- Преподавателю
- История
- Программа по истории Древнего мира 5 класс
Программа по истории Древнего мира 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Масалева Г.В. |
Дата | 06.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Чегандинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании ШМО Сотавлено в соответствии с Федеральным
протокол № 1 от 30.08.2016 Государственным Образовательным
стандартом 2010 г.
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08. 2016
Утверждена
Приказ № 96 от 30.08. 2016
Директор школы:____________
Ижболдина Е.Н.
Рабочая программа
по истории
для 5 класса
Составитель: Масалева Галина Витальевна, учитель
истории высшей квалификационной категории
Рецензент: Перечнева Ирина Афанасьевна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории
1.Пояснительная записка:
Рабочая программа составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании» ст. 32, п. 7. , Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089;
Положения «О структуре и порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов по ФГОС второго поколения». Приказ № 32 от 01.09.12 г.
-
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-
примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
-
Локального акта «Положение о рабочей программе учителя» приказ № 93 от 12.07.2016 г МБОУ «Чегандинская СОШ»
-
Рабочей программы по всеобщей истории 5-9 классы. - Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина - А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. - М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 1. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2012. 2. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс [Электронный ресурс]: электрон, прил. к учебнику / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. : Просвещение, 2008. - 1 электрон, опт. диск (СБ-КОМ). 3. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст]: рабочая тетрадь: в 2 ч. Ч. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2012. 4. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст]: рабочая тетрадь: в, 2 ч. Ч. 2. Древняя Греция. Древний Рим / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2012. 5. Годер, Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 класс [Текст]: пособие для учителя / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2009. 6. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира для 5 класса Сроки реализации рабочей программы 2016-2017 учебный год.
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования, принятых в 2009-2012 гг., названы следующие задачи изучения истории в школе:
-
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
-
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
-
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
-
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
-
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:
-
идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
-
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
-
ценности гражданского общества - верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
-
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
-
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.
-
познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
-
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
-
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
-
многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
-
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
-
исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
-
антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
-
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
2.Планируемые результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
-
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
-
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
-
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
-
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
-
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
-
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
-
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
-
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
-
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
-
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
-
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
-
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
-
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
-
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
-
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
-
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
-
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
-
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
-
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
-
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
-
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
-
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
-
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
-
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
-
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
-
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
-
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
-
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-
выделять явление из общего ряда других явлений;
-
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
-
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
-
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
-
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
-
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
-
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
-
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
-
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
-
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
-
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
-
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
-
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
-
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
-
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
-
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
-
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
-
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
-
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-
резюмировать главную идею текста;
-
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
-
критически оценивать содержание и форму текста.
-
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
-
определять свое отношение к природной среде;
-
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
-
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
-
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
-
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
-
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
-
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
-
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
-
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
-
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
-
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
-
определять возможные роли в совместной деятельности;
-
играть определенную роль в совместной деятельности;
-
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
-
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
-
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
-
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
-
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
-
выделять общую точку зрения в дискуссии;
-
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
-
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
-
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
-
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
-
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
-
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
-
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
-
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
-
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
-
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
-
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
-
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
-
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:
-
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
-
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
-
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
-
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
-
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
-
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
1.2.5.5. История России. Всеобщая история
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
-
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
-
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
-
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
-
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
-
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
3.Содержание учебного предмета
Всеобщая история
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
4.Учебно-тематический план
Раздел, учебная тема
Всего часов
уроки
Контроль
1
Введение.
1
1
2
Раздел 1. Жизнь первобытных людей
6
6
3
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
3
3
4
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
3
2
1
5
Тема 3. Счет лет в истории
1
1
6
Измерение времени по годам
1
1
7
Раздел 2. Древний Восток
18
18
8
Тема 4. Древний Египет
8
7
1
9
Тема 5. Западная Азия в древности
7
7
10
Тема 6. Индия и Китай в древности
4
3
1
11
Раздел 3. Древняя Греция
20
20
12
Тема 7. Древнейшая Греция
5
5
13
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
7
7
14
Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии
5
5
15
Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э.
4
3
1
16
Раздел 4. Древний Рим
17
17
17
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
3
3
18
Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья
3
3
19
Тема 13. Гражданские войны в Риме
4
4
20
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры
5
4
1
21
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
3
2
22
Итоговое повторение
1
1
23
Зачет по курсу истории Древнего мира
1
1
Итого:
68
62
6
5.Тематическое планирование
Раздел, учебная тема
Количество
часов
Контроль
1
Введение.
1
Раздел 1. Жизнь первобытных людей
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
2
Древнейшие люди.
1
3
Родовые общины охотников и собирателей.
1
4
Возникновение искусства и религиозных верований.
1
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
5
Возникновение земледелия и скотоводства.
1
6
Появление неравенства и знати.
1
7
Контрольная работа №1 по теме: «Жизнь первобытных людей».
Контрольная работа №1
Тема 3. Счет лет в истории
8
Измерение времени по годам
1
Раздел 2. Древний Восток
Тема 4. Древний Египет
9
Государство на берегах Нила.
1
10
Как жили земледельцы и ремесленники.
1
11
Жизнь египетского вельможи.
1
12
Военные походы фараонов.
1
13
Религия древних египтян.
1
14
Искусство древних египтян.
1
15
Письменность и знания древних египтян.
1
16
Контрольная работа №2 по теме «Древний Египет».
1
Контрольная работа №2
Тема 5. Западная Азия в древности
17
Древнее Двуречье.
1
18
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
1
19
Финикийские мореплаватели.
1
20
Библейские сказания.
1
21
Древнееврейское царство.
1
22
Ассирийская держава.
1
23
Персидская держава «царя царей».
1
Тема 6. Индия и Китай в древности
24
Природа и люди Древней Индии.
1
25
Индийские касты.
1
26
Чему учил китайский мудрец Конфуций.
1
27
Первый властелин единого Китая.
1
28
Контрольная работа №3 по теме «Древний Восток».
1
Контрольная работа №3
Раздел 3. Древняя Греция
Тема 7. Древнейшая Греция
29
Греки и критяне.
1
30
Микены и Троя.
1
31
Поэма Гомера «Илиада».
1
32
Поэма Гомера «Одиссея».
1
33
Религия древних греков.
1
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
34
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
1
35
Зарождение демократии в Афинах.
1
36
Древняя Спарта.
1
37
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.
1
38
Олимпийские игры в древности.
1
39
Победа греков над персами в Марафонской битве.
1
40
Нашествие персидских войск на Элладу.
1
Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии
41
В гаванях афинского порта Пирей.
1
42
В городе богини Афины.
1
43
В афинских школах и гимнасиях.
1
44
В театре Диониса.
1
45
Афинская демократия при Перикле.
1
Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э.
46
Города Эллады подчиняются Македонии.
1
47
Поход Александра Македонского на Восток.
1
48
В Александрии Египетской.
1
49
Контрольная работа № 4 по теме: «Древняя Греция»
1
Контрольная работа № 4
Раздел 4. Древний Рим
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
50
Древнейший Рим.
1
51
Завоевание Римом Италии.
1
52
Устройство Римской республики.
1
Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья
53
Вторая война Рима с Карфагеном.
1
54
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье.
1
55
Рабство в Древнем Риме.
1
Тема 13. Гражданские войны в Риме
56
Земельный закон братьев Гракхов.
1
57
Восстание Спартака.
1
58
Единовластие Цезаря.
1
59
Установление империи.
1
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры
60
Соседи Римской империи.
1
61
Рим при императоре Нероне.
1
62
Первые христиане и их учение.
1
63
Расцвет Римской империи во 2 в.
1
64
Контрольная работа № 5 «Вечный город» и его жители.
1
Контрольная работа №5
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
65
Римская империя при Константине.
1
66
Взятие Рима варварами.
1
67
Итоговое повторение
1
68
Контрольная работа №6 Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
1
Контрольная работа №6
Итого:
68
6
6.Контрольно-измерительные материалы
Составлены на основании методического пособия История древнего мира
Проверочные и контрольные работы Е.А.Крючкова
Изд. Москва «Просвещение»2014 год
Система оценивания тестов
80% от максимальной суммы баллов - оценка «5»
60-80% -оценка - «4»
40- 60% - оценка - «3»
0-40% - оценка - «2»
- Тема контрольной работы
Источник
страницы
1
Контрольная работа №1 по теме: «Жизнь первобытных людей».
История древнего мира
Проверочные и контрольные работы Е.А.Крючкова
13-15
2
Контрольная работа №2 по теме «Древний Египет».
История древнего мира
Проверочные и контрольные работы Е.А.Крючкова
23-25
3
Контрольная работа №3 по теме «Древний Восток».
История древнего мира
Проверочные и контрольные работы Е.А.Крючкова
39-42
4
Контрольная работа № 4 по теме: «Древняя Греция»
История древнего мира
Проверочные и контрольные работы Е.А.Крючкова
83-87
5
Контрольная работа № 5 «Вечный город» и его жители.
История древнего мира
Проверочные и контрольные работы Е.А.Крючкова
122-125
6
Контрольная работа №6 Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
История древнего мира
Проверочные и контрольные работы Е.А.Крючкова
119-122
17