Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей заместитель директора Директор МБОУ

социально-гуманитарных по учебно-воспитательной «Красноярская средняя школа»

дисциплин работе

_________ Э.М. Аблаева ___________ Н. П. Самохвал ______________ Н. А. Котик

Протокол №___________ Приказ №________________

«___»_____________2016г. «___»_______________2016г. «___»______________ 2016г.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Красноярская средняя школа»

муниципального образования

Черноморский район

Республики Крым







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ИСТОРИЯ»

5 КЛАСС

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС)



ШНЯКИНА ЕКАТЕРИНА ОЛЕГОВНА



















2016 - 2017 учебный год



Рабочая программа предназначена для обучающихся 5-го класса МБОУ «Красноярская средняя школа», составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения - 70 ч. в год, 2 ч. в неделю.

Учебно-методический комплект

- Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы:История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. -М.: Просвещение, 2014

- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. В 2 частях: 5класс: к учебнику А. А. Вигасин и др. «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». ФГОС / М. Н. Чернова. - М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 79.

- Поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой.

- Алебастрова А.А. Проверочные материалы по Всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс, - Ростов - на - Дону, 2010 г.

- Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. - М., 2013.

- Промежуточное тестирование. Всемирная история. История Древнего мира. 5 класс / М. Н. Чернова. ФГОС - М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 79.

- Атлас. История древнего мира. 5кл. 2013 - 40с.

- История Древнего мира: 5 класс: контрольные измерительные материалы. ФГОС / М. Н. Чернова. - М. :Издательство «Экзамен», 2015. - 127.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «История»


Результаты обучения и усвоения содержания курса.

Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными результами изучения курса являются:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );

способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными результами изучения курса истории являются:

освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

понимание вклада древних народов в мировую культуру.

Требование к уровню подготовки

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.

Содержание учебного предмета.

История Древнего мира (70 ч.)

Введение (1 ч.)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей. (7 ч.)

Первобытные собиратели и охотники.

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие отживотных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Первобытные земледельцы и скотоводы.

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла - гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Счет лет в истории.Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Раздел 2. Древний Восток. (21 ч.)

Древний Египет.

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города - Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности.

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии - Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности.

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость - в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Раздел 3. Древняя Греция. (22 ч.)

Древнейшая Греция.

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя - военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии.

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Раздел 4. Древний Рим (16 ч.)

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов - Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим - город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.

Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме.

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,«диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Могущество Римской империи.

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Разгром Рима германцами и падение империи на Западе.

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новыйзахват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен - вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение.

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.Вклад народов древности в мировую культуру.

Формы организации учебного процесса

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные

Рабочая программа предусматривает следующие виды контроля за знаниями и умениями учащихся: текущие, тематические и итоговые.

В изучении данного курса будут использованы следующие технологии:

1) проблемное обучение;

2) проведение дискуссий (диалогов);

3) технологии дифференцированного обучения;

4) технология групповой деятельности;

5) технология развивающего обучения;

6) технология саморазвития личности;

7)технология критического мышления.






Календарно-тематическое планированиеИзучение нового материала

Карта мира, атлас, таблица.

3.

Родовые общины охотников и собирателей.

Исследовать на исторической карте географию расселения первобытных людей. Характеризовать новые способы охоты.

Комбинированный

Карта мира, атлас, таблица.

4.

Возникновение искусства и религиозных верований.

Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения.Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий.

Комбинированный

Карта мира, учебник


Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)

5.

Возникновение земледелия и скотоводства.

Уметь рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.

Комбинированный

Карта мира, атлас

6.

Появление неравенства и знати.

Принятие ценностей группы или сообщества.

Определение понятия ремесло, знать, причины возникновения неравенства и последствия данного процесса.

Комбинированный

Учебник


Тема 3. Счет лет в истории (2 ч.)

7.

Счёт лет в истории.

Уметь определять историческое время по ленте времени.

Изучение нового материала

Лента времени

8.

Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей».

Решать проблемные и развивающие задачи.

Обобщение и систематизация знаний

Карточки, кроссворд.


Раздел 2. Древний Восток (21 ч.)


Тема 4. Древний Египет (8 ч.)

9.

Государство на берегах Нила.

Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека.

Изучение нового материала.

Политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

10.

Как жили земледельцы и ремесленники.

Оценивать достижения культуры.

Комбинированный

Политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

11.

Жизнь египетского вельможи.

Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.

Комбинированный

Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

12.

Военные походы фараонов.

Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов.

Комбинированный

Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

13.

Религия древних египтян.

Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.

Комбинированный

Карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия».

14.

Искусство Древнего Египта.

Уметь рассказать о внутреннем устройстве пирамиды.

Комбинированный

Карта «Древний Египет», картина «Постройка пирамиды».

15.

Письменность и знания древних египтян.

Определение понятий иероглиф.

Комбинированный

Мультимедийное оборудование

16.

Контрольнаяработапо теме: «Древний Египет»

Тесты.

Обобщение и систематизация знаний

Карточки, кроссворд


Тема 5. Западная Азия в древности (8 ч.)

17.

Древнее Двуречье.

Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства.

Изучение нового материала

Политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

18.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи.

Комбинированный

Политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

19.

Финикийские мореплаватели.

Формирование понимания культурного многообразия мира.

Комбинированный

Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

20.

Библейские сказания.

Объяснять, почему Библия - наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

Комбинированный

Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

21.

Древнееврейское царство.

Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида.)

Комбинированный

Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

22.

Ассирийская держава.

Знать понятия держава, условия возникновения данного типа государств.

Комбинированный

Картина «Возвращение ассирийского войска из похода».

23.

Персидская держава «царя царей».

Знать основные даты истории создания Персидской державы.

Комбинированный

Политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

24.

Контрольнаяработапо теме: «Древние государства Востока».

Тесты.

Обобщение и систематизация знаний

-


Тема 6. Индия и Китай в древности (5 ч.)

25.

Природа и люди Древней Индии.

Уметь определять географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей.

Изучение нового материала.


Карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.».

26.

Индийские касты.

Рассказывать о жизни и обучении брахмана.

Комбинированный

Карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.».

27.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Определять и формулировать особенности китайской религии.

Комбинированный

Карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.».

28.

Первый властелин единого Китая.

Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены.

Комбинированный

Карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.».

29.

Контрольнаяработапо теме: «Индия и Китай в древности».

Тесты с заданиями.

Обобщение и систематизация знаний.

-


Раздел 3. Древняя Греция(22 ч.)


Тема 7. Древнейшая Греция (5 ч.)

30.

Греки и критяне.

Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря.

Изучение нового материала

Мультимедийное оборудование

31.

Микены и Троя.

Выявлять отличия между микенской и критской культурами.

Комбинированный

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

32.

Поэма Гомера «Илиада».

Знать личность Гомера, основное содержание поэм.

Комбинированный

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

33.

Поэма Гомера «Одиссея».

Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.

Комбинированный

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

34.

Религия древних греков.

Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла.

Комбинированный

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».


Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (8 ч.)

35.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения.

Комбинированный

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

36.

Зарождение демократии в Афинах.

Знать определение понятий реформы, демократия, хронологию проведения реформ Солона, их значение.

Комбинированный

Мультимедийное оборудование

37.

Древняя Спарта.

Знать географическое положение образ жизни спартанцев.

Комбинированный

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

38.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов.

Комбинированный

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

39.

Олимпийские игры в древности.

Знать хронологию первых Олимпийских игр.

Комбинированный

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

40.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Знать причины греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение.

Комбинированный

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

41.

Нашествие персидских войск.

Причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн.

Комбинированный

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

42.

Контрольная работа по теме: «Древняя Греция и ее полисы».

Тесты с заданиями.

Обобщение и систематизация знаний.

-


Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч.)

43.

В гаванях афинского порта Пирей.

Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.

Изучение нового материала

Картина «Афинская гавань Пирей».

44.

В городе богини Афины.

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.

Комбинированный

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

45.

В афинских школах и гимнасиях.

Знать особенности образования в Древней Греции.

Комбинированный

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

46.

В афинском театре.

Знать историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры.

Комбинированный

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

47.

Афинская демократия при Перикле.

Знать понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение.

Комбинированный

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».


Тема 10. Македонские завоевания в 4 в. до н. э. (4 ч.)

48.

Города Эллады подчиняются Македонии.

Знать даты основных сражений.

Комбинированный

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

49.

Поход Александра Македонского на Восток.

Знать хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского. Уметь составлять оценочную характеристику гос. деятеля.

Комбинированный

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

50.

В древней Александрии Египетской.

Знать причины и хронологию распада державы Александра Македонского.

Комбинированный

Карта «Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э

51.

Контрольная работа по теме: «Древняя Греция».

Урок - игра «Брей -ринг»

Обобщение и систематизация знаний.

Карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».


Раздел 4. Древний Рим (19 ч.)


Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)

52.

Древнейший Рим.

Анализировать карту. Географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима.

Изучение нового материала

Карта «Древняя Италия (до середины III в. до н. э.)».

53.

Завоевание Римом Италии.

Знать понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий.

Комбинированный

Карта «Древняя Италия (до середины III в. до н. э.)».

54.

Устройство Римской республики.

Знать основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика.

Комбинированный

Мультимедийное оборудование.


Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)

55.

Вторая война Рима с Карфагеном.

Знать причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.

Комбинированный

Карта «Римская республика в III -I вв. до н. э.».

56.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье.

Знать причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.

Комбинированный

Карта «Римская республика в III -I вв. до н. э.».

57.

Рабство в Древнем Риме.

Знать понятия рабство, положение рабов.

Комбинированный

Карта «Римская республика в III -I вв. до н. э.».


Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч.)

58.

Земельный закон братьев Гракхов.

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян.

Изучение нового материала

-

59.

Восстание Спартака.

Причины, основные события, их хронологию, итоги восстания, лидер восстания.

Комбинированный

Карта «Римская республика в III -I вв. до н. э.».

60.

Единовластие Цезаря.

Анализировать поступки и действия Юлия Цезаря.

Комбинированный

Карта «Римская республика в III -I вв. до н. э.».

61.

Установление империи в Риме.

Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.

Комбинированный

Карта «Римская республика в III -I вв. до н. э.».


Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (6 ч.)

62.

Соседи Римской империи.

Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.

Комбинированный

Римская империя в I-III вв. н. э.

63.

В Риме при императоре Нероне.

Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.

Комбинированный

Римская империя в I-III вв. н. э.

64.

Первые христиане и их учение.

Знать понятия христианство, условия появления христианского учения.

Комбинированный

Римская империя в I-III вв. н. э.

65.

Расцвет Римской империи во 2-м веке.

Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна.

Комбинированный

Римская империя в I-III вв. н. э.

66.

«Вечный город» и его жители».

Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».

Комбинированный

Картина «Последний день Помпеи»

67.

Контрольная работа по теме: «Древний Рим и Гражданские войны в Риме».


Обобщение и систематизация знаний.

-


Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (3 ч.)

68.

Римская империя при Константине.

Знать понятия колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи.

Изучение нового материала

Римская империя в I-III вв. н. э.

69.

Взятие Рима варварами.

Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об ист. деятелях и их поступках.

Комбинированный

-

70.

Семь чудес света

Знать семь чудес света и их историю создания.

Комбинированный

Мультимедийное оборудование


Итого:

70 часов

Критерии оценивания:

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:

Устный ответ:

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом до-пускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри-предметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Оценка «1» ставится, если ученик:

Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

Письменный ответ:

Оценка «5»ставится, если ученик:выполнил от 90 до 100% работы.

Оценка «4»ставится, если ученик:выполнил от70 до 90% работы.

Оценка «3» ставится, если ученик: выполнил от 50 до % работы.

Оценка «2» ставится, если ученик: выполнил менее 50% работы.

Оценка «1» ставится, если ученик: не справился с работой.

© 2010-2022