- Преподавателю
- История
- История Казахстана, 8 класс Тема: Борьба казахского народа против джунгарского нашествия
История Казахстана, 8 класс Тема: Борьба казахского народа против джунгарского нашествия
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Филиппов Г.В. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект "Развитие критического мышления через чтение письмо" не отрицает полезное традиционной методики обучения. Он дает возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное - создать на уроке условия, помогающие ученикам самим добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое, доселе неизвестное. Сила и оригинальность этого проекта, состоит в том, что её создатели выстроили новую систему методов и приёмов обучения.
Стратегии критического мышления позволяют превратить учение из рутинной работы в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу. Данный урок поможет учителям истории в использовании приемов индивидуальной, групповой, парной работы учащихся на уроках. На уроке "Борьба казахского народа против джунгарского нашествия" используются стратегии: составление кластера, таксономия Блума, дневник двойной записи.
Данный урок особенно интересен учителям, работающим по проекту "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Деятельность учителя - это вечный поиск интересного, полезного, необходимого. Желаем всем находиться в состоянии этого поиска, ведь "кто ищет, тот всегда найдет".
Урок по истории Казахстана
с использованием проекта
«Развитие критического мышления
через чтение и письмо»
Учитель истории, высшей категории
школы-лицея№ 28 г. Филиппова Людмила Павловна
Казахстан, Западно-Казахстанская область, г. Уральск
История Казахстана, 8 класс
Тема: "Борьба казахского народа против джунгарского нашествия".
Цель: развивать у учащихся способность делать выводы о том, что именно благодаря усилиям народных масс, выдвинувших из своей среды крупных предводителей народного ополчения, была сохранена территориальная целостность Казахстана.
Задачи: по окончании урока учащиеся смогут:
-
назвать даты основных битв казахов с джунгарами, "Годы Великого бедствия"
-
назвать основных участников этих событий
-
определить роль хана Абулхаира в борьбе с джунгарами
-
определить причины неудач в борьбе с джунгарами
-
определить пути организации освободительной борьбы с джунгарами
-
оценить последствия джунгарского нашествия
-
приобрести навыки самостоятельной работы
-
смогут приобрести навыки работы с документами
Оценка: 1. Дневник двойной записи
2. Таксономия Блума
3. Свободное письмо
4. Карточки выхода
Источники и управление временем:
Побуждение - 5 минут
Осмысление - 30 минут
Рефлексия - 7 минут
Заключение - 3 минуты
Ход урока
I. Побуждение
На стадии побуждении учитель предлагает учащимся составить кластер по теме "Джунгарское нашествие", используя знания, полученные в 7 классе. Этот прием активизирует память учащихся, концентрирует внимание на теме урока
1. Стратегия "Кластер I"
Учащиеся составляют кластер "Джунгарское нашествие" (знания, полученные в 7 кл.). Кластер заполняется синим цветом. Работа по составлению кластера будет продолжена на этапе "Рефлексия" красным цветом
Образование джунгарского государства - 1635
1. Западная Монголия
Джунгарское нашествие
2. Ойраты
3. Основатель хунтайши Батыр
Джунгарское нашествие в XVII в.
1635, 1643, 1652
крупные сражения,
в которых казахи добились побед
1668 джунгары захватили
Восточный Туркестан
II. Осмысление
Вводное слово учителя о политическом и экономическом положении Казахстана в первой четверти XVIII в.
В первой четверти XVIII века наибольшая угроза для казахов возникла со стороны джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах пика упрочения своего военного потенциала. Вторжение джунгарских войск в 1711-1717 гг. подточила силы казахов. Используя свое военное превосходство, джунгарские войска временно оккупировали часть Жетысу, передовые их отряды дошли до реки Сарысу в Центральном Казахстане.
1. Стратегия "Дневник двойной записи"
Почему Ч. Валиханов и А. Левшин дают характеристику первой четверти XVIII века как ужасного, рокового периода в жизни казахского общества.
Цитаты
Комментарии
1. "Печальное положение своих земляков с положением зайца, которого преследует целая свора гончих"
1. В первое десятилетие XVIII века на казахов нападали джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки, башкиры, громили их улусы, отгоняли скот
2. "Холодные зимы, гололедица и голод увеличивали их бедствия"
2. Скот угоняли, значит зимой и весной будет голод, природа усугубляла положение казахов
3. "Переходы сил повлекло за собою неминуемое разорение и гибель"
3. Казахские роды вынуждены были откочевывать к среднеазиатским территориям и границам России
Учащиеся работают с документами, которые характеризуют "Годы Великого бедствия". Лист делится на две части, с левой стороны ученики выписывают фразы из текста, которые они считают наиболее важными, а справа пишут комментарии к ним. Индивидуальная работа, обмен мнениями в парах, выступление
Документы
"Первое десятилетие XVIII в. было ужасным временем в жизни киргизского народа. Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли их скот и уводили в плен киргизов целыми семействами. Холодные зимы, гололедицы и голод, как небесное испытание, увеличивали их бедствия. Один киргизский родоначальник в Оренбурге сравнивал печальное положение своих земляков с положением зайца, которого преследует целая свора гончих. 1723 год особенно памятен киргизам своим роковым характером и сохранился в народной памяти…"
Валиханов Ч.
"Абылай"
…Переходы сил (т.е. отступление к среднеазиатским пределам, к границам России) повлекло за собою неминуемое разорение и гибель…Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голода, другие бросали жен и детей своих...
Левшин А. И.
"Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей"
На основании ответов учащихся учитель делает вывод о том, почему 1723-1727 гг. названы в народе "Годы Великого бедствия"
2. Стратегия "Таксономия Блума"
Учащиеся составляют вопросы и отвечают на них. Вопросы делятся на "тонкие", требующие однозначного ответа и на вопросы "толстые", требующие размышления, анализа и оценки события
Почему казахскому народу, несмотря на все усилия, не удалось отразить агрессию Джунгарии?
Учащиеся работают с текстом учебник, составляют вопросы
Индивидуальная работа, работа в парах, ответы на вопросы
Пример:
Вопросы
Комментарии
"тонкие" вопросы
1. Какое вооружение было у казахов?
Оно состояло в основном из луков, сабель, копии, незначительная часть сарбазов была вооружена фитильными ружьями
2. Какое преимущество в вооружении было у джунгар?
Наличие артиллерии у джунгар ставило их в более выгодное положение
"толстые" вопросы
1. Какая внутриполитическая обстановка сложилась в Казахстане в период джунгарского нашествия?
Родоплеменные распри, политическая нестабильность в казахских жузах
2. Что необходимо было делать для организации освободительной борьбы казахского народа против джунгар?
Объединение всех сил народа на борьбу с джунгарами, прекращение родоплеменной распри
В результате ответов на вопросы учитель подводит учащихся к выводу о необходимости консолидации всех сил казахского общества, так как сила любого народа в его единстве.
3. Стратегия "Кластер II"
Разбирается вопрос "Организация борьбы казахского народа против джунгарского нашествия". Учащиеся составляют вторую часть кластера красным цветом. При разборе материала особое внимание необходимо уделить работе с настенной картой. Это усиливает зрительное восприятие учащихся и облегчает запоминание.
III. Рефлексия
На этом этапе делается основные выводы по теме урока.
1. Стратегия «Свободное письмо»
"Определите , каковы последствия освободительной борьбы казахов против джунгарского нашествия?"
Индивидуальная работа, выступление. Учитель подводит учащихся к следующей теме: "Присоединение Младшего жуза к России"
Пример: "Усилиями народных масс все же сохранилась территориальная целостность государства, но по-прежнему осталась угроза со стороны Джунгарии. В сложившейся ситуации следовало найти правильное политическое решение вопроса: дать правительству России юридическое основание для открытого вмешательства в джунгаро-казахский конфликт"
IV. Заключение
-
Стратегия "Карточки выхода"
Ученики должны записать:
-
Наиболее важную идею темы
-
Наиболее важный вопрос по теме
-
Одно общее замечание или комментарий по теме