Рабочая программа История 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Закон «Об образовании»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

  3. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурный стандарт, подготовленных Российским историческим обществом.

  4. Базисный учебный план

  5. Примерные программы по учебным предметам. История. 5 - 9 классы. (Стандарты второго поколения).

  6. Всеобщая история : 5-9-й классы : рабочие программы : предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М. «Просвещение»2016г.

  7. История России: 6-9-й классы : рабочие программы : А.А. Данилов, О.Н. Журавлёва, И.Е. Барыкина: учебное пособие для общеобразовательных учреждений - М. «Просвещение»2016г

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

  1. История нового времени,1800-1913 : учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов- «Просвещение» 2012г

  2. Контрольно- измерительные материалы . История нового времени 8 класс. - М . «Вако»2013г

  3. История России. 8 класс. учеб. общеобразовательных учреждений. В 2-х ч.; под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016

  4. Контрольно- измерительные материалы . История России 9 класс , М . «Вако»2012г

  5. Диагностические итоговые работы для оценки качества обучения. История. 8 класс. И.А. Артасов. М.: «Интеллект-Центр», 2014

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Цель изучения курса «История Нового времени»:

  • усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капитал диетических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Безусловно, целью также является формирование представлений о прошлом человечества, которые будут служить одной из основ для повышения их общей культуры, ключевых компетентностей.

Задачи изучения предмета «История Нового времени» :

  • формирование личности, способной национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;

  • овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно-историческом процессе в Новое время и значение этого периода для страны;

  • воспитание толерантности, уважения п интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Н.вр.

  • воспитание гражданских, демократических и патриотических представлений и убеждений, усвоение опыта социального общения, взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения;

  • развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени;

  • формирование способности применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности.

Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет обозначить через ключевые задачи основные личностные, предметные и универсальные результаты образования и воспитания.

Рабочая программа по всеобщей истории обеспечивает уровень компетентности учащихся, позволяющий увидеть неоднозначность основных процессов в развитии человечества, ознакомиться с различным опытом народов мира, ощутить связь времён и извлечь для себя уроки на будущее.

Задачи изучения истории России в основной школе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных еятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответствен- ости, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

Задачи изучения истории России в 8 классе:

Разработка данного учебного курса является первым шагом на пути создания единой концепции непрерывного исторического образования, которая станет важным звеном в развитии системы образования в России, формировании гражданской идентичности подрастающего поколения. Создание нового учебного курса отечественной истории опирается на предшествующий опыт, накопленный в дан ном направлении как за последние четверть века, так и в советский и досоветский периоды. В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории.

Целью разработки единой концепции исторического образования и воспитания является формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития Российского государства, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех её этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России. Основными задачами концепции выступают: • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире; • определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и вне- урочной деятельности на всех уровнях образования; • определение базовых ориентиров для формирования со- держания школьного образования в целом, особенно социально-гуманитарного цикла дисциплин, содержания вне- школьной и внеурочной деятельности. Таким образом, разработка единой концепции непрерывного исторического образования является инновационным проектом, ранее не имевшим аналогов в отечественной исторической науке и педагогике. Речь идёт, по существу, об определении не только цели и задач исторического об- разования и воспитания, но и о формировании требований к организации учебно-воспитательного процесса в целом.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Базисный учебный план (БУП) для, образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 340 ч на изучение истории (без разделения) в 5-9 классах основной школы; для обязательного изучения учебного предмета «Новая история 1800-1913 гг.» в 8 классе - 28 ч (из расчёта два учебных часа в неделю), учебного предмета «История России XIX века» - 40 ч (из расчёта два учебных часа в неделю). Соответственно, на изучение истории в 8 классе отводится 68 часов.

Требования к результатам обучения по истории

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя); • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;

• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемы- ми результатами;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);

• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ; • использовать ИКТ-технологии для обработки, переда- чи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;

• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;

В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать: • имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии; • основные этапы и ключевые события всеобщей исто- рии периода конца XVII - XVIII в.; • важнейшие достижения культуры и системы ценно- стей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; • изученные виды исторических источников.

Содержание учебного предмета, курса

Введение от традиционного общества к обществу индустриальному.

От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация -процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.


Глава 1.

Становление индустриального общества.

Индустриальная революция: Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире. Наука: создание научной картины мира.

Художественная культура XIX века. Либералы, консерваторы, социалисты.

Глава 2.

Строительство новой Европы.

Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

Англия: сложный путь к величию и процветанию. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия - «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.

Франция Бурбонов. Франция: революция 1848 года и Вторая империя.

Германия на пути к единству. « Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини. Национальное объединение Италии.

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.

Глава 3.

Страны Западной Европы на рубеже XIX - XX вв.

Успехи и проблемы индустриального общества.

Германская империя в конце XIX - начале XX вв.

Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм II -«человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к

войне.

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.

Внешняя политика. Колониальные захваты.

Франция: Третья республика.

Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция - первое светское государство среди европейских государств.

Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.

Италия. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция - плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.

От Австрийской империи к Австро - Венгрии.

«Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.


Глава 4.

Две Америки.

США.Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик*. Идеал американского общества - фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.

Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомсте-Дах. Победа северян.

США в конце XIX в.

Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра».

Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.

Латинская Америка.

Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

Глава 5.

Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма.

Япония.Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

Китай: сопротивление реформам.

Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов - попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

Индия.

Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857- 1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

Африка - континент в эпоху перемен.

Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.

Глава 6.

Международные отношения в конце XIX - начале XX вв.

Международные отношения.

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.

Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны - пролог Первой мировой войны.

Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.

Итоговое повторение.

Школьники знают, что модернизация - изменения в соответствии с требованиями современности, введение различных усовершенствований в области технологии, развитие новых отраслей промышленности - стала главным содержанием этого времени; процесс модернизации охватил не только экономику, но и государственное устройство, изменил социальную структуру общества; ценности традиционного общества уступили место новым ценностям; происходило дальнейшее развитие правовых государств и гражданских обществ. Процесс модернизации охватил и государства, где еще существовали традиционные общества. XIX в. - время революций и национально-освободительных движений, завершения создания в Европе и Америке национальных государств. Вместе с тем XIX в. - время развития национализма и новой стадии колониализма, что создавало основу для возникновения войн за передел мира

• уметь: сравнивать, находит общее, различия, обобщать, делать выводы.

Все основные понятия и термины курса

РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - XVIII в. (40 ч)

Глава 7. Россия в конце XVII - первой четверти XVIII в.

Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые фор- мы организации труда в передовых странах. Формирова- ние мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире. Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащо- кин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Вели- кое посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобра- зования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государствен- ного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, уч- реждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положе- ние протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепост- ной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная по- дать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духо- венство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украи- на, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четвер- ти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международ- ных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, ито- ги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на между- народной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.

Глава 8.Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.

Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. 35 Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург - новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.

Глава 9. После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов.

Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции - попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725-1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольно- сти дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг. Внешняя политика в 1725-1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741-1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756- 1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

Глава 10. Российская империя в период правления Екатерины II.

Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное эко- номическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Бар- щинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Даль- него Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобереж- ной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия - великая европейская держава.

Глава 11. Россия при Павле I.

Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.

Глава 12. Культурное пространство империи.

Повседневная жизнь сословий в XVIII в. Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Ев- ропеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.



Календарно-тематическое планирование

Глава 1.

Становление индустриального общества.

6

1.1

Индустриальная революция

1

1.2

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире.

1

1.3

Наука: создание научной картины мира

1

1.4

Контрольная работа «Индустриальное общество»

1

1.5

Художественная культура XIX века

1

1.6

Либералы, консерваторы, социалисты

1


Глава 2.

Строительство новой Европы.



8

2.1

Консульство и образование наполеоновской империи.

1

2.2

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

1

2.3

Англия: сложный путь к величию и процветанию.

1

2.4

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции к новому политическому кризису

1

2.5

Франция: революция 1848 года и Вторая империя.

1

2.6

Германия на пути к единству. « Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

1

2.7

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

1



2.8

Повторительно - обобщающий урок «Основные события в области международных отношений в 1815-1870 гг»



1

Глава 3.

Страны Западной Европы на рубеже XIX - XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества.



5

3.1

Германская империя в конце XIX - начале XX вв.



1

3.2

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

1

3.3

Франция: Третья республика . Италия.

1

3.4

Италия

1

3.5

От Австрийской империи к Австро-Венгрии

1

Глава 4.

Две Америки.

2

4.1

США.

1

4.2

Латинская Америка.

1

Глава 5.

Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма.

4

5.1

Япония

1

5.2

Китай: сопротивление реформам.

1

5.3

Индия.

1

5.4

Африка - континент в эпоху перемен.

1

Глава 6.

Международные отношения в конце XIX - начале XX вв.

2

6.1

Международные отношения.

1

6.2

Итоговый урок История нового времени 1800-1900 гг»

1


Глава 7

Россия в I половине XIX веке.

10

7.0

У истоков российкой модернизации

1

7.1.

Россия и Европа в к.17в.

1

7.2.

Предпосылки Петровских реформ

1

7.3.

Начало правления Петра1

1

7.4.

Великая Северная война 1700-1721

1

7.5.

Реформы управления Петра1

1

7.6.

Экономическая политика Петра 1

1

7.7.

Российское общество в Петровскую эпоху

1

7.8.

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.

1

7.9

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

1

Глава 8

Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в

4

8.1

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

1

8.2.

Повседневная жизнь и быт при Петре 1

1

8.3.

Значение петровских преобразований в истории страны

1

8.4

Повторительно-обобщающий урок «Россия в I половине XIX веке»

1

Глава 9.

После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов.


6

9.1.-9.2

Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762)

2

9.3.

Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг.

1

9.4.

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

1

9.5.

Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг

1

9.6.

Повторительно-обобщающий урок «Эпоха дворцовых переворотов»

1

Глава 10.

Российская империя в период правления Екатерины II.


9

10.1

Россия в системе международных отношений

1

10.2

Внутренняя политика Екатерины 2

1

10.3.

Экономическое развитие России при Екатерине 2

1

10.4

Социальная структура российского общества 2-ой половины 18 в.

1

10.5.

Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва

1

10.6.

Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины 2

1

10.7

Внешняя политика Екатерины 2

1

10.8

Начало освоения Новороссии и Крыма

1

10.9

Повторительно-обобщающий урок «Российская империя в период правления Екатерины II»

1

Глава 11.

Россия при Павле I.


2

11.1

Внутренняя политика Павла1

1

11.2

Внешняя политика Павла 1

1

Глава 12.

Культурное пространство империи.


9

12.1

Общественная мысль, публицистика, литература

1

12.2

Образование в России в 18 в.

1

12.3.

Российская наука и техника в 18 в.

1

12.4

Русская архитектура 18 в.

1

12.5

Живопись и скульптура

1

12.6

Музыкальное и театральное искусство

1

12.7

Народы России в 18 в.

1

12.8.

Перемены в повседневной жизни российских сословий

1

12.9

Повторительно-обобщающий урок «Россия при Павле I.

Культурное пространство империи»


1

Материально_техническое обеспечение учебного предмета

  1. Компьютер, мультимедийный проектор

Учебно- методическое обеспечение предмета.

Учебники

1. Юдовская А.Я., Баранов П.А. Ванюшкин Л.М. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913.: 8класс учеб. для общеразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014;

2.История России. 8 класс. учеб. общеобразовательных учреждений. В 2-х ч.; под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016.

Учебные пособия для учителя

1 Ивашко, М. И. История в таблицах и схемах. - М.: Материк - Альфа 2005.

2. Кузьменко, А. Ф. Тематические схемы по истории России ХХ век. - М.: Владос, 2002

3.Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762-1914 гг. -М; 1995

4.Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М;1991

5. Ляшенко Л.М. Революционные народники. - М;1989

6. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт.- М;1980

7.Пирумова М.М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до начала XX в. -М;1986

8.Срынников Р.Г. Царство террора. СПб;1992

9.Соловьёва А.М. Промышленная революция в России в 19 веке. - М;1990

Учебные пособия для учащихся


  1. Боханов А.Н. Император Александр III . - М; 1998

  2. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М; 1958

  3. История России в лицах: 5-20 века.- М; 1997

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источ- ников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности

Планируемые результаты исторического образования:

  • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

  • овладение базовыми историческими знаниями, а так- же представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, со- временных глобальных процессов;

  • формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

  • воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.



© 2010-2022