Великие люди Казахской степи

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Клоппертанц Светлана Ивановна



ГУ «Мичуринская средняя школа» акимата Костанайского района

учитель истории и обществоведения

Педагогический стаж работы 36 лет

Телефон 87773739140

[email protected]



Предмет: История Казахстана

Тема урока: «Великие люди Казахской степи»


Цель: Систематизация знаний о возникновении государственности на территории Казахстана, ее особенностях, структуре и роли исторических деятелей в ее развитии.

Задачи:

Образовательная: обобщение знаний об условиях формирования и образования Казахского ханства, структуре, внутренней и внешней политике, охарактеризовать , исторические личности Казахской степи;

Развивающая: развитие умений определять причинно - следственные связи, выделять главное в исторических источниках, делать логические выводы, формирование навыка самостоятельной работы;

Воспитательная: воспитание казахстанского патриотизма и уважения к историческому прошлому своего государства.

Тип урока: урок обобщения -повторения пройденного материала

Методы урока:

объяснительно-иллюстративный - беседа с опорой на уже полученные знания, работа с картой, таблицей, схемой, рисунками;

репродуктивный - работа с понятиями, выделение дат основных событий, заполнение кроссворда, таблиц, работа с картой;

исследовательская -работа с учебником, дополнительной литературой по поиску ответа на задания.

Межпредметные связи: Казахская литература, казахский язык

Наглядность и ТСО: Компьютер, карта «Казахское ханство в XV - XVI в.в.», портреты деятелей истории, хрестоматия по истории Казахстана, тексты произведений по казахской литературе.

Форма проведения урока: работа в группах


«…Каждый гражданин, углубляясь в историю,

должен стать достойным

продолжателем дел своих предков…»

Н. Назарбаев

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент


  1. Вступительное слово учителя

Ребята, перед вами карта Казахстана, государственность которого уходит далеко в прошлое. В 2015 году мы отмечаем 550 - годовщину создания Казахского ханства, из прошлых уроков мы знаем, что это было непростое время. Мы с вами изучили вопросы образования Казахского ханства. Сегодня на уроке мы должны будем повторить основные моменты данного исторического процесса, особое внимание мы уделим Великим людям Казахской степи.

(Включаем видео запись электронный учебник «Образование Казахского ханства» фрагмент)

Прежде чем начать нашу работу, нам всем необходимо подготовиться, представить группы и получить задания

1 группа «Казахские бии»: Раскрыть особенности возникновения государственности в кочевом обществе.

Великие люди Казахской степи

2 группа «Казахские ханы»: Доказать наличие государственности и выделить особенности в объединениях усуней, гуннов, сакских племен.

Великие люди Казахской степи

3 группа «Казахские батыры»: Доказать наличие государственности в тюркскую эпоху и выделить особенности.

Великие люди Казахской степи

(Защита проходит в форме курултая знати. Каждая группа подготовила слайд - презентацию по своему заданию. Д.З.)


  1. Работа в группах. Задание группам

1 группа. «Казахские бии»: О каких ханах идет речь? Вписать недостающее.

1. Во время правления этого хана численность населения ханства увеличилась до 1 млн. чел…………

2. В период правления этого хана был принят свод законов «Жеты Жаргы»………..

3. Этот хан расширил границы ханства на запад и установил дружественные отношения с Россией и Бухарой………….

4. Этот хан возглавил борьбу казахов с джунгарами…………

5. Этот хан усилил свою власть и вновь объединил все три жуза……….

6. Во время правления этого хана государство достигло наивысшего могущества………..

7. Этот хан был первым правителем Казахского ханства. ………….

2группа. «Казахские ханы»: Решить кроссворд. Ключевое слово «Батыр»

1. Этого батыра звали Ерасыл, но за свое мужество и силу получил прозвища: избасар карбала, дарабоз, кабан.

2. Этому батыру посвятил свою поэму М. Жумабаев

3. Этому батыру правительство России присвоила звание тархан, как военачальнику и послу.

4. Этот батыр защищал земли Жетысу, геройски погиб, его могила находится в г. Алматы.

5. Имя этого батыра стало известно в Казахской степи после поединков с джунгарскими батырами.


Б


А


Т


Ы

Р


ОТВЕТ: Кабанбай. Баян. Есет. Райымбек. Наурызбай.

3 группа «Казахские батыры» О каком бии идет речь?

1. Родился на территории Жамбыльской области в местности Жайсан, управлял Старшим жузом, являлся советником хана Тауке……

2. Родился на территории Казыбекского района Карагандинской области, отличался неповторимым ораторским искусством (Гусиноголосый), советник хана Тауке….

3. Происходил из Западного Казахстана, потомок батыра Жалантоса, управлял Младшим жузом , поэт его произведения полны размышлений о смысле жизни, морали, этике……

Выполнив успешно задания группы собираются вместе и подводят итоги работы каждой группы. Побеждает та группа, которая набрала наибольшее количество баллов, при этом каждый участник оценивается согласно полученным баллам.

IV. Вывод. Как вы считаете?

(Включаем видео запись электронный учебник. Фрагмент)

1. По каким признакам можно судить о мощи и авторитете Казахского ханства? Работа в группах.

(Защиту представить в виде таблиц: Презентация)


  1. Рефлексия

Я выполнил свои задания потому, что

- они мне важны и пригодятся в будущем….

- они интересны и необходимы…….

- каждый из нас должен знать……

VI.Домашнее задание.

Домашние задание: Подготовить реферат на тему по группам: «Великие люди Казахской степи»

Чтобы не бело повторений, каждая группа берет определенный период истории Казахского ханства. Группа сама решает кого представить в реферате

1 группа. «Казахские бии» Образование единого Казахского ханства.XVв.

2группа. «Казахские ханы» Укрепление ханства XVI-XVIIвв.

3 группа «Казахские батыры» XVI-XVIIвв.социально-экономическое положение.

В конце урока, я хотела бы еще раз обратить внимание на карту нашего государства. И завершить словами Лидера Нации: «Есть великое понятие - Родина. Когда речь заходит о ее защите, каждый в первую очередь думает о родном шаныраке, об отце с матерью, братьях и сестрах, детях, внуках. И с праведными помыслами идет защищать Отечество. Поэтому надо знать свою историю. Будущее народа, который не знает и не чтит свою историю, весьма туманно. И свои слова подкрепил образным сравнением: "Не будь глубоки корни у старого дуба, не устоять ему в бурю

© 2010-2022