Рабочая программа по истории 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Челюскинская средняя общеобразовательная школа

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_________/________________________/

подпись ФИО

«___» ___________2014 г

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

__________/_____________________/

подпись ФИО

Приказ №______

от «___» ___________2014 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

История

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

ДЛЯ 6 КЛАССА

НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД



Составитель программы:

Сухорукова Татьяна Николаевна

(Ф.И.О. учителя-составителя программы)











2014г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории для 6 класса составлена с учетом временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, УМК по истории (автор А.А.Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина).

Программа распределяет учебные часы по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

В Челюскинской школе Казанского района изучение истории начинается с 5 класса, то есть курс класса относится ко второму году обучения.

Данная рабочая программа предусматривает приведение учебно-методического комплекта по истории для 6 класса авторов А.А.Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина в соответствие с учетом временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, с учетом особенностей образовательного процесса в Челюскинской школе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Основные содержательные линии рабочей программы в 6 классе реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории».

Особенности структуры и содержания программы

Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в основной школе:

- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;

- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории Отечества и современности;

- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

- формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

-развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому нашей истории, культуре народов, проживающих на территории нашей страны.

Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

Учитель имеет возможность выбрать ту форму урока, которая является наиболее целесообразной для данного класса: традиционный урок, урок изучения нового материала; урок-практикум, урок-семинар, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игру и т.д. Предпочитаемые формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, работа в парах.

В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной истории, в том числе региональной, лучшей познавательной деятельности учащихся.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. Из них 28 часов История средних веков,40 часов - история Отечества.

При изучении курса проводится 3 вида контроля:

  • текущий - контроль в процессе изучения темы;

  • рубежный - контроль в конце каждой четверти;

  • итоговый - контроль в конце учебного года.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. (1ч.)

Тема 1. Становление средневековой Европы (5 ч.)

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, об­щественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Евро­пы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветите­ли славян - Кирилл и Мефодий.

Тема 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках. (2 ч.)

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Тема 3. Арабы в 6-11 веках. (2ч)

Возникновение ислама. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 ч)

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская обшина. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Тема 5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе ( 2 ч.)

Сред­невековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Тема 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы (2ч)

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католициз­ма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распростране­ния. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху Крестовых походов. Начало Ре­конкисты на Пиренейском полуострове.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Е Европе в XI-XV вв. (6 ч.)

Возникновение сословно-представительных монархий в евро­пейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской на­ции.

Тема 8. Германия и Италия в 12-15 веках. (1ч)

Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Сто­летняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой ро­зы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Таймера.

Тема 9. Славянские государства и Византия в 14-15 веках. (1ч)

Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Тема 10. Культура Западной Европы в 11-15 веках. (2 ч.)

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средне­вековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архи­тектура и поэзия.

Тема 11. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.) (2 ч.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государ­ства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Введение (1 час)

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 часов)

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы. Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э. Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви - восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи - балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э.

Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Русь в IX - первой половине XII веков (11 часов)

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Русь в конце X - начале XII в.

Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.

Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.

Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства,

укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.

Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Русь в середине ХII - начале XIII в. (5 часов)

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель - самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII - XIV в. (10 часов)

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.

Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной

церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский.

Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Формирование единого Русского государства

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.

Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.

Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.

Расширение международных связей Московского государства.

Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Период

К/Р

ПОУ

Л/Р

П/Р

1 четверть





2 четверть





3 четверть





4 четверть





Год





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать

Умение объяснять разнообразие современного мира.
• Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории.
• Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.
• Относить разные средневековые народы и государства существовавшие на территории современной России к различным цивилизациям Средневековья.
• Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни - феодальные отношения; в общественном делении - сословия, церковь; в государственной жизни - раздробленность и централизация; в культуре - язычество и мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.
Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
• Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
• Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.
Нравственное самоопределение.
• При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические нравственные ценности.
Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
• Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.).
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. «История средних веков» 6 класс, М.: Просвещение, 2008.

2. Рабочая тетрадь «История средних веков» 6 класс, М.: Просвещение, 2009.

3. Атлас и контурные карты по истории средних веков 6 класс, Новосибирск, ФГУП, 2007.

4. Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История Россия с древнейших времен до конца 16 века» 6 класс, М.: Просвещение, 2008.

5. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь «История Россия с древнейших времен до конца 16 века» 6 класс, М.: Просвещение, 2009.

6. Атлас и контурные карты по Истории России 6класс, Новосибирск, ФГУП, 2007.

7. История средних веков: Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. 6 класс / Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2004.

8. Степанова В. Е., Шевеленко А. Я. История средних веков (5- 15 века): Хрестоматия. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.

9. История России с древнейших времен до конца 16 века: Поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6 класс / Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2005.

10. Серов Б. Н., Гаркуша Л. М. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс. М.: «ВАКО», 2004.

11.Данилов О.В. Тематическое планирование по истории Средних веков. 6 класс» - М.: Экзамен, 2006

12.Колеснеченко Н.Ю.. История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 кл. -Волгоград: Учитель, 2007



















Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела

Кол-во часов на раздел

Дата

№ урока

Тема урока

Цель урока

Форма урока

Вводный урок.

1

1

Что изучает история Средних веков

Опираясь на знания, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории СВ; сформировать у учащихся представление о СВ-е как об одном из периодов ВИ; продолжить умение правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины

Вводный урок

Становление Средневековой Европы

5

2

Древние германцы и Римская империя ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ЕВРОПЫ И ОБРАЗОВАНИЕ ДВУХ ВЕТВЕЙ ХРИСТИАНСТВА.

Ознакомить с жизнью древних германцев в IV - VI вв. и подвести к пониманию причин появления у них неравенства; усвоить понятие «великое переселение народов»; подвести к пониманию причин возникновения государства у франков; продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками, работать с текстом учебника, давать развернутый ответ на вопрос и отзывы на ответы других учащихся.

Комбинированный

3

Королевство франков и герман­ская церковь в V-VIII вв.

Подвести учащихся к пониманию причин принятия христианства франками; подвести к пониманию основных направлений политики Карла Великого, показать значение его деятельности для государства франков; продолжить формирование умений составлять связный четкий рассказ по тексту учебника, участвовать в обсуждении; работать с текстом учебника, исторической картой.

Комбинированный

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ

Разъяснить причины возникновения феодальной раздробленности на примере Империи Карла Великого; ознакомить учащихся с географией завоеваний норманнов, сформировать представление об особенностях уклада жизни и мифологии викингов; продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, составлять характеристику исторических деятелей.

Комбинированный

5

Западная Европа в 1Х-Х1 вв.

Ознакомить учащихся с условиями жизни класса феодалов и бытом средневекового крестьянина. Подвести к пониманию того, как феодалы поддерживали свое господство над зависимыми крестьянами, какие у них существовали моральные нормы. Подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство - основа развития феодализма. Продолжить формирование навыков составления характеристики отдельных социальных групп

Комбинированный

6

Культура Западной Европы в раннее средневековье

Ознакомить учащихся с культурой народов Западной и Центральной Европы эпохи раннего Средневековья. Показать роль христианства в развитии культуры.

Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку различным явлениям культуры.

Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.

Урок - лабораторная работа

Византийская империя и славяне в \/1-Х1 вв.

2

7

Византия при Юстиниане. Культура Византии

Показать особенности императорской власти в Византийской империи.

Ознакомить с важнейшими достижениями Византийского искусства.

Продолжить формирование умений работать с историческими источниками, работать с исторической картой, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты

Комбинированный

8

Образование сла­вянских государств

Ознакомить учащихся с расселением, занятиями и образом жизни славян.

Дать представление об образовании славянских государств в центре и на юге Европы.

Продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками.

Комбинированный

Арабы в \/1-Х1 вв.

2

9

Возникновение ис­лама. Арабский халифат и его распад

Дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации.

Выяснить роль ислама в объединении арабских племен.

Комбинированный

10

Культура стран Халифата. ПЛЕМЕНА АРАВИЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА.

Ознакомить с важнейшими достижениями исламской культуры.

Ознакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.

Развивать умение работать с картой, сравнивать аналогичные явления, делать сообщения, анализировать предметы культуры

Комбинированный

Феодалы и крестьяне

2

11

В рыцарском замке

Жизнь и быт феодалов. Земля и служба. Ритуальная присяга. Кодекс рыцарской чести. Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские доспехи. Турниры. Гербы. Литературные произве­дения

Комбинированный

12

Средневековая деревня и ее

обитатели

Феодальные отношения,

натуральное хозяйство.

Жизнь и быт крестьян

Комбинированный

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

13

Формирование средневековых городов

Подвести к пониманию причин возникновения городов в СВ

Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней.

Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами.

Создать представление о жизни и быте горожан.

Продолжать развивать умения анализировать исторические источники, исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Комбинированный

14

Горожане и их образ жизни

Познакомить с организацией ремесленного производства в средневековом городе.

Ознакомить с развитием денежного дела и важнейшими путями и центрами европейской торговли. Продолжить формирование умений составлять характеристику представителей отдельных групп населения, изучать исторические источники, формулировать свое мнение.

Комбинированный

Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы

2

15

ВЛАСТЬ ДУХОВНАЯ И СВЕТСКАЯ.

Подвести учащихся к пониманию причин могущества католической церкви в Западной Европе.

Разъяснить причины появления ересей, показать методы борьбы католической церкви с еретиками.

Продолжить формирование умений работать с историческим источником и картой.

Комбинированный

16

КАТОЛИЦИЗМ, ПРАВОСЛАВИЕ И ИСЛАМ В ЭПОХУ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

Обеспечить усвоение учащимися причин организации и проведения крестовых походов.

Ознакомить с главными особенностями первого крестового похода.

Подвести к пониманию итогов и последствий крестовых походов.

Продолжить формирование умений работать с историческим источником и картой, участвовать в обсуждении, формулировать свое мнение.

Комбинированный

Образование централизованных государств в Западной Европе (Х1-Х\/вв.)

6

17

Как происходило объединение Франции

Подвести к пониманию причин объединения Франции и выявить особенности этого процесса.

Обеспечить усвоение понятий «Централизованное государство» и «Генеральные штаты»

Показать сущность сословного строя

Продолжить развивать умение работать с текстом учебника и историческими источниками, анализировать, делать выводы, представлять результаты своей работы.

Комбинированный

18

Что англичане считают началом своих свобод

Подвести к пониманию причин усиления королевской власти в Англии.

Выделить особенное в процессе формирования централизованного государства.

Показать отличие Парламента в Англии от Генеральных штатов.

Показать значение Великой хартии вольностей

Продолжить формирование умения сравнивать однотипные исторические события, процессы, самостоятельно формулировать выводы и аргументировать их фактами из исторических источников, работать по карте

Комбинированный

19

Столетняя война

Ознакомить учащихся с причинами и характером феодальной войны.

Ознакомить с организацией феодального войска

Охарактеризовать основные этапы Столетней войны.

Показать героическую роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции.

Раскрыть причины, характер и исторические последствия средневековых крестьянских волнений

Продолжать формирование умений соотносить события с веком, изучать исторические источники, логически мыслить, участвовать в обсуждении, умения сравнивать события, уметь выделять в тексте учебника главное, причины, последствия, значение, составлять план

Комбинированный

20

Крестьянские вос­стания во Франции и Англии

Подвести к пониманию значения образования централизованных государств

Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи

Комбинированный

21

Усиление коро­левской власти в конце XV в. во Франции и в Англии

Подвести к пониманию особенностей складывания централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Продолжить формирование умения работать с исторической картой, составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана.

Комбинированный

22

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Систематизировать и обобщить знания учащихся по изученной теме, продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события.

Комбинированный

Германия и Италия в ХII-ХV вв.

1

23

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов

Подвести учащихся к пониманию причин подъёма культуры в Италии в XIV веке , обеспечить усвоение учащимися понятия «Культура Возрождения»

Комбинированный

Славянские государства и Византия в Х1V-ХV вв.

1

24

КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ. ЕРЕСИ Гуситское движение в Чехии Завоевание турками-османами Балкан­ского полуострова

Объяснять, почему

гуситское движение на­зывают национальным.

Рассказать о ходе и результатах гуситского движения

Комбинированный

Культура Западной Европы в Х1-ХVвв.

2

25

Образование и философия. Средневековое ис­кусство

Рассказывать о содер­жании средневековой литературы, объяснять ее сословный характер. Раскрывать особенно­сти средневековой ар­хитектуры, скульптуры, живописи

Комбинированный

26

Культура раннего ВозрожденияиИталии

Научные открытия и изобретения

Уметь работать с раз­личными источниками информации

ПОУ

Уметь работать с раз­личными источниками информации

ПОУ

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

4

27

Средневековый Китай. Индия. Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.

Рассказывать о внут­ренней и внешней по­литике династии Манн. Объяснять причины ко­лониальных вторжения в Китай.

Объяснять причины крестьянских выступ­лений и гражданской смуты.

Рассказывать о культуре Китая, ее общечелове­ческой значимости. Раскрывать политиче­ское устройство индий­ских княжеств до втор­жения мусульман; значение индийской культуры. Рассказывать о возник­новении государства у ацтеков, религии и го­сударственном устрой­стве. Рассказывать о религии и государствен­ном устройстве у майя и инков, о культуре до­колумбовой Америки, объяснить ее значение. Раскрывать особенно­сти политического и об­щественного устройства индийских этносов Аме­рики в канун вторжения европейцев

Перечислить первые государства тропиче­ской Африки. Рассказывать о социаль­ном и государственном устройстве Африки

Уметь работать с тес­товыми заданиями

Комбинированный

28

Итоговое повторение «История Средних веков»

Систематизировать и обобщить знания учащихся за курс истории Средних веков, показывая общие черты и особенности развития стран, закрепить умение работать с различными источниками

Контрольная работа

Введение

1

29

История России как часть всемирной истории. Что изучает история России

Сформировать представление об истории как науке, понять важность изучения предмета, усвоить особенности исторических вспомогательных дисциплин.

Вводный урок

Народы и государства

на территории нашей страны в древности

5

30

Древние люди и их стоянки

на территории современной России

Особенности истории народов и государств, главные факторы развития России; особенности присваивающего и производящего хозяйства,

Комбинированный

31

Неолитическая революция.

Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Рассмотреть природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи, изменения в укладе жизни и формах социальных связей, рассмотреть социальные связи, экономическую жизнь и политические отношения традиционного общества, возникновение и развитие скотоводства и земледелия;

Комбинированный

32

Образование первых государств

Сформировать общее представление о предках славян. ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ. СКИФСКОЕ ЦАРСТВО. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ. ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ. ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ.

Комбинированный

33

Восточные славяне и их

соседи

Познакомить с соседями восточных славян, их местонахождением, занятием, уровнем развития, религией. КОЧЕВЫЕ НАРОДЫ СТЕПИ

Комбинированный

34

Повторительно-обобщающий урок по разделу 1

Проверить знания учащихся по теме

Контрольная работа

Русь в IX - первой половине XII в.


11 ч

35

Первые известия о Руси

сформировать целостное представление о Киевской Руси, её значении в системе европейских и восточных государств, в системе мировой торговли; показать роль Киевской Руси как государства ставшего колыбелью восточнославянским народам: украинцам, белорусам, русским

Комбинированный

36-37

Становление Древнерусского государства

Дать представление об особенностях складывания государства Русь. Дать представление об организации власти князя, показать роль походов первых киевских князей в сложении государственности на Руси

Комбинированный

38

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Выделить особенности внутренней и внешней политики князя Владимира, выделить отличия новой религии от язычества, определить значения принятия христианства для Руси

Комбинированный

39

Русское государство при

Ярославе Мудром

Определить особенности правления Ярослава Мудрого, показать значение его законодательной деятельности и внешнеполитической по защите и внутреннему сплочению русских земель.

Комбинированный

40

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Определить особенности правления наследников Ярослава Мудрого, показать особенности правления Владимира Мономаха

Комбинированный

41

Общественный строй и церковная организация на Руси

Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории

населения. Православная церковь и её роль в жизни общества.

Комбинированный

42

Культурное пространство

Европы и культура Древней Руси

Познакомить учащихся с уровнем развития культуры Древней Руси, дать характеристику различным её отраслям, показать главные тенденции её развития

Комбинированный

43

Повседневная жизнь населения

Познакомить с городским характером культуры Киевской Руси и быте горожан, начале русской письменности и летописания.

Комбинированный

44

Повторительно-обобщающий урок по теме «Место и роль Руси в Европе»

Повторить, обобщить и структурировать пройденный материал

Контрольная работа

45

Урок истории и культуры родного края в древности

Рассказать об истории заселения родного края

Комбинированный

Русь в середине ХII - начале XIII в.

5

46

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

Объяснить причины возникновения раздробленности на Руси. Объяснить экономические и политические причины раздробленности

Комбинированный

47

Владимиро-Суздальское

княжество

Показать особенности развития основных удельных княжеств, рассказать о борьбе за Киев и великое княжение между отдельными князьями.

Комбинированный

48

Новгородская республика

Показать особенности экономического и политического развития Новгородского княжества

Комбинированный

49

Южные и юго-западные

русские княжества

Показать особенности экономического и политического развития южных и юго-западных княжеств

Комбинированный

50

Повторительно-обобщающий урок по разделу 3

Повторить, обобщить и структурировать пройденный материал

Контрольная работа

Русские земли в середине XIII - XIV в.

10

51

Монгольская империя и изменение политической картины мира

Рассказать о государственном строе, экономике и культуре Монгольской империи

Комбинированный

52

Батыево нашествие на Русь

Показать причины, ход, последствия монгольского завоевания Руси

Комбинированный

53

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Познакомить с борьбой северорусских земель с экспансией крестоносцев, обратить внимание на полководческий талант Александра Невского

Комбинированный

54

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

Дать представление об организации ордынской власти на Руси, рассказать об эксплуатации русских земель завоевателями, определить формы политической и экономической зависимости Руси от монголов

Комбинированный

55

Литовское государство и

Русь

Дать представление о польско-литовском государстве, деятельности Гедимина, характере государства и его отношениях с Русью.

Комбинированный

56

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

Сформировать представление о политической ситуации на Руси в данный период, определить причины возвышения Москвы

Комбинированный

57

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская

битва

Сформировать представление о б историческом значении Куликовской битвы в истории Руси

Комбинированный

58

Развитие культуры в русских землях во второй половине

XIII - XIV в.

Сформировать представление об основных направлениях развития древнерусской культуры, основных видах процветавших на Руси искусств и самых больших достижениях, оценить уровень развития культуры Древней Руси.

Комбинированный

59

Родной край в истории

и культуре Руси

Сформировать представления об особенностях развития края в данный период

Комбинированный

60

Повторительно-обобщающий урок по разделу 4

Повторить, обобщить и структурировать пройденный материал

Контрольная работа

Формирование единого Русского государства

8

61

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

Сформировать представление о политической ситуации на Руси в данный период,

Комбинированный

62

Московское княжество в

первой половине XV в.

Объяснить социально-экономические и политические причины и события, приведшие к образованию единого Русского государства

Комбинированный

63

Распад Золотой Орды и

его последствия

Определить предпосылки образования единого государства на Руси, выделить основные направления внешней и внутренней политики Ивана III, дать оценку его роли в деле собирания русских земель

Комбинированный

64

Московское государство и

его соседи во второй половине XV в.

Дать представление о содержании и формах великокняжеской власти. Сформировать представление об особенностях нового централизованного государства

Комбинированный

65

Русская православная церковь в XV - начале XVI в.

Дать характеристику положения церкви в русском государстве, дать оценку политике Ивана III в отношении к церковным землям, определить суть спора между иосифлянами и нестяжателями

Комбинированный

66

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

Охарактеризовать основные этапы и направления развития, сформировать представление о целостности культуры

Комбинированный

67

Формирование культурно-

го пространства единого Российского государства

Познакомить с развитием русского зодчества, живописи и письменности в данный период, охарактеризовать основные этапы и направления развития, сформировать представление о целостности культуры

Комбинированный

68

Контрольная работа по курсу «История России с древнейших времен до конца XV века»

Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XV века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

Контрольная работа


© 2010-2022