Технологическая карта урока истории 5 класс Греко-персидские войны

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 5 классе по теме «Борьба греков за свою свободу» ФГОС.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тема урока: Борьба греков за свою свободу.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формировать у учащихся представление о причинах, определивших победу греков над персами в греко-персидских войнах.

Задачи:

1) организовать деятельность учащихся с различными источниками информации (карта, текст учебника, схемы сражений), направленную на установление причинно-следственных связей.

2) организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умения составлять рассказ, анализировать исторические документы, делать несложные выводы.

3) создать условия для воспитания уважение к людям, защищавшим свою Родину, проявлявшим героизм и мужество в борьбе за свою свободу.

Образовательные ресурсы: учебник по истории Древнего мира под редакцией Т.П.Андреевской, М.В.Белкина, Э.В.Ваниной для 5 класса, рабочая тетрадь под редакцией Э.В.Ваниной, А.К.Даниловой, историческая карта «Греко -персидские войны», проектор, отрывок из фильма «300 спартанцев»

Методы обучения: работа с текстом учебника, картой, отрывком из художественного фильма, заполнение таблицы, беседа.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.Планируемые результаты

Предметные УУД


Метапредметные УУД

Личностные УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий; рассказывать о событиях древней истории

формулировать цели и задачи урока, устанавливать причинно-следственные связи.

осуществлять поиск информации в различных источниках

точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения

формирование уважительного и доброжелательного отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Условия реализации

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Орг.момент

Учитель приветствует учащихся

Выражают готовность к уроку

+


Мотивация

Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу в истории Греции. Откройте карту стр.148. Какое главное историческое событие там отражено?

Рассматривают карту. Отвечают: «Греко-персидские войны»

+

+

+

Работа с картой, фронтальная беседа

Постановка проблемы, определение целей

Сравните территорию Персидской державы стр. 89 и Греции на карте стр. 148. Предположите, кто должен победить и почему?

Прочитайте вывод к параграфу на стр. 153. Кто же победит на самом деле?

В чём противоречие?

Сформулируйте проблему урока.

Предположите, почему такое могло произойти?

Сравнивают карты. Отвечают: «Должны победить персы, т.к у них большое государство, и, следовательно, они смогут выставить большое войско.»

Греки смогут отстоять свою независимость.

Должны победить персы, а победили греки.

Формулируют проблему и записывают в тетрадь «Почему греки смогли победить в греко-персидских войнах?»

Выдвигают версии:

- греки объединились перед лицом врага

- смогли создать сильное войско

- были талантливые полководцы

- мужество и героизм греков

+


+

+

+

Анализируют, сравнивают карту, фронтальная беседа

Актуализация знаний, составление плана учебной деятельности

Откройте карту стр. 89. Вспомните, когда образовалось Персидское государство? Какие территории были ими завоёваны?

Что надо узнать, на какие вопросы ответить, чтобы решить проблему?

Рассматривают карту, отвечают: «Образовалась Персидская держава в 5-6 вв. до н.э. Персы смогли завоевать огромные территории - Египет, Парфию, Мидию, Элам, Мидию, Малую Азию»

Составляют план:

  1. Причины войны

  2. Основные события

  3. Итоги и значение войн.

+

+

+

Фронтальная беседа, составление плана

Открытие детьми «нового знания»

1. Чтобы ответить на первый вопрос, прочитайте п.1 параграфа 27-28 и сформулируйте основные цели персов и греков в предстоящих войнах.

Сформулируйте первую причину победы греков.

2. Чтобы ответить на второй вопрос, мы с вами попытаемся восстановить основные события греко-персидских войн.

Прочитайте п.1 параграфа «Сражение при Марафоне», рассмотрите карту и схему сражения на стр.148 и сформулируйте причины победы греков в этом сражении.

Греки понимали, что войны ещё не выиграны. Воспользовавшись неожиданной передышкой в 10 лет, пока персы подавляли восстания покорённых народов, греки стали готовиться к новым сражениям. Стратег Фемистокл смог убедить афинян в необходимости строительства флота. Через 2 года афиняне уже располагали 180 триерами, что сделало их флот самым сильным в Элладе.

Рассмотрите 2 рисунка на стр. 150. В чём была сила триер? В чём заключалась сложность гребли на триере?

Таким образом, вы можете сформулировать ещё одну причину победы греков.

Угроза нового вторжения заставила греков действовать. На стр. 151 п.5 первое предложение - прочитайте и сформулируйте ещё одну причину победы греков.

Персы через 10 лет снова начинают поход на Грецию. Армия под предводительством царя Ксеркса готовиться к новому походу. Как персы готовятся к походу? Найдите ответы на стр. 150-151 п.4.

Какие качества характера проявил Ксеркс, приказав казнить строителей понтонного моста и высечь море?

Соответствуют эти качества идеалу свободы греков?

Ещё 2 крупных сражения выделяют историки в греко-персидских войнах. Давайте узнаем, какие качества проявили греки в этих сражениях.

Рассказ учителя по карте и схеме на стр.152 о Фермопильской битве 480 г. до н.э.

Лучшие качества спартанцев проявились в этом сражении Посмотрите отрывок из фильма «300 спартанцев» и ответьте на вопрос - какие это качества?

Ещё одно крупное морское сражение состоится в Саламинском проливе. Прочитайте п.6 стр. 152, рассмотрите схему на стр.153 и ответьте, какие причины помогли грекам победить?

3.В 479 году до н.э. в сражении близ города Платеи были разгромлены оставшиеся войска персов. Но война продолжалась ещё много лет. Что же стало воплощением единства греков в греко-персидских война? Найдите ответ на стр. 153 посл.абз.

Таким образом, дайте ответ на проблему урока - «Почему греки смогли победить в греко-персидских войнах?»

Читают, формулируют причины.

Для персов:

- завоевать весь мир

- нажива

- захват рабов

Для греков:

- защита своей независимости, свободы.

Формулируют: «Греки воевали за свою свободу и независимость».


Читают, рассматривают, формулируют причины победы греков в Марафонской битве:

- полководческий талант Мильтиада

- построение в виде фаланги




Рассматривают рисунки, анализируют, отвечают. Сила: быстроходные (т.к. было 3 ряда вёсел), маневренные (есть и паруса, и вёсла), вытянутый нос с тараном.

Сложность гребли - гребцам необходимо было действовать слаженно, нужна была подготовка и тренировка.

Формулируют: «Греки смогли создать сильный флот»

Читают, формулируют: «Греческие полисы объединились в военный союз во главе со Спартой»

Читают п.4, отвечают: «Включает в свою армию воинов из различных покорённых народов, по морю двигается флот из 1207 кораблей»


Жестокость, деспотизм.

Не соответствуют, потому что греки превыше всего ценят свободу.



Смотрят отрывок из фильма. Отвечают: «Мужество, отвага, непреклонность, доблесть, честь и честность».


Читают, рассматривают схему сражения, отвечают: «Тайный замысел Фемистокла, его полководческий талант, преимущества греческого флота»


Читают, отвечают: «Афины для продолжения борьбы с Персией основали и возглавили Афинский морской союз»

Формулируют причины:

- греки смогли объединиться перед лицом врага

- был создан сильный флот

- талантливые стратеги

- греки защищали свою свободу и независимость

- мужество и отвага греков

+




+








+


+








+

+




+





+



+


+








+




+




+





+









+


+


+

+




+





+


+



+








+















+

+



+


+




+

Работа текстом учебника



Работа с текстом учебника, картой и схемой сражения



Работа с учебной иллюстрацией



Работа с текстом учебника

Работа с текстом учебника







Работа с текстом учебника, картой и схемой сражения

Первичное закрепление

Откройте рабочую тетрадь стр. задание №3. (Запишите, чем прославились следующие воины в ходе греко-персидских войн)

Самостоятельно выполняют задание в раб.тетради. Проверяем.


+

Работа с заданием в раб.тетради

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Откройте рабочую тетрадь стр. задание №4. Выполните самостоятельно и проверьте себя по учебнику.

Выполняют, проверяют.



+

Письменное задание.

Повторение, рефлексия

  • Итак, подводим итог нашего урока. Перед вами листочки с незаконченными предложениями. Выберите 1 любое предложение и продолжите его.

  • "После урока мне захотелось…";

  • "Сегодня я узнал …";

  • "Сегодня мне удалось…";

  • "Я сумел…";

  • "Было интересно…";

  • "Было трудно…";

  • "Я понял, что…";

  • "Теперь я могу…";

  • "Я научился…";

  • "Меня удивило…"

Заполняют листы. По желанию озвучивают то, что написали.


+

Итог урока

Запишите д/з. § 127-28 прочитать. Вопрос №6.

Подготовьте краткий рассказ о Греко-персидских войнах, используя памятку №10.

Записывают д/з.






© 2010-2022