Доклад Совершенствование этнокультурного компонента

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Б.Я.Сосова, учитель казахского языка и литературы МКОУ «Кош - Агачская СОШ им. В. И. Чаптынова»

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими этнокультурной среды в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. В начале ХХI в. переосмысливается основная цель образования - это знание этнокультурных компонентов в ходе учебно-воспитательного процесса. Ведущим становится развитие творческой и этнокультурной компетентной личности. Обладание этнокультурной компетентностью и проблемы ее формирования имеют особую значимость для педагогов, так как своей профессиональной деятельностью они осуществляют процесс трансляции культуры в обществе.

Так, термин «этнокультура» появился как речевой вариант термина «этническая культура». Он получил широкое распространение в конце ХХ в., но применяют его не строго: вместо терминов «фольклор», «народная культура», «традиционная культура», «культура этноса». Понятия эти близки, но не идентичны.[1]

Наша страна является полиэтническим государством, которая объединяет много народов. При этом каждый народ отличается друг от друга по разным признакам, в частности, по многочисленности этнического состава, по социально-экономическим характеристикам, а так же по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру. Кроме того, для полиэтнических регионов нашей страны характерно смешивание и переплетение культур, что выдвигает перед педагогами задачу реализации поликультурного образования, которое направлено на формирование этнокультурной компетентности школьников. В этой связи возникла потребность в воспитании социально ответственного подрастающего поколения, которое может успешно действовать в полиэтническом пространстве, способствовать возрождению культуры разных этносов, сохранению их культурного своеобразия. Значимость этнокультурной составляющей в современной системе образования отражена в Законе «Об образовании РФ», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации». Так, Закон «Об образовании РФ» провозгласил единство культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций [2]. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования. Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие стандарта общего образования» стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, на сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России [3], 21 июля 2009 года президент РФ Д. А. Медведев заявил о необходимости введения в школах «дисциплин, направленных на нравственное просвещение» в школах. В связи с этим во многих школах Республики Алтай ввели курс «Основы религиозных культур и светской этики», который способствует знакомству обучающихся с основами религиозных культур и светской этики.

Одна из важных проблем - поиск методов и технологий, облегчающих освоение столь многогранных и сложных явлений. И поэтому один из эффективных путей совершенствования этнокультурного образования - создание моделей и схем, программ систематизирующих материал в наглядной, хорошо запоминающейся форме.

При этом я своей педагогической деятельности реализую программу "Система работы педагога по этнокультурному воспитанию обучающихся".

Это программа имеет несколько целей:

  • когнитивная (урочная деятельность, дополнительные знания, получаемые через различные внеурочные мероприятия: кружки, факультативы, олимпиады и т. д.);

  • прагматическая и коммуникативная (налаживание контактов внутри коллектива);

  • развивающая (развитие личности и ее способностей);

  • воспитывающая (ценностные ориентации, культура взаимоотношений, общения);

  • социально-адаптирующая (адаптация учеников в реальной жизни);

  • психокоррекционная (психологическая коррекция, снятие трудностей в общении, взаимоотношениях в процессе обучения);

  • оздоровительная (ориентация на здоровый образ жизни).

Данная программа предполагает осуществление этнокультурного компонента через учебный и воспитательный процесс. В учебном процессе через предмет гуманитарного цикла базисного учебного плана (родной язык и литература), формирующие национальное самосознание, позволяющие углубленно изучать культурные традиции народов.
В воспитательном процессе программа реализуется через духовно-нравственное и патриотическое воспитание, направленное на формирование общечеловеческих ценностей. Одним из результатов является осмысление и присвоение обучающимися системы этнокультурных ценностей. Это такие:

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди

соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на

осознании себя частью природного мира.

Ценность семьи- понимание важности семьи в жизни человека; осознание

своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека,

развитие организованности, целеустремлённости, ответственности,

к творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена

общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка,народа.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России,

но и частью мирового сообщества.

Заключение.

Одной из особенностей нашей страны и региона является то, что наше государство состоит из разных этносов, культур и религий, отсюда возникает необходимость воспитать и подготовить высококультурных и образованных членов общества, которые могут жить и работать в полиэтнической образовательной среде, в условиях которой этнокультурная компетентность обучающихся формируется при помощи активных методов воспитания и обучения. При этом под этнокультурной компетентностью понимается педагогическая категория, которая выступает интегрированным качеством личности, характеризующая степень усвоения этнической культуры своего народа, теоретическую и практическую готовность к трансляции ее ценностей, интеграции идей этнопедагогики и современной педагогической теории в этнокультурном становлении и развитии обучающихся, воспитании культуры толерантного отношения к полиэтническому окружению. И сегодня перед педагогами современности стоит задача, которая заключается в том, чтобы привить ребенку нравственные и эстетические ценности, раскрыть лучшие моральные качества. Только сохраняя память и передавая подрастающему поколению традиции прошлых поколений, мы можем выстоять в этом мире и поддержать ту нравственность и гуманизм, без осознания которой не может существовать нация.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования / А.Б. Афанасьева // Знание. Понимание. Умение. - 2009 г Стр-189-190

2. Федеральный закон Российской Федерации от 2015 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373).

© 2010-2022