде бы явление уже потихоньку умирает, но вдруг опять случается всплеск. И люди всегда будут читать, книга будет всегда - неважно, на каком носителе: электронном или бумажном, но книга будет существовать всегда. А будет книга - будут и библиотеки. Как сказал Лихачев: «Там, где закрываются библиотеки, открываются тюрьмы». Надеюсь, что мы никогда к такому не придем.







Список использованной литературы


  1. Акилина М.И. Публичные библиотеки: тенденции обновления // Библиотековедение. - 2001. - № 2. - С. 17.

  2. Карташов Н.С.Общее библиотековедение. - Ч. 2. - М., 1997.

Кравченко А.И. Введение в социологию. - М.: Просвещение,

3.Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом. - М.: Либерия, 1999.-

4.Фонотов Г.П. Библиотеки - общество - Россия. Исследование социокультурной среды.- М.: Либерия, 2002.

14



© 2010-2022