• Преподавателю
  • История
  • Интегрированный урок история, математика и технология Тайна Египетских пирамид (5 класс)

Интегрированный урок история, математика и технология Тайна Египетских пирамид (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок истории и математики

«Загадки строителей египетских пирамид»

Е.А. Федорова, учитель истории

В.Г. Денисова, учитель математики

ГБОУ СОШ № 503 Кировского района Санкт-Петербурга

Цели урока: показать значимость инженерных знаний и умений в истории человеческой цивилизации.

Задачи:

1) повторить основные сведения из истории Древнего Египта;

2) применить математические знания и умения для решения задач;

3) развивать коммуникативные умения, навыки сотрудничества при работе в паре;

4) расширять кругозор учащихся, приобщать их к поиску информации;

5) развивать у учащихся навыки рефлексии и самооценки.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: текст с пропусками, фрагмент контурной карты, картонный лист, 3 булавки и нить, разделенная маркером на 12 равных частей - для построения египетского треугольника; образцы гранита и известняка, песок, цемент, вода, форма для заливки, трубка - для моделирования геополимерного бетона.

Ход урока

  1. Этап актуализации и мотивации, постановка учебной проблемы

Учитель истории:

Здравствуйте, ребята! Мы приветствуем вас на необычном уроке, а чему он будет посвящен, мы предлагаем вам догадаться самим прямо сейчас.

Учитель истории под музыкальное сопровождение (звучит египетская мелодия):

Не боится времени и тлена,

И переживёт мою строфу
Символ власти необыкновенной, -
Памятник великого Хуфу.

Стёр давно наждак тысячелетий
Греков и ромеев чудеса.
Но и ныне блещет на рассвете
Чуда первого на свете нам краса.

Чтоб её разрушить у Вселенной,
Видно, средств достойных не нашлось.
Как сумел построить эти стены
Хнум-Хуфу, по-гречески Хеопс?

Итак, о чем это стихотворение?

БЕСЕДА:

Пирамиды. Они не скрывают, что хранят какую-то великую тайну, - но и не спешат делиться этой тайной. Они равнодушно смотрят в небо, и людская суета течет мимо них. А они, пирамиды, плавно и величественно плывут сквозь время, и время почтительно отступает... Пирамиды представляют большой интерес для историков, археологов, физиков, философов…Какой главный вопрос, на который ищет ответ человечество?

Как построили пирамиды?

Как самым первым в истории человечества инженерам-изобретателям удалось создать эти загадочные каменные изваяния, которые привлекают к себе все человечество на протяжении тысячелетий?

Как вы думаете, какие знания и умения нужны были людям для того, чтобы построить пирамиды?

- знания математики, геометрии;

- горных пород и минералов, которые можно использовать для строительства,

- умения делать расчеты, чертежи,

- обрабатывать камень, транспортировать его, скреплять камни между собой и т.д.

Сегодня нам предстоит почувствовать себя инженерами и при помощи различных расчетов попытаться приоткрыть завесу тайны - как были построены пирамиды?

ЗАДАНИЕ «Вставь пропуски» (фронтальная работа по актуализации пройденного материала о пирамидах) -

Пирамиды располагаются на ____________ побережье Нила, неподалеку от древней столицы - ______________. Это огромные ____________ фараонов, так как согласно религии древних египтян душа человека после смерти ____________________________________________.

Первые пирамиды были ступенчатыми, так как служили лестницей, по которой фараоны ____________________. Самой первой пирамидой считается пирамиды Джосера.

«Все на свете боится времени, а время_________________» - гласит арабская мудрость.

Крупнейшая пирамида фараона ____________ построена около 2600 г. до н.э. Именно она считается Первым _____________.

________________________________________________________________

РАССКАЗ :

Учитель истории:

Существует несколько версий относительно вопроса о строителях пирамид и, в частности, Пирамиды Хеопса. Среди них версии, что

- пирамиды были построены более ранними цивилизациями (3-4-метрового роста атлантами, обладающими 3-м глазом и передвигающими тяжести силой мысли)

- представителями внеземной цивилизации - инопланетянами со звезды Сириус (ведь именно на нее сориентирован весь комплекс пирамид) или с Марса, так как там обнаружены очень похожие пирамиды.

Прямые доказательства этих версий отсутствуют. Официально считается, что

- пирамиды построили сами египтяне: вольнонаёмные и рабы, при помощи утраченных техник и технологий, нам неизвестных.

Раскопки рассказали много интересного о жизни создателей пирамид. Поселок, где жили строители, делился на две части: в одной селились каменщики, в другой - ремесленники, резчики, а также те, кого можно назвать чертежниками и архитекторами.

Труд на строительстве пирамид был в высшей степени организован. Все рабочие были разбиты на отряды, а те - на мелкие звенья. Иногда разделение зависело от вместимости речной лодки (самая маленькая группа 10 человек).

В каменоломнях страны добывался камень, который доставляли до Гизы на кораблях по Нилу. Например, гранита, использованного для погребальной камеры Хеопса и прекрасного белого известняка, которым пирамида была облицована. Демонстрация образцов известняка и гранита.

Учитель математики

Пирамиды находятся в 8 км от Старой Гизы. Перед вами контурные карты, на которых обозначен Нил и Гиза, на западе от Гизы, в пустыне расположены Великие пирамиды. Ваша задача - нанести на карту место, где были построены пирамиды, используя следующий масштаб: 1 км = 5 мм.

Возьмите линейки и карандаши, отметьте на карте точку, где располагаются пирамиды. Интегрированный урок история, математика и технология Тайна Египетских пирамид (5 класс)

А теперь от этой точки мы нарисуем с вами пирамиду: проведите влево от поставленной точки отрезок длиной 3 см, найдите его центр, от центра вверх отложите 2 см и поставьте точку - это будет вершина пирамиды, соедините концы отрезка с вершиной, разделите горизонтальными линиями пирамиду на 4 ступени. У вас должен был получиться вот такой рисунок:


Учитель истории:

С древнейших времен и до наших дней многие искали ответ на вопрос, КАК же обычные люди строили эти грандиозные сооружения? Строители пирамид не оставили нам никаких разъяснений на этот счет.

Первым среди таких искателей был неутомимый греческий путешественник и историк Геродот, который еще в середине V в. до н. э. посетил Египет и предположил, что пирамиды строились с помощью деревянных машин, поднимавших блоки с уступа на уступ. Как выглядели эти машины, было неизвестно, по-видимому, и ему самому.

Археологи нашли древние строительные инструменты из меди и бронзы - резцы, сверла, долота. В каменоломнях высекали крупные блоки, которые необработанными доставляли на строительную площадку. Тонкой обработкой камня, шлифовкой и полировкой занимались на месте. Особо тщательно готовили основание пирамиды - правильный четырехугольник из тщательно отшлифованных и точно подогнанных каменных блоков.

Учитель математики

ЗАДАЧА. РАБОТА С «ЕГИПЕТСКИМ ТРЕУГОЛЬНИКОМ».

Итак, основанием пирамиды служил правильный четырехугольник. Как он называется. Что вы знаете о квадрате? У квадрата все стороны равны и все углы прямые. Давайте посчитаем длину стороны основания пирамиды Хеопса. Для этого решим задачу: если умножить высоту пирамиды, равную 140 м на 7 и из полученного результата вычесть 60, то мы найдем периметр основания пирамиды. Найдите длину стороны квадратного основания пирамиды. (Ответ: 230 м)

Сейчас нам предстоит повторить работу древнеегипетских землемеров. Им приходилось вручную не только с точностью до нескольких сантиметров откладывать длины сторон основания пирамид, но и соблюдать прямые углы без каких-либо специальных инструментов. Как же они это делали? Делали они это с помощью египетского треугольника. У вас на столах лежат нити, разделенные метками на 12 частей. Если из этой нити сложить треугольник со сторонами 3,4,5, то один из углов у него будет прямой, как у квадрата. Положите перед собой лист картона, соедините первую и последнюю метку на нити, приколите булавкой нить через эти две метки в правой нижней части картона. Теперь вытяните нить, отсчитайте 4 метки и приколите нить булавкой через эту метку, теперь отсчитайте следующие три метки, третью метку приколите к картону. У вас должен получиться прямой угол. Теперь можно вытащить булавки, соединить оставшиеся от них следы (проколы) карандашом (по линейке). Используя полученный прямой угол, постройте основание пирамиды Хеопса в уменьшенном размере: 1 м = 5 мм.

Учитель истории

На египетских фресках можно отыскать сцены, где одни люди, впрягшись в ременную упряжь, тащат на себе камни и статуи, а другие - льют жидкость, чтобы уменьшить трение под полозьями саней для транспортировки. Однако, все попытки экспериментальным путем повторить подвиг египтян и построить хотя бы 11-метровую пирамиду, используя методы египтян, терпели неудачи. Без современной техники энтузиастам из разных стран не удавалось повторить этого. Это рождает новые и новые гипотезы.

Учитель математики

Современные исследования показывают, что пирамиды создавались из искусственного камня - чего-то вроде современного бетона. Делался этот искусственный камень из каменной крошки гранита или известняка, речного ила, растертого в порошок гипса и воды. О том, что египтяне дробили и растирали камни, говорят найденные жернова и изображения на фресках. Полученный строительный раствор заливался в специальные деревянные формы - опалубки, когда бетон высыхал, опалубки снимали. Чтобы бетон не приставал к древесине, опалубки изнутри выкладывали циновками. В пользу этой версии говорит то, что на камнях остались следы циновки, состав камней отличается от природного, в камнях не вырезаны, а выдавлены изображения до момента застывания камня, камни очень плотно подогнаны друг к другу, и имеют весьма неправильную форму. Технически так подогнать камни не возможно, некоторые камни залиты на поворотах, имеют внутренние изгибы. Чтобы искусственные камни не слипались между собой, их обмазывали раствором извести, поставленные камни служили опалубками для следующих камней.

На долгое время рецепт изготовления искусственных камней был утрачен, современные ученые смогли его восстановить, сейчас искусственные камни используются очень широко, в их основе гипс или цемент. Сейчас мы с вами повторим работу египетских зодчих.

Демонстрационный опыт по заливке формы цементом с выдавливанием изображения. В большой ёмкости смешивают 3 части цемента, 1 часть песка и 1 часть воды, тщательно перемешивают и выкладывают в прозрачную пластиковую форму. Сверху в цемент вставляется металлическая трубка, со временем ее вытаскивают, остается выдавленное отверстие цилиндрической формы.

Учитель истории:

Итак, мы рассмотрели различные версии строительства пирамид. Каждая версия имеет свои плюсы и минусы, поэтому, наверное, каждому предстоит самостоятельно решить, какой способ построения пирамид он считает наиболее вероятным. Надеюсь, что сегодняшний урок станет только началом вашего большого размышления над загадками пирамид и древних цивилизаций. Может, когда-нибудь, став взрослыми, именно кто-то из вас разгадает самую великую загадку человечества.

Учитель математики:

Сегодня мы почувствовали себя инженерами и математиками, решили задачи и совершили небольшие эксперименты. Очевидно, что без точных знаний, без математики, физики, химии не может состояться ни одно великое изобретение и достижение искусства, даже в древние, далеко ушедшие от нас времена.

А теперь вернемся к нарисованной нами пирамиде. Оцените свою работу на уроке и своё впечатление от урока, закрасив одну из ступеней пирамиды. Самая нижняя - «плохо», вторая снизу - «удовлетворительно», третья снизу - «хорошо», верхняя - «отлично».

Спасибо за работу. До свидания.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ССЫЛКИ НА ИЛЛЮСТРАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ПРЕЗЕНТАЦИИ

1. Древний Египет в свете новой хронологии. Иллюстрированный альбом. Составители и авторы текста Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко chronologia.org/eg_albom

2. Атланты. kactaheda.livejournal.com/84155.html

3. Ориентация пирамид на Сириус. ufo.obninsk.ru/eg7.htm

4. Пирамиды на Марсе. hronist.ru/piramidy-na-marse-anomalii-lico-i-piramida-d-i-m-o-chyom-rasskazhet-sidoniya/

5. Техника строительства пирамид. slipnet.ru/architecture/9-egipetskie-piramidy.html, joinfo.ua/curious/912099_Tayna-egipetskih-piramid-raskrita-fizikami.html

6. Инструменты, использовавшиеся при строительстве пирамид. ice-nut.ru/egypt/egypt119.htm

7.Египетский треугольник stroykoff.ru/images/Stroycof/Roma/Glossariy/EgipTreyg.jpg

8. Фреска с изображением заливки бетоном опалубки ice-nut.ru/egypt/egypt11902.jpg

9. Камни с отпечатками циновки

chispa1707.livejournal.com/1360097.html

10. Жернова для растирания камня

chronologia.org/eg_albom/im/ea-v096.jpg

11. Идеальная стыковка неровных камней tn.new.fishki.net/26/upload/post/201408/17/1294647/pir02.jpg, внутренние изгибы камней aryi10.ucoz.ru/_bl/6/47209497.jpg

12. Выдавленные рисунки. litmir.co/BookBinary/181557/1385225909/i_106.jpg


© 2010-2022